ПМ. 03. «УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ».
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3. Структура и содержание профессионального модуля.
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения».
Коды общих и профессиональн. компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | всего часов (максимучебн.нагрузка) | Количество часов, отведенное на освоение учебной программы. | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная часов | Производственная (преддипломная), часов. | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные занятия и практич. часов
| в т.ч. курсовая работа (проект) | всего часов | в т.ч. курсовая работа (проект) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
МДК.01.03. Методика ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. | 195 | 130 | 60 | 65 | 72 | 86 | |||
ОК.1. ПК.3.7. | Раздел 1. Патология, анатомия и патфизиология животных. Тема 1.1. Учение о болезни. Содержание, задачи и методы изучения учебной дисциплины. | 105 3 | 70 2 | 32 | 35 1 | 48 | 48 | ||
ПК. 3.7. | Тема 1.2. Понятие о болезни и здоровье, классификация и течение, периоды и исходы болезней. | 3 | 2 | 1 | |||||
Тема 1.3. Этиология. Вызывающие, способствующие и предрасполагающие факторы. | 2 | 2 | |||||||
ОК.5. ПК.3.7. | Тема 1.4. Болезнетворные факторы. Понятие о травме, шоке, коллапсе. Практическое занятие. Изучение действия патогенных факторов на организм животного. | 2 2 | 2 | 4 | |||||
Тема 1.5. Понятие о патогенезе. | 3 | 2 | 1 | ||||||
ПК.3.7. | Тема 1.6. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Практические занятия. Наблюдение реактивности организма на действие аллергена. | 2 2 | 2 | 4 | |||||
ОК. 6-7 ПК 3.7. | Тема 1.7. Расстройство крово- и лимфообращения, содержание тканевой жидкости. | 3 | 2 | 1 | |||||
ОК.2. ПК.3.8. | Практическое занятие. Наблюдение за различными расстройствами крово-лимфообращения у животных, трупов. | 3 | 2 | 1 | |||||
ПК.3.8. | Тема 1.8. Некроз, некробиоз, атрофия, ее виды. Практическое занятие. Определение признаков некроза и атрофии по микро и макропрепаратам. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
ПК.3.7. ОК.6. ПК.3.7. | Тема 1.9. Дистрофии, их виды. Практическое занятие. Определение дистрофий по микро- и макропрепаратам. | 3 3 | 2 | 2 | 1 1 | ||||
ПК.3.8. | Тема 1.10. Смерть, ее причины, виды изменения в органах. Практическое занятие. Определение признаков смерти и посмертных изменений. | 3 3 | 2 | 2 | 1 1 | ||||
ПК.3.7. | Тема 1.11. Гипертрофия и регенерация. | 3 | 2 | 1 | |||||
ПК.3.7. | Тема 1.12.Воспаление. Практическое занятие. Определение признаков воспаления. Практическое занятие. Изучение признаков воспаления по гистопрепаратам, альбомам. | 3 3 4 | 2 | 2 4 | 1 1 2 | ||||
ОК.5. ПК.3.8. | Тема 1.13. Гипо- и гипертермия. Лихорадка, ее значение для организма. | 3 | 2 | 1 | |||||
Тема 1.14. Опухоли, их виды. | 2 | 2 | |||||||
ПК.3.7. | Тема 1.15. Лейкозы. Практическое занятие. Определение опухолей лейкозов по гистопрепаратам. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
ПК.3.7. | Тема 1.16. Патология сердечнососудистой системы, кроветворной и иммунной системы. | 2 | 2 | ||||||
Тема 1.17. Патология системы крови. Практическое занятие. Определение количественного и качественного состава крови. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | |||||
ПК 3.8. ПК 3.8. | Тема 1.18. Патология органов дыхания. Практическое занятие. Определение болезней органов дыхания по микро и макропрепаратам. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
ОК 6. ПК 3.7. | Тема 1.19. Патология органов пищеварения. | 3 | 2 | 1 | |||||
Тема 1.20. Патология печени. | 3 | 2 | 1 | ||||||
ПК 3.7. | Тема 1.21. Патология мочеполовой системы. Практическое занятие. Определение признаков болезней мочеполовой системы и органов размножения. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
Тема 1.22. Патология эндокринной системы. | 3 | 2 | 1 | ||||||
ПК 3.8. | Тема 1.23. Патология нервной системы. | 3 | 2 | 1 | |||||
ПК 3.7. | Тема 1.24. Патология обмена веществ. | 3 | 2 | 1 | |||||
ПК 3.8. | Тема 1.25. Отравления, изменения в органах при различных отравлениях. Практическое занятие. Изучение признаков отравления по микро и макропрепаратам. | 3 3 | 2 | 2 | 1 1 | ||||
Тема 1.26. Патизменения в органах при острых и хронических инфекционных болезнях. | 2 | 2 | |||||||
ПК 3.7. | Тема 1.27.Патизменения при вирусных болезнях. Практическое занятие. Изучение инфекционных болезней по микро и макропрепаратам. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
ПК.3.8. | Тема 1.28. Патизменения в органах при микозах и микотоксикозах животных. Практическое занятие. Определение грибковых заболеваний по препаратам. | 2 3 | 2 | 2 | 1 | ||||
Тема 1.29. Патизменения в органах при пироплазмидозах и эймериозах животных. | 2 | 2 | |||||||
ПК 3.7. ПК 3.8. | Тема 1.30. Патизменения в органах и тканях при гельминтозах. Вскрытие трупов животных. | 2 | 2 | ||||||
ПК 3.8. ПК 3.8. | Тема 1.31. Вскрытие, цель, виды, методы, техника, документация. Практическое занятие. Изучение инструментов, техники вскрытия и документации. | 3 | 2 6 | 8 | 1 4 | 48 | 48 |
Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем. | Содержание учебного материала по модулю. | Количество часов. | Уровень усвоения. | |
Знать, уметь. | Содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрен). | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Патанатомия и патфизиология. Тема 1.1. Учение о болезни. Содержание, методы изучения учебной дисциплины. | Знать: - анатомическое строение животных; - гистологическое строение тканей; - закономерности функционирования органов и систем животных (пищеварения, дыхания, сердечнососудистой системы), механизмы поддержания постоянства внутренней среды. | Понятие патологии; методы изучения, содержание дисциплины; история развития патанатомии и патфизиологии. Самостоятельная работа. Реферат: - учение о болезни. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Понятие о болезни и здоровье, классификация и течение, периоды и исходы болезней. | Знать: - общие закономерности патологических процессов, патогенез основных болезней животных; уметь: - пользоваться основными методами микроскопического исследования. | Общая патология. Учение о болезни. Понятие о болезни и здоровье. Патологическая реакция. Патологический процесс. Патологическое состояние. Классификация болезни. Течение болезни. Основные периоды развития болезни. Исход болезни. Рецидив болезни. Самостоятельная работа. Реферат: «Классификация и течение болезни». | 2 | 1 |
