Жизненная ёмкость легких

Презентация к л.р. "Жизненная ёмкость легких", биология 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennaya_yomkost_legkih.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Жизненная емкость легких» Выполнила: студентка группы БХ-17-1 Червякова Анастасия

Слайд 2

Строение легких Легкие - парные органы, расположенные в грудной полости. Состоят из долей: правое легкое содержит три доли , левое - две . Легочная ткань состоит из пузырьков - альвеол, в которых происходит жизненно важный процесс - газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Легкое покрыто оболочкой - плеврой , которая переходит с поверхности легких на внутренние стенки грудной клетки. Между двумя листками плевры образуется плевральная полость , давление в которой отрицательное, что имеет принципиальное значения для акта дыхания.

Слайд 3

Газообмен в легких и тканях Воздух перемещается по воздухоносным путям и, наконец, достигает мельчайшей структуры легкого - легочного пузырька, или альвеолы. Стенка альвеолы оплетена густой сетью капилляров - сосудов с тонкой стенкой, через которую происходит диффузия газов: из крови в альвеолу выходит углекислый газ, а в кровь из альвеолы поступает кислород. Кислород, растворившийся в крови, по кровеносным сосудам достигает внутренних органов и тканей организма. П еремещаясь по крови, газы образуют соединения с гемоглобином эритроцитов: Кислород (O 2 ) - оксигемоглобин Углекислый газ (CO 2 ) - карбгемоглобин Угарный газ (CO) - карбоксигемоглобин

Слайд 4

Одним из физиологически важных показателей является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ - максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Этот показатель весьма вариабельный, в среднем ЖЕЛ взрослого человека около 3500 см 3 . У спортсменов ЖЕЛ больше на 1000-1500 см 3 , а у пловцов может достигать 6500 см 3 . Чем больше ЖЕЛ, тем больше воздуха поступает в легкие и кислорода - в кровеносную систему, что очень важно для клеток тканей во время занятий спортом. ЖЕЛ легко измеряется с помощью специального прибора - спирометра (от лат. spirare - дышать). Жизненная емкость легких

Слайд 5

Механизм легочного дыхания Между наружной поверхностью легкого и стенками грудной клетки имеется плевральная полость , которая играет важнейшую роль в процессе вдоха и выдоха , а также уменьшает трение легких при дыхательных движениях. Давление в плевральной полости всегда ниже на 5-7 мм. рт. ст. атмосферного давления, поэтому легкие постоянно находятся в расправленном состоянии, скреплены через плевру со стенками грудной полости.

Слайд 6

При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы , при этом ребра поднимаются, и грудина отодвигается вперед - грудная клетка расширяется в передне -заднем и фронтальном (в стороны) направлениях. Диафрагма - дыхательная мышца, во время вдоха сокращается и опускается вниз : грудная клетка расширяется в вертикальном направлении. При выдохе сокращаются внутренние межреберные мышцы , ребра опускаются, грудина отодвигается назад - грудная клетка сужается в передне -заднем и фронтальном (в стороны) направлениях. Диафрагма во время выдоха расслабляется и поднимается вверх: грудная клетка сужается в вертикальном направлении.

Слайд 7

Цель работы: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: секундомер либо часы с секунд­ной стрелкой. Лабораторная работа « Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки»

Слайд 8

Вариант I. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе Ход работы: работа проводится в парах. Испы­туемый в течение 3-4 мин в положении сидя спо­койно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыха­ние насколько сможет, зажав при этом нос. Экспе­риментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и бе­рут среднее арифметическое . Оценка полученных результатов: для здорово­го ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с , для взрослого – 40-60 С.

Слайд 9

Вариант II. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе Ход работы: испытуемый в течение 34 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь се­кундомером, определяет время от момента за­держки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения време­ни максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифмети­ческое. Оценка результата: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для взрослого – 25-30 с.

Слайд 10

Вариант II I . Трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина Ход работы : Фаза I . Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Фаза II . Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе. Фаза III. Отдохните ровно 1 мин и повторите I фазу. Оценка полученных результатов: оцените полученные результаты, используя для этого таблицу. Оценка результатов трехфазной пробы Состояние здоровья Фаза I Фаза II Фаза III Здоров, тренирован 50-70 с Более 50 % I фазы Более 100 % I фазы Здоров, не тренирован 45-50 с 30-50 % I фазы 70-100 % I фазы Скрытая недостаточность кровообращения 30-45 с Менее 30 % I фазы Менее 70% I фазы

Слайд 11

Вопросы для самопроверки 1 2 3 Что такое жизненная емкость легких? Какие мышцы принимают участие в движении грудной клетки? Как происходит вдох и выдох?

Слайд 12

Спасибо за внимание!