ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Из опыта моей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaytsevae.v.mbou_ssh_no40kruglyy_stol.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайцева Елена Владимировна,
учитель биологии и химии
МБОУ «СШ № 40» города Смоленска
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Важной составной частью функциональной грамотности обучающихся является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах. Данный вид грамотности включает в себя понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
При определении уровня сформированности естественно-научной грамотности у российских школьников, обучающиеся демонстрировали достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями и испытывали затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности (в том числе и естественно-научной) у обучающихся на уровне общества.
Перед учителем встаёт вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём. Под ним можно понимать конкретное действие учителя и обучающихся, направленное на достижение образовательного результата. Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное и интегрированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес детей к изучению естественнонаучных предметов. Такие задания изменяют организацию урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности, функционировать в ней.
Для обучающихся пятых классов эффективно использовать игровой метод. Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество. При этом можно использовать метод «Кластеров», приёмы «Да-нетка», «Лови ошибку», «Мудрые совы» и др.
Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к их решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов. Нет такой области человеческой деятельности (в технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей), в которой не было бы открытых задач.
Поэтому, на мой взгляд, эффективным будет являться метод по решению таких задач. Для того, чтобы обучающиеся научились решать данный тип заданий, их сначала надо погрузить в мир таких задач, дать возможность порешать подобные задачи, затем познакомить с разными приёмами решения, учить находить противоречие, искать ресурсы, видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений (иногда очень смелые или даже фантастические).
Приведу пример задачи, которую можно решить с помощью различных приёмов: «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?». Нужно предложить как можно больше разных вариантов решения данной задачи.
Данная задача должна иметь множество решений, опирающихся на разные приёмы:
- Чтобы предупредить заболевание, сделать прививку (приём «Предварительное действие»).
- Во избежание данных проблем, не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).
- Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (специальными службами). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)
- Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник»)
- Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)
- Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)
- Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в медицинскую лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)
- Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в медицинском учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)
Нужно после обсуждения предложить учащимся выбрать окончательное идеальное решение проблемы.
В данном случае используются приёмы решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Можно использовать и приёмы ТКРМ («Мозговой штурм», «Корзина идей»).
Ещё один метод, который я использую в своей работе, это решение ситуационных задач. Данный вид задач являются важнейшим ресурсом для учителя в обучении детей по разрешению жизненных проблем с помощью предметных знаний.
Модель ситуационной задачи включает в себя: привлекательное название, личностно-значимый познавательный вопрос, набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.), шесть заданий по работе с текстом (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку), итоговый ответ на личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.
Пример задачи: «Пища для мозга».
Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим». Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древняя Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.
В России первоначально сахар продавали в аптеках. В нашей стране первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия появились в 1801-1802 годах. В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг.
Задание.
1. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.
2. Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Составьте схему, которая показывает процесс получения сахара.
3. Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:
а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании;
б) реакция с «известковым молоком».
4. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов. Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.
5. На основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека.
6. Выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Чаще требуется знание нескольких учебных дисциплин для ее решения.
Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение межпредметных результатов.
В силу своей межпредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда обучающиеся, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации обучающихся к познавательной деятельности.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» обучающегося за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это позволяет ситуационной задаче стать инструментом организации социальной практики обучающихся (выход на разработку социальных проектов).
Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках, а также во внеурочной деятельности, позволяют мне более эффективно формировать естественно-научную грамотность обучающихся, уровень их общего развития, сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
Список литературы
1. Л. И. Асанова ,И.Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России,2021. – 84с.
2. С.Е. Мансурова, Е. Е. Камзеева, С. В. Иванеско, С. И. Мелина, Е. Е. Банникова и др. Развитие естественно-научной грамотности на основе предметного и межпредметного содержания/ методическое пособие для учителя/. - Москва: Академия Минпросвещения России,2021. – 132с.
3. Г. В. Пичугина Ситуационные задания по химии.8-11 классы. ФГОС. - Москва: Вако ,2014.-144с.