Тема 1.3. Этиология. Вызывающие, способствующие и предрасполагающие факторы. | Знать: - сущность химических процессов, патогенез, обмен веществ в живом организме; - наследственные пороки развития болезни; - болезни, возникающие от воздействия физических раздражителей; - болезни, возникающие от химических веществ; - болезни вследствие нарушения кормления и содержания; -условия возникновения болезни; - эндогенные и экзогенные причины болезней. | Этиология. Причины болезни. Классификация болезни. Инфекционные и инвазионные болезни. Условия возникновения болезни. Понятие о рецепции. | 2 | 1 |
Тема 1.4. Болезнетворные факторы. Понятие об отравлении, шоке, коллапсе. Изучение действия патогенных факторов на организм животного. | Знать: - механические факторы; - физические факторы; - действие высокой и низкой температуры; - морфологические и клинические проявления болезней; - признаки болезней и правильно понимать причинно- следственных взаимосвязей. Уметь: - логически верно, оргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Знать: - действие физических болезнетворных факторов на организм животного; - особенности действия биологических факторов на организм. | Значение факторов внешней среды в возникновении болезни. Механические факторы. Физические факторы. Действие тепла и холода. Гипертермия. Влияние холода на организм животного. Местное действие холода. Общее действие холода. Действие электрического тока. Действие лучистой энергии. Действие атмосферного давления. Действие ионизирующего излучения. Химические факторы. Биологические факторы. Практическое занятие.
Демонстрация местного действия химических факторов. Демонстрация местного действия физических факторов. Самостоятельная работа. Составление отчетов по выполненным практическим работам. Составить реферат по теме «Этиология». | 2 2 2 | 1 2 3 |
Тема 1.5. Понятие о патогенезе. | Знать: - механизмы возникновения; - основное звено патогенеза; - сущность общепатологических процессов; - характерные морфологические изменения органов; - основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза. Уметь: - использовать нормативные документы в своей деятельности; - обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. | Понятие патогенеза. Причинно- следственная связь и основное звено патогенеза. Роль нервной и эндокринной системы в развитии болезней. Пути распространения болезнетворных агентов в организме. Значение вида, породы, пола и возраста животных в патогенезе. Компенсаторные механизмы выздоровления и восстановление нарушенных функций. Шок и коллапс. | 2 | 1 |
Тема 1.6. Понятие о реактивности и резистентности. Наблюдение реактивности организма на действие аллергена. | Знать: - основные задачи патологоанатомической службы в ветеринарии; - основные понятия патологической анатомии и методы патологоанатомического исследования; - сущность общепатологических процессов и заболеваний, их этиологию, патогенез, морфологию и значение для организма; - характерные морфологические изменения внутренних органов при болезнях животных - основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза. Уметь: - правильно брать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования. Знать: - проявления гиперэргической реакции; - диагностическую сущность реакции; - сущность химических процессов. Уметь: - пользоваться основными методами исследования. | Реактивность. Виды реактивности. Значимость реактивности организма от состояния нервной и эндокринной системы. Иммунологическая реактивность. Аллергическая реактивность. Анафилаксия. Местные проявления аллергии. Практическое занятие. Демонстрация животного, положительно и отрицательно реагирующего на туберкулин. Демонстрация слайдов или диафильм «Туберкулез» с проявлением положительной гиперэргической реакции у разных животных. Показать ведущую роль ЦНС в реактивности организма. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.7. Расстройство крово- и лимфообращения, содержание тканевой жидкости. Наблюдение за различными видами расстройств, кровообращения у животных, трупов. | Знать: - артериальную гиперемию; - местное кровообращение; - венозную гиперемию; - острую и хроническую венозную гиперемию; - закономерности функционирования органов и систем животных; - местную анемию; - белый, красный, смешанный инфаркт; - тромбоз; - кровотечение; - законов, направленных на охрану неприкосновенности личности, положений законодательства о судебно-медицинской экспертизе, прав и обязанностей ветеринарных работников; - почечные отеки; - водянки. Уметь: - владеть культурой мышления, способностью к восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; - использовать основные положения и методы при решении социальных и профессиональных задач. Знать: - правило работы с медикаментозными средствами и их хранение. Уметь: - применять инновационные методы исследований в ветеринарии. | Нарушение кровообращения. Гиперемия. Инфаркт. Исходы инфарктов. Тромбоз. Исходы тромбоза. Кровотечение. Нарушение лимфообращения. Застой лимфы. Лимфоистечение. Эмболия лимфотических сосудов. Отеки и водянки. Практическое занятие. Воспроизведение и демонстрация различных видов местного расстройства крово-лимфообращения. Воспроизведение венозной гиперемии. Воспроизведение анемии. Демонстрация на трупном материале отличия венозной гиперемии и кровоподтеков от трупных пятен, а тромбов от посмертных сгустков крови. | 2 2 | 1 |
Тема 1.8.Некроз, некробиоз, атрофия и ее виды. | Знать: - причины некроза; - экзогенные факторы; - термины используемые в патанатомии; - понятия этиологии, патогенеза, заболевания; - основные понятия, используемые в патанатомии и патфизиологии. Уметь: - планировать и проводить эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения патологии. | Понятие некроза. Клинико-анатомические формы некроза. Исходы некроза. Атрофия. Значение некроза. Причины атрофии. Физиологические, патологические атрофии. Признаки, исходы и значение атрофии. | 2 | 2 |
Тема 1.9. Дистрофии, их виды. Определение дистрофий по микро и макро препаратам. | Знать: - этиологию и патогенез наиболее частых заболеваний органов и систем организма животных при дистрофии. Знать: - причины и механизмы заболевания. Уметь: - решать ситуационные задачи; - сопоставлять морфологические и клинические проявления болезни. | Дистрофия. Классификация дистрофий. Белковая, жировая, углеводная и минеральная дистрофия. Практическое занятие. Демонстрация макропрепаратов сердца, почек при зернистой дистрофии, коллоидного зоба, «Саговой» и «Сальной» селезенки. Демонстрация микропрепаратов, таблиц и рисунков. Реакция на гемосидерин по Перлсу. Обесцвечивание мелонина перекисью водорода. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.10. Смерть, ее причины, виды. Изменения в органах. Определение признаков смерти и посмертных изменений. | Знать: - причины смерти; - признаки смерти; - основы профилактики, лечение заболеваний. Знать: - причины смерти; - признаки смерти; - основы профилактики, лечение заболеваний | Естественная, патологическая смерть. Насильственная и ненасильственная смерть. Скоропостижная и обычная смерть. Причины смерти. Танатогенез. Агония, клиническая смерть. Биологическая смерть. Признаки смерти. Практическое занятие. Изучить трупные изменения. Самостоятельная работа. Используя различные источники, включая интернет, составить презентацию на тему смерть. | 2 2 | 1 2 3 |
Тема 1.11. Гипертрофия и регенерация. | Знать: - классификацию, - что такое гипертрофия и гиперплазия; - какова классификация гипертрофий; - признаки, значение и исходы истинной и ложной гипертрофий; - что является причиной регенерации; - от каких условий зависит регенерация; - особенности регенерации различных тканей; - как протекает регенерация сосудов, кожи; - какие известны виды регенерации; - особенности регенерации различных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной); - как протекает регенерация сосудов, кожи; - чем объясняется неодинаковая способность к регенерации у разных видов животных. | Компенаторно – приспособительные процессы. Классификация. Гиперплазия. Регенерация. Дегенерация тканей и органов. Самостоятельная работа. Реферат: гипертрофия. | 2 | 2 |
Тема 1.12. Воспаление. Определение признаков воспаления. Определение воспалений по микро и макропрепаратам. | Знать: - причину воспаления; - патогенез; - в чем заключается сущность воспаления; - каковы внешние признаки воспаления; - что такое экссудация; - как классифицируют воспаление; - характеристику отдельных типов, видов и форм воспаления; - каковы правила наименования воспаления. Знать: - причину воспаления; - патогенез; - в чем заключается сущность воспаления; - каковы внешние признаки воспаления; - что такое экссудация; - как классифицируют воспаление; - характеристику отдельных типов, видов и форм воспаления; - каковы правила наименования воспаления. Уметь: - определять документы о проведении исследований животных; - отбирать патологический материал, консервировать и пересылать в лабораторию; - составлять сопроводительные документы. | Понятие воспаления. Причина. Патогенез. Признаки воспаления. Изменения в воспаленной ткани. Учение И.И.Мечникова о фагоцитозе. Исходы воспаления и значение для организма. Терминология и классификация воспаления. Пролиферативное воспаление. Самостоятельная работа. Реферат «Воспаление». Практическое занятие. Демонстрация внешних признаков воспаления и роли нервной системы в их развитии. Сосудистая реакция (гиперемия, экссудация) в брыжейки лягушки. Демонстрация протеолитического действия гноя. Вскрытие трупов животных с клиническим диагнозом, указывающим на наличие катаральной бронхопневмонии, гастроэнтеритов и других воспалительных процессов. Изучение морфологической картины гнойного экссудата. Самостоятельная работа. Зарисовать схему строения фурункула. Демонстрация и изучение макропрепаратов: гипертрофия сердца, гиперплазии почек, селезенки, лимфоузлов. Изучение гистопрепаратов: гиперплазии лимфоузлов, гипертрофии миокарда. Демонстрация и изучение слайдов, фотографий нормальных и гипертрофических органов. Демонстрация различных видов заживл. кожи. | 2 2 2 4 | 1 2 3 1 |
Тема 1.13. Гипо- и гипертермия. Лихорадка, ее значение для организма. | Знать: - какие существуют виды нарушения теплорегуляции; - что такое лихорадка и ее отличие от перегревания (гипертермии); - причины лихорадок; - каков механизм повышения температуры тела при лихорадке; - стадии и типы лихорадок; - значение лихорадки для организма; - типы температурных кривых; - лихорадочная реакция постоянного типа; - реакцию интерлиттирующего (переменного), ремитирующего (послабляющего) и возвратного типов. | Причины лихорадки. Механизмы развития. Стадии лихорадки. Типы температурных кривых. Отличия лихорадки от перегревания. Обмен веществ при лихорадке. Роль центральной нервной системы и эндокринных желез в развитии лихорадки. Значение лихорадки для организма. Самостоятельная работа. Реферат: Лихорадка. | 2 | 1 |
Тема 1.14. Опухоли, их виды. | Знать: - что такое опухоль; - рост, развитие опухолей; - каковы причины возникновения опухолей; - классификация опухолей; - морфологические характеристики эпителиальных, соединительных и мышечных опухолей. Уметь: - определить внешнюю форму опухолей; - дифференцировать опухоли. | Причины опухолей. Патогенез. Экспериментальная онкология. Влияние нервной и эндокринной регуляции на опухолевый процесс. Классификация опухолей. Внешний вид и строение опухолей. Эпителиальные, соединительные, мышечные опухоли. Опухоли из нервной ткани. Опухоли мелонинообразующей ткани. Тератомы. | 2 | 1 |
Тема 1.15. Лейкозы. Определение опухолей лейкозов по гистопрепаратам. | Знать: - что такое лейкозы, и каковы причины, их вызывающие; - виды лейкозов (классификация); - какие патологоанатомические изменения при лимфатическом лейкозе крупного рогатого скота, а также при лейкозе свиней, овец и плотоядных; - каковы изменения при лейкозе птиц; - что такое лимфосаркома, ретикулосаркома; - источники возникновения лейкозного процесса. Знать: - что такое лейкозы, и каковы причины, их вызывающие; - виды лейкозов (классификация); - какие патологоанатомические изменения при лимфатическом лейкозе крупного рогатого скота, а также при лейкозе свиней, овец и плотоядных; - каковы изменения при лейкозе птиц; - что такое лимфосаркома, ретикулосаркома; - источники возникновения лейкозного процесса. | Характеристика лейкозов. Этиология, патогенез, классификация лейкозов. Лейкоз крупного рогатого скота. Лейкозы птиц. Лимфоидный, миелоидный, эритроидный лейкоз. Злокачественные лимфомы. Самостоятельная работа. Реферат: лейкозы. Практическое занятие. Изучить клеточный состав периферической крови при лейкозах и патологические изменения в органах и тканях по макропрепаратам, слайдам и гистопрепаратам; демонстрация лейкозных животных (клинический осмотр, взятие крови, осмотр внутренних органов после убоя животного). | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.16. Патология сердечно- сосудистой системы, кроветворения и иммунной системы. | Знать: - что такое тахикардия, брадикардия, блокада сердца и сердечная недостаточность; - какова патологоанатомическая характеристика перикардитов, миокардитов и эндокардитов; - в чем отличие гипертрофии сердца от расширения его полостей (дилатация); - какова характеристика гипертрофии и гипотонии; - что такое спленит и лимфаденит; - причины нарушения кровообращения; - нарушение проводимости сердца; - пороки сердца; - воспалительные процессы, встречающиеся чаще в венах. | Сердечная недостаточность кровообращения. Нарушение функции сердца. Нарушение сократимости сердца. Эндокардит. Миокардит. Пороки сердца. Перикардит. Гипертрофия сердца. Расширение (дилатация) сердца. Патология сосудов. | 2 | 1 |
Тема 1.17. Патология системы крови. Определение состава крови. | Знать: - какие причины вызывают гипер – и гиповолемию; - виды общих анемий; - какие компенсаторные механизмы развиваются в организме при кровопотере; - виды патологических изменений эритроцитов и лейкоцитов крови; - качественные изменения эритроцитов; - количественные и качественные изменения лейкоцитов. Уметь: - проводить диагностику и дифференциальную диагностику при болезнях крови; - решать ситуационные задачи; - лечить и ставить диагноз. Уметь: - составлять планы оздоровительных и профилактических мероприятий; - исследовать кровь. | Классификация анемий. Постгеморогическая, геморрагическая анемия. Нейтрофильный лейкоз. Эозинофильный, Базофильный (базофилия) лейкозы. Лимфоцитоз. Моноцитоз. Лейкопения. Нейтропения. Эозинопения. Лимфопения. Моноцитопения. Практическое занятие. Определение количественного и качественного состава крови. Самостоятельная работа. Составить реферат на тему: «Система крови». Самостоятельная работа. Подготовить презентацию по теме кровь. | 2 2 2 2 | 1 2 3 3 |
Тема 1.18. Патология органов дыхания. Определение болезней органов дыхания по микро и макропрепаратам. | Знать: - причины, которые нарушают внешнее и внутреннее дыхание; - каковы виды, причины и признаки гипоксии и асфиксии; - одышка, ее виды; - причины и характеристика катаральной бронхопневмонии и крупозной пневмонии; - причины, виды и изменения в легких при - виды, причины и изменения в легких при отеке, гидроаспирации и пневматороксе; - каковы изменения при плевритах. Уметь: - ставить патологоанатомический диагноз. | Расстройство внешнего дыхания. Расстройство внутреннего дыхания. Воспалительные заболевания в легких. Катаральная бронхопневмония. Крупозная пневмония. Отек легких. Альвеолярная, интерстициальная эмфизема. Ателектаз. Поражения плевральной полости и плевры. Практическое занятие. Демонстрация и изучение макропрепаратов с различными формами пневмоний, эмфиземы, бронхоаспирации. Демонстрация и изучение слайдов, рисунков, атласа с различными видами патологии органов дыхания. Изучение на свежем материале разных видов патологии органов дыхания. Изучение гистопрепаратов: эмфизема легких, антракоз, пневмонии. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.19. Патология органов пищеварения. | Знать: - характеристику патологических процессов в ротовой полости, глотки; - какие могут быть нарушения секреторной и моторной деятельности желудка и кишечника; - механизм рвоты и ее причины; - характеристику гастритов; - нарушения кишечного пищеварения; - виды смещения кишечника; - строение грыжи; - нарушение всасывания в тонком кишечнике; - нарушение секреции желчи. | Нарушение аппетита и жажда. Нарушение приема корма, слюноотделения, глотания. Нарушение функции пищевода. Нарушение пищеварения в однокамерном желудке. Нарушение пищеварения в преджелудках у жвачных. Нарушение кишечного пищеварения. Перитонит. | 2 | 1 |
Тема 1.20. Патология печени. | Знать: - какие могут быть нарушения функций и обмен веществ печени; - что такое гепатоз и гепатит; - что такое цирроз печени, его виды и морфологическая характеристика. | Нарушение барьерной функции печени. Нарушение обмена веществ при недостаточности печени. Нарушение желчеобразования и желчевыделения. Гепатит. Самостоятельная работа. Реферат: «Анатомия печени». | 2 | 1 |
Тема 1.21. Патология мочеполовой системы. Определение признаков болезней мочеполовой системы и органов размножения. | Знать: - характеристику количественного нарушения мочевыделения; - характеристику качественного изменения мочи; - каковы главнейшие патологические изменения в мочеполовом аппарате; - важнейшие патологические изменения в половом аппарате самцов и самок. | Нарушение клубочковой фильтрации. Нарушение канальцевой реабсорбции. Количественные и качественные изменения мочи. Патологические изменения в половых органах самцов. Поражения половых органов самок. Практическое занятие. Демонстрация болезней органов мочеполовой системы на трупном материале, сухих и влажных препаратах по рисункам, таблицам, слайдам. Демонстрация проб мочи с признаками гематурии и гемоглобинурии. Кипячением проб мочи от животного с признаками нефрита. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.22. Патология эндокринной системы. | Знать: - взаимосвязь нервно-гуморальной регуляции патологических процессов; - причины эндокринных нарушений; - патогенез эндокринных нарушений; - нарушения в организме при гипер- и гипофункции гипофиза; - нарушения в организме при гипер- и гипофункции щитовидной железы; - нарушения функции околощитовидной железы; - нарушения в организме при гипер- и гипофункции надпочечных желез; - причины и патогенез сахарной болезни (диабет); - стресс и общий адаптационный синдром. | Причины эндокринных нарушений. Нарушение функции гипофиза. Нарушение функции щитовидной, околощитовидной, поджелудочной железы. Нарушение функции надпочечников. Стресс и общий адаптационный синдром. Самостоятельная работа. Реферат: Патология эндокринной системы. | 2 | 1 |
Тема 1.23. Патология нервной системы. | Знать: - каковы причины нарушения нервной деятельности; - что такое неврозы; - виды чувствительности и их нарушения; - каковы виды чувствительности и их нарушения и их характеристика; - каковы виды нарушений двигательной функции и их характеристика; - что такое энцефалит и миелит, их виды и патоморфологическая характеристика. | Невроз. Нарушение чувствительности. Нарушение двигательной функции нервной системы Нарушение трофической функции нервной системы. Нарушение высшей нервной деятельности. Менингит. Миелит. Энцефаломиелит. | 2 | 1 |
Тема 1.24. Патология обмена веществ. | Знать: - что такое основной обмен, его виды; - голодание, его виды и характеристика; - сущность нарушения кислотно – щелочного равновесия; - что такое алиментарная дистрофия, ее патологоморфологические признаки; - что такое алиментарная анемия, каковы ее признаки; - что такое алиментарная остеодистрофия, ее патологоанатомические признаки; - что такое миоглобинурия, ее морфологическая характеристика; - что такое кетоз, его причины и признаки; - беломышечную болезнь ее этиология и признаки; - энзоотическую атаксию овец, ее происхождение и признаки; - гиповитаминоз А,Б,Д, и их морфологические признаки. | Нарушение основного обмена. Нарушение белкового, жирового, углеводного, минерального, водного обменов. Нарушение кислотно-щелочного равновесия. Болезни, связанные с нарушением обмена веществ. Гипо – и гипервитаминозы. Самостоятельная работа. Реферат: Обмен веществ. | 2 | 1 |
Тема 1.25. Отравления. Изменения в органах при различных отравлениях. Изучение признаков отравления по микро – и макропрепаратам. | Знать: - элементарные компьютерные модели опытов. Уметь: - анализировать физиологические показатели животных; - организовывать и планировать исследования. Уметь: - анализировать физиологические показатели животных; - организовывать и планировать исследования | Минеральные отравления. Кормовые отравления. Самостоятельная работа. Реферат: Отравления. Практическое занятие. Ознакомление с различными видами отравлений на боенском материале сухих и влажных препаратов по рисункам. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.26. Патизменения при острых и хронических инфекционных болезнях. | Знать: - болезни, вызываемые микробами; - вирусные болезни; - патологоанатомические изменения при болезнях. | Бактериальные болезни: сепсис, сибирская язва, эмфизимитозный карбункул, рожа свиней, пастереллез, колибактериоз, дизентерия свиней, лептоспироз, туберкулез, паратуберкулез, бруцеллез, сап, некробактериоз, атрофический ринит свиней. | 2 | 2 |
Тема 1.27. Патизменения при вирусных болезнях. Изучение инфекционных болезней по микро – и макропрепаратам. | Знать: - болезни, вызываемые микробами; - вирусные болезни; - патологоанатомические изменения при болезнях. Знать: - уметь применять инновационные методы исследований в ветеринарии. | Вирусные болезни: чума свиней, чума плотоядных, болезнь Ауески, оспа, чума птиц, ящур, бешенство, инфекционный ринотрахеит (вагинит) крупного рогатого скота, Практическое занятие. Демонстрация морфологических изменений при инфекционных болезнях. Самостоятельная работа. Реферат: Инфекционные болезни. | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.28. Патизменения в органах при микозах и микотоксикозах животных. Изучение болезней по микро и макропрепаратам. | Знать: - чем отличаются микозы от микотоксикозов; - патоморфологические изменения при микозах и микотоксикозах; - основы диагностики микозов; - анализ лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных и инвазионных болезнях; - патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у разных видов животных; - понятия об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных. Уметь: - правильно пользоваться медикотехнической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием; - грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с биологической точки зрения. Уметь: - владеть знаниями по механизмам развития болезни; - применять вычислительную технику в своей деятельности; - организовать и планировать исследование. | Актиномикоз. Аспергиллез. Стахиботриотоксикоз. Фузариотоксикоз. Практическое занятие. Демонстрация морфологических изменений при микозах. | 2 2 | 1 2 |
Тема 1.29. Патизменения в органах при пироплазмидозах. | Знать: - болезни, которые называются инвазионными; - как классифицируют инвазионные болезни; - патологоанатомическую характеристику отдельных инвазионных болезней; - основные закономерности изменчивости при болезнях. | Протозоонозы. Самостоятельная работа. Реферат: Протозоонозы. | 2 | 1 |
