РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.03_vozrastnaya_anatomiya_fiziologiya_i_gigiena.docx | 65.65 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 240-р от 29.05.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
для специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Покачи
2018
Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заведующий очным отделением
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 6 от 11. 05. 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл .
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Профессиональные компетенции по специальности:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Результаты освоения учебной дисциплины
Уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
Знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатома - физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации;
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 29 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Задачи, история развития анатомии, физиологии и гигиены | 1 | 2 | ||
Раздел 1. Основные этапы развития человека | |||||
Тема 1.1. Онтогенез | Содержание учебного материала | ||||
2. | Онтогенез, периоды онтогенеза, их характеристика. | 1 | 2 | ||
3 | Практические занятия Рост и развитие организма. Характеристика различных периодов эмбриогенеза. | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицы «Половые различия мужчин и женщин», «Характеристика периодов онтогенеза» | 2 | ||||
Раздел 2. Анатомия и физиология человека | |||||
Тема 2.1. Опорно-двигательный аппарат | Содержание учебного материала | ||||
4. | Практические занятия Скелет, его функции, строение скелета: позвоночный столб, грудная клетка, череп, скелет верхней и нижней конечностей | 1 | 2 | ||
5. | Анатомия соединения костей. Непрерывное соединение, симфизы, суставы, классификация суставов. | 1 | 2 | ||
6. | Возрастные изменения костей и их соединений. | 1 | 2 | ||
7. | Практические занятия Возрастные особенности костей | 1 | 3 | ||
8. | Мышечная система: строение и функции скелетных мышц. | 1 | 2 | ||
9. | Работа и сила мышц, мышечный тонус, утомление мышц. | 1 | 2 | ||
10. | Фасции частей тела: головы, шеи, верхней и нижней конечностей, | 1 | 2 | ||
11. | Мышцы туловища , диафрагма. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Зарисовать скелет человека и обозначить кости. Зарисовать различные виды суставов. Зарисовать и обозначить мышцы туловища, головы, шеи, конечностей. | |||||
Тема 2.2. Учение о внутренностях | Содержание учебного материала | ||||
12. | Пищеварительная система. Строение. Функции. | 1 | 2 | ||
13. | Практические занятия Топографическое расположение органов пищеварения. | 1 | |||
14. | Возрастные особенности органов пищеварения. | 1 | 2 | ||
15. | Практические занятия Возрастные особенности органов пищеварения. | 1 | |||
16. | Пищеварение, питательные вещества. | 1 | 2 | ||
17. | Система органов дыхания, строение воздухоносных путей. | 1 | 2 | ||
18. | Практические занятия Топографическое расположение органов дыхания. | 1 | |||
19. | Практические занятия Возрастные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. | 1 | 2 | ||
20. | Дыхание. Механизм вдоха и выдоха, газообмен в легких, транспорт газов кровью. | 1 | 2 | ||
21. | Мочевыделительная система, строение , функции. | 1 | 2 | ||
22. | Практические занятия Топографическое расположение органов мочевыделения. | 1 | 3 | ||
23. | Практические занятия Механизм образования и выведения мочи. | 1 | 2 | ||
24. | Процесс образования мочи в почках, выведение мочи из почек. | 1 | |||
25. | Внутренние и наружные мужские и женские половые органы | 1 | 2 | ||
26. | Возрастные особенности мужских и женских половых органов. | 1 | |||
27. | Сперматогенез и овогенез.. | 1 | 2 | ||
28. | Органы кроветворения и иммунной системы, | 1 | 2 | ||
29 | Практические занятия Возрастные особенности органов кроветворения и иммунной системы. | 1 | |||
30. | Лимфатическая система, её функции и строение. | 1 | 2 | ||
31. | Эндокринные железы, гормоны, классификация . | 1 | 2 | ||
32. | Практические занятия Строение и возрастные особенности желез внутренней секреции | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Зарисовать и обозначить органы пищеварительной системы. Сделать презентацию «Система органов дыхания. Дыхание». Доклад «Химический состав мочи». Создать видеофильм «Факторы, влияющие на спермиогенез». Заполнить таблицу «Действие гормонов». | |||||
Тема 2.3. Учение о сосудах | Содержание учебного материала | ||||
33. | Сердце, его строение и расположение, перикард, возрастные особенности сердца, перикарда. | 1 | 2 | ||
34. | Практические занятия Топографическое расположение сердца. | 1 | 3 | ||
35. | Кровеносные сосуды, большой и малый круги кровообращения, возрастные особенности кровеносных сосудов. | 1 | 2 | ||
36. | Практические занятия Топографическое расположение крупных кровеносных сосудов. | 1 | 3 | ||
37. | Работа сердца, автоматизм сердца. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Зарисовать и обозначить кровеносные сосуды тела человека. Создать презентацию «Работа сердца». | |||||
Тема 2.4. Нервная система | Содержание учебного материала | ||||
38. | Нервная система, ее строение и функции. Центральная нервная система. | 1 | 2 | ||
39. | Практические занятия Возрастные особенности центральной нервной системы. | 1 | |||
40. | Периферическая нервная система. | 1 | 2 | ||
41. | Практические занятия Возрастные особенности периферической нервной системы. | 1 | 3 | ||
42 | Практические занятия Высшая нервная деятельность. Типы нервной системы и их характеристика. | 1 | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Центральная нервная система» | |||||
Тема 2.5. Органы чувств. | Содержание учебного материала | ||||
