Деловая игра на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»
Данный план проведения занятия предполагает использование метода "деловая игра". Деловая игра по теме должна способствовать формированию у студентов прочных практических навыков и умений в изучении дисциплины "Анализ финансово хозяйственной деятельности" для специальности СПО "Экономика и бухгалтерский учет".
В ходе занятия студенты выполняют следующие задания:
- решение конкретных практических ситуаций по анализу резервов роста объема производства;
- разработка мероприятий по увеличению выпуска продукции .
В результате, проведенное занятие должно обеспечить комплексное решение проблемы обучения, воспитания и развития логического мышления и познавательных способностей студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж
План
аудиторного занятия
Деловая игра на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»
по дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности
для специальности
080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
Бронницы, 2011
Деловая игра по теме должна способствовать формированию у студентов прочных практических навыков и умений по анализу резервов роста объема производства, изучению влияния важнейших факторов на рост или снижение объема производства и продажи продукции, а следовательно увеличению прибыли предприятия, быстрому и правильному нахождению оптимальных решений в условиях рынка.
В ходе занятия студенты выполняют следующие задания:
- решение конкретных практических ситуаций по анализу резервов роста объема производства;
- разработка мероприятий по увеличению выпуска продукции .
План занятия.
Тема занятия «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»
Цель занятия:
- Образовательная: обеспечить закрепление знаний по анализу резервов роста объема производства, способствовать формированию умений и навыков по анализу резервов роста объема производства, изысканию неиспользованных резервов роста.
- Развивающая: способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления причин роста или снижения объема производства и влияние их на величину объема производства. Формировать умение экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных ситуаций, умение отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.
- Воспитательная: обеспечить формирование значения роли бухгалтера в проведении анализа резервов роста объема производства.
Объект анализа- машиностроительное предприятие, производящее станки и оборудование.
Ход и содержание занятия.
- Организация урока: проверка посещаемости, подготовленности аудитории к занятиям, наличие тетрадей для практических работ, раздача вычислительной техники.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Вводный инструктаж: преподаватель определяет степень готовности студентов к практической работе. Опрос по тестам.
- Подведение итогов опроса: преподаватель отмечает активность студентов, хорошие и плохие ответы, степень готовности группы к проведению деловой игры.
- Мотивация: разъяснение задач повышения рентабельности производства и продажи продукции.
- Раздача методических рекомендаций, и знакомство с содержаний этих рекомендаций. Разъяснение всем участникам условий и правил, распределение обязанностей .
Участники игрового комплекса: преподаватель-арбитр, директор предприятия, зам. директора по экономической части, менеджер, экономисты, бухгалтеры, эксперты.
Группа по анализу резервов использования труда: директор, менеджер, эксперты.
Группа по улучшению использования средств труда: зам. директора, экономисты, эксперты.
Группа по улучшению использования сырья и материалов: зам. директора, бухгалтеры, эксперты.
- Самостоятельное выполнение задания.
Задание 1. Анализ производства и продажи продукции выполняется студентами самостоятельно. Преподаватель контролирует студентов, требует самостоятельности выполнения задания, указывает время его выполнения, постоянно направляет работу студентов, оказывает помощь.
Задание 2. Разработка резервов роста производства и продажи выполняется в форме производственного совещания. В процессе игры студенты фиксируют выводы, делают расчеты по резервам роста объема производства. Совещание проводит зам. директора по экономическим вопросам предприятия. В начале совещания выступает директор: формулирует цель и задачи, которые следует решить в ходе совещания, затем представляет слово остальным участникам игры, которые в своих выступлениях предлагают пути увеличения производства продукции. В ходе производственного совещания участники игры имеют право выступать повторно, если они не согласны с предложениями других студентов, аргументируя свои возражения. На протяжении всего совещания экономисты ведут учет высказанных предложений и разрабатывают мероприятия по росту объема производства. Эксперты оценивают высказанные предложения в баллах.
- Подведение итогов, обсуждение игры, выбор наиболее удачных решений по росту объема производства, оценка творческого подхода, активности и качества работы участников игры.
- Технические средства: компьютер, проектор, экран, калькуляторы.
В результате, проведенное занятие должно обеспечить комплексное решение проблемы обучения, воспитания и развития логического мышления и познавательных способностей студентов.
