Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по предмету «Биология» для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Сонина Н.И. «Биология», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под редакцией И.Б. Морзуновой «Биология» для 11 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).
Учебный предмет «Биология» в 11 классе средней общей школе рассчитан на 1 час в неделю в объёме 34 часов в год (34 учебных недели).
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Основной целью изучения биологии в 11 классе является овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Задачи:
Ø Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Ø Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Ø Освоить знания о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по биологии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под редакцией И.Б. Морзуновой. М.: Дрофа, 2014 год, имеющий гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 от 31.03.2014г). Курс биологии 11 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и входит в образовательную область естествознание. Контрольных работ – 2.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.
Цель обучения биологии: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Задачи:
- Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
- Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
- Освоить знания о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Ряд межпредметных связей и при современном состоянии курсов природоведения, физики, химии, биологии проявляет себя последовательно и на эффективном уровне способствует формированию ряда фундаментальных естественнонаучных понятий. Например, понятие о структуре и свойствах различных веществ развивается последовательно и полно, поскольку на первом этапе оно формируется на уроках биологии (6 класс), физики (7 класс), химии (8 класс), на втором этапе– развивается в последующих классах 9,10,11кл на уроках по тем же предметам. Понятие о биогеоценозе, формируемое в процессе уроков природоведения, биологии, физической географии, понятие об обмене веществ также развиваются на уроках физики, химии, биологии, понятие об энергии при действии межпредметных связей физики, химии, биологии и другие.
Рабочая программа адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин в школе.
В 11 классе обучается 5 детей из них 3 девочки и 2 мальчика, и все занимаются на 4 и 5. В основном дети любознательны, с интересом работают на уроках. Трудолюбивы, добросовестны, ответственны, есть дети с высоким интеллектуальным потенциалом.
Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 20 | Человеческие расы | Коренное население РХ. |
2 | 27 | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы | Примеры устойчивости экосистем и влияние человека на экосистемы на территории РХ. |
3 | 31 | Основные экологические проблемы и пути их решения | Экологические проблемы РХ и пути их решений |
Содержание учебного курса по биологии 11 класса
Тема 1. Вид (21 час)
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Тема 2. Экосистема (12 часов)
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Структура курса по биологии в 11 классе
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Вид | 21 | 1 |
Экосистема | 12 | 1 |
Повторение: | 1 | |
Итого: | 34 | 2 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа № 1. Вид | 13.02 | |
2. | Контрольная работа № 2. Экосистемы | 22.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Годовой календарный график текущего контроля
№ | Раздел (тема) курса | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Вид | 21 | К.р. № 1 |
2 | Экосистема | 12 | К.р. № 2 |
Повторение | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 11 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Тема: «Вид» Основная цель: сформировать понятия об основных этапах и факторах эволюции на Земле. Ученики должны знать: основные этапы и факторы эволюции; основных ученных внесших вклад в изучении развития жизни на Земле; понятия макро- и микроэволюция, вид, популяция, человеческие расы. Уметь: описывать вид по его критериям и структуре; определять популяции; давать характеристики факторам эволюции. | |||||||
1. | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период | Фронтальный | 05.09 | |||
2. | 2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | Текущий | 12.09 | |||
3. | 3 | Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина | Фронтальный | 19.09 | |||
4. | 4 | Эволюционная теория Чарлза Дарвина | Фронтальный | 26.09 | |||
5. | 5 | Вид: критерии и структура | Текущий | 03.10 | |||
6. | 6 | Популяция как структурная единица вида | Текущий | 10.10 | |||
7. | 7 | Популяция как единица эволюции | Текущий | 17.10 | |||
8. | 8 | Факторы эволюции | Текущий | 24.10 | |||
II четверть | |||||||
9. | 9 | Естественный отбор | Фронтальный | 07.11 | |||
10. | 10 | Адаптация организмов к условиям обитания | Фронтальный | 14.11 | |||
11. | 11 | Видообразование как результат эволюции | Текущий | 21.11 | |||
12. | 12 | Сохранение многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы | Фронтальный | 28.11 | |||
13. | 13 | Доказательство эволюции органического мира | Фронтальный | 05.12 | |||
14. | 14 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | Фронтальный | 12.12 | |||
15. | 15 | Современное представление о возникновении жизни | Фронтальный | 19.12 | |||
16. | 16 | Развитие жизни на Земле | Фронтальный | 26.12 | |||
III четверть | |||||||
17. | 17 | Гипотезы происхождения человека | Текущий | 16.01 | |||
18. | 18 | Положение человека в системе животного мира | Фронтальный | 23.01 | |||
19. | 19 | Эволюция человека | Текущий | 30.01 | |||
20. | 20 | Человеческие расы (НРК) | Текущий | 06.02 | |||
21. | 21 | Контрольная работа №1 по теме «Вид» | Индивидуальная работа по вариантам | 13.02 | |||
Тема: «Экосистема» Основная цель: изучить взаимоотношения организма и среды, основные экологические факторы, пользу и вред человека в биосфере. Ученики должны знать: основные понятия: организм, среда, биосфера, экосистема; основные факторы эволюции; структуру экосистемы; пищевые связи; круговорот веществ и энергии в экосистеме; влияние человека на экосистемы и его роль в биосфере. Уметь: определять факторы экологические; составлять пищевые связи; описывать круговорот веществ и энергии; находить экологические проблемы и пути их решения. | |||||||
22. | 1 | Организм и среда. Экологические факторы | Текущий | 20.02 | |||
23. | 2 | Абиотические факторы среды | Текущий | 27.02 | |||
24. | 3 | Биотические факторы среды | Текущий | 06.03 | |||
25. | 4 | Структура экосистем | Фронтальный | 13.03 | |||
26. | 5 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | Текущий | 20.03 | |||
IV четверть | |||||||
27. | 6 | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы (НРК) | Текущий | 03.04 | |||
28. | 7 | Биосфера – глобальная экосистема | Фронтальный | 10.04 | |||
29. | 8 | Роль живых организмов в биосфере | Фронтальный | 17.04 | |||
30. | 9 | Биосфера и человек | Текущий | 24.04 | |||
31. | 10 | Основные экологические проблемы и пути их решения (НРК) | Текущий | 08.05 | |||
32. | 11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистема» | Текущий | 15.05 | |||
33. | 12 | Контрольная работа № 2 по теме «Экосистема» | Индивидуальная работа по вариантам | 22.05 | |||
34. | 13 | Повторение основных вопросов по курсу биологии 11 класса | Текущий | 29.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Литература
- Богданов Н.А. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 11 класс. М.: ВАКО, 2017. 80 с.
- Дудкина О.П. Биология. 6 – 11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. Волгоград: Учитель, 2015. 255 с.
- Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах . Ростов н/Д: Феникс, 2014. 250 с.
- Морзунов И.Б., Пальдяева Г.М. Биология. 10 –11 классы: Рабочие программы. М.: Дрофа, 2015. 215 с.
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2011. 224 с.
- Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория плюс», 2013. 128 с.
- Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. 176 с.
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 11 кл. М.: Дрофа, 2014. 207 с.
- Тепаева Л.А. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно-изиерительные материалы. Волгоград: Учитель, 2015. 223 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы
(образцы в двух вариантах)