Тема 1.30. Патизменения в органах и тканях при гельминтозах. | Знать: - патизменения при гельминтозах. Уметь: - проводить клиническое обследование и назначать необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом; - применять инновационные методы исследований в ветеринарии; - применять вычислительную технику. | Гельминтозы: трематодозы, цестодозы, нематодозы. | 2 | 1 |
Тема 1.31.Вскрытие, цель, виды, методы, техника, документация. Изучение инструментов, техники вскрытия и документация. | Знать: - основные задачи патологоанатомической службы в ветеринарии; - технику и последовательность вскрытия; - характерные морфологические изменения внутренних органов при важнейших заразных и незаразных болезнях животных; - виды вскрытия; - оборудование секционного зала. Уметь: - методически правильно проводить вскрытие трупов и патоморфологическую диагностику; - протоколировать результаты и оформлять заключение о причинах смерти животного; - правильно брать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования; - применять основные методы патогистологической техники для диагностики болезней животных; - проводить судебно-ветеринарную экспертизу; владеть техникой патологоанатомического вскрытия трупов разных видов животных Владеть техникой патологоанатомического вскрытия трупов разных видов животных. | Виды вскрытия. Порядок вскрытия. Особенности вскрытия трупов однокопытных животных, жвачных, всеядных, плотоядных, птиц. Дополнительные исследования. Документация вскрытия. Уничтожение трупа. Сохранение трупного материала. Практическое занятие. Вскрытие трупов животных и оформление документации. Самостоятельная работа. Подготовить мультимедийный фильм по итогам вскрытия. | 2 6 6 | 1 2 3 |
3.2.1. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03.
Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения
(учебная практика).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем. | Содержание учебного материала. Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено). | Количество часов. | Уровень усвоения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Патологическая анатомия и патологическая физиология. Тема 4.1. Вскрытие, цель, виды, методы, техника, документация. | Учебная практика: -ознакомление с методами вскрытия. Учебная практика: - ознакомление с оборудованием секционного помещения. Учебная практика: -ознакомление с инструментами для вскрытия, правилами по ТБ, спецодеждой и личной гигиены. Учебная практика: - вскрытие трупов однокопытных животных (порядок вскрытия, исследование органов). Учебная практика: - вскрытие трупов жвачных. Учебная практика: - вскрытие трупов всеядных. Учебная практика: - вскрытие трупов плотоядных животных. Учебная практика: - вскрытие трупов птиц. Учебная практика: - вскрытие трупов мелких животных. Учебная практика: - дополнительные исследования. Учебная практика: - отбор, упаковка и экитерование патологического материала для отправки в лабораторию. Учебная практика: - уничтожение трупа. Учебная практика: - сохранение трупного материала. Учебная практика: - оформление протокола вскрытия трупа однокопытных животных. Учебная практика: - оформление протокола вскрытия трупа жвачных животных. Учебная практика: - оформление протокола вскрытия трупа всеядных. Учебная практика: - оформление протокола вскрытия трупа плотоядных животных. Учебная практика: - оформление протокола вскрытия трупа птиц. Учебная практика: -оформление протокола вскрытия трупа мелких животных. Учебная практика: - оформление акта вскрытия трупа однокопытных животных. Учебная практика: - оформление акта вскрытия трупа жвачных животных. Учебная практика: - оформление акта вскрытия трупа всеядных животных. Учебная практика: - оформление акта вскрытия трупа плотоядных животных. Учебная практика: - оформление акта вскрытия трупа птиц. | 48 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 |
3.2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03.
Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения
(преддипломная практика).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем. | Содержание учебного материала. Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено). | Количество часов. | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Патологическая анатомия и патологическая физиология. Тема 4.1. Вскрытие, цель, виды, методы, техника, документация | 1. Вскрытие трупов однокопытных животных (порядок вскрытия, исследование органов). 2. Вскрытие трупов жвачных животных. 3. Вскрытие трупов всеядных животных. 4. Вскрытие трупов плотоядных животных. 5. Вскрытие трупов птиц. 6. Вскрытие трупов мелких животных. 7. Оформление протокола вскрытия. 8. Оформление акта вскрытия трупа. | 48 6 6 6 6 6 6 6 6 |
Основная литература.
1. Жаров А.В. Патологическая анатомия сельскохозяйственных животных. Методические указания. М.: 2002 г.
2. Программное обеспечение.
3. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы.
4. Волкова Е.С. Краткий словарь патофизиологических терминов: учебное пособие. М.: Колос 2010.
4. Условия реализации программы профессионального модуля.
4.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видео записи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам.
Реализация программного модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Федеральный и государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111801 «Ветеринария».
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
1. Трудовой кодекс РФ.
2. Ветеринарное законодательство т. 1, 2, 3, 4.
3. Программное обеспечение.
4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Основным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требование к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. Контроль и оценка результатов усвоения профессионального модуля.
