«Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»
Введение
"Любовь к Родине начинается с любви к природе".
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблем, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_bud_prirode_drugom.docx | 118.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»
Начало формы
Разработчик:
Дубровина Марина Валерьевна
г. Невьянск
2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………..3
Перспективное планирование проекта «Будь природе другом»…7
План работы проекта «Будь природе другом»……………………11
Заключение…………………………………………………………….19
Приложения……………………………………………………………20
Введение
"Любовь к Родине начинается с любви к природе".
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблем, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Проблема:
Зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Гипотеза:
Воспитание бережного отношения к природе будет осуществляться успешно при определённо правильных созданных педагогических условиях.
Цель проекта.
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Задачи проекта.
Образовательные задачи. Способствовать ознакомлению и расширению представлений детей об окружающей природе. Создать условия для закрепления у детей знаний о природе, о том, как ее беречь. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
Развивающие задачи. Развивать речь, обогащать словарный запас детей через чтение художественной литературы, составление рассказов.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение у детей в процессе изготовления плакатов и макетов на экологические темы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Воспитывающие задачи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. Воспитывать отношение к природе, как к своему дому.
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта.
Долгосрочный, групповой.
Ожидаемый результат.
Планируемый результат для детей
Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
Проявляет бережное отношение к природе.
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы
Планируемый результат для родителей
Родители примут участие в реализации исследовательского проекта, научатся организовывать экспериментальную деятельность детей и представлять результаты.
Планируемый результат для педагога
Педагог научится организовывать исследовательскую деятельность детей, оценивать результаты, пополнит развивающую предметно-пространственную среду продуктами проекта.
Период реализации проекта.
С 1 октября по 28 февраля
При построении системы работы экологического проекта я обратила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка семян и др.).
3. Исследовательское - изобретательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Методы, используемые для реализации проекта:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Перспективное планирование проекта «Будь природе другом»
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.
Основные виды деятельности:
1.Организованные: - непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;
- исследовательские проекты
Предполагаемые результаты
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Свердловской области.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта:
1. Зал экологии и краеведения с представленными материалами флоры и фауны Свердловской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников :Николаева С.Н. «Экологическое восптание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в каждой возрастной группе.
4. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Зелёные зоны города.
6. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг, водоем – Невьянский пруд, хоздворы населения с домашними животными и птицей, зоомагазин.
7. Огород на окне в каждой возрастной группе.
8. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе детей - исследователей.
9. Детская библиотека города Невьянска.
10. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Система мониторинга результатов освоения программы
Мониторинг проводится два раза в год: в начале реализации программы и в конце.
Критерии оценки ответов:
- 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
- 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
- 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
- 15 – 22 баллов – низкий уровень
- 23 – 35 – средний уровень
- 36 – 45 – высокий уровень
низкий уровень развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого, чувствовали себя неуверенно, Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.
средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней - неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…
высокий уровень развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, , показали оригинальность суждений, сообразительность.
План работы проекта «Будь природе другом»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
(октябрь 2017 г.)
2 этап – практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
(ноябрь 2017 г.– январь 2018 г.)
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
(февраль 2018 г.)
Предполагаемый продукт проекта: стенгазета: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу! ».
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: октябрь 2017
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | ||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | |
Подбор диагностического материала | ||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: ¬ создание Экологической тропинки на участке детского сада; ¬ наблюдения, экскурсии на экологической тропе; - конкурсы для детей (в.ч. городской «Хочу всё знать»), воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок» ¬ создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»; ¬ создание коллекции презентаций экологического направления; ¬ пополнение уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия ; - эколого-познавательные праздники и развлечения ¬ выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем» | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | ||
Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;
| ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | |
Проведение консультаций | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома |
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки: ноябрь 2017 – январь 2018.
1.Организация в группе познавательно - экологической среды.
2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно «Времена года» в зале экологии и краеведения детского сада.
3. Краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
4. Детские исследовательские работы по различным экологическим направлениям.
5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения детского сада. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки .
6. Посадка луковичных культур (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).
7. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
8. Экскурсии на Невьянский пруд, наблюдение за состоянием воды, берега, растениями, оценка экологического состояния. Учить детей не засорять природу.
9. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
10. Операция «Помоги природе»: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
11. Операция "Подарок птицам": изготовление кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
12.Познавательное развлечение "Птичьи заботы"
13. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?" .
14. Экскурсии в зелёную зону города: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
15.Экологическая беседа "К природе с добротой"
16. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"
17. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"
18. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего поселка.
19. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)
20. Викторина между детьми старшей группы "Лучший знаток деревьев".
Работа с родителями.
- Анкеты для родителей «Экология».
- Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе?»
- «Влияние окружающей природы на развитие детей».
3. Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов.
4. Организация фотовыставки семейных фотографий «Природа и мы».
5. «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе.
6. Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе».
7. Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга».
Ноябрь.
Тема | Задачи | Содержание |
«Лес – многоэтажный дом» | Способствовать развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Рассматривание схемы «Лес – многоэтажный дом» Д/и «Магазин «Семена» Д/и «Что помогает растениям расти?» |
«Экскурсия на пруд «Водоем и его жители» | Развивать представление детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение использовать предметно - схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя; воспитывать бережное отношение к воде. | Беседа о водоеме и водоплавающих птицах Игра «Поход к водоему» Рисование водоема |
«Насекомые осенью» | Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение использовать предметно – схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе. | Обобщающая беседа Отгадывание загадок Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?» Игра в слова |
«Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина Наблюдение Беседа «Что растет на грядке?» |
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка» Игра «Опиши дерево» Загадывание загадок Наблюдение |
Декабрь.
Тема | Задачи | Содержание |
«Растения в нашем уголке природы» | Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни; формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями. | Беседа о растениях Рассматривание растений Уход за растениями (практикум) |
«Домашние животные» | Способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщать представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком, о детенышах. | Беседа Чтение стихотворения Загадки – звукоподражания Игра «Кто что ест?» |
«Декоративные домашние рыбки» | Создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме. | Наблюдение за рыбками Кормление рыбок Работа по картинкам Рисование «Любимая рыбка» |
«Кому нужна вода?» | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде. | Рассматривание глобуса Игра «Кому нужна вода?» Игра «Не боимся мы дождя» Рассматривание картины «Круговорот воды в природе» |
Наш дом - природа | Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе. | Открытое занятие |
Январь.
Тема | Задачи | Содержание |
«Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова. |
«Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа. |
«Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
«Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда. |
«Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект |
3 этап. Обобщающий.
Итоговое мероприятие: стенгазета: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу! » (коллективная работа).
Цель:
1.Создать условия для знакомства детей с искусством стенгазеты. Вызвать желание у детей к созданию собственной стенгазеты природоохранного содержания.
2. Развивать детское творчество, умение работать с природным материалом.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: ватман, природные материалы, клейстер, салфеточки, фломастеры.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Будь природе другом". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический Совет по итогам проекта.
После реализации проекта необходимо провести диагностику, что и в начале работы.
Цель диагностики - выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей 5-6 лет. Анализ полученных результатов, позволит сделать вывод, о изменения уровня экологической воспитанности детей.
Заключение
Таким образом, работа по реализации проекта должна способствать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность, что позволит в свою очередь:
- повысить мое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения
Данный проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.
Приложение 1
«Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами? Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённое семью.Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Приложение 2
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Приложение 3
Экологические игры
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Каждому своё место»
Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.
Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.
Игровые действия:
Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.
Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.
«Сокол и лиса» (подвижная игра)
Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.Вспомнить повадки лисы.Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Приложение 4
Стихотворение «Про всех на свете»
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает плохие дела
У кошки без мышки, у мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой окажется!
Все – все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Рассказ «Девочки в лесу»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________
(По В.А. Сухомлинскому)
Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?
Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»
В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?
Можно ли рвать в лесу цветы?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась Даша.
Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы
- Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
- Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
- Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
- Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
- Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
Приложение 5
Загадки о растениях
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
(Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? (Медуница) Зовут его…?(Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
(Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень!
(Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке -
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
(Ландыши) (Мак)
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
(Подорожник) (Подснежник)
На проталинке в лесу Стоит кудряшка -
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
(Подснежник) (Ромашка)
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Весь в пыли, хоть сил немного,На верхушке стебелька
У дороги он торчит, Солнышко и облака.
У него согнулись ноги. (Ромашка)
Неприметен он на вид.
(Подорожник)Выглянул цветочек
Белая корзинка, В полутьме лесной.
Золотое донце, Маленький разведчик
В ней лежит росинка ,Посланный весной.
И сверкает солнце. (Ромашка) (Подснежник)
Растет зеленый кустик, Из-под снега расцветает,
Дотронешься – укусит. Раньше всех весну встречает.
(Крапива) (Подснежник)
Горел в траве росистой Бегаешь берегом реки
Фонарик золотистый, Или лесной дорожкой,
Потом померк, потух Везде встретишь ты в пути
И превратился в пух. Растенье…
(Одуванчик) (Подорожник)
На лугах, лесных полянах Цветок с лепестками
Цветок полнехонек нектара. Различной окраски,
Зовут пчелиной кашкой, с красивым названьем…
Соседствует с ромашкой. (Анютины глазки)
(Клевер)
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если, случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Ромашка лекарственная)
Маленькие, нежные Это прозвище недаром
Прямо у водицы. У красивого цветка,
Будто в зной полуденный Капля сочного нектара
Просятся напиться. И душиста, и сладка.
С синевою неба дружат От простуды излечиться
Эти милые цветы. Вам поможет…
Я их знаю, знает Ксюша. (Медуница)
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Головка на ножке Четыре ярко красных
В головке горошки. Блестящих лепестка
(Мак) И зернышки в коробочке
У этого цветка.
(Мак)
Держит девочка в руке Кувшины и блюдца
Облако на стебельке. Не тонут, не бьются.
(Одуванчик) (Кувшинки)
Какой цветочек маленький, Голодный шмелек
Знаем мы с тобой – Вздыхает тяжко:
Не беленький, не аленький, -Поесть бы кашки.
А бледно-голубой. -Да вот она «кашка»!
У ручейка лесного Попробуй, шмелек,
Виднеется чуть-чуть, В ней сок медовый,
Его названье вспомни Шмелям чудесный обед готовый.
И после не забудь. (Клевер)
(Незабудка)
Приложение 6
Конспект НОД в старшей группе «По страницам Красной книги. Цветы.»
Цель: Формирование у детей ответственности и доброго отношения к родной природе.
Задачи:
Знакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее.
Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.
Совершенствовать диалогическую речь детей.
Развивать творческие навыки.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: мяч, ваза с цветами, искусственный цветок, компьютер, проектор, презентация «Красная книга», разрезные картинки (одуванчик, василек, ромашка), музыкальное пр-ие «Вальс цветов» и портрет П.И.Чайковского, трубочки для коктейлей, салфетки бумажные, клей, ножницы, салфетка для рук.
- Орг. момент. Постановка цели.
Дети входят в экологическую студию. На столе в вазе стоят цветы.
- Ребята, я не случайно привела вас сюда. Когда я проходила мимо студии, то услышала слабый голосок.
- Как вы думаете, кто нас зовет? (Цветы).
- Что с ними случилось? (Они завяли)
- Почему?
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (можно ли рвать цветы, ка вести себя в природе)
- А еще мы с вами вспомним все, что знаем о цветах.
- Дид. упражнение «Части цветка» (работа в мини - группах)
- Подойдите к столу. На тарелочках лежат разрезные картинки. Нужно собрать картинку и назвать цветок.
- Какие части есть у цветка? (корень, стебель, листья, цветок)
- Что необходимо для того, чтобы цветок рос? ( почва, вода, солнце)
- Какую пользу приносят нам цветы? (радуют своей красотой, пчелы собирают пыльцу)
- Игра «Садовник».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Садовник». У меня в руках волшебный цветок. Кто его возьмет в руки, должен будет назвать 5 цветов. Начинать предложение будем со слов «У меня растут в саду…» и называем 5 названий цветов.
