Конспект урока по теме "Размножение и развитие организма" 9 класс
Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс:
Задачи: закрепить знания о роли размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов.
Урок: закрепление знаний.
Ход урока.
1. Учитель говорит притчу.
Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….
Что ответил философ?
(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).
«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.
Учитель говорит о задачах урока.
2. Аукцион биологических терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Каждый из учащихся должен называть по одному биологическому термину по теме.
Тот учащийся, кто последним называет термин, имеет право первым участвовать в следующем задании.
(Все правильные ответы первого задания и всех последующих заданий учащихся заносятся в оценочный лист).
Учитель вывешивает на доске биологические термины по теме.
3. Задание : устно дать определение биологическим терминам (словарная работа).
4.Учитель вывешивает на доску схему « Схема основных стадий мейоза».
Задание 1. Прикрепить к схеме карточки с названиями делений и стадий мейоза, наименований клеток. Карточки:
Первое деление мейоза, второе деление мейоза, диплоидная клетка, гаплоидная клетка, метафаза 1, метафаза 2, телофаза 1, телофаза 2, интерфаза, профаза1, профаза 2, анафаза 1, анафаза 2.
Задание 2:
Ученикам раздаются карточки с текстом какой-либо стадии мейоза.
Учащиеся по очереди должны прочитать текст и с помощью магнита прикрепить к схеме.
Карточки.
Хромосомы в виде длинных тонких хроматиновых нитей, которые затем удваиваются. Центриоли тоже удваиваются.
Удвоившиеся хромосомы ( униваленты) постепенно спирализуются. Происходит конъюгация гомологичных хромосом. В результате перекручивания хромосом образуются Х – образные фигуры или хиазмы. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
Объединенные пары удвоенных хромосом, или биваленты, выстраиваются в экваториальной плоскости. Центромеры гомологичных хромосом, соединяющие сестринские хроматиды в униваленты, обращены к противоположным полюсам клетки.
Удвоенные хромосомы ( по одной из каждой гомологичной пары) расходятся к противоположным полюсам.
Происходит спирализация хромосом, формируется ядерная оболочка. Клетка делится на две дочерние. Образовавшиеся ядра различаются составом материнских и отцовских хромосом, так как содержат одинарный набор хромосом. Но, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид и содержит удвоенное количество ДНК. Во время очень короткой интерфазы между первым и вторым делением редупликация ДНК не происходит.
В обеих клетках удвоенные хромосомы спирализуются. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
В обеих клетках хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид каждая, выстраиваются в экваториальной плоскости.
В обеих клетках сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.
Формируется оболочка новых ядер, деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко. Происходит разделение обеих клеток на две дочерние. В результате образуется четыре гаплоидные клетки, не идентичные ни материнской клетке, ни друг другу.
5. Опрос учащихся по вопросам:
· Что такое онтогенез? На какие стадии делится?
· Перечислите этапы эмбриогенеза, дайте характеристику одному этапу.
· Из каких зародышевых листков образуются:
а) нервная система;
б) дыхательная система;
в) кровеносная система;
г) пищеварительная система;
д) опорно-двигательная система.
- Тестирование по теме: «Размножение и развитие организмов». (10 мин.)
1 вариант
1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:
1 – метафазой; 2 – анафазой; 3 – профазой; 4 – телофазой.
2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:
1 – споры; 2 – яйцеклетки; 3 – сперматозоиды; 4 – спермии.
3. Процесс образования женских половых клеток называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
4. Вегетативное размножение – способ размножения:
1 – полового; 2 – бесполого; 3 – спорового; 4 – партеногенезом.
5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
1 – мейоз; 2 – митоз; 3 – амитоз; 4 – партеногенез.
6. Запасающая ткань эндосперм семени цветковых имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
7. Почкование – пример размножения:
1 – бесполого; 2 – полового; 3 – спорового; 4 – вегетативного.
8. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:
1 – бластопором; 2 – бластулой; 3 – нейрулой; 4 – гаструлой.
2 вариант.
1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:
1. – 2 с диплоидным набором хромосом; 2) – 4 с диплоидным набором хромосом; 3)-4 с гаплоидным набором хромосом; 4) – 2 с гаплоидным набором хромосом.
2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:
1 профазы; 2 – анафазы; 3 – метафазы; 4 – телофазы;
3. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из:
1 – мейоза и интерфазы; 2 – митоза и мейоза; 3 – митоза и интерфазы; 4 – редукционного деления и интерфазы.
4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:
1 – профазой; 2 – телофазой; 3 – анафазой; 4 – интерфазой.
5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
6. Запасающая ткань эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:
1 – хордой; 2 – мезодермой; 3 – эктодермой; 4 – энтодермой.
8. Споры имеют набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Анализ тестирования (Ответы 1 варианта: 1-1, 2-2, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-1, 8-2. Ответы 2 варианта: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3).
- Подведение итогов урока по оценочному листу.
Домашнее задание.