43. | Орган зрения. Орган слуха и равновесия. Строение и функции. | 1 | 2 | ||
44. | Практические занятия Возрастные особенности органа зрения, органа слуха и равновесия. | 1 | 3 | ||
45. | Органы вкуса и обоняния, строение и функции. | 1 | 2 | ||
46. | Практические занятия Кожа и ее производные, строение и функции. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Зарисовать и обозначить части органа зрения. Реферат «Орган вкуса и обоняния». | |||||
Раздел 3. Основы гигиены детей | |||||
Тема 3.1. Формирование здоровья детской популяции | Содержание учебного материала | ||||
47. | Практические занятия Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. | 1 | 2 | ||
48. | Основы профилактики инфекционных заболеваний. | 1 | 2 | ||
49 | Практические занятия Проведение под руководством медицинского работника мероприятий по профилактике заболеваний детей. | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Создание презентации «Основные инфекционные болезни детей» | |||||
Тема 3.2. Гигиена образовательной деятельности детей | Содержание учебного материала | ||||
50. | Гигиенические требования к образовательному процессу. | 1 | 2 | ||
51. | Практические занятия Обеспечение соблюдения гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников. | 1 | 3 | ||
52. | Особенности развития утомления у детей. | 1 | |||
53. | Практические занятия Режим дня, гигиенические основы построения режима дня детей. | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить режим дня детей различного возраста. | |||||
Тема 3.3. Гигиена питания детей | Содержание учебного материала | ||||
54. | Практические занятия Гигиенические принципы режима и организации питания детей организованных детских коллективов. | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить меню на неделю для детей дошкольного возраста. | 2 | ||||
Тема 3.4. Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей | Содержание учебного материала | 2 | |||
55. | Практические занятия Гигиенические принципы организации физического воспитания детей. | 1 | 2 | ||
56. | Закаливание, его физиологическая сущность, основные принципы закаливания. | 1 | 2 | ||
57. | Факторы, влияющие на физическое воспитание детей | 1 | |||
58. | Практические занятия Умение оценивать факторы внешней среды ,влияющие на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Поиск информации в сети Интернет по теме «Факторы, влияющие на физическое воспитание детей» | |||||
Тема 3.5.Гигиена среды обитания, воспитания и обучения детей | Содержание учебного материала | 6 | |||
58. | Практические занятия Гигиенические требования к предметам детского обихода: детской одежде, обуви. | 1 | 2 | ||
59 | Практические занятия Гигиенические требования к предметам детского обихода: игрушкам, детским книгам, учебным пособиям. | 1 | 3 | ||
61. | Практические занятия Гигиенические требования эксплуатации детских учреждений: воздушно-тепловой режим. | 1 | 3 | ||
62. | Практические занятия Гигиенические требования эксплуатации детских учреждений: освещение, водный режим. | 1 | 3 | ||
63. | Санитарно – эпидемиологическое благополучие дошкольных образовательных организаций . | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Создание презентации «Физиологические основы правильного положения тела при различных видах занятий». Оформление альбома. | 4 | ||||
Итоговый зачет | 64. | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Всего:96ч. | 64 | 96 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий
- принтер;
- микроскоп для работы студентов.
- цифровой микроскоп с выводом изображения на экран,
- оборудование для лабораторных работ
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2015.
- Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013
- Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2015.
- Назарова Е.Н. Н192 Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Для обучающихся
- Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: Вако, 2013.
2. Смирнов В. М. Будилина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2015.
3. Смирнов В.Н. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М.: Академия, 2007.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2013
Дляобучающихся
- Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.-М.: Издательство «Академия»,2015
Интернет-ресурсы
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=742
2. www.referat.business-top.info/anatomy/
3. bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/00_afg.html
4. www.medical-enc.ru/uroki/
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; | Оценка выполнения практической работы |
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; | Решение и анализ проблемных ситуаций. |
оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; | Решение стандартных и нестандартных ситуаций на занятиях |
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; | Оценка выполнения практической работы |
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников | Оценка выполнения практической работы. Отчёт выполнения самостоятельной работы. |
Знать: | |
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; | Письменный опрос |
основные закономерности роста и развития организма человека; | |
строение и функции систем органов здорового человека; | Тестирование |
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; | |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей; | Устный опрос |
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; | Письменный опрос |
основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; | Тестирование |
основы профилактики инфекционных заболеваний; | Устный опрос |
гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации | Решение и анализ проблемных ситуаций |