Жизненная ёмкость легких
Презентация к л.р. "Жизненная ёмкость легких", биология 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennaya_yomkost_legkih.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение легких Легкие - парные органы, расположенные в грудной полости. Состоят из долей: правое легкое содержит три доли , левое - две . Легочная ткань состоит из пузырьков - альвеол, в которых происходит жизненно важный процесс - газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Легкое покрыто оболочкой - плеврой , которая переходит с поверхности легких на внутренние стенки грудной клетки. Между двумя листками плевры образуется плевральная полость , давление в которой отрицательное, что имеет принципиальное значения для акта дыхания.
Газообмен в легких и тканях Воздух перемещается по воздухоносным путям и, наконец, достигает мельчайшей структуры легкого - легочного пузырька, или альвеолы. Стенка альвеолы оплетена густой сетью капилляров - сосудов с тонкой стенкой, через которую происходит диффузия газов: из крови в альвеолу выходит углекислый газ, а в кровь из альвеолы поступает кислород. Кислород, растворившийся в крови, по кровеносным сосудам достигает внутренних органов и тканей организма. П еремещаясь по крови, газы образуют соединения с гемоглобином эритроцитов: Кислород (O 2 ) - оксигемоглобин Углекислый газ (CO 2 ) - карбгемоглобин Угарный газ (CO) - карбоксигемоглобин
Одним из физиологически важных показателей является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ - максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Этот показатель весьма вариабельный, в среднем ЖЕЛ взрослого человека около 3500 см 3 . У спортсменов ЖЕЛ больше на 1000-1500 см 3 , а у пловцов может достигать 6500 см 3 . Чем больше ЖЕЛ, тем больше воздуха поступает в легкие и кислорода - в кровеносную систему, что очень важно для клеток тканей во время занятий спортом. ЖЕЛ легко измеряется с помощью специального прибора - спирометра (от лат. spirare - дышать). Жизненная емкость легких
Механизм легочного дыхания Между наружной поверхностью легкого и стенками грудной клетки имеется плевральная полость , которая играет важнейшую роль в процессе вдоха и выдоха , а также уменьшает трение легких при дыхательных движениях. Давление в плевральной полости всегда ниже на 5-7 мм. рт. ст. атмосферного давления, поэтому легкие постоянно находятся в расправленном состоянии, скреплены через плевру со стенками грудной полости.
При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы , при этом ребра поднимаются, и грудина отодвигается вперед - грудная клетка расширяется в передне -заднем и фронтальном (в стороны) направлениях. Диафрагма - дыхательная мышца, во время вдоха сокращается и опускается вниз : грудная клетка расширяется в вертикальном направлении. При выдохе сокращаются внутренние межреберные мышцы , ребра опускаются, грудина отодвигается назад - грудная клетка сужается в передне -заднем и фронтальном (в стороны) направлениях. Диафрагма во время выдоха расслабляется и поднимается вверх: грудная клетка сужается в вертикальном направлении.
Цель работы: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой. Лабораторная работа « Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки»
Вариант I. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе Ход работы: работа проводится в парах. Испытуемый в течение 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое . Оценка полученных результатов: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с , для взрослого – 40-60 С.
Вариант II. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе Ход работы: испытуемый в течение 34 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое. Оценка результата: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для взрослого – 25-30 с.
Вариант II I . Трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина Ход работы : Фаза I . Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Фаза II . Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе. Фаза III. Отдохните ровно 1 мин и повторите I фазу. Оценка полученных результатов: оцените полученные результаты, используя для этого таблицу. Оценка результатов трехфазной пробы Состояние здоровья Фаза I Фаза II Фаза III Здоров, тренирован 50-70 с Более 50 % I фазы Более 100 % I фазы Здоров, не тренирован 45-50 с 30-50 % I фазы 70-100 % I фазы Скрытая недостаточность кровообращения 30-45 с Менее 30 % I фазы Менее 70% I фазы
Вопросы для самопроверки 1 2 3 Что такое жизненная емкость легких? Какие мышцы принимают участие в движении грудной клетки? Как происходит вдох и выдох?
Спасибо за внимание!