РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 Экология для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oud.12_ekologiya.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 240-р от 29.05.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12

Экология

для специальности

44.02.01  Дошкольное образование

Покачи

2018

        Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 21. 05. 2018г.  

                                                   

     СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  12


1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ

1.1  Область применения рабочей программы

       Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01  Дошкольное образование

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл .

1.3   Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;          самостоятельной работы обучающегося 18  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

17

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

    Подготовка докладов и презентаций

    Составление терминологического словаря

    Конспектирование текста

   Решение задач

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

          2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология

                        

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

   

Объем     часов

Самосто

ятельная работа

Уровень     освоения

1

2

3

4

5

6

Тема 1.

 Введение

Содержание учебного материала

1

1

История развития экологии.

1

1

2

  Методы, используемые в экологических исследованиях.

1

1

Тема 2.

Экология как научная дисциплина

Содержание учебного материала

3

  Общая экология.

1

1

4

  Социальная экология.

1

1

5

  Прикладная экология.

1

1

6

Практическое занятие: Демография и проблемы экологии.

1

2

7

Практическое занятие: Природные ресурсы, используемые человеком. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

1

2

8

Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Подготовить презентации  и сообщения по темам: «Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экология популяций» .

  4

Тема 3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

9

 Среда обитания человека

1

1

10

Естественная , искусственная и социальная среды обитания человека.

1

1

11

Практическое занятие: Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

  Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

1

2

12

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.

1

1

13

Практическое занятие: Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

1

2

14

 Шум и вибрация в городских условиях.

1

1

15

Практическое занятие: Влияние шума и вибрации на здоровье

городского человека.

1

2

16

Экологические требования к организации строительства в городе.

1

1

17

Практическое занятие: Материалы, используемые в строительстве. Их экологическая безопасность.

1

2

18

Дороги и дорожное строительство в городе.

19

Практическое занятие: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

20

Практическое занятие: Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

21

  Сельская среда обитания человека. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

1

1

22

Практическое занятие: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

Основные экологические приоритеты современного мира.

Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз-

можные способы решения проблем.

Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

 Популяция как экологическая единица.»

Причины возникновения экологических проблем в городе.

Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. Система контроля за экологической безопасностью в России.

Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия. Структура экологической системы».

           

          6

Тема4.

Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

1

1

23

Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

1

1

24

Возникновение экологических понятий «устойчивость»

и «устойчивое развитие».

1

1

25

Эволюция взглядов на устойчивое развитие.

1

1

26

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

1

1

27

Практическое занятие: Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

1

2

28

Практическое занятие: Экологические след и индекс человеческого развития.

1

2

29

  Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовить рефераты по темам: «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого

развития.

Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

 Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. История и развитие концепции устойчивого развития. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития».

   4

Тема 5.

Охрана природы

Содержание учебного материала

30

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

1

1

31

Практическое занятие:  Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

2

32

Заповедники, заказники, национальные

парки, памятники природы.

1

1

33

Практическое занятие:  Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

1

2

34

Природно-территориальные ,социально-экономические аспекты экологических проблем.

1

1

35

  Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

1

2

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам:

«Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну

проблему.Основные экологические приоритеты современного мира.

 Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз-

можные способы решения проблем.

Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы

Выполнение домашних заданий по теме .Решение  экологических задач . Подготовить презентации по темам:  «Антропогенное воздействие на биосферу .Окружающая среда и здоровье человека»  

          4

Итоговый зачет

36

  Дифференцированный зачет

1

3

                                                                                                Всего:54ч.

36

18

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
  • принтер;

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2  Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Титов Е. В. Экология - Москва « Академия» 2017

2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.

3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

5. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для

студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателей

1. Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и

устойчивое развитие». — М., 2011.

2. Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз-

витие». — М., 2011.

3. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого

развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-

сии).

3.3. Используемые образовательные технологии

         С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовые работы

Практическая    занятия

Защита творческой работы

Защита индивидуального задания

Самостоятельная внеаудиторная деятельность