Раздел (тема) профессионального модуля ПМ.03. | Результаты (освоенные обще и профессион. компетенции) | Основные показатели результатов подготовки. | Формы и методы контроля. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Учение о болезнях. Содержание, задачи и методы изучения учебной дисциплины. Тема 1.2. Понятие о болезни и здоровье, классификация и течение болезни. Периоды и исходы болезней. Тема 1.3. Этиология. Вызывающие, способствующие и предрасполагающие факторы. Тема 1.4. Болезнетворные факторы, понятие о травме, шоке, коллапсе. Тема 1.5. Понятие о патогенезе. Тема 1.6. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Тема 1.7. Расстройство крово- и лимфообращения, содержание тканевой жидкости. Тема 1.8. Некроз, некробиоз, атрофия и ее виды. Тема 1.9. Дистрофия, их виды. Тема 1.10. Смерть, ее причины, виды изменения в органах. Тема 1.11. Гипертрофия и регенерация. Тема 1.12. Воспаление. Тема 1.13. Гипо и гипертермия. Лихорадка, ее значение для организма. Тема 1.14. Опухоли, их виды. Тема 1.15. Лейкозы. Тема 1.16. Патология сердечнососудистой системы, кроветворения и иммунной системы. Тема 1.17. патология системы крови. Тема 1.18. Патология органов дыхания. Тема 1.19. Патология органов пищеварения. Тема 1.20. Патология печени. Тема 1.21. Патология мочеполовой системы. Тема 1.22. Патология эндокринной системы. Тема 1.23. Патология нервной системы. Тема 1.24. Патология обмена веществ. Тема 1.25. Отравления, изменения в органах при различных отравлениях. Тема 1.26. Патизменения в органах при острых и хронических инфекционных болезнях. Тема 1.27. Патизменения при вирусных болезнях. Тема 1.28. Патизменения в органах при микозах и микотоксикозах. Тема 1.29. Патизменения в органах при пироплазмидозах и эймериозах. Тема 1.30. Патизменения в органах и тканях при гельминтозах. Тема 1.31. Вскрытие трупов животных. | ОК 1. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7 ОК 5. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7. ОК 6 -7 ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.7. ОК 6. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7. ОК 5. ПК 3.8. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.8. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.8. ПК 3.8. ПК 3.8. | Исследование, общие закономерности патологических процессов, патогенез основных болезней животных. Поиск и использование информации, необходимой для выполнения задач, личностного развития при исследовании патологической реакции, состояния и процесса. Организация собственной деятельности при осуществлении изучения этиологии, причины болезни, понятие о рецепции. Использование информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при возникновении болезней, механические факторы действия тепла и холода. Исследование причинно- следственной связи и основное звено патогенеза. Роль нервной и эндокринной системы в развитии болезни. Определение реактивности. Виды реактивности. Значимость реактивности организма от состояния нервной системы и эндокринной системы. Правильно брать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования. Планирование положительного результата при нарушении кровообращения. Исследование клинико-анатомической формы некроза, исходы некроза, атрофия. Выбор решения в стандартных и нестандартных ситуациях при белковой, жировой и минеральной дистрофии. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития при естественной и патологической смерти, биологической смерти. Исследование компьютерное - приспособительные процессы. Определение понятия воспаления. Выбор решения в стандартных и нестандартных ситуациях при исследовании типов температурных кривых. Организация деятельности при лихорадке. Исследование причины опухолей. Патогенез. Планирование положительного результата при лейкозах. Исследование сущности и социальной значимости своей профессии через сердечную недостаточность, нарушение функции сердца, патологию сердца. Выполнение ветеринарных диагностических манипуляций при патологии системы крови. Умение участвовать в проведении ветеринарного приема при болезнях дыхательной системы. Умение участвовать в проведении ветеринарного приема при болезнях пищеварительной системы. Организация собственной деятельности при нарушении барьерной функции печени, нарушение обмена веществ при недостаточности печени. Определение технологий в профессиональной деятельности при нарушении клубочковой инфильтрации. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач при патологии эндокринной системы. Формирование нарушения чувствительности двигательной функции нервной системы. Определение технологий в профессиональной деятельности при патологии обмена веществ. Планирование положительного результата при различных отравлениях. Организация и проведение ветеринарной работы при инфекционных болезнях животных. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития при вирусных болезнях. Определение технологий в профессиональной деятельности при микозах и микотоксикозах. Планирование положительного результата при протозоонозах. Планирование положительного результата при гельминтозах. Выбор решения в стандартных и нестандартных ситуациях при вскрытии трупов животных. | тестирование 2, 3, 4, 5. тестирование 2, 3,4, 5 тестирование 2, 3,4, 5 тестирование 2, 3,4, 5 тестирование 2, 3,4, 5 Письменный опрос 2, 3, 4, 5 Письменный опрос 2, 3, 4, 5 Письменный опрос 2, 3, 4, 5 Тест 2,3,4, 5 Тест 2,3,4, 5 Опрос 2,3,4, 5 Опрос 2,3,4, 5 Опрос 2,3,4, 5 Самостоятельная работа. Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 Тест 2,3,4,5 |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и иного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений. | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90 - 100 | 5 | отлично |
80 - 89 | 4 | хорошо |
70 - 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
5.1. Контроль и оценка результатов усвоения учебно - производственной практики (учебная практика).
Раздел (тема) профессионального модуля ПМ.03. | Результаты (освоенные обще и профессион. компетенции | Основные показатели результатов подготовки. | Формы и методы контроля. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.1. Вскрытие, цель, виды, методы, техника, документация | ПК 3.8. | Учебная практика: Ознакомление с методами вскрытия. Учебная практика: Ознакомление с оборудованием секционного помещения. Учебная практика: Ознакомление с инструментами для вскрытия, правилами по ТБ, спецодеждой и личной гигиеной. Учебная практика: Вскрытие трупов однокопытных животных (порядок вскрытия, исследование органов). Учебная практика: Вскрытие трупов жвачных животных. Учебная практика: Вскрытие трупов всеядных животных. Учебная практика: Вскрытие трупов плотоядных животных. Учебная практика: Вскрытие трупов птиц. Учебная практика: Вскрытие трупов мелких животных. Учебная практика: Дополнительные исследования. Учебная практика: Отбор, упаковка и этикетирование патологического материала для отправки в лабораторию. Учебная практика: Уничтожение трупа. Учебная практика: Сохранение трупного материала. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа однокопытных животных. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа жвачных животных. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа всеядных животных. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа плотоядных животных. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа птиц. Учебная практика: Оформление протокола вскрытия трупа мелких животных. Учебная практика: Оформление акта вскрытия трупа однокопытных животных. Учебная практика: Оформление акта вскрытия трупа жвачных животных Учебная практика: Оформление акта вскрытия трупа всеядных животных. Учебная практика: Оформление акта вскрытия трупа плотоядных животных. Учебная практика: Оформление акта вскрытия трупа птиц. Преддипломная практика: Вскрытие трупов однокопытных животных (порядок вскрытия, исследование органов). Преддипломная практика: Вскрытие трупов жвачных животных. Преддипломная практика: Вскрытие трупов всеядных животных. Преддипломная практика: Вскрытие трупов плотоядных животных. Преддипломная практика: Вскрытие трупов птиц. Преддипломная практика: Вскрытие трупов мелких животных. Преддипломная практика: Оформление протокола вскрытия. Преддипломная практика: Оформление акта вскрытия. | Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 Письменный отчет 2,3, 4, 5 |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения».
