Программа внеурочной деятельности экологического клуба "Земляне"

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                            Утверждаю________

на МО кл.рук., протокол №1                                               Директор школы МБОУ «МСОШ»

от «30»  августа  2017 г.                                                        Е.П. Шерстнева

Руководитель МО кл.рук.______                                        Пр. № ___

Т.И. Усынина                                                                        от «__»  августа 2017  г.                                   

 

Согласовано__________

Зам. директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «__» августа 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Экологического клуба  «Земляне»

 

Класс: 5-10

Руководитель: Шоботкина Э.Б.,  учитель  биологии и экологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

                                               1.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности Земляне для 5-10  классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.     Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

4.      Постановление   Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

5.     Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

6.     Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 1-4 классов на 2012-2017 уч. гг.,  основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг., образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг..

7.     Программа воспитания и социализации МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

8.       Положение о программе внеурочной деятельности, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

Программа состоит из следующих разделов:

1.     Пояснительная записка;

2.     Личностые и метапредметные результаты освоения курса ВД;

3.     Содержание курса ВД с указанием форм организации учебных занятий

4.     Календарно-тематическое планирование.

  Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

  Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. Программа экологического кружка «Земляне» имеет научно – познавательную, эмоционально – нравственную и практически – деятельную направленность.

Цель экологического воспитания:

– формирование экологической культуры школьников, ответственного  отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Задачи экологического воспитания:

Образовательные задачи:

- научить  понимать пользу и значение природы для

  хорошего самочувствия  и настроения

- научить основам экологических знаний

- совершенствовать речь, умение обмениваться

   экоинформацией, находить объяснение - обоснования.

  Воспитательные задачи:

- формировать понимание необходимости соблюдения

   человеком правил поведения в природе

- возбуждать желание охранять природу

- воспитывать умение сопереживать всему живому

- воспитывать экологическое мышление детей

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

   Развивающие задачи:

- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление

- развивать психические процессы (внимание, память)

 и мыслительные операции (сравнение, обобщение)

- развивать познавательные и творческие способности  детей, коммуникативное общение.

                         Ожидаемые результаты работы кружка:

 

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

3. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятии прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы.

4. Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

5. Развитие  знаний и умений по оценке состояния и охране природного окружения.

 Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса  В.Д.

                                 Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

·        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

·        Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·        Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·        основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;

·        целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

·        самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        эстетические потребности, ценности и чувства;

·        установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·        понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Ученик получит возможность для формирования:

·        внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·        выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

·        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·        адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·        положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·        установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·        осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·        эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.

                                                Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

·        способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·        умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик получит возможность научиться:

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Ученик научится:

·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

·        устанавливать причинно-следственные связи.

·        использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·        устанавливать аналогии;

·        владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

·        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

·        осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;

·        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·        задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        контролировать действия партнёра;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

·        аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

     

Разделы/темы

Кол-во часов

Форма организации занятий/мероприятий

 

1

Введение

2

Лекция

 

1.1

 

1.2

 Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки

 

Беседа

2

 

Природные комплексы нашей местности

10

Беседа

 

2.1

2.2

 

2.3

2.4

2.5

 

2.6.

 

2.7.

2.8

 

2.9

 

2.10

Природный комплекс - лес.

  Искусственные сообщества растений и животных

Джергинский заповедник

  Экологическое исследование школьной территории

Поможем зимующим птицам

 Где живут эти организмы? Луга. болота,  реки

 Природа и человек 

Экологические проблемы человеческой деятельности

  Влияние загрязнённости воды на семена и растения

Охрана природных комплексов

 

 

Компьютерная презентация

Беседа

Эксперимент

Практическая работа

Творческая работа

Викторина

Беседа

Лабораторная работа

Презентация

3

Среда обитания человека

4

Лекция

3.1

Воздух, которым мы дышим

 

Лекция

3.2

Вода, которую мы пьём.

 

Беседа, презентация

3.3

Круговорот воды в природе

 

Лекция

3.4

Ток воды в побегах и листьях наземных растений.

Определение скорости  всасывания растениями воды

из колбы

 

Практическая работа

4

Пища, которую мы едим

2

Лекция

4.1

Что нужно знать, когда покупать продукты и

готовишь пищу

 

Презентация

4.2

Изучение состава питания продуктов (по этикетам)

расшифровка кодов пищевых добавок,  их значение и

влияние на организм

 

Практическая работа

5

Дом,  в котором мы живем 

3

 

5.1

Материалы, из которых сделаны дома,  мебель,

покрытия

 

Проект «Экологическое состояние домов»

5.2

Вопросы экологии в современных квартирах

 

Проект «Экологическое состояние квартиры»

5.3

Наблюдение фототропизма растений

 

Эксперимент

6

Здоровье человека - основа жизни

6

 

6.1

Достаточно ли знаю о курение и алкоголе

 

Анкетирование

6.2

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

 

Выставка рисунков

6.3

Суд над наркотиками

 

Презентация

6.4

Неожиданные встречи с ядами

 

Лекция

6.5

Оказание первой помощи при отравлениях.

 

Беседа

6.6

Здоровый образ жизни

 

Беседа, тестирование

7

Отходы, как источник загрязнения окружающей

среды

7

 

7.1

Что ты знаешь о бытовых  отходах?

 

Анкетирование

7.2

Куда девать мусор ?

 

Беседа

7.3

Свалка»

 

Лекция

7.4

Жалобы старых вещей»

 

Презентация

7.5

Творчество из отходов»

 

Выставка

7.6

Очитсим мир от мусора

 

Экологический десант

8

Летние задания

1

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

 

План

Факт

 

Тема 1 «Введение» (2 часа)

 

1

 Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах.

1

1  неделя

 

 

2

Экологические науки

1

2 неделя

 

 

                                     Тема 2 «Природные комплексы нашей местности» (10 часов)

 

3

Природный комплекс - лес.

1

3 неделя

 

 

4

  Искусственные сообщества растений и животных

1

4 неделя

 

 

5

Джергинский заповедник

1

5 неделя

 

 

6

  Экологическое исследование школьной территории

1

6 неделя

 

 

7

Поможем зимующим птицам

1

7 неделя

 

 

8

 Где живут эти организмы? Луга. болота,  реки

1

8 неделя

 

 

9

 Природа и человек 

1

9 неделя

 

 

10

Экологические проблемы человеческой деятельности

1

10 неделя

 

 

11

  Влияние загрязнённости воды на семена и растения

1

11 неделя

 

 

12

Охрана природных комплексов

1

12 неделя

 

 

                                                Тема 3  «Среда обитания человека»  (5 часов)

 

13

Воздух, которым мы дышим

1

13 неделя

 

 

14

Вода, которую мы пьём.

1

14 неделя

 

 

15

Круговорот воды в природе

1

15 неделя

 

 

16

Ток воды в побегах и листьях наземных растений.

1

16 неделя

 

 

17

Определение скорости  всасывания растениями воды

из колбы

 

17 неделя

 

 

Тема 4 «Пища, которую мы едим» ( 2 часа)

 

 

18 неделя

18

Что нужно знать, когда покупать продукты и

готовишь пищу

1

18 неделя

 

 

19

Изучение состава питания продуктов (по этикетам)

расшифровка кодов пищевых добавок,  их значение и

влияние на организм

1

19  неделя

 

 

Тема 5 «Дом,  в котором мы живем» (3 часа)

 

 

20 неделя

20

Материалы, из которых сделаны дома,  мебель,

покрытия

1

20 неделя

 

 

21

Вопросы экологии в современных квартирах

1

21 неделя

 

 

22

Наблюдение фототропизма растений

1

22  неделя

 

 

                                                 Тема 6 «Здоровье человека - основа жизни» (6 часов)

 

23

Достаточно ли знаю о курение и алкоголе

1

23  неделя

 

 

24

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

1

24  неделя

 

 

25

Суд над наркотиками

1

25 неделя

 

 

26

Неожиданные встречи с ядами

1

26 неделя

 

 

27

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

27 неделя

 

 

28

Здоровый образ жизни

1

28 неделя

 

 

                            Тема 7  «Отходы, как источник загрязнения окружающей среды» (6 часов)

 

29

Что ты знаешь о бытовых  отходах?

1

29 неделя

 

 

30

Куда девать мусор ?

1

30 неделя

 

 

31

Свалка»

1

31 неделя

 

 

32

Жалобы старых вещей»

1

32 неделя

 

 

33

Творчество из отходов»

1

33 неделя

 

 

34

Очитсим мир от мусора

1

34 неделя

 

 

                                                Тема 8  «Летние задания»  ( 1 час)

 

35

Летние задания

1

35 неделя

 

 

           

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав учащихся экологического кружка «Земляне»

на 2016-2017 учебный год

ФИО учащихся

Класс

1

Самбилова Дарима

5

2

Дондупова Туяна

5

3

Распопова Анжелика

6

4

Скуй Ангелина

6

5

Молчанов Александр

6

6

Пензина Оксана

7

7

Бадмаева Екатерина

8

8

Сморкалова Дарья

8

9

Сапунова Маргарита

8

10

Кудрявцев Алексей

8

11

Борисов Владимир

9

12

Толстихин Михаил

9

13

Усынина Валентина

10

14

Гаськова Татьяна

11

15

Белобородова Настя

11

                              

 

 

 

 

                                               3. План работы  экологического кружка «Земляне»

Расписание: Вторник: с 3 до 5 часов

Тема занятия

Форма

Сроки

 

1-2

 

3-4

 

5-6

7-8

 

9-10

 

11-12

 

13-14

15-16

17-18

19-20

 

21-22

 

23-24

 

25-26

 

 

27-28

 

29-30

 

31-32

 

33-34

 

35-36

 

37-38

39-40

 

41-42

 

43-44

 

45-46

 

    47-48

 

 

     49-50

 

 

51-52

 

 

53-54

 

55-56

 

     57-58

        

 

59-60

 

61-62

 

 

63-64

 

    65-66

 

 

 67-68

 

69-70

 

Введение. «Природа – кладовая, мастерская,

сокровище планеты Земля».  

 « Викторина по Байкаловедению»

          

 Экологический десант уборка мусора. 

«Лес – наше богатство» информация о пожарах                                      

Викторина «Вода России»

 Правила поведения на природе

Акция «Покормите птиц зимой»

 Выполнение творческих работ

 Полна чудес могучая природа.

 Воскресенье в лесу

  Подготовка к конкурсу «Защита животного мира» 

  «Животные и птицы – предсказатели                  

погоды». Народные приметы.

«За природу в ответе каждый».                            

(Из истории создания  Красной книги).

Коллективная работа по выпуску                        

эколого- природоведческого стенда  «Природа родного края».

 Подготовка к НПК «Шаг в будущее»

 

Музыкальные странички о природе.

 

На лесной полянке.

 

«Птицы – наши друзья».                                    

Конкурс «Птицы».

Вода – самое драгоценное ископаемое.

 

Памятники животным.

Пожар – экологическое бедствие

Для лесных обитателей.

Подготовка к празднику.

 

«Земля – твой дом» подготовка к НПК.

 

Подготовка к проведению праздника цветов.

 

Подготовка к НПК  «Край, в котором мы живем»

 

Цветочные часы.

 

Цветы красивее там, где они росли.

Уход за цветами

 

 

Охранять природу – значит охранять Родину

 

Полна чудес могучая природа.

 

Занят    Оценивание вод своей  местности

 

 Определение физических      свойств

водного источника

 

Экологический практикум.

 

Посадка цветочных клумб.

 

 

Экологический десант «Мы чистим мир!»

 

Экологическая викторина «Заповедники и национальные парки Бурятии»

 

Летние задания

 

Подведение итогов

 

Беседа

 

Игра

 

Субботник по уборке мусора

Беседа

Игра

 

Развешивание кормушек

Практикум

Практикум

Экскурсия

 

Конкурс

 

Диспут

 

 

Диспут

 

 

Практикум

 

Презентация

 

Практикум

 

Музыкальное занятие

 

Игра – суд

 

Конкурс

 

Практикум

 

Путешествие

 

Презентация

 

Практикум

 

Лекторий - практикум

 

Практикум

 

Конкурс рисунков, буклетов

Беседа

 

Практикум

 

 

Практикум

 

Экологическая

выставка

 

Субботник

 

Игра

 

 

Практикум

 

Практикум

 

 

 

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

4 неделя

 

5 неделя

 

6 неделя

7 неделя

 

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

 

12 неделя

 

13 неделя

 

 

 

14 неделя

 

15 неделя

 

16 неделя

 

17 неделя

 

18 неделя

 

19 неделя

 

20 неделя

21 неделя

 

22 неделя

 

23 неделя

 

24 неделя

 

 

25 неделя

 

 

26 неделя

 

27 неделя

 

28 неделя

 

29 неделя

 

 

30 неделя

 

31 неделя

 

 

32 неделя

 

33 неделя

 

 

34 неделя

 

35 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1..Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 2009 г.

2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.

3. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Начальная школа. 1995, № 2013 г.

 4.Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в школе / География и экология в школе XXI века № 7, 2014, с.43-48.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_kruzhok.docx58.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                            Утверждаю________

на МО кл.рук., протокол №1                                               Директор школы МБОУ «МСОШ»

от «30»  августа  2017 г.                                                        Е.П. Шерстнева

Руководитель МО кл.рук.______                                        Пр. № ___

Т.И. Усынина                                                                        от «__»  августа 2017  г.                                    

Согласовано__________

Зам. директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «__» августа 2017 г.

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экологического клуба  «Земляне»

Класс: 5-10

Руководитель: Шоботкина Э.Б.,  учитель  биологии и экологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

                                               1.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности Земляне для 5-10  классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  4.  Постановление   Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
  5. Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 1-4 классов на 2012-2017 уч. гг.,  основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг., образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг..
  7. Программа воспитания и социализации МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
  8.   Положение о программе внеурочной деятельности, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка;
  2. Личностые и метапредметные результаты освоения курса ВД;
  3. Содержание курса ВД с указанием форм организации учебных занятий
  4. Календарно-тематическое планирование.

  Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

  Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. Программа экологического кружка «Земляне» имеет научно – познавательную, эмоционально – нравственную и практически – деятельную направленность.

Цель экологического воспитания:

– формирование экологической культуры школьников, ответственного  отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Задачи экологического воспитания:

Образовательные задачи:

- научить  понимать пользу и значение природы для

  хорошего самочувствия  и настроения

- научить основам экологических знаний

- совершенствовать речь, умение обмениваться

   экоинформацией, находить объяснение - обоснования.

  Воспитательные задачи:

- формировать понимание необходимости соблюдения

   человеком правил поведения в природе

- возбуждать желание охранять природу

- воспитывать умение сопереживать всему живому

- воспитывать экологическое мышление детей

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

   Развивающие задачи:

- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление

- развивать психические процессы (внимание, память)

 и мыслительные операции (сравнение, обобщение)

- развивать познавательные и творческие способности  детей, коммуникативное общение.

                         Ожидаемые результаты работы кружка:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

3. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятии прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы.

4. Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

5. Развитие  знаний и умений по оценке состояния и охране природного окружения.

 Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

       2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса  В.Д.

                                 Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.

                                                Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

     

Разделы/темы

Кол-во часов

Форма организации занятий/мероприятий

1

Введение

2

Лекция

1.1

1.2

 Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки

Беседа

2

Природные комплексы нашей местности

10

Беседа

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6.

2.7.

2.8

2.9

2.10

Природный комплекс - лес.

  Искусственные сообщества растений и животных

Джергинский заповедник

  Экологическое исследование школьной территории

Поможем зимующим птицам

 Где живут эти организмы? Луга. болота,  реки

 Природа и человек  

Экологические проблемы человеческой деятельности

  Влияние загрязнённости воды на семена и растения

Охрана природных комплексов

Компьютерная презентация

Беседа

Эксперимент

Практическая работа

Творческая работа

Викторина

Беседа

Лабораторная работа

Презентация

3

Среда обитания человека

4

Лекция

3.1

Воздух, которым мы дышим

Лекция

3.2

Вода, которую мы пьём.

Беседа, презентация

3.3

Круговорот воды в природе

Лекция

3.4

Ток воды в побегах и листьях наземных растений.

Определение скорости  всасывания растениями воды

из колбы

Практическая работа

4

Пища, которую мы едим

2

Лекция

4.1

Что нужно знать, когда покупать продукты и

готовишь пищу

Презентация

4.2

Изучение состава питания продуктов (по этикетам)

расшифровка кодов пищевых добавок,  их значение и

влияние на организм

Практическая работа

5

Дом,  в котором мы живем  

3

5.1

Материалы, из которых сделаны дома,  мебель,

покрытия

Проект «Экологическое состояние домов»

5.2

Вопросы экологии в современных квартирах

Проект «Экологическое состояние квартиры»

5.3

Наблюдение фототропизма растений

Эксперимент

6

Здоровье человека - основа жизни

6

6.1

Достаточно ли знаю о курение и алкоголе

Анкетирование

6.2

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

Выставка рисунков

6.3

Суд над наркотиками

Презентация

6.4

Неожиданные встречи с ядами

Лекция

6.5

Оказание первой помощи при отравлениях.

Беседа

6.6

Здоровый образ жизни

Беседа, тестирование

7

Отходы, как источник загрязнения окружающей

среды

7

7.1

Что ты знаешь о бытовых  отходах?

Анкетирование

7.2

Куда девать мусор ?

Беседа

7.3

Свалка»

Лекция

7.4

Жалобы старых вещей»

Презентация

7.5

Творчество из отходов»

Выставка

7.6

Очитсим мир от мусора

Экологический десант

8

Летние задания

1

Исследовательская работа

4.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

План

Факт

Тема 1 «Введение» (2 часа)

1

 Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах.

1

1  неделя

2

Экологические науки

1

2 неделя

                                     Тема 2 «Природные комплексы нашей местности» (10 часов)

3

Природный комплекс - лес.

1

3 неделя

4

  Искусственные сообщества растений и животных

1

4 неделя

5

Джергинский заповедник

1

5 неделя

6

  Экологическое исследование школьной территории

1

6 неделя

7

Поможем зимующим птицам

1

7 неделя

8

 Где живут эти организмы? Луга. болота,  реки

1

8 неделя

9

 Природа и человек  

1

9 неделя

10

Экологические проблемы человеческой деятельности

1

10 неделя

11

  Влияние загрязнённости воды на семена и растения

1

11 неделя

12

Охрана природных комплексов

1

12 неделя

                                                Тема 3  «Среда обитания человека»  (5 часов)

13

Воздух, которым мы дышим

1

13 неделя

14

Вода, которую мы пьём.

1

14 неделя

15

Круговорот воды в природе

1

15 неделя

16

Ток воды в побегах и листьях наземных растений.

1

16 неделя

17

Определение скорости  всасывания растениями воды

из колбы

17 неделя

Тема 4 «Пища, которую мы едим» ( 2 часа)

18 неделя

18

Что нужно знать, когда покупать продукты и

готовишь пищу

1

18 неделя

19

Изучение состава питания продуктов (по этикетам)

расшифровка кодов пищевых добавок,  их значение и

влияние на организм

1

19  неделя

Тема 5 «Дом,  в котором мы живем» (3 часа)

20 неделя

20

Материалы, из которых сделаны дома,  мебель,

покрытия

1

20 неделя

21

Вопросы экологии в современных квартирах

1

21 неделя

22

Наблюдение фототропизма растений

1

22  неделя

                                                 Тема 6 «Здоровье человека - основа жизни» (6 часов)

23

Достаточно ли знаю о курение и алкоголе

1

23  неделя

24

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

1

24  неделя

25

Суд над наркотиками

1

25 неделя

26

Неожиданные встречи с ядами

1

26 неделя

27

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

27 неделя

28

Здоровый образ жизни

1

28 неделя

                            Тема 7  «Отходы, как источник загрязнения окружающей среды» (6 часов)

29

Что ты знаешь о бытовых  отходах?

