Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по предмету «Биология» для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Сонина Н.И. «Биология», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под редакцией И.Б. Морзуновой «Биология» для 10 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).
Учебный предмет «Биология» в 10 классе средней общей школе рассчитан на 1 час в неделю в объёме 34 часов в год (34 учебных недели).
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Основной целью изучения биологии в 10 классе является овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства.
Задачи:
Ø Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Ø Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Ø Освоить знания о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologiya_10_klass.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по биологии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под редакцией И.Б. Морзуновой. М.: Дрофа, 2010 год, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 от 31.03.2014г). Курс биологии 10 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и входит в образовательную область естествознание. Контрольных работ – 3.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.
Цель обучения биологии: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства.
Задачи:
- Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
- Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
- Освоить знания о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Ряд межпредметных связей и при современном состоянии курсов природоведения, физики, химии, биологии проявляет себя последовательно и на эффективном уровне способствует формированию ряда фундаментальных естественнонаучных понятий. Например, понятие о структуре и свойствах различных веществ развивается последовательно и полно, поскольку на первом этапе оно формируется на уроках биологии (6 класс), физики (7 класс), химии (8 класс), на втором этапе– развивается в 10,11 кл на уроках по тем же предметам. Понятие о биогеоценозе, формируемое в процессе уроков природоведения, биологии, физической географии, понятие об обмене веществ также развиваются на уроках физики, химии, биологии, понятие об энергии при действии межпредметных связей физики, химии, биологии и другие.
В 10 классе обучается 7 учащихся из них 2 девочки и 5 мальчиков: на 4 и 5 занимаются 5 учеников, 2 удовлетворительно. Дети 10 класса работоспособны, трудолюбивы и активны. Чувствуется интерес к предмету и желание его изучения.
Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 16 | Неклеточная форма жизни: вирусы | Изучение основных вирусных заболеваний на территории РХ |
2 | 19 | Организм – единое целое. Многообразие организмов | Рассмотрение многообразия видов РХ |
3 | 32 | Селекция и биотехнология | Изучить использование селекции и биотехнологии в РХ |
Содержание учебного курса по биологии 10 класса
Тема 1. Введение (1 час)
Биология – наука о жизни. Использование биологии во всех отраслях промышленности, связь с другими науками.
Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания (5 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Тема 3. Клетка (12 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 4. Организм (16 часов)
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Структура курса по биологии в 10 классе
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Введение | 1 | |
Биология как наука. Методы научного познания | 5 | 1 |
Клетка | 12 | 1 |
Организм | 16 | 1 |
Итого: | 34 | 3 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа № 1. Биология как наука. Методы научного познания | 10.10 | |
2. | Контрольная работа № 2. Клетка | 23.01 | |
3. | Контрольная работа № 3. Организм | 29.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии
В результате изучения биологии учащиеся 10 класса должны
знать/понимать:
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия биологии;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных , в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Годовой календарный график текущего контроля
№ | Раздел (тема) курса | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Введение | 1 | |
2 | Биология как наука. Методы научного познания | 5 | К.р. № 1 |
3 | Клетка | 12 | К.р. № 2 |
4 | Организм | 16 | К.р. № 3 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 10 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||||
по плану | фактическая | ||||||||
I четверть | |||||||||
Тема: «Введение» Основная цель: сформировать понятия об биологии как науки о жизни, областях ее применения и связи с другими науками. Ученики должны знать: определение биологии, областях ее применения. Уметь: определить связь биологии с другими науками. | |||||||||
1. | 1 | Введение | Фронтальный | 05.09 | |||||
Тема: «Биология как наука. Методы научного познания» Основная цель: изучить историю развития биологии и отличительные признаки живой природы: уровневая организация и свойства живого. Ученики должны знать: краткий исторический очерк биологии; признаки живой природы; основные уровни организации живой природы; свойства живого; знать методы и этапы научного познания. Уметь: отличать живое от неживого; уметь характеризовать методы научного познания. | |||||||||
