РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл en.03ekologiya_i_osnovy_prirodopolzovaniya.docx67.99 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 240-р от 29.05.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03

Экологические основы природопользования

для специальности

44.02.01  Дошкольное образование

Покачи

2018

     Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

           

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 21. 05. 2018г.  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1  Область применения программы

  Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01  Дошкольное образование

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

В результате освоения дисциплины студент должен

уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

68

в том числе:

     лабораторные работы

4

     практические работы

28

     контрольные работы

2

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Подготовка сообщений и рефератов

Создание презентаций

Проработка тем и составление конспекта

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированный зачёт      

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН. 03 Экологические основы природопользования

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая экология

Тема 1.1.

Тема 1.1.

Окружающая среда как целостная и сбалансированная система

Содержание учебного материала

1

Наука экология, ее содержание и задачи. Структура современной экологии.

1

1

2

Практическая работа  Составление схемы «Типы экосистем»

1

3

3

Экологическая ситуация в мире и в России.

1

3

4

Практическая работа «Экологическая ситуация в ХМАО- Югре»

1

2

5

Практическая работа  Составление схемы круговорота азота, воды.

1

3

6

Воздействие человека на экосистемы

1

3

 

   7

Практическая работа  «Антропогенное воздействие на биосферу».

1

3

8

Практическая работа  «Отличие агроценоза и биоценоза».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить глоссарий по предмету.

Подготовка докладов по теме «Экологическая ситуация в мире», «В России»,

4

Тема 1.2.

Глобальные проблемы экологии

Содержание учебного материала

9

Проблема народонаселения

10

Природные ресурсы биосферы как лимитирующий фактор выживания человека.

1

1

11

Практическая работа « Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы».

1

2

12

Энергосбережение. Развитие альтернативных источников энергии.

1

2

13

Загрязнение. Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения.

1

2

14

Практическая работа «Основные типы загрязнения окружающей среды.»

1

3

15

Глобальные проблемы экологии.

16

Глобальные проблемы экологии

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы»

Составление схемы «Виды загрязнений»

Подготовка доклада по теме «Рождаемость развитых и развивающихся стран»

3

Раздел 2.Прикладная экология

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

31

Антропогенное воздействие на оболочки Земли.

Строение и газовый состав атмосферы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: объяснительно-

1

2

Содержание учебного материала

17

Строение и газовый состав атмосферы.

1

2

18

Лабораторная работа №1 Качественная оценка загрязненности воздуха

1

3

19

Основные группы отходов, их источники.  Экологические последствия загрязнения.

1

3

20

Практическая работа «Экологические взаимоотношения организмов».

1

2

21

Количество воды на земле .Природная вода и ее распространение.

1

3

22

Лабораторная работа №2 Анализ качества воды

2

23

Источники загрязнения поверхностных водоемов и подземных вод. Загрязнение и самоочищение морей и океанов.

1

2

24

Лабораторная работа №3 Определение органолептических показателей качества воды

1

2

25

Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их загрязнения.

1

3

26

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России.

1

3

27

Практическая работа Основные направления по рациональному использованию и охране недр.

1

3

28

Практическая работа Правовые основы охраны и рационального использования недр.

1

2

29

Почва, ее состав и строение. Хозяйственное значение почв.

1

1

30

Лабораторная работа № 4  «Исследование состава и свойства почвы».

1

2

31

Взаимоотношения между механическим составом почвы и ее химическими и физическими свойствами

1

3

32

 Практическая работа «Обитатели почвы и их значение. Важнейшие свойства почвы как среды обитания».

1

3

33

Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. Правовая охрана почв.

1

2

34

Практическая работа Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия.

1

1

35

Практическая работа «Значение леса в природе и жизни человека. Охрана важнейших групп животных.»

1

3

36

Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

1

2

37

Практическая работа  Исследование целостности цепочки питания из 5-6 звеньев, если одно звено ( объект) удалено.

1

2

38

Контрольная работа за I- полугодие

1

3

39

Практическая работа  «Экологические проблемы ХМАО- Югры».

1

3

40

Практическая работа  «Экологические проблемы ХМАО- Югры».

1

3

41

Практическая работа «Природные ресурсы ХМАО- Югры»

1

3

42

Особо охраняемые территории. Рекреационные территории. и их охрана.

1

2

43

Практическая работа « Особо охраняемые территории  ХМАО- Югры».

1

3

44

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. Правовая охрана ландшафтов.

1

2

45

Практическая работа «Источники техногенного воздействия на окружающую среду»

1

3

46

Антропогенное воздействие на оболочки Земли.

1

1

47

Контрольная работа по теме Антропогенное воздействие на оболочки Земли.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы «Антропогенное воздействие на оболочки Земли»

Составление презентации по теме «» Гидросфера, Атмосфера, Литосфера, Биосфера и их загрязнение

Подготовка сообщений по темам: «Источники загрязнения воздуха», « Источники загрязнения воды», «Роль почвы в круговороте веществ», «Правовая охрана ландшафтов».

Составление схемы «Значение леса в природе и жизни человека»

Подготовка сообщения «Охраняемые животные»

16

Раздел 3.Экологическая защита и охрана окружающей среды

Тема 3. 1.

Основные принципы охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

48

Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

1

2

49

Основные положения рационального природопользования.

1

1

50

Практическая работа «План размещения производства относительно объектов природной среды»

1

3

51

Природозащитные мероприятия, роль технического прогресса в защите окружающей среды.

1

52

Практическая работа «Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности»

1

3

53

Современные биотехнологии охраны окружающей среды.

1

2

54

Качество окружающей природной среды и его нормирование

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Принципы охраны окружающей среды»

Составление схемы «Качество природной среды»

Подготовка сообщения по теме «технического прогресса в защите окружающей среды»

Составление схемы "Сочетание административного и экономического методов управления".

Составление схемы "Органы управления и надзора по охране природы."

3

Тема. 3.2.

Основы экологического

права

Содержание учебного материала

55

Экологическое законодательство Российской Федерации.

1

3

56

Экологическая стандартизация и паспортизация.

3

57

Практическая работа «Юридическая ответственность за экологические правонарушения».

1

3

58

Практическая работа «Методы экологического регулирования»

1

3

59

Практическая работа «Разделы экономического паспорта предприятия «

1

3

60

Экологическая экспертиза. Экологический риск.

1

61

Практическая работа «Мониторинг как система наблюдений и контроля окружающей среды».

1

3

62

Практическая работа «Система управления экологической безопасностью»

1

3

63

Практическая работа «Система надземного мониторинга окружающей среды

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по теме «Экологическая безопасность».

5

Тема 3. 3.

Новые эколого – экономические подходы в природоохранной деятельности

Содержание учебного материала

64

Государственный учет ресурсов. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды

1

65

История международного природоохранного движения.

1

66

Практическая работа «Участие России в Международном сотрудничестве».

1

3

67

Экологическая защита и охрана окружающей среды

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений природозащитные мероприятия

Подготовка доклада по теме «История международного природоохранного движения

3

68

 Дифференцированный зачет

1

3

Всего:

68

34

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
  • принтер;
  • микроскоп для работы студентов.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2  Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. М., 2017

2. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2015.

3. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателей

1. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого

развития. — М., 2015.

Интернет-ресурсы

www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-

сии).

3.3. Используемые образовательные технологии

         С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

Практические занятия

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий.

Знания:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории

Тесты

Практические занятия

Контрольная работа