Конспект урока по биологии тема" Биогеоценоз, экосистема" 10 класс
Тема урока: Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс
Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
-Фронтальная беседа:
1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
-Составление схемы «Состав биогеоценоза»:
Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
3. Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
- обеспечение пищей;
- изменение среды обитания;
- расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
- наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;
- наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись) На устойчивость экосистем влияют:
1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
2. богатство видового состава;
3. взаимодействие видов;
4. средообразующие свойства видов;
5. антропогенное воздействие.
4. Закрепление
Решение биологических задач
Задача 1.
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
Задача 2.
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Задача 3.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
Домашнее задание
§17, вопросы после параграфа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word10_kldocx.docx | 432.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
-Фронтальная беседа:
- Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
- В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
- Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
-Составление схемы «Состав биогеоценоза»:
Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
- Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
- обеспечение пищей;
- изменение среды обитания;
- расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
- Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
- Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
- наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;
- наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись) На устойчивость экосистем влияют:
- жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
- богатство видового состава;
- взаимодействие видов;
- средообразующие свойства видов;
- антропогенное воздействие.
- Закрепление
Решение биологических задач
Задача 1.
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
Задача 2.
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Задача 3.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
Домашнее задание
§17, вопросы после параграфа.
ТОЛЬКО ДО КОНЦА ЗИМЫ! СКИДКА 60% ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ДИПЛОМЫ ОТ СТОЛИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА!
Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.
Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО "Столичный учебный центр" Департаментом образования города МОСКВЫ).
МОСКОВСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ: KURSY.ORG
Общая информация
- Написать
- 1560
- 29.10.2016
Номер материала: ДБ-298249
Получить свидетельство о публикации