Конспект урока, направленного на формирование функциональной грамотности ученика «Внутренняя среда. Значение крови и её состав». Биология. 8 класс

Климович Ольга Васильевна

Класс: 8 

Тип урока: урок введения нового знания

Цели:

1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2.Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.

Задачи:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок, направленный на формирование функциональной грамотности ученика»

8 класс

на тему:

«Внутренняя среда. Значение крови и её состав»

                                                 Автор:

учитель биологии

МБОУ СШ № 2 г. Вязьма

                    Климович О. В.

 

План урока:

Класс: 8 класс

Тип урока: урок введения нового знания;

Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»

Цели:

1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2.Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.

Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация

                                                          Этапы урока:

1.Орг. момент

2.Стадия вызов.

3.Стадия осмысление;
4.Первичная проверка понимания;

5.Первичное закрепление;

6. Рефлексия

Этап

Урока

Содержание,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Планируемые результаты

Форма организа-ции урока

1.Орг. момент

Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одной из важнейших тканей тела человека, узнаем много нового и интересного.

Здороваются с учителем, слушают.

2. Стадия вызов

Приём «Корзина идей»

Сегодня мы познакомимся с уникальной тканью, входящей в состав тела человека.

 -Ребята, что вам известно о крови?

Запишите, пожалуйста в тетради всё, что знаете о крови 2.(строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

Теперь давайте поделимся вашей информацией с соседом по парте. (Время на обсуждение не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Теперь каждая пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” на доске идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Вначале слушают учителя, затем в тетради записывают всё, что известно о крови. Обсуждают информацию с соседом по парте. Затем предоставляют информацию от пары.

Индивидуальная, групповая

3. Стадия осмысление

Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.

Клод Бернар

Создание «мобильных групп» по желанию учащихся.

 Создание проблемной ситуации.

Учитель задаёт вопросы ученикам:

-Много ли жидкости в организме человека?

-Почему говорят, что человек состоит из воды?

Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека, работают парами.

К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Групповая

Работают с текстом.

Маркировка текста по типу Инсерт.
Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки:       

«V» - галочкой отмечают  то, что известно;

 «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;

«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;

«?» - вопросительный знак, если  не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Опорные текст по данной теме:

«Большинство клеток нашего организма функционируют в жидкой среде. Из неё клетки получают питательные вещества, кислород, в неё выделяют продукты своей жизнедеятельности. Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь движется по сосудами непосредственно не контактирует с клетками ткани. В организме взрослого человека 5-6 л крови. Кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Доставляет клеткам кислород, забирает углекислый газ, разносит питательные вещества. Кровь-красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов-красных кровяных клеток(эритроцитов), белых кровяных клеток (лейкоцитов), кровяных пластинок (тромбоцитов).

Эритроциты- имеют форму двояковогнутого диска и красный цвет. Их окраска обусловлена содержанием пигмента гемоглобина. Который соединяется с О2 и может легко отдавать его. Функция: перенос О2 от лёгких ко всем органам. Эритроциты человека(млекопитающих) в отличие от других классов позвоночных животных не содержат ядра. Оно выталкивается по мере созревания клетки и эритроцит приобретает соответствующую форму двояковогнутого диска. За счёт чего, увеличивается поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом лёгочных пузырьков и увеличивает его полезный объём. Частично СО2 переносит плазма крови, а частично эритроциты.

Лейкоциты: являются бесцветными кровяными клетками, они больше по размеру и имеют ядро. Лейкоциты способны проникать через стенки сосудов, поэтому их можно обнаружить в любой части тела. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приближаясь к микробам, белые клетки крови поглощают, а затем уничтожают их, при этом погибая. Гной находящийся на месте поражения, содержит множество микробов и погибших лейкоцитов. Илья Ильич Мечников открыл способность определённых клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их, он назвал данные клетки- фагоцитами(пожиратели). Так же в крови содержатся лимфоциты, которые имеют вид шарика, на поверхности которого находятся многочисленные ворсинки. При помощи, которых лимфоциты обнаруживают чужеродные соединения- антигены. При помощи этих ворсинок лимфоцит обследует поверхность фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Затем лимфоцит посылает через кровь химический сигнал другим лимфоцитам и они начинают вырабатывать по образцу противоядие-антитела. Антитела  выходят за пределы кровеносных сосудов и на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Являясь своеобразными ловушками для вирусов, склеивая, растворяя или разрушая их.

Тромбоциты-кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. Когда кровь вытекает из места поранения, тромбоциты склеивают рану, сами разрушаются, а содержащийся в них фермент попадает в кровь. Плазменный белок фибриноген образует фибрин. В нитях фибрина и фибриногена застревают эритроциты, образуется тромб.

Плазма крови-желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и основной части- воды. От органов пищеварения в плазму попадают питательные вещества, которые она разносит по всему телу. Плазма содержит белок фибриноген, который превращается в нерастворимые нити фибрина»

Работа с текстом и ответы на вопросы:

-Какие компоненты входят в состав крови?

- За счёт каких структур происходит процесс свёртывания крови?

- Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? 
- За счёт каких структур обеспечивается транспорт кислорода и углекислого газа?

-Какие структуры обеспечивают защитную функцию, за счёт уничтожения микробов?

- С чем связано отсутствие в эритроцитах человека ядра?

-Назовите основную функцию гемоглобина?

-Назовите компоненты плазмы крови человека?

-Количество крови в организме человека?

-Что представляет собой гной, скапливающийся в песте поражения?

-Назовите ИФО учёного открывшего фагоциты?

Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

Работают с текстом, микроскопом (препарат кровь человека).

Отвечают на вопросы после прочтения текста.

П: умение работать с источниками биологической информации;

Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Работа в парах

4.Первичная проверка понимания

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

-Верно ли что кровь является жидкой тканью? Да/ Нет

-Верно ли, что гемоглобин это белок, участвующий в транспортировке кислорода и углекислого газа? Да/ Нет

-Верно ли, что кровь выполняет в организме транспортную, защитную, дыхательную, терморегулирующую, питательную функции? Да/ Нет

Уточняют «знания и незнания»

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.

Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Фронталь-ная

5. Первичное закрепление

1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови.

Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

http://gippokratlechit.com/upload/iblock/d05/d05cceacae3f9e8c3621900e9e2ed5a2.jpg

  https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS4mBYU1S0OydGG9cQLHC9763uRRZzpJIh7ixtNzxueThatieQW

http://fb.ru/misc/i/gallery/10809/240223.png

1 группа

Изображают  в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа характеристика данного форменного элемента

2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”,      

Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают  строение эритроцита.

3 группа

Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител.

П: конструируют новый способ действия и формируют понятия

К: проводят коллективное исследование

Групповая

Заслушивает представителя групп с результатами работы.

Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4.Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату;

К: участвуют в обсуждении содержания материала

Групповая

Предлагает выполнить задания

  1. Сравнить строение эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Выявить черты сходства и различия.

2. Определить виды лейкоцитов по их назначению.

3. Выполнить лабораторную работу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки».  (Работа с микроскопами и презентацией)

4. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание.

 

Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения

П: отработка операций, в которых допущены ошибки, применяют новый способ.

Р: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Работа в парах

6.Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

-Давайте составим «синквейн» о крови

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание:

     §14, схемы в тетради.

Подготовить сообщения по темам:

1. Группы крови человека.

2. R-фактор.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Составляют «синквейн»:

Например (Жидкая, красная.

Транспортирует, защищает, питает, регулирует

Очень важна в жизни человека)

П: анализируют, контролируют и оценивают результат,

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий

Л:  Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Фронталь-ная

Индивидуальная