Конспект урока, направленного на формирование функциональной грамотности ученика «Внутренняя среда. Значение крови и её состав». Биология. 8 класс
Класс: 8
Тип урока: урок введения нового знания
Цели:
1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
2.Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.
Задачи:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок, направленный на формирование функциональной грамотности ученика»
8 класс
на тему:
«Внутренняя среда. Значение крови и её состав»
Автор:
учитель биологии
МБОУ СШ № 2 г. Вязьма
Климович О. В.
План урока:
Класс: 8 класс
Тип урока: урок введения нового знания;
Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»
Цели:
1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
2.Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.
Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация
Этапы урока:
1.Орг. момент
2.Стадия вызов.
3.Стадия осмысление;
4.Первичная проверка понимания;
5.Первичное закрепление;
6. Рефлексия
Этап Урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты | Форма организа-ции урока |
1.Орг. момент | Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одной из важнейших тканей тела человека, узнаем много нового и интересного. | Здороваются с учителем, слушают. | ||
2. Стадия вызов | Приём «Корзина идей» Сегодня мы познакомимся с уникальной тканью, входящей в состав тела человека. -Ребята, что вам известно о крови? Запишите, пожалуйста в тетради всё, что знаете о крови 2.(строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). Теперь давайте поделимся вашей информацией с соседом по парте. (Время на обсуждение не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Теперь каждая пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” на доске идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации | Вначале слушают учителя, затем в тетради записывают всё, что известно о крови. Обсуждают информацию с соседом по парте. Затем предоставляют информацию от пары. | Индивидуальная, групповая | |
3. Стадия осмысление Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни. Клод Бернар | Создание «мобильных групп» по желанию учащихся. Создание проблемной ситуации. Учитель задаёт вопросы ученикам: -Много ли жидкости в организме человека? -Почему говорят, что человек состоит из воды? | Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека, работают парами. | К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Групповая |
Работают с текстом. Маркировка текста по типу Инсерт. «V» - галочкой отмечают то, что известно; «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста; «-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали; «?» - вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее. Опорные текст по данной теме: «Большинство клеток нашего организма функционируют в жидкой среде. Из неё клетки получают питательные вещества, кислород, в неё выделяют продукты своей жизнедеятельности. Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь движется по сосудами непосредственно не контактирует с клетками ткани. В организме взрослого человека 5-6 л крови. Кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Доставляет клеткам кислород, забирает углекислый газ, разносит питательные вещества. Кровь-красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов-красных кровяных клеток(эритроцитов), белых кровяных клеток (лейкоцитов), кровяных пластинок (тромбоцитов). Эритроциты- имеют форму двояковогнутого диска и красный цвет. Их окраска обусловлена содержанием пигмента гемоглобина. Который соединяется с О2 и может легко отдавать его. Функция: перенос О2 от лёгких ко всем органам. Эритроциты человека(млекопитающих) в отличие от других классов позвоночных животных не содержат ядра. Оно выталкивается по мере созревания клетки и эритроцит приобретает соответствующую форму двояковогнутого диска. За счёт чего, увеличивается поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом лёгочных пузырьков и увеличивает его полезный объём. Частично СО2 переносит плазма крови, а частично эритроциты. Лейкоциты: являются бесцветными кровяными клетками, они больше по размеру и имеют ядро. Лейкоциты способны проникать через стенки сосудов, поэтому их можно обнаружить в любой части тела. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приближаясь к микробам, белые клетки крови поглощают, а затем уничтожают их, при этом погибая. Гной находящийся на месте поражения, содержит множество микробов и погибших лейкоцитов. Илья Ильич Мечников открыл способность определённых клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их, он назвал данные клетки- фагоцитами(пожиратели). Так же в крови содержатся лимфоциты, которые имеют вид шарика, на поверхности которого находятся многочисленные ворсинки. При помощи, которых лимфоциты обнаруживают чужеродные соединения- антигены. При помощи этих ворсинок лимфоцит обследует поверхность фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Затем лимфоцит посылает через кровь химический сигнал другим лимфоцитам и они начинают вырабатывать по образцу противоядие-антитела. Антитела выходят за пределы кровеносных сосудов и на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Являясь своеобразными ловушками для вирусов, склеивая, растворяя или разрушая их. Тромбоциты-кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. Когда кровь вытекает из места поранения, тромбоциты склеивают рану, сами разрушаются, а содержащийся в них фермент попадает в кровь. Плазменный белок фибриноген образует фибрин. В нитях фибрина и фибриногена застревают эритроциты, образуется тромб. Плазма крови-желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и основной части- воды. От органов пищеварения в плазму попадают питательные вещества, которые она разносит по всему телу. Плазма содержит белок фибриноген, который превращается в нерастворимые нити фибрина» Работа с текстом и ответы на вопросы: -Какие компоненты входят в состав крови? - За счёт каких структур происходит процесс свёртывания крови? - Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? -Какие структуры обеспечивают защитную функцию, за счёт уничтожения микробов? - С чем связано отсутствие в эритроцитах человека ядра? -Назовите основную функцию гемоглобина? -Назовите компоненты плазмы крови человека? -Количество крови в организме человека? -Что представляет собой гной, скапливающийся в песте поражения? -Назовите ИФО учёного открывшего фагоциты? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? | Работают с текстом, микроскопом (препарат кровь человека). Отвечают на вопросы после прочтения текста. | П: умение работать с источниками биологической информации; Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Работа в парах | |
4.Первичная проверка понимания | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. -Верно ли что кровь является жидкой тканью? Да/ Нет -Верно ли, что гемоглобин это белок, участвующий в транспортировке кислорода и углекислого газа? Да/ Нет -Верно ли, что кровь выполняет в организме транспортную, защитную, дыхательную, терморегулирующую, питательную функции? Да/ Нет | Уточняют «знания и незнания» | К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний. Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Фронталь-ная |
5. Первичное закрепление | 1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови. | Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные.
1 группа Изображают в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа характеристика данного форменного элемента 2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”, Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают строение эритроцита. 3 группа Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител. | П: конструируют новый способ действия и формируют понятия К: проводят коллективное исследование | Групповая |
Заслушивает представителя групп с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4.Структурирует материал в виде схемы (кластера) | Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера). | Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату; К: участвуют в обсуждении содержания материала | Групповая | |
Предлагает выполнить задания
2. Определить виды лейкоцитов по их назначению. 3. Выполнить лабораторную работу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки». (Работа с микроскопами и презентацией) 4. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Выполняют задание.
Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения | П: отработка операций, в которых допущены ошибки, применяют новый способ. Р: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Работа в парах | |
6.Рефлексия | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? -Давайте составим «синквейн» о крови 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание: §14, схемы в тетради. Подготовить сообщения по темам: 1. Группы крови человека. 2. R-фактор. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Составляют «синквейн»: Например (Жидкая, красная. Транспортирует, защищает, питает, регулирует Очень важна в жизни человека) | П: анализируют, контролируют и оценивают результат, К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий Л: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | Фронталь-ная |
Индивидуальная |