- Знакомство с Красной книгой.
- Ребята, в нашей стране очень много разных растений. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .
- Редкие растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к природе. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Постепенно растений остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие. И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда. Вот так выглядит Красная Книга России. (слайд)
- Она информирует, какие виды растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие растения. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.(слайд)
- На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможноспасти без введения специальных мер охраны.
- На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
- На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
- На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
- На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
- Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Музыкальный этюд «Вальс цветов»
- Ребята, один великий композитор так любил цветы, что сочинил музыкальное произведение, которое называется «Вальс цветов».
- Кто – нибудь узнал его? (портрет композитора)
- Правильно, это Петр Ильич Чайковский.
- Давайте мы с вами побудем цветами.
Под музыку дети изображают пробуждение цветка
- Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
- Почти в каждом регионе нашей страны созданы Красные книги.
- Кто мне скажет, как называется наша республика? (республика Башкортостан)
- В нашем крае тоже есть своя Красная книга. Я вам хочу показать растения, которые вы можете встретить в природе, и которые занесены в Красную книгу республики Башкортостан. (презентация)
Гусиный лук, подснежник, калужница, ландыш, ирис, адонис, копытень, рябчик, кандык, кубышка, кувшинка, папоротник, ковыль, венерин башмачок.
- Игра «Какие бывают цветы». (с мячом)
- Предлагаю поиграть в игру. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы мне его возвращаете и называете группу цветов.
- Сад – садовые;
- Поле – полевые;
- Луг – луговые;
- Лес – лесные;
- Комната – комнатные;
- Вода – водяные;
- Гора – горные;
- Лекарство – лекарственные.
- Продуктивная деятельность.
- Ребята, можем ли мы помочь сохранить красоту нашей природы? Чем?
- Чтобы не губить живые цветы, я предлагаю вам сделать искусственные цветы, которые будут радовать нас своей красотой.
Конструирование цветов из салфеток
- Салфетку складываем пополам. Надрезаем на тонкие полоски со стороны сгиба. Намазываем клеем край заготовки. Оборачиваем коктейльную трубочку заготовкой, начиная сверху.
- Рефлексия
- Посмотрите, что произошло с цветами, просившими нас о помощи. (Они радуются)
- Почему они радуются? ( Мы нашли способ не губить живые цветы)
- Что вам больше всего запомнилось с нашей встречи? Понравилось?
- Пригодятся ли вам эти знания? Где?
Приложение 7
Приложение 7
Кроссворд 1.
1. Белые звоночки у меня в садочке; на зелёном стебельке прячутся в тенёчке. 2. По утрам мы, как цветы, неказисты и мелки; зато ночью наш аромат наполняет целый сад. 3. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета; но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету.
4. Я похожа на звезду – название так и переводится; я ближе к осени цвету, чтобы попасть в букеты школьницам. 5. Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. 6. Хороша я в свадебном букете, и в саду, где свищут соловьи; круглый год во многих странах света я служу признанием любви.
7. Есть у весеннего цветка приметы, чтоб не ошибиться: листик - как у чеснока, а корона – как у принца. 8. Пышный куст в саду расцвёл, привлекая многих пчёл; весь в больших цветах махровых - белых, розовых, бордовых. 9. На воде увидел ты эти белые цветы; они жители реки, на ночь прячут
Кроссворд 2.
1. Колючую, зелёную срубили топором, и в Новый Год она пришла к ребятам в дом. 2. А о чём она грустит, никому не говорит.
3. Растёт она в болоте, лист узкий, острый. 4. Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют. 5. В поле – метёлкой, в мешке – золотом. 6. В землю тёплую уйду, к солнцу колоском взойду. 7. Из земли вырастаю – весь мир одеваю. 8. Стоит колючая, как ёж, зимою в летнем платье. 9. Не море, а волнуется. 10. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. 11. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.