1

29 неделя

30

Куда девать мусор ?

1

30 неделя

31

Свалка»

1

31 неделя

32

Жалобы старых вещей»

1

32 неделя

33

Творчество из отходов»

1

33 неделя

34

Очитсим мир от мусора

1

34 неделя

                                                Тема 8  «Летние задания»  ( 1 час)

35

Летние задания

1

35 неделя

                                                       

Состав учащихся экологического кружка «Земляне»

на 2016-2017 учебный год

ФИО учащихся

Класс

1

Самбилова Дарима

5

2

Дондупова Туяна

5

3

Распопова Анжелика

6

4

Скуй Ангелина

6

5

Молчанов Александр

6

6

Пензина Оксана

7

7

Бадмаева Екатерина

8

8

Сморкалова Дарья

8

9

Сапунова Маргарита

8

10

Кудрявцев Алексей

8

11

Борисов Владимир

9

12

Толстихин Михаил

9

13

Усынина Валентина

10

14

Гаськова Татьяна

11

15

Белобородова Настя

11

                               

                                               3. План работы  экологического кружка «Земляне»

Расписание: Вторник: с 3 до 5 часов

Тема занятия

Форма

Сроки

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

    47-48

     49-50

51-52

53-54

55-56

     57-58

         

59-60

61-62

63-64

    65-66

 67-68

69-70

Введение. «Природа – кладовая, мастерская,

сокровище планеты Земля».  

 « Викторина по Байкаловедению»

          

 Экологический десант уборка мусора. 

«Лес – наше богатство» информация о пожарах                                      

Викторина «Вода России»

 Правила поведения на природе

Акция «Покормите птиц зимой»

 Выполнение творческих работ

 Полна чудес могучая природа.

 Воскресенье в лесу

  Подготовка к конкурсу «Защита животного мира» 

  «Животные и птицы – предсказатели                  

погоды». Народные приметы.

«За природу в ответе каждый».                            

(Из истории создания  Красной книги).

Коллективная работа по выпуску                        

эколого- природоведческого стенда  «Природа родного края».

 Подготовка к НПК «Шаг в будущее»

Музыкальные странички о природе.

 

На лесной полянке.

 

«Птицы – наши друзья».                                    

Конкурс «Птицы».

Вода – самое драгоценное ископаемое.

Памятники животным.

Пожар – экологическое бедствие

Для лесных обитателей.

Подготовка к празднику.

«Земля – твой дом» подготовка к НПК.

 

Подготовка к проведению праздника цветов.

 

Подготовка к НПК  «Край, в котором мы живем»

 

Цветочные часы.

Цветы красивее там, где они росли.

Уход за цветами

 

 

Охранять природу – значит охранять Родину

 

Полна чудес могучая природа.

 

Занят    Оценивание вод своей  местности

 Определение физических      свойств

водного источника

 

Экологический практикум.

Посадка цветочных клумб.

Экологический десант «Мы чистим мир!»

Экологическая викторина «Заповедники и национальные парки Бурятии»

Летние задания

Подведение итогов

Беседа

Игра

Субботник по уборке мусора

Беседа

Игра

Развешивание кормушек

Практикум

Практикум

Экскурсия

Конкурс

Диспут

Диспут

Практикум

Презентация

Практикум

Музыкальное занятие

Игра – суд

Конкурс

Практикум

Путешествие

Презентация

Практикум

Лекторий - практикум

Практикум

Конкурс рисунков, буклетов

Беседа

Практикум

Практикум

Экологическая

выставка

Субботник

Игра

Практикум

Практикум

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

34 неделя

35 неделя

 

Список литературы:

1..Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 2009 г.

2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.

3. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Начальная школа. 1995, № 2013 г.

 4.Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в школе / География и экология в школе XXI века № 7, 2014, с.43-48.