РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 Экология для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.12_ekologiya.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 240-р от 29.05.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12
Экология
для специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Покачи
2018
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заведующий очным отделением
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 5 от 21. 05. 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл .
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста Решение задач | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | История развития экологии. | 1 | 1 | ||||
2 | Методы, используемые в экологических исследованиях. | 1 | 1 | ||||
Тема 2. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала | ||||||
3 | Общая экология. | 1 | 1 | ||||
4 | Социальная экология. | 1 | 1 | ||||
5 | Прикладная экология. | 1 | 1 | ||||
6 | Практическое занятие: Демография и проблемы экологии. | 1 | 2 | ||||
7 | Практическое занятие: Природные ресурсы, используемые человеком. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 1 | 2 | ||||
8 | Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме . Подготовить презентации и сообщения по темам: «Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экология популяций» . | 4 | ||||||
Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала | ||||||
9 | Среда обитания человека | 1 | 1 | ||||
10 | Естественная , искусственная и социальная среды обитания человека. | 1 | 1 | ||||
11 | Практическое занятие: Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 1 | 2 | ||||
12 | Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | 1 | 1 | ||||
13 | Практическое занятие: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 1 | 2 | ||||
14 | Шум и вибрация в городских условиях. | 1 | 1 | ||||
15 | Практическое занятие: Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | 1 | 2 | ||||
16 | Экологические требования к организации строительства в городе. | 1 | 1 | ||||
17 | Практическое занятие: Материалы, используемые в строительстве. Их экологическая безопасность. | 1 | 2 | ||||
18 | Дороги и дорожное строительство в городе. | ||||||
19 | Практическое занятие: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | ||||||
20 | Практическое занятие: Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | ||||||
21 | Сельская среда обитания человека. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 1 | 1 | ||||
22 | Практическое занятие: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы. Популяция как экологическая единица.» Причины возникновения экологических проблем в городе. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. Система контроля за экологической безопасностью в России. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия. Структура экологической системы». |
6 | ||||||
Тема4. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
23 | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 1 | 1 | ||||
24 | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | 1 | 1 | ||||
25 | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. | 1 | 1 | ||||
26 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | 1 | 1 | ||||
27 | Практическое занятие: Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | 1 | 2 | ||||
28 | Практическое занятие: Экологические след и индекс человеческого развития. | 1 | 2 | ||||
29 | Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие | 1 | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. История и развитие концепции устойчивого развития. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития». | 4 | ||||||
Тема 5. Охрана природы | Содержание учебного материала | ||||||
30 | История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. | 1 | 1 | ||||
31 | Практическое занятие: Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. | 2 | |||||
32 | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | 1 | 1 | ||||
33 | Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | 1 | 2 | ||||
34 | Природно-территориальные ,социально-экономические аспекты экологических проблем. | 1 | 1 | ||||
35 | Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы Выполнение домашних заданий по теме .Решение экологических задач . Подготовить презентации по темам: «Антропогенное воздействие на биосферу .Окружающая среда и здоровье человека» | 4 | ||||||
Итоговый зачет | 36 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||
Всего:54ч. | 36 | 18 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
- принтер;
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для студентов
1. Титов Е. В. Экология - Москва « Академия» 2017
2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.
3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
5. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
1. Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и
устойчивое развитие». — М., 2011.
2. Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз-
витие». — М., 2011.
3. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого
развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-
сии).
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: −− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; −− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; −− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; −− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; −− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; −− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; −− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; • метапредметных: −− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; −− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; −− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; −− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; • предметных: −− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; −− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; −− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; −− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; −− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; −− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | Текущий контроль Контрольные работы Тестовые работы Практическая занятия Защита творческой работы Защита индивидуального задания Самостоятельная внеаудиторная деятельность |