Используемая литература
Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008.
Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия (объединения) / Под редакцией А.И. Бружинского, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2006.
Приложение 1.
Методические рекомендации для проведения деловой игры.
- Перед началом игры записать в тетради ее наименование, содержание, цель, дату. Окончив работу, необходимо убрать рабочее место и сдать работу на проверку.
- Выполнить задание 1. Для этого произвести расчеты по анализу резервов роста объема производства и продажи продукции, записать их в тетрадь, расчет недостающих показателей внести в табл. 1- 4.
В ходе анализа произвести следующие расчеты:
«А». Определить недостающие показатели в табл.1, 2, 3, 4.
«Б». Рассчитать размер влияния на объем производства и продажи продукции : трудовых ресурсов, основных средств, материальных ресурсов.
Данные для расчета фондоотдачи Таблица 1.
Показатели | Базис. год | Отчетный год | Отклонение (+,-) | Темп роста, % |
| 21200 | 21430 | ||
| 19500 | 18348 | ||
| 10725 | 10385 | ||
| 6650 | 6823 | ||
| ||||
| ||||
| 18 | 19 | ||
| 369,4 | 359,1 |
Продолжение табл. 1.
| 305 | 303 | ||
| 11309,4 | 12550,3 | ||
| 2,06 | 2,18 | ||
| 8,0 | 8,0 | ||
| 0,68 | 0,69 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Анализ использования сырья и материалов Таблица 2
Показатели | План, тыс.руб. | Факт, тыс.руб. | Отклонение, тыс.руб. |
| 21200 | 21430 | |
| 8692 | 8465 | |
| |||
| 8786 | ||
| +43 | ||
| +45 |
Анализ затрат рабочего времени Таблица 3
Показатели | План | Факт | Отклонение |
| 400 | 417 | |
| 703,74 | 738,0 | |
В том числе сверхурочно, ч | 21,1 | 22,4 | |
| 88,8 | 92,0 | |
| |||
| |||
| 9,5 | 9,9 | |
|
Анализ использования трудовых резервов таблица 4
Показатели | План | Факт | Отклонение |
| 21200 | 21430 | |
| 490 | 510 | |
| 400 | 417 | |
| |||
| 703,74 | 738,0 | |
| |||
| |||
| |||
|
- Выполнить задание 2 , написав для этого выводы по анализу резервов роста объема производства, причем каждая группа выполняет свое задание.
Группа по анализу использования рабочими средств труда обобщает результаты расчетов табл. 1. Формулирует и разрабатывает мероприятия по росту объема производства за счет:
А) приращения объема продукции в результате ввода нового оборудования.
Б) приращения объема продукции вследствие ликвидации потерь рабочего времени оборудования.
В) приращения объема продукции от введения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.
Группа анализа улучшения использования предметов труда( сырья и материалов) обобщает результаты расчетов табл.2, формулирует выводы и разрабатывает мероприятия по росту объема производства за счет снижения норм расхода сырья.
Группа по анализу улучшения использования труда обобщает результаты расчетов табл. 3, 4. Формирует выводы и разрабатывает мероприятия по росту объема производства продукции за счет:
А) создания дополнительных рабочих мест.
Б) ликвидации потерь рабочего времени.
В) улучшения организации производства и труда.
Приложение 2
Инструкции для участников деловой игры
Директор, зам. директора по экономическим вопросам должны показать умение:
- Вести производственное совещание.
- Принимать оптимальные решения по улучшению деятельности предприятия.
- Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.
Экономист, бухгалтер должны показать умение:
- Делать выводы по анализу резервов роста объема производства и продажи продукции.
- Обобщать разработанные предложения.
- Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.
Менеджер в процессе игры должен показать умение:
- Применять знания структуры производства, организации производства и труда, выполнения договоров поставки продукции, увеличения объема продаж, путей снижения материальных затрат.
- Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.
Эксперты в ходе деловой игры должны оценить:
- Обладают ли представители необходимыми знаниями и умениями.
- Правильно ли разрешена ситуация, обосновать ответ.
- Все ли мероприятия способствуют росту объема производства.
- Умеют ли участники вести деловой спор.
- Знают ли представители круг своих полномочий в решении данного вопроса.
- Правильно ли проведено производственное совещание.
Комментарии
Надеюсь на позитивную критику