Мастер- класс по теме «Изучение экологических проблем родного края посредством проектной деятельности во внеурочное время».
В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.11 КБ |
![]() | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Данилова Татьяна Николаевна, учитель биологии и химии в МБОУ «Новоильмовская СОШ» Черемшанский муниципальный район РТ.
Тема «Изучение экологических проблем родного края посредством проектной деятельности во внеурочное время».
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в обучении на уроках естественных наук. Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является использования инновационных образовательных технологий, а именно организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках естествознания, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе. Технология проектной деятельности создаёт хорошие возможности для развития у учащихся рационального мышления, опыта творческой деятельности, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира.
Исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:
1- Постановка проблемы (изучаемый объект);
2- Поиск информации( социальная сеть, литература, энциклопедия);
3- Практическая направленность (проведение эксперимента, наблюдение и т.д.);
4.- Оценка проекта- демонстрация результатов (научно-практические конференции, выступления на уроках и т.д.).
Зеленый лист
Вопрос: -Какое значение в природе у растений?
Ответ: Они являются продуцентами, создают первичную продукцию процессом фотосинтеза. В них много питательных органических веществ и витаминов, необходимых для живых организмов (животным).
Красный лист
Вопрос: -Какое значение в природе у животных?
Ответ: Они питаются готовой органической пищей (гетеротрофы);
Являются санитарами, поедая старых больных животных; травоядные- распространят семена растений; участвуют в круговороте веществ; опыляют цветки, очищают водоемы.
Оранжевый лист
Вопрос: -Какое значение в природе у грибов?
Ответ: участвуют в почвообразовании, находятся в симбиозе с растениями, являются пищей для многих организмов.
Синий (голубой) лист
Вопрос: -Какое значение в природе у бактерий?
Ответ: участвуют в почвообразовании, находятся в симбиозе с растениями (с бобовыми), в окислении биологических процессов- брожение.
Работа в парах
Создать пищевую цепь из данных организмов. Все наклеить на белую бумагу (для всей команды один лист) в порядке: растение- травоядное-хищники- редуцент (бактерии). Показать стрелками, кто кого поедает.
Работа в парах
Создать ярусное расположение растений. Все наклеить на белой общей бумаге (для всей команды один лист) в порядке: трава- кустарник-кустарниковое дерево-высокорослое дерево.
Перед вами объекты- это птица- цапля; река, растение и рыба. – Вам необходимо изучить их, а потом через три минуты ответить на вопросы:
- Что объединяет эти объекты между собой, какая определенная связь?(взаимоотношения, пищевая цепь, местообитание и т.д.)
- Что общего между ними- цаплей и рекой ? (среда обитания, образ жизни)
Один из Вас ответит на вопрос: -Что объединяет данные организмы?
1. Взаимоотношение- цепь питания; 2. Круговорот веществ в природе; 3. Приспособленность организмов; 4- Многообразие видов.
Таким образом, в своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов.
Общеучебные умения и навыки, которые формируются в проектно-исследовательской деятельности:
1.Рефлексивные.
2.Поисковые (исследовательские).
3.Умения и навыки работы в сотрудничестве.
4.Менеджерские.
5.Коммуникативные.
6.Презентационные.
7.Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Выводы: Учащиеся принимающие участие в творческом проекте шаг за шагом достигают высокого уровня, а главное, делают огромный успех в познании своего родного края. От знакомства с родной природой, с тем, что окружает нас, легче прийти к пониманию своей Родины, своей страны. Важно увидеть связи, существующие между природой и человеком, между малой и большой Родиной.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения.
Однообразие и скука- враги творчества! Спасибо за внимание!
Подписи к слайдам:
Проведение эксперимента с оборудованием «Точка Роста»
Опыт «Действие кислого раствора на металл и коралл» Вывод: В результате на нержавейке появилось белое пятно, окись, который в дальнейшем может заржаветь, простая сталь заржавела через 6 ч. На коралле появилось потемнение и пузырьки.
Этапы проектной технологии Постановка проблемы Поиск информации Практическая работа Оценка проекта
Что объединяет данные организмы?
КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ГРЫЗОЕД Попробуйте описать внешний облик данных организмов?
КРАСОЦВЕТ Это растение необыкновенной красоты, с крупным цветком. Листья у него длинные. Стебель высокий .
ЦВЕТОГРЫЗ Это животное. Грызун. Лапки приспособлены, чтобы залезать на растения. Ротовые органы приспособлены, чтобы грызть.
ГРЫЗОЕД Это – хищник. Мощные челюсти. Большие глаза и уши. Быстро бегает.
Если они существуют вместе, значит они как-то связаны друг с другом? КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ГРЫЗОЕД Названия отражают связи . Только ли пищевые отношения связывают эти виды? Цветогрыз прячется в зарослях красоцвета. Цветогрыз может разносить семена красоцвета. Грызоед служит санитаром для цветогрыза.
КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЫЗОЕД Представим, что в результате какой-то эпидемии резко сократится численность цветогрызов. Красоцвет разрастается, т. к. его никто не будет есть. Грызоедов станет меньше, т. к. мало корма.
СОРВАТЬ Посадить в клетку Истребить на мех ? ? ? Для красоты Как лекарственное Выращивание Приручил. Одомашнил. Истребление. Мех. Мясо. Установил взаимоотношения, став звеном данной цепи.
Что объединяет данные организмы?
А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса». Однообразие и скука- враги творчества!
Спасибо за внимание !