Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Сонина Н.И. «Биология», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина; под редакцией И.Б. Морзуновой и Л.Ц. Таценко «Биология» для 9 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).
Учебный предмет «Биология» в 9 классе средней общей школе рассчитан на 2 часа в неделю в объёме 68 часов в год (34 учебных недели).
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Основной целью изучения биологии в 9 классе является:
— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Задачи:
– Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
– Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
– Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по биологии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина; под редакцией И.Б. Морзуновой и Л.Ц. Таценко, М.: Дрофа, 2014 год, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс биологии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и входит в образовательную область естествознание. Контрольных работ – 4.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.
Цели обучения биологии:
— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
Задачи:
- Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
- Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
-Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин в школе.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и др. элементы п/с Д.И.Менделеева, их основные свойства. Химические связи. строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. История. Культура Западной Европы конца XV – первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
В 9 классе обучается 6 детей: на 4 занимаются 5 учащихся, один на удовлетворительно, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний учащихся занимающихся удовлетворительно.
Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 14 | Бесполое размножение | Виды бесполого размножения на территории Р.Х. |
2 | 30 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Примеры изменчивости на территории РХ |
3 | 31 | Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость | Примеры изменчивости на территории РХ |
4 | 65 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | Хозяйственная деятельность РХ и ее последствия |
5 | 66 | Охрана природы и основы рационального природопользования | Особенности охраны природы РХ |
Содержание учебного курса по биологии 9 класса
Введение (2 часа)
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Тема 1. Структурная организация живых организмов (11 часов)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост). Клеточная теория строения организмов.
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Тема 3. Наследственность и изменчивость организмов (17 часов)
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Центры происхождения и разнообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Тема 4. Эволюция животного мира на Земле (20 часов)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический,(теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Первые среды жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Тема 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (12 часов)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новы сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Структура курса по биологии в 9 классе
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Введение | 2 | |
Структурная организация живых организмов | 11 | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | 1 |
Наследственность и изменчивость организмов | 17 | 1 |
Эволюция живого мира на Земле | 20 | 1 |
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 12 | 1 |
Итого: | 68 | 4 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа № 1 по теме: «Организация живых организмов и размножение» | 14.11 | |
2. | Контрольная работа № 2 по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» | 25.01 | |
3. | Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | 17.04 | |
4. | Контрольная работа № 4 по теме: «Итоговая контрольная работа» | 31.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия биологии;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных , в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Тема: «Введение» Основная цель: сформировать понятия об биологии как науки о жизни, областях ее применения и связи с другими науками. Ученики должны знать: определение биологии, областях ее применения, уровни организации и свойства живых организмов. Уметь: определить связь биологии с другими науками, отличать живое от неживого. | |||||||
1. | 1 | Введение | Фронтальный | 05.09 | |||
2. | 2 | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов | Текущий | 07.09 | |||
Тема: «Структурная организация живых организмов» Основная цель: изучение химической организации клеток, обмена веществ и строение клеток. Ученики должны знать: органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. Уметь: объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. | |||||||
3. | 1 | Химическая организация клетки | Текущий | 12.09 | |||
4. | 2 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | Текущий | 14.09 | |||
5. | 3 | Органические вещества клетки: белки и углеводы | Фронтальный | 19.09 | |||
6. | 4 | Органические вещества клетки: липиды и нуклеиновые кислоты | Фронтальный | 21.09 | |||
7. | 5 | Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка | Текущий | 26.09 | |||
8. | 6 | Энергетический обмен. Способы питания | Текущий | 28.09 | |||
9. | 7 | Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка | Фронтальный | 03.10 | |||
10. | 8 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма | Фронтальный | 05.10 | |||
11. | 9 | Эукариотическая клетка. Ядро | Фронтальный | 10.10 | |||
12. | 10 | Деление клеток | Текущий | 12.10 | |||
13. | 11 | Клеточная теория строения организмов | Текущий | 17.10 | |||
Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» Основная цель: обобщение и углубление знания о размножении организмов. Ученики должны знать: основные понятия многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. Уметь: объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. | |||||||
14. | 1 | Бесполое размножение (НРК) | Текущий | 19.10 | |||
