Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы
Предварительный просмотр:
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы»
Тема: Взаимосвязи живых организмов.
1) Цель и задачи учебного занятия.
Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений, существующих в природе, и многообразии связей между организмами.
Задачи:
1. приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
2. освоение приёмов работы с биологической информацией, её анализ и критическое оценивание;
3. воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
2) Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;
- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды
Метапредметные результаты:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия:
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической задачи
- обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
Универсальные регулятивные действия:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
Эмоциональный интеллект:
- регулировать способ выражения эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
Предметные результаты:
- применять биологические термины и понятия (в том числе: биология, экология, организм, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах;
- раскрывать понятие о среде обитания;
- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
- выделять отличительные признаки природных сообществ;
- выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану);
- создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела.
3) Краткое учебное содержание.
Мотивационно-целевой этап:
На доске предложены задания.
На слайде изображена иллюстрация к сказке.
Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?
Ученики: Теремок.
В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?
На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. Итак, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”
Какую цель мы можем сформулировать?
Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?
Актуализация опорных знаний:
Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.
1.Конкурентные отношения.
2. Отношения хищник- жертва.
3. Отношения паразит- хозяин.
4. Взаимовыгодные отношения.
Изучение нового материала:
Работают 4 группы.
Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование.
Хищник- жертва– полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения.
Паразит- хозяин – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого. Различают Эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина.
Взаимовыгодные отношения
Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).
Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм.
Самоконтроль и самооценка: выполнить задание
Рефлексия учебной деятельности:
Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.
Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.
4) Виды организации учебной деятельности.
- Раскрытие сущности терминов: природное сообщество, симбиоз, мутуализм, конкуренция, паразитизм, хищничество;
- Анализ взаимоотношений организмов в природных и искусственных сообществах;
- Выявление существенных признаков взаимоотношение организмов в природных сообществах .
5) Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Мотивационно-целевой этап:
На доске предложены задания:
- Найти соответствия.
Растения разрушители
Грибы потребители
Животные производители
Бактерии
- Найти соответствия
- Естественные сообщества
- Искусственные сообщества
А. сад Д. озеро
Б. степь Е. океан
В.огород Ж. аквариум
Г. лес З. луг
Изучение нового материала:
После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.
Самоконтроль и самооценка:
Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:
- Конкурентные отношения.
- Отношения хищник- жертва.
- Отношения паразит- хозяин.
- Взаимовыгодные отношения.
- олени и лоси, как разносчики семян растений;
- гриб и водоросль в составе лишайника;
- снегири, как потребители семян растений;
- шляпочный гриб и дерево;
- трутовик и дерево;
- муравьи и тли;
- клест и белка;
- корова и трава;
- лиса и блоха;
- сорняки и культурные растения.
Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)
6) Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Задание № 1. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Взаимоотношения живых организмов
Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.
Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.
Ответ.
А | Б | В | Г |
5 | 6 | 4 | 3 |
Задание № 2. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.
Организмы | Тип отношений |
А) берёза и березовая чага (трутовик); | 1) паразитизм |
Б) берёза и подберёзовик; | 2) симбиоз |
В) лиса и клещ; | |
Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений; | |
Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника. |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |