Биология

Осипов Михаил Борисович

26.02.03 Судовождение

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_bio_2017.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

БД.08 БИОЛОГИЯ

для специальности

26.02.03 Судовождение

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

г. Печора

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.04 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов Ь.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

14

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Биология»

  1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики базовой подготовки, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины –: Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,  в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о   целостной естественно- научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

межпредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;

самостоятельной работы обучающегося 21 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

55

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

практические занятия

4

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме  зачета

 

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Биология – наука о жизни Многообразие живого мира. Основные свойства живого мира.

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

1

Раздел 1.

Учение о клетке

Содержание учебного материала:

12

1

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

8

1

2

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

4

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

5

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Лабораторные работы: № 1. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №1 Органоиды клетки, обладающие полуавтономией.  

1

Самостоятельная работа обучающихся: №2 Энергообеспечивающие органоиды клетки. №3 Особенности обмена веществ аэробных и анаэробных организмов.; №4 Сравнение митоза и мейоза.

1

Самостоятельная работа обучающихся:. №3 Особенности обмена веществ аэробных и анаэробных организмов.; №4 Сравнение митоза и мейоза.

1

Самостоятельная работа обучающихся:. №4 Сравнение митоза и мейоза.

1

Раздел 2.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала:

8

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

5

1

2

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

3

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Самостоятельная работа обучающихся: :  №5 Бесполое размножение организмов.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №6 Половое размножение организмов

1

Самостоятельная работа обучающихся: :  №7 Постэмбриональное развитие. Развитие с метаморфозом .№8 Партеногенез.

1

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала:

18

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

1

2

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

3

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

4

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

лабораторные работы: № 2 «Решение генетических задач и составление родословных».

1

лабораторные работы: № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1

Самостоятельная работа обучающихся: : №9 Грегор Мендель. История жизни

1

Самостоятельная работа обучающихся: №10 Моно- и дигибридное скрещивание.

1

Самостоятельная работа обучающихся: . №11 Сцепленное наследование.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №12 Сцепленное с полом наследование

1

Самостоятельная работа обучающихся:  №13 Селекция животных.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №14 Биотехнология.

1

Раздел 4.

Эволюционное учение.

Содержание учебного материала: 

10

1

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции..

8

1,2

2

Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс

Лабораторные работы: № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

1

Самостоятельная работа обучающихся: №15 Движущие факторы антропогенеза.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №16 Влияние социальных факторов в эволюции человека.

1

Раздел 5.

История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала:

3

1

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

1,2

2

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Самостоятельная работа обучающихся: №17 Теория академика Опарина о происхождении жизни на Земле.

1

Самостоятельная работа обучающихся: №18 Представление о развитии жизни в античное время и средневековье.

1

Раздел 6.

Бионика

Содержание учебного материала:

1

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

1

1

Зачет

1

Всего:

55

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ» 

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации учебной дисциплины имеется: учебный кабинет ___биология_/биология_________; лаборатория___ биология_/биология ______.

        

3.2. Оборудование учебного кабинета и средства обучения

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий « Биология »;

Технические средства обучения:

- компьютер

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений - М.: Академия (совместно с ВШ, 1999.)

Дополнительные источники:

      1.     Полянский Ю.И. Общая биология. - М:. Просвещение, 1988

Интернет-ресурсы:

  1. http\\www.evolbiol.ru
  2. www.1september.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

практические занятия №, лабораторные работы № индивидуальные

1. знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Лаб. раб. № 1. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Сам. Раб.№1- 8

Лаб. раб. № 2 «Решение генетических задач и составление родословных».

Сам. Раб.№9-16

Лаб. раб. № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Сам. Раб.№17-21

Лаб. раб. № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Сам. Раб.№22,23

2 уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Лаб. раб. № 2 «Решение генетических задач и составление родословных».

Сам. Раб.№9-16

Лаб. раб. № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Сам. Раб.№17-21

Лаб. раб. № 4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Сам. Раб.№22,23