15. | 2 | Половое размножение. Развитие половых клеток | Текущий | 24.10 | |||
16. | 3 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период | Текущий | 26.10 | |||
II четверть | |||||||
17. | 4 | Постэмбриональный период развития | Текущий | 07.11 | |||
18. | 5 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Организация живых организмов и размножение» | Индивидуальный | 09.11 | |||
19. | 6 | Контрольная работа № 1 по теме: «Организация живых организмов и размножение» | Индивидуальная работа по вариантам | 14.11 | |||
Тема: «Наследственность и изменчивость организмов» Основная цель: изучение особенностей наследственности и изменчивости организмов, основ генетики. Ученики должны знать: понятия ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у растений и животных. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. | |||||||
20. | 1 | Основные понятия генетики | Текущий | 16.11 | |||
21. | 2 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя | Текущий | 21.11 | |||
22. | 3 | Первый закон Менделя | Текущий | 23.11 | |||
23. | 4 | Решение генетических задач | Индивидуальный | 28.11 | |||
24. | 5 | Второй закон Менделя. Закон частоты гамет | 30.11 | ||||
25. | 6 | Решение генетических задач | Индивидуальный | 05.12 | |||
26. | 7 | Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание | Текущий | 07.12 | |||
27. | 8 | Решение генетических задач | Индивидуальный | 12.12 | |||
28. | 9 | Сцепленное наследование генов | Текущий | 14.12 | |||
29. | 10 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | Текущий | 19.12 | |||
30. | 11 | Наследственная (генотипическая) изменчивость (НРК) | Текущий | 21.12 | |||
31. | 12 | Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость (НРК) | Текущий | 26.12 | |||
32. | 13 | Основы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений | Текущий | 28.12 | |||
III четверть | |||||||
33. | 14 | Селекция растений и животных | Текущий | 16.01 | |||
34. | 15 | Селекция микроорганизмов | Текущий | 18.01 | |||
35. | 16 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» | Индивидуальный | 23.01 | |||
36. | 17 | Контрольная работа № 2 по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» | Индивидуальная работа по вариантам | 25.01 | |||
Тема: «Эволюция живого мира на Земле» Основная цель: изучение особенностей происхождения эволюционной теории и развитии жизни на Земле. Ученики должны знать: понятия биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма. Уметь: объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. | |||||||
37. | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики | Фронтальный | 30.01 | |||
38. | 2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Текущий | 01.02 | |||
39. | 3 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | Текущий | 06.02 | |||
40. | 4 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | Текущий | 08.02 | |||
41. | 5 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | Текущий | 13.02 | |||
42. | 6 | Вид, его критерии и структура | Текущий | 15.02 | |||
43. | 7 | Элементарные эволюционные факторы | Фронтальный | 20.02 | |||
44. | 8 | Формы естественного отбора | Текущий | 22.02 | |||
45. | 9 | Главные направления эволюции | Текущий | 27.02 | |||
46. | 10 | Типы эволюционных изменений | Текущий | 01.03 | |||
47. | 11 | Приспособительные особенности строения и поведения животных | Текущий | 06.03 | |||
48. | 12 | Забота о потомстве | Текущий | 13.03 | |||
49. | 13 | Физиологические адаптации | Текущий | 15.03 | |||
50. | 14 | Современные представления о возникновении жизни | Текущий | 20.03 | |||
51. | 15 | Начальные этапы развития жизни | Текущий | 22.03 | |||
IV четверть | |||||||
52. | 16 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | Текущий | 03.04 | |||
53. | 17 | Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры | Текущий | 05.04 | |||
54. | 18 | Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека | Текущий | 10.04 | |||
55. | 19 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | Индивидуальный | 12.04 | |||
56. | 20 | Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | Индивидуальная работа по вариантам | 17.04 | |||
Тема: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» Основная цель: изучение особенностей и разновидностей взаимоотношений организмов и среды. Ученики должны знать: понятия биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность, Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика. Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. | |||||||
57. | 1 | Структура биосферы | Текущий | 19.04 | |||
58. | 2 | Круговорот веществ в природе | Текущий | 24.04 | |||
59. | 3 | История формирования природных сообществ живых организмов | Фронтальный | 26.04 | |||
60. | 4 | Биогеоценозы и биоценозы | Текущий | 03.05 | |||
61. | 5 | Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды | Текущий | 08.05 | |||
62. | 6 | Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе | Фронтальный | 10.05 | |||
63. | 7 | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами | Текущий | 15.05 | |||
64. | 8 | Природные ресурсы и их использование | Текущий | 17.05 | |||
65. | 9 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды (НРК) | Фронтальный | 22.05 | |||
66. | 10 | Охрана природы и основы рационального природопользования (НРК) | Фронтальный | 24.05 | |||
67. | 11 | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии | Индивидуальный | 29.05 | |||
68. | 12 | Контрольная работа № 4 по теме: «Итоговая контрольная работа» | Индивидуальная работа по вариантам | 31.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Литература
- Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. М.: Планета, 2015. 174 с.
- Богданов Н.А. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 9 класс. М.: ВАКО, 2016. 112 с.
- Дудкина О.П. Биология. 6 – 11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. Волгоград: Учитель, 2015. 255 с.
- Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах . Ростов н/Д: Феникс, 2014. 250 с.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология: Общие закономерности. 9 класс. М.: Дрофа, 2014. 301 с.
- Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория плюс», 2013. 128 с.
- Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы
(образцы в двух вариантах)