Презентации по дисциплине "Основы экономики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prezentacii_Osnovy_ekonomiki_chast1.rar | 1.96 МБ |
Prezentacii_Osnovy_ekonomiki_chast_2.rar | 92.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ –
Филиал государственного образовательного учреждения
Уральский государственный университет путей сообщения
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Презентации для проведения лекций
по дисциплине «Основы экономики»
Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна
Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» 3
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ 6
ВВЕДЕНИЕ
Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки студентов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества преподавателей. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения студентов.
Презентации к лекциям «Основы экономики» включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы преподавателя.
Также приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов.
Разработанные презентации по семи темам дисциплины «Основы экономики» отличаются применением анимационных эффектов, что позволяет использовать технологию проблемного обучения, то есть студентам предлагается просматривать не весь слайд в полном объеме, а различные блоки, схемы, определения выводятся преподавателем после обсуждения проблемы и являются кратким изложением сути.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Тема «Структура общественного производства».
Является одной из первых тем изучения дисциплины «Основы экономики». После обозначения основных составляющих общественного производства (слайд 2), преподаватель останавливается подробно на каждом блоке, дает определение и ставит студентам задачи по приведению примеров материальных и нематериальных благ, материальных услуг (слайд 4), а также при обсуждении, что нужно для организации производства, составляется схема «Факторы производства» (слайд 3)
Тема «Проблема выбора в рыночной экономике и уровни её решения»
После обозначения целей и задач занятия выявляются потребности человека по треугольнику Маслоу (слайд 2), здесь прослеживаются межпредметные связи с такими дисциплинами как «обществознание», «философия», «психология».
Выявляется проблема ограничения и рационального использования ресурсов: минимизация затрат и максимизация результатов (слайд 3).
Выявляются производственные возможности, обсуждаются данные возможности на примерах самих студентов (слайд 4).
Формулируются фундаментальные вопросы экономики (слайд 5) и на каких уровнях они решаются (слайд 6).
Тема «Задачи экономической политики»
Перед студентами ставится проблема: кто осуществляет экономическую политику и какую цель она должна преследовать (слайд 2). В процессе обсуждения и рассуждений формируются основные задачи экономической политики (слайд 3).
Тема «Экономические системы и её типы»
Тема «Рыночное хозяйство»
После записи определений «рынок» и «рыночное хозяйство». Студентам задается вопрос: кто взаимодействует на рынке, таким образом выявляются субъекты и объекты рынка, изображается схема (слайд 2).
Поэтапно составляется таблица «классификации рынков», с предварительным обсуждением типов рынка (слайд 3)
Тема «Теория спроса и предложение»
Формируется понятие «спрос», обсуждается потребительское поведение студентов, выводится закон спроса и иллюстрируется графически (слайд 2). Затем студентам задается вопрос: что может способствовать покупке того или иного товара или что заставит/остановит вас купить или не купить товар. После совместного обсуждения формулируются неценовые факторы влияющие на спрос (слайд 3).
Дается определение «эластичность спроса». Для лучшего понимания, обсуждается проблема: товары первой необходимости обладают эластичным или неэластичным спросом (слайд 4).
Формируется понятие «предложение», студентам предлагается войти в роль производителей или продавцов товаров, выводится закон предложения и иллюстрируется графически (слайд 5). Затем студентам задается вопрос: что может заставить вас больше производить товара. После совместного обсуждения формулируются неценовые факторы влияющие на предложение (слайд 6), к каждому фактору записываются комментарии.
Дается определение «эластичность предложения» (слайд 7).
После формулировки «рыночного равновесия» изображается график выявляются ситуации нарушения равновесия (дефицит и профицит). Обсуждается поведения продавцов и покупателей в этих ситуациях, записываются механизмы восстановления равновесия.
Тема «Производственные фонды предприятия и издержки производства»
Формулируется определение производственных фондов, выявляются их разновидности, обсуждаются примеры основных и оборотных фондов (слайд 2).
Дается определение «амортизация», рассматриваются виды износов (моральный и физический).
После определения «издержек производства», выявляются затраты предприятий связанные с объемом выпуска продукции и независящие от производства, рассматриваются и обсуждаются примеры (слайд 3). В завершении обсуждения записываются формулы всех видов издержек (слайд 4) и разбирается на примере задача.
Тема «Конкуренция»
Аудитории предлагается обсудить понятие «конкуренция», где мы с ним стакиваемся. После записи определения выявляем виды конкуренции и рассматриваем их на примерах (слайд 2).
Затем, студентам предлагается войти в роль продавцов и обсудить методы и способы привлечения клиентов (слайд 3).
На слайде 4 рассматриваются формы конкуренции и три типа возможных рыночных ситуаций: монополия (слайд 5), олигополия (слайд 6), монополистическая конкуренция. Каждый тип обсуждается, приводятся примеры.
Помимо использования рассмотренных слайдов по семи темам во время объяснения нового материала, также рекомендуется использовать их при повторении пройденного материала: перед началом опроса по указанным темам, перед проведением контрольных работ и другими способам контроля знаний.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Использование мультимедийных технологий позволяет снабдить предмет «Основы экономики» простыми, наглядными схемами, таблицами, пояснениями - легкими для восприятия. В данной методической разработке остался неохваченным один из разделов экономической теории – «Макроэкономика», а также темы, которые вызывают затруднение у студентов из-за сложности восприятия большого объема текстовой информации, такие как «Налоговая система РФ» и «Бюджетная система РФ». Разработанные в будущем презентации по указанным темам позволят структурировать, упростить подачу материала и обеспечат лучшее восприятие материала со стороны студентов.
7
Подписи к слайдам:
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Тема: Конкуренция
Цель: Познакомиться с понятием «конкуренция» и её видами. Выявить типы рыночных ситуаций при несовершенной конкуренции, такие как: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Определение «Конкуренция»
КОНКУРЕНЦИЯ – это общественная форма столкновения
субъектов рынка в процессе реализации их собственных
экономических интересов.
Виды конкуренции
Внутриотраслевая (ВО)
Межотраслевая (МО)
Конкурируют предприятия одной
и той же отрасли за лучшие
условия сбыта товара
Борьба идет между
предприятиями разных отраслей
за сферы наиболее прибыльного
вложения капитала
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Методы конкурентной борьбы
Методы борьбы
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция
Борьба путем
снижения себестоимости
Послепродажное
обслуживание
Акции, подарки
Реклама
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Формы конкуренции
Формы конкуренции
Совершенная
Несовершенная
Свободный рынок, фирмы не
могут влиять на цену своего
товара, она складывается под
влиянием спроса и предложения
Фирмы
могут
влиять на
цену своей
продукции
Монополия
Олигополия
Монополистическая
конкуренция
Ситуация при
которой на рынке
действует один
продавец
Ситуация на рынке,
при которой действует
небольшое количество
крупных фирм
Большое количество
продавцов с
однотипными товарами,
но различающиеся
по своим параметрам
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Монополия
Свойства монополии:
Товар не имеет аналогов и товаров-заменителей
Перераспределение излишка товара
Естественная
Случайная
Искусственная
Виды монополии
Формируется на
основе
технологических
потребностей
Возникает на
основе сговора
или поглощения
конкуренции
Временное
превышение
спроса над
предложением
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
Олигополия
Виды олигополии
Основанная на
соперничестве
Основанная на
сотрудничестве
Картель
«Лидерство
в ценах»
Примечание: Картельные соглашения запрещены законодательно,
но существуют в форме тайного сговора.
Челябинский институт путей сообщения Автор: Масьянова Ильмира Тальгатовна 2010
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!