Биология
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bio_2017.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
БД.08 БИОЛОГИЯ
для специальности
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
г. Печора
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.04 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Разработчик:
Осипов Ь.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Биология»
- Соответствие учебной дисциплины ППССЗ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики базовой подготовки, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины –: Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• межпредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 55 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Биология – наука о жизни Многообразие живого мира. Основные свойства живого мира. Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 2 | 1 | ||
Раздел 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала: | 12 | |||
1 | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. | 8 | 1 | ||
2 | Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | ||||
3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | ||||
4 | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | ||||
5 | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. | ||||
Лабораторные работы: № 1. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №1 Органоиды клетки, обладающие полуавтономией. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №2 Энергообеспечивающие органоиды клетки. №3 Особенности обмена веществ аэробных и анаэробных организмов.; №4 Сравнение митоза и мейоза. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся:. №3 Особенности обмена веществ аэробных и анаэробных организмов.; №4 Сравнение митоза и мейоза. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся:. №4 Сравнение митоза и мейоза. | 1 | ||||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала: | 8 | |||
1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 5 | 1 | ||
2 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. | ||||
3 | Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: : №5 Бесполое размножение организмов. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №6 Половое размножение организмов | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: : №7 Постэмбриональное развитие. Развитие с метаморфозом .№8 Партеногенез. | 1 | ||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала: | 18 | |||
1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | 1 | |||
2 | Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | ||||
3 | Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. | ||||
4 | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | ||||
лабораторные работы: № 2 «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 | ||||
лабораторные работы: № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: : №9 Грегор Мендель. История жизни | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №10 Моно- и дигибридное скрещивание. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: . №11 Сцепленное наследование. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №12 Сцепленное с полом наследование | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №13 Селекция животных. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №14 Биотехнология. | 1 | ||||
Раздел 4. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала: | 10 | |||
1 | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.. | 8 | 1,2 | ||
2 | Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс | ||||
Лабораторные работы: № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №15 Движущие факторы антропогенеза. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №16 Влияние социальных факторов в эволюции человека. | 1 | ||||
Раздел 5. История развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | 3 | |||
1 | Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | 1,2 | ||
2 | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №17 Теория академика Опарина о происхождении жизни на Земле. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: №18 Представление о развитии жизни в античное время и средневековье. | 1 | ||||
Раздел 6. Бионика | Содержание учебного материала: | 1 | |||
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 1 | 1 | ||
Зачет | 1 | ||||
Всего: | 55 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации учебной дисциплины имеется: учебный кабинет ___биология_/биология_________; лаборатория___ биология_/биология ______.
3.2. Оборудование учебного кабинета и средства обучения
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий « Биология »;
Технические средства обучения:
- компьютер
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. - М.: Дрофа, 2000.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений - М.: Академия (совместно с ВШ, 1999.)
Дополнительные источники:
1. Полянский Ю.И. Общая биология. - М:. Просвещение, 1988
Интернет-ресурсы:
- http\\www.evolbiol.ru
- www.1september.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен: | практические занятия №, лабораторные работы № индивидуальные |
1. знать/понимать:
| Лаб. раб. № 1. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Сам. Раб.№1- 8 Лаб. раб. № 2 «Решение генетических задач и составление родословных». Сам. Раб.№9-16 Лаб. раб. № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». Сам. Раб.№17-21 Лаб. раб. № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Сам. Раб.№22,23 |
2 уметь:
| Лаб. раб. № 2 «Решение генетических задач и составление родословных». Сам. Раб.№9-16 Лаб. раб. № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». Сам. Раб.№17-21 Лаб. раб. № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Сам. Раб.№22,23 |