Методические рекомендации по реализации педагогической деятельности библиотекарей образовательных учреждений.

Библиотекарь  СПО  непосредственно участвует в организации  образовательного процесса.

В отличие от учебной деятельности  досуговая деятельность  учащихся  может быть реализована  на базе библиотеки колледжа. И  библиотека колледжа может предоставить обучающимся  помощь  в реализации творческих способностей обучающихся.

Содержание.

Методические рекомендации по реализации педагогической деятельности библиотекарей образовательных  учреждений.

Цель данной работы сформировать

Педагог – специалист, разрабатывающий проблемы педагогики: образования, воспитания, обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomen._po_bibl_deyat_k_attest.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методические рекомендации

 по реализации педагогической деятельности библиотекарей образовательных учреждений.

педагог-библиотекарь

Хаджаева Зарема Рзахановна

Покачи

2020

Библиотекарь  СПО  непосредственно участвует в организации  образовательного процесса.

В отличие от учебной деятельности  досуговая деятельность  учащихся  может быть реализована  на базе библиотеки колледжа. И  библиотека колледжа может предоставить обучающимся  помощь  в реализации творческих способностей обучающихся.

Содержание. 

Методические рекомендации по реализации педагогической деятельности библиотекарей образовательных  учреждений.

Цель данной работы сформировать

Педагог – специалист, разрабатывающий проблемы педагогики: образования, воспитания, обучения.

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению учащихся  и молодежи, имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Специалист, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики. 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации":

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 31 мая 2011 г. № 448н, внесены изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Введена должность «Педагог-библиотекарь».

Новая должность предусматривает изменения в деятельности и функциях:

Образовательная:

Педагог-библиотекарь

1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

2. Осуществляет дополнительное образование, поддержку интереса к литературному и историческому наследию.

Информационная:

3. Обеспечивает доступ участникам образовательного процесса к библиотечно-информационным ресурсам.

Культурная:

4. Содействует культурному развитию личности, приобщению к чтению.

Таким образом, библиотекарь должен работать как педагог, стать способным активизировать творческий, интеллектуальный потенциал студента, формировать у обучающихся потребность в постоянном самообразовании, развивать воображение, воспитывать  ответственность.

 Библиотека колледжа – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными:

индивидуальными,

групповыми,

урочными,

внеурочными.

Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является библиотечный урок, ставший необходимым условием развития информационной компетенции обучающими, воспитания культуры чтения.

Индивидуальная форма общения студента  и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы библиотеки колледжа.

Библиотекарь – педагог должен применять различные технологии и методы обучения. Владение этими методами обучения необходимо в различных ситуациях:
1
. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении.

Здесь нужно демонстрировать владение устными методами: рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой. 

2.
При выработке учебных умений и навыков.

Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д.

3.
При организации общения читателя и библиотекаря.

Здесь идет разработка и внедрение определенных  форм  педагогического общения, применение различных его стилей.

4.
При формировании ответственности и обязательности читателей-студентов, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей. 
            Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности  библиотеки колледжа: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности.

Взгляд на  библиотекаря коллежа как на поставщика информации уходит в прошлое. Библиотекарь участвует в создании совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей  библиотеки колледжа. 

Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней  а,  следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и  интегрированные уроки.

В современном колледже они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике. Библиотечный  интегрированный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов:

познавательного,

развивающегося

воспитательного.

В зависимости от выбранной для урока темы, библиотекари с педагогами формируют их наполнение.

А это значит, что  библиотека колледжа становится участником педагогического процесса. Становление  библиотекаря  колледжа как участника образовательного процесса предполагает наличие следующих умений:

Конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),

организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности),

коммуникативных (умение устанавливать контакты со студентами, общаться, включая такт, правильную речь),

проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы),

обладающих знаниями (умение вести самообразование, самосовершенствование)

Все приведенные выше аргументы позволяют констатировать образовательно-развивающую функцию  библиотеки колледжа и рассматривать ее сотрудников как педагогов, а саму библиотеку  колледжа как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения. Колледж, и библиотека колледжа преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о библиотеке колледжа как образовательного учреждения «…формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда библиотеки колледжа идет с учетом его педагогического назначения.

Педагогическая функция библиотеки колледжа связана не только с обучением студентов основам библиотечно – библиографической грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью колледжа,  библиотека колледжа имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в системе СПО обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со студентами используются достижения педагогики, методики и технологии колледжа. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях СПО.

Широко применяют тренинговые  технологии, работу в группах. 

Современная библиотека колледжа всегда предлагает свои собственные фонды и внешние ресурсы. И именно, от того как библиотека будет предлагать свои фонды, будет определяться посещаемость, значимость, имидж библиотеки. И на этом этапе  библиотека колледжа невольно становится участником педагогического процесса. В  библиотеку колледжа поступают:

учебники,

методические материалы,

мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету.

Все информационное богатство (в том числе и электронные ресурсы) библиотекари в сотрудничестве с  педагогами информатики создают: разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, кл. часов сводится вся найденная информация, и размешают данные  на сайте колледжа. При проведении такого процесса привлекают  студентов старших курсов. Это педагогически и организованно верный ход: использовать для такой работы старшекурсников, которые занимаются углубленным изучением отдельных предметов и поиском дополнительных материалов.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно- библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего, на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не, только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. 

В работе библиотекаря интерактивные методы, возможно, использовать при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у  студентов потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность.

Органичной частью единого процесса руководства чтением студентов в библиотеке является формирование библиотечно–библиографической грамотности. Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают обучающимся готовить интересные сообщения, презентации. Не остаются без внимания и родители, которые совместно со студентами  создают презентации.

В этом случае  помощь также оказывают  педагоги предметники. 

Таким образом, библиотека колледжа, является главным участником педагогического процесса. Библиотека – это центр, который связывает педагогов, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов. Библиотека решает сложные педагогические задачи. 

Задачи на 2020-2021 уч. год

1. Внести изменения в «Положение о библиотеке.»

2. Разработка плана работы на 2020-21 уч. год.

Библиотечные проекты могут воплощаться через внеурочную деятельность с обучающимися.

Цель внеурочной деятельности

Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Одно из важнейших условий результативности воспитания – организация разнообразных видов деятельности обучающихся и воспитанников с учетом их возрастных особенностей, участвуя в которых приобретается нравственный опыт, опыт социальных отношений, формируются коммуникативные и творческие способности, происходит становление патриота и гражданина, человека ответственного за свое здоровье, за свои поступки, за выбор будущей профессиональной деятельности.

Задачи внеурочной деятельности:

1.  Организация общественно-полезной и  досуговой деятельности студентов.

2.   Формирование навыков социального общения.

3. Формирование духовных ценностей и способности к духовному развитию и реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной и социально-ориентированной деятельности.

4. Формирование, поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия, толерантности, а также сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, знаний об истории народов, проживающих на территории РФ.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Формирование этических представлений о семейных ценностях,  отношения к семье.

7. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых студентов, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики.

8. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

9. Воспитание и выработка потребности вести здоровый образ жизни.

10. Вовлечение в спортивно - и культурно-массовые мероприятия.

11. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

12. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

13.    Совершенствование материально-технической базы организации досуга студентов.

Основные принципы:

Включение студентов в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Для реализации в  колледже  доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В учебном плане колледджа выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная и проектная деятельность.