2. | 1 | Краткая история развития биологии | Фронтальный | 12.09 | |||||
3. | 2 | Сущность жизни и свойства живого | Текущий | 19.09 | |||||
4. | 3 | Уровни организации живой материи. Методы биологии | Текущий | 26.09 | |||||
5. | 4 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология как наука. Методы научного познания» | Текущий | 03.10 | |||||
6. | 5 | Контрольная работа № 1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания» | Индивидуальная работа по вариантам | 10.10 | |||||
Тема: «Клетка» Основная цель: углубить знания о клетке, истории ее открытия, строении, особенностях размножения, изучить вирусные заболевания. Ученики должны знать: историю изучения клетки, её химический состав, основные органоиды и их функции, меры профилактики распространения вирусных заболеваний, понятие «вирусы», «ген», «генетический код». Уметь: отличать по строению прокариотические и эукариотические клетки, называть основные положения клеточной теории, объяснять, роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | |||||||||
7. | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория | Текущий | 17.10 | |||||
8. | 2 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки | Текущий | 24.10 | |||||
II четверть | |||||||||
9. | 3 | Органические вещества. Общая характеристика. Липиды | Текущий | 07.11 | |||||
10. | 4 | Углеводы. Белки | Фронтальный | 14.11 | |||||
11. | 5 | Нуклеиновые кислоты | Текущий | 21.11 | |||||
12. | 6 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды | Фронтальный | 28.11 | |||||
13. | 7 | Клеточное ядро. Хромосомы | Фронтальный | 05.12 | |||||
14. | 8 | Прокариотическая клетка | Индивидуальный | 12.12 | |||||
15. | 9 | Реализация наследственной информации в клетки | Текущий | 19.12 | |||||
16. | 10 | Неклеточная форма жизни: вирусы (НРК) | Текущий | 26.12 | |||||
III четверть | |||||||||
17. | 11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка» | Текущий | 16.01 | |||||
18. | 12 | Контрольная работа №2 по теме «Клетка» | Индивидуальная работа по вариантам | 23.01 | |||||
Тема: «Организм» Основная цель: изучить многообразие организмов, размножение, особенности обмена веществ и основы генетики. Ученики должны знать: понятия «организм», «митоз», «мейоз», «размножение», особенности и сущность процессов обмена веществ, оплодотворения и размножения, виды и этапы деления клеток и развития организмов, основы генетики, виды скрещиваний, основы селекции и биотехнологии. Уметь: различать митоз и мейоз, называть их стадии, объяснять последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, решать генетические задачи. | |||||||||
19. | 1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов (НРК) | Фронтальный | 30.01 | |||||
20. | 2 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен | Текущий | 06.02 | |||||
21. | 3 | Пластический обмен. Фотосинтез | Текущий | 13.02 | |||||
22. | 4 | Деление клетки. Митоз, мейоз | Текущий | 20.02 | |||||
23. | 5 | Размножение: бесполое и половое. Оплодотворение | Текущий | 27.02 | |||||
24. | 6 | Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека | Текущий | 06.03 | |||||
25. | 7 | Генетика. Г. Мендель – основоположник генетики | Фронтальный | 13.03 | |||||
26. | 8 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | Текущий | 20.03 | |||||
IV четверть | |||||||||
27. | 9 | Дигибридное скрещивание | Текущий | 03.04 | |||||
28. | 10 | Решение генетических задач | Индивидуальный | 10.04 | |||||
29. | 11 | Хромосомная теория наследственности | Фронтальный | 17.04 | |||||
30. | 12 | Современные представления о гене и геноме. Генетика пола | Текущий | 24.04 | |||||
31. | 13 | Изменчивость. Генетика и здоровье человека | Текущий | 08.05 | |||||
32. | 14 | Селекция и биотехнология (НРК) | Текущий | 15.05 | |||||
33. | 15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм» | Текущий | 22.05 | |||||
34. | 16 | Контрольная работа № 3 по теме «Организм» | Индивидуальная работа по вариантам | 29.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Литература
- Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. М.: Планета, 2015. 174 с.
- Богданов Н.А. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 10 класс. М.: ВАКО, 2017. 80 с.
- Дудкина О.П. Биология. 6 – 11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. Волгоград: Учитель, 2015. 255 с.
- Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах . Ростов н/Д: Феникс, 2014. 250 с.
- Морзунов И.Б., Пальдяева Г.М. Биология. 10 –11 классы: Рабочие программы. М.: Дрофа, 2015. 215 с.
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2011. 224 с.
- Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория плюс», 2013. 128 с.
- Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. 176 с.
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010. 381 с.
- Тепаева Л.А. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно-изиерительные материалы. Волгоград: Учитель, 2015. 223 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы
(образцы в двух вариантах)