Повторить значение понятий: генетика, наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс:
Задачи: закрепить знания о роли размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов.
Урок: закрепление знаний.
Ход урока.
1. Учитель говорит притчу.
Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….
Что ответил философ?
(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).
«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.
Учитель говорит о задачах урока.
2. Аукцион биологических терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Каждый из учащихся должен называть по одному биологическому термину по теме.
Тот учащийся, кто последним называет термин, имеет право первым участвовать в следующем задании.
(Все правильные ответы первого задания и всех последующих заданий учащихся заносятся в оценочный лист).
Учитель вывешивает на доске биологические термины по теме.
3. Задание : устно дать определение биологическим терминам (словарная работа).
4.Учитель вывешивает на доску схему « Схема основных стадий мейоза».
Задание 1. Прикрепить к схеме карточки с названиями делений и стадий мейоза, наименований клеток. Карточки:
Первое деление мейоза, второе деление мейоза, диплоидная клетка, гаплоидная клетка, метафаза 1, метафаза 2, телофаза 1, телофаза 2, интерфаза, профаза1, профаза 2, анафаза 1, анафаза 2.
Задание 2:
Ученикам раздаются карточки с текстом какой-либо стадии мейоза.
Учащиеся по очереди должны прочитать текст и с помощью магнита прикрепить к схеме.
Карточки.
Хромосомы в виде длинных тонких хроматиновых нитей, которые затем удваиваются. Центриоли тоже удваиваются.
Удвоившиеся хромосомы ( униваленты) постепенно спирализуются. Происходит конъюгация гомологичных хромосом. В результате перекручивания хромосом образуются Х – образные фигуры или хиазмы. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
Объединенные пары удвоенных хромосом, или биваленты, выстраиваются в экваториальной плоскости. Центромеры гомологичных хромосом, соединяющие сестринские хроматиды в униваленты, обращены к противоположным полюсам клетки.
Удвоенные хромосомы ( по одной из каждой гомологичной пары) расходятся к противоположным полюсам.
Происходит спирализация хромосом, формируется ядерная оболочка. Клетка делится на две дочерние. Образовавшиеся ядра различаются составом материнских и отцовских хромосом, так как содержат одинарный набор хромосом. Но, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид и содержит удвоенное количество ДНК. Во время очень короткой интерфазы между первым и вторым делением редупликация ДНК не происходит.
В обеих клетках удвоенные хромосомы спирализуются. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
В обеих клетках хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид каждая, выстраиваются в экваториальной плоскости.
В обеих клетках сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.
Формируется оболочка новых ядер, деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко. Происходит разделение обеих клеток на две дочерние. В результате образуется четыре гаплоидные клетки, не идентичные ни материнской клетке, ни друг другу.
5. Опрос учащихся по вопросам:
- Что такое онтогенез? На какие стадии делится?
- Перечислите этапы эмбриогенеза, дайте характеристику одному этапу.
- Из каких зародышевых листков образуются:
а) нервная система;
б) дыхательная система;
в) кровеносная система;
г) пищеварительная система;
д) опорно-двигательная система.
- Тестирование по теме: «Размножение и развитие организмов». (10 мин.)
1 вариант
1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:
1 – метафазой; 2 – анафазой; 3 – профазой; 4 – телофазой.
2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:
1 – споры; 2 – яйцеклетки; 3 – сперматозоиды; 4 – спермии.
3. Процесс образования женских половых клеток называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
4. Вегетативное размножение – способ размножения:
1 – полового; 2 – бесполого; 3 – спорового; 4 – партеногенезом.
5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
1 – мейоз; 2 – митоз; 3 – амитоз; 4 – партеногенез.
6. Запасающая ткань эндосперм семени цветковых имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
7. Почкование – пример размножения:
1 – бесполого; 2 – полового; 3 – спорового; 4 – вегетативного.
8. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:
1 – бластопором; 2 – бластулой; 3 – нейрулой; 4 – гаструлой.
2 вариант.
1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:
- – 2 с диплоидным набором хромосом; 2) – 4 с диплоидным набором хромосом; 3)-4 с гаплоидным набором хромосом; 4) – 2 с гаплоидным набором хромосом.
2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:
1 профазы; 2 – анафазы; 3 – метафазы; 4 – телофазы;
3. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из:
1 – мейоза и интерфазы; 2 – митоза и мейоза; 3 – митоза и интерфазы; 4 – редукционного деления и интерфазы.
4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:
1 – профазой; 2 – телофазой; 3 – анафазой; 4 – интерфазой.
5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
6. Запасающая ткань эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:
1 – хордой; 2 – мезодермой; 3 – эктодермой; 4 – энтодермой.
8. Споры имеют набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Анализ тестирования (Ответы 1 варианта: 1-1, 2-2, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-1, 8-2. Ответы 2 варианта: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3).
- Подведение итогов урока по оценочному листу.
Домашнее задание.
Повторить значение понятий: генетика, наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы.