Рабочая программа для индивидуальных и групповых занятий по биологии. Ботаника. 6 класс.

Климович Ольга Васильевна

Ведущая идея курса:

  в единстве с основным школьным курсом биологии данный курс занятий будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение  и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

Рабочая программа для индивидуальных и

групповых занятий по биологии 6 класс Ботаника

  Пояснительная записка:

Ведущая идея курса:

  в единстве с основным школьным курсом биологии данный курс занятий будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение  и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

  Задачи:

  • формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
  • формирование  у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
  • развитие общекультурных  компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;

  Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получили при изучении курса природоведения (5 класс)    и         биологии (6 класс).   Курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю.

  Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.

Структура и содержание курса

  В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса  включает 5 основных тем:

  • Многообразие растений
  • Особенности строения растений
  • Процессы в жизни растения
  • Времена года и растения
  • Правда и вымысел о растениях.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Вводное занятие

1

1.

Многообразие растений. 

2

2.

Особенности строения растений.

5

3.

Процессы в жизни растения.

4

4.

Времена года и растения.

1

5.

Правда и вымысел о растениях

4

Итого:

17

Содержание 

(0,5 час в неделю; всего 17 часа)

Вводное занятие (1 час)

Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.

Тема 1. Многообразие растений ( 2 часа).

   

     Признаки царства растений.

     Роль растений в природе и жизни человека.

     Растения своей местности; охраняемые растения.

Тема 2. Особенности строения растений (5 часа)

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.

Тема 3.  Процессы в жизни растения (4 часов).

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

Газообмен. Транспирация. Растения и вода.

Рост и развитие растений. Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире. "Слышат" ли растения? Движение у растений. Цветочные часы.

Тема 4. Времена года и растения (1 часа)

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы.

Тема 5. Правда и вымысел о растениях (4 часов)

Легенды и предания о растениях.

Живые барометры.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

Растения в символах, гербах, флагах.

                                   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

1.

Вводное занятие

Тема 1. Многообразие растений (2часа)

2.

Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека.

3.

Охраняемые растения."Красная книга".

Тема 2. Особенности строения растений (5 часа)

4.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

5.

  Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).  Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

6.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

7.

 Гомологичные органы.

  Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа.

8.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).

Тема 3.  Процессы в жизни растения (4 часов)

9.

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

10.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода.

11.

Движение у растений. Цветочные часы.

12.

Половое и бесполое размножение.

Тема 4. Времена года и растения (1 часа)

13.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы.

Тема 5. Правда и вымысел о растениях (4 часов)

14.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

15.

Живые барометры.

16.

Растения в символах, гербах, флагах.

17.

Легенды и предания о растениях

                                    Требования к учащимся.

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности растений
  • значение растений в природе и жизни человека
  • растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
  • основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
  • проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
  • пользоваться лабораторным оборудованием,
  • находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
  • прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы

Результатами данной программы будут:

1. новые дополнительные знания по биологии;

2. овладение новыми практическими навыками;

3. умение работать самостоятельно и в группе;

4. ориентация на выбор естественнонаучного образования в дальнейшем.

Список рекомендуемой литературы

1.  Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон,  2000.

2.  Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2003.

3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., Просвещение, 1981.- 127 с., ил.

4. Симаков Ю.Г. Живые приборы.- М.: Знание, 1986.

5.Энциклопедический словарь юного биолога/ сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.

Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. - М.: Аванта +, 1995.