Рабочая программа для индивидуальных и групповых занятий по биологии. Ботаника. 6 класс.
Ведущая идея курса:
в единстве с основным школьным курсом биологии данный курс занятий будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для индивидуальных и
групповых занятий по биологии 6 класс Ботаника
Пояснительная записка:
Ведущая идея курса:
в единстве с основным школьным курсом биологии данный курс занятий будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
- развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получили при изучении курса природоведения (5 класс) и биологии (6 класс). Курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю.
Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.
Структура и содержание курса
В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса включает 5 основных тем:
- Многообразие растений
- Особенности строения растений
- Процессы в жизни растения
- Времена года и растения
- Правда и вымысел о растениях.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
Всего | |||
Вводное занятие | 1 | ||
1. | Многообразие растений. | 2 | |
2. | Особенности строения растений. | 5 | |
3. | Процессы в жизни растения. | 4 | |
4. | Времена года и растения. | 1 | |
5. | Правда и вымысел о растениях | 4 | |
Итого: | 17 |
Содержание
(0,5 час в неделю; всего 17 часа)
Вводное занятие (1 час)
Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.
Тема 1. Многообразие растений ( 2 часа).
Признаки царства растений.
Роль растений в природе и жизни человека.
Растения своей местности; охраняемые растения.
Тема 2. Особенности строения растений (5 часа)
Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.
Видоизменения органов и их значение в жизни растений.
Тема 3. Процессы в жизни растения (4 часов).
Процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Газообмен. Транспирация. Растения и вода.
Рост и развитие растений. Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире. "Слышат" ли растения? Движение у растений. Цветочные часы.
Тема 4. Времена года и растения (1 часа)
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Весенние первоцветы.
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (4 часов)
Легенды и предания о растениях.
Живые барометры.
Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
Растения в символах, гербах, флагах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | |
1. | Вводное занятие | |
Тема 1. Многообразие растений (2часа) | ||
2. | Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека. | |
3. | Охраняемые растения."Красная книга". | |
Тема 2. Особенности строения растений (5 часа) | ||
4. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. | |
5. | Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами). Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.) | |
6. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы). Зоны корня (роста, всасывания, проведения). | |
7. | Гомологичные органы. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. | |
8. | Видоизменения органов и их значение в жизни растений. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки). | |
Тема 3. Процессы в жизни растения (4 часов) | ||
9. | Процессы жизнедеятельности в растительном организме. | |
10. | Газообмен. Транспирация. Растения и вода. | |
11. | Движение у растений. Цветочные часы. | |
12. | Половое и бесполое размножение. | |
Тема 4. Времена года и растения (1 часа) | ||
13. | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Весенние первоцветы. | |
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (4 часов) | ||
14. | Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях. | |
15. | Живые барометры. | |
16. | Растения в символах, гербах, флагах. | |
17. | Легенды и предания о растениях | |
Требования к учащимся.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности растений
- значение растений в природе и жизни человека
- растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
- основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
- проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
- пользоваться лабораторным оборудованием,
- находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
- прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы
Результатами данной программы будут:
1. новые дополнительные знания по биологии;
2. овладение новыми практическими навыками;
3. умение работать самостоятельно и в группе;
4. ориентация на выбор естественнонаучного образования в дальнейшем.
Список рекомендуемой литературы
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон, 2000.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2003.
3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., Просвещение, 1981.- 127 с., ил.
4. Симаков Ю.Г. Живые приборы.- М.: Знание, 1986.
5.Энциклопедический словарь юного биолога/ сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.
Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. - М.: Аванта +, 1995.