Программа ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 4 сентября 2009 года № 326) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 111801 «Ветеринария».
Организация-разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»).
Разработчик:
Преподаватель ветеринарных дисциплин: Никишов В. Н. Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум».
Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум») в качестве программы ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения».
Заключение: Методического совета № ____ от __________2013 г. (основание: Протокол заседания Методического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум») от «____» _________2013 г. № ____
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
|
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения».
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 111801 «Ветеринария» базовой подготовки в части усвоения основного вида профессиональной деятельности – в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Ознакомление с методами вскрытия.
- Готовить и проводить ознакомление с оборудованием секционного помещения.
- Готовить и проводить ознакомление с инструментами для вскрытия, правилами по ТБ, спецодеждой и личной гигиены.
- Вскрытие трупов однокопытных животных (порядок вскрытия, исследование органов).
- Вскрытие трупов жвачных.
- Вскрытие трупов всеядных.
- Вскрытие трупов плотоядных животных.
- Вскрытие трупов птиц.
- Вскрытие трупов мелких животных.
- Дополнительные исследования.
- Отбор, упаковка и этикетирование патологического материала для отправки в лабораторию.
- Уничтожение трупа.
- Сохранение трупного материала.
- Оформление протокола вскрытия трупа однокопытных животных.
- Оформление протокола вскрытия трупа животных.
- Оформление акта вскрытия трупа животных.
- Использовать в профессиональной деятельности законодательные документы в области ветеринарии.
- Организовывать ветеринарную службу на предприятиях агропромышленного комплекса.
- Вести ветеринарный учёт и составлять отчёт по болезням животных.
- Осуществлять ветеринарный надзор и составлять протокол нарушения ветеринарно-санитарных правил предусмотренных ветеринарным законодательством.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам усвоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения информационно-просветительских бесед с населением;
- подготовки информационных материалов ветеринарной тематики;
уметь:
- определять задачи, содержание, методы и формы санитарно-просветительской деятельности;
- составлять отчёт по заболеваниям животных;
- проводить консультации для работников животноводства;
- готовить информационный материал;
- решать задачи по правовому регулированию ветеринарной деятельности специалистов;
- составлять договора на ветеринарное обслуживание животноводческой фермы;
- оформлять ветеринарные свидетельства и справки;
- проводить ветеринарно-санитарное обследование животноводческой фермы и составлять акт;
знать:
- направления, методы и формы в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения;
- основное содержание закона Российской Федерации «О ветеринарии»;
- вопросы правового регулирования ветеринарной деятельности;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 195 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 130 часов
(70 часов теоретических занятий и 60 часов лабораторно-практических занятий);
самостоятельной работы обучающегося – 65 часов;
учебной практики – 72 часа;
преддипломной практики – 86 часов.
Итоговая аттестация: экзамен и квалификационный экзамен.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) – «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Учение о болезни. Содержание, задачи и методы изучения учебной дисциплины. |
ПК 4.2 | Этиология. Вызывающие, способствующие и предрасполагающие факторы. |
ПК 4.3 | Расстройство крово- и лимфообращения, содержание тканевой жидкости. |
ПК 4.4 | Определение болезней органов дыхания по микро и макропрепаратам. |
ПК 4.5 | Патология органов пищеварения. |
ПК 4.6 | Использовать в профессиональной деятельности законодательные документы в области ветеринарии. |
ПК 4.7 | Патология мочеполовой системы. |
ПК 4.8 | Вести ветеринарный учёт и составлять отчёт по болезням животных. |
ПК 4.9 | Патология эндокринной системы. |
ПК 4.9 -1 | Патология нервной системы. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Рецензия
на программу профессионального модуля ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» по специальности 111801 «Ветеринария» ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»
Программа профессионального модуля ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения».
Реализуемая программа по специальности 111801 «Ветеринария» представляет собой рабочую программу, разработанную и утверждённую учебным заведением с учётом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.
Программа профессионального модуля содержит: паспорт программы ПМ.03, результаты усвоения профессионального модуля, структуру и содержание профессионального модуля, условия реализации программы, контроль и оценку результатов усвоения профессионального модуля.
В содержании изучаемых тем программы профессионального модуля ПМ.03 отражены общие и профессиональные компетенции, знания и умения по всем изучаемым темам, а также выделено 60% часов от общего количества часов на вопросы для самостоятельной работы.
Максимальная нагрузка на студента по профессиональному модулю составляет 195 часов: 130 часов обязательной аудиторной нагрузки (70 часов теоретических занятий и 60 часов лабораторно-практических занятий) и 65 часов самостоятельной работы. Программа предусматривает 72 часа практики, в том числе 72 часа учебной и 86 часов преддипломной практики. Итоговая аттестация ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» предусматривает проведения экзамена.
Изучение теоретического материала закрепляется выполнением лабораторных и практических работ, проводимых в учебной лаборатории техникума и хозяйствах Краснослободского района Республики Мордовия.
Программа профессионального модуля ПМ.03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» может использоваться в учебном процессе при подготовке ветфельдшера.
Главный ветврач Краснослободского района О. Н. Круглов