Научно- практическая конференция Из отходов в доходы

Шоботкина Эржена Баторовна

Министерства образования и науки Республики Бурятия

Курумканское районное Управление образования

МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г. Дамдинова»

 

 

 

 

Научно – практическая конференция «Открытый мир»

 

 

 

 

 

 

 

Проект  «Из отходов доходы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Намжилова Света

ученица 5  класса

Руководитель: Шоботкина Э.Б,

учитель биологии

 

 

 

с.Арзгун

 2014 г

Оглавление:                                                                                        

 

1.     Введение…………………………………………………………………..…..3

2.     Современные проблемы утилизации мусора……………………………. ..4

3.     Исследовательская работа……………………………………………….... ..5

4.     Заключение………………………………………………………………….. 13

5.     Список используемой литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Введение

Утилизация мусора - одна из важнейших  проблем современной цивилизации. Если на Западе загрязнение твердыми бытовыми отходами стало острой проблемой, то в России эта проблема затронута несколько запоздало, а у нас, да еще в сельских местностях на ее решение почти не уделяется внимания.

В последнее время, когда рынок наполнен товарами в ярких пластмассовых упаковках, предметами одноразового использования из всевозможных синтетических веществ, которые не могут перевариваться организмами редуцентами, загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами стало очевидным даже в селе.

В нашем регионе, особенно в селах, бытовой мусор сжигается в подворьях или вывозится на свалку. Местное население не информировано о вредных для здоровья выделения при сгорании пластиковых упаковках, некоторая часть не имеет представления о способах утилизации мусора. Большую часть бытовым мусором захламляется зеленая зона, горы свалок вблизи города или села портят своим непривлекательным видам окружающий ландшафт. Никто не занимается рассортировкой мусора, утилизацией или уничтожением.

Исходя из данной проблемы, мы заинтересовались утилизацией бытового мусора в сельской местности, решили провести исследование в своем поселке.

 Цель работы: исследование загрязненности с. Арзгун мусором и поиск наиболее приемлемых вариантов утилизации твердых бытовых отходов для последующего просвещения населения.

Для достижения этой цели мы попытались решить следующие задачи:

1)   Проанализировать  литературные источники, посвященные  данной теме;

2)   Исследование количественного и качественного состава твердых бытовых отходов в домах;

3)   Социологическое исследование по проблемам утилизации мусора в селе;

4)   Участвовать в просветительской деятельности по данной тематике в родном поселке.

 

С учетом намеченных задач и объема работ была разработана следующая методика исследований, которая включала:

        а) проведение контрольных срезов по накоплению мусора в разных семьях;

        б)   анкетирование населения.

       

Данная работа состоит из трех разделов. В первом и втором разделах рассматриваются  теоретические вопросы, касающиеся утилизации мусора. Третий раздел - это практическая работа по тематике. Всего было использовано 7 литературных источников.

 

Глава I. Современные проблемы утилизации мусора

 

В городах и селах возрастает количество бытовых отходов, под складирование которых отводятся большие территории. Их обеззараживание и утилизация - одно из важнейших мероприятий в деле охраны окружающей среды.

Неудовлетворительное санитарное состояние населенных пунктов  свидетельствует о низком культурном уровне населения. Скопление отбросов и нечистот способствует размножению мух и грызунов - переносчиков патогенных микробов, которые нередко находятся в отбросах и нечистотах, где могут долго сохранять свои  патогенные свойства.

Регулярная очистка – неотъемлемая часть гигиены населенного пункта, без неё невозможно создать благоприятные гигиенические условия жизнедеятельности.

Существует три принципиально разных пути утилизации мусора: 1.Организация свалок; 2. Вторичное использование отходов;  3.Сжигание их.

Наиболее рациональным путем утилизации мусора является вторичное его использование. Применение вторичных ресурсов в качестве основного сырья даёт значительный экологический эффект. Например: при производстве бумаги или картона из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85 %, загрязнение воды – до 40%. Утилизация отходов позволяет более бережно расходовать природные ресурсы. Например, сбор и переработка макулатуры позволяет ежегодно получать значительный экономический эффект. Если вместо 1 т целлюлозы использовать макулатуру, то будет сэкономлено 4,5 м  3 древесины, 100 кг серы и 350 кВт/ч электроэнергии, а также дополнительно произведено 750 кг бумаги, или 19 тыс.ученических тетрадей. Из крошки битума получают немало полезных строительных и технических материалов. Тонна как называемого регенерата – продукта переработки старых покрышек – позволяет сэкономить 400 кг синтетического каучука (Жилин, 1998).

Как видно, вторичное использование отходов наиболее ресурсосберегающий путь, но он не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железные банки, битое стекло – всё должно находится отдельно. Рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно это для их здоровья.

Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Везти за тридевять земель его невыгодно, а строительство множества перерабатывающих заводов вызовет затоваривание, к тому же это дело недешевое, нецелесообразное. По той причине не стоит организовывать централизованный сбор мусора для вторичного использования в деревнях и садах.

Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартизируемое. Поэтому мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. Из макулатуры получают бумагу низкого качества – оберточную и писчую. Таким образом, столь привлекательная идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения. Поэтому мусор приходится либо вывозить на свалки, либо сжигать.

Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но при этом самый недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остается мусором. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.

Свалки - не просто кладбища отходов, исчезнувшая под кучами отбросов земля. Вместе с мусором в них погребена масса человеческого труда и безвозвратно потеряно множество полезных и важных для нас веществ.

Материалы, идущие на свалки, - это в основном органика. И значит, последующего производства для создания того, что погибает на свалках, будет снова многое брать у природы, ничего, кроме разлагающейся органики, не предлагая взамен. А выбрасываемая в столь огромных количествах органика не может не нарушать экологического равновесия.

Глава II. Исследовательская работа

2.1. Анкетирование населения по проблеме утилизации мусора

            Проблема накопления и утилизации бытовых отходов имеет социальные аспекты.

            Решение этой проблемы будет зависеть от каждого из нас. А пока, что общество ещё не готово к этому: ведь мы, выбрасываем мусор, как организованно (в помойные ведра, урны и т.д.), так и неорганизованно (куда попало). Нет экологической культуры.

В цивилизованных странах стоят контейнеры для разных типов мусора. Такой подход облегчает проблемы вторичного использования отходов.

Приведенные сведения показывают, что утилизация мусора – сложное дело, требующее расторопности, хозяйственности и в то же время, осторожности.

Чтобы узнать насколько сознательно относятся к проблеме удаления твердых отходов наше односельчане, мы провели социологическое исследование.

            Среди 50 выборочно взятых семей нашего поселка,  было проведено анкетирование. Анкета наша состояла из следующих вопросов:

1.    Сортируете ли мусор на сжигаемый и несжигаемый?

2.    Имеется ли специально отведенное место или приспособление для сжигания мусора?

3.    Знаете ли вы о том, что при сжигании некоторых отходов выделяются вредные для здоровья вещества?

4.    Что делаете несжигаемым мусором:

a.    Вывозим на свалку;

b.    Сваливаем в яму или овраг;

c.    Ничего не делаем;

5.    Какие меры надо принимать, чтобы сократить территорию свалки?

Результаты анкетирования (рис.1) - 83 % семей сортируют мусор на сжигаемый и несжигаемый, причем подавляющее большинство делает это периодически в течение всего года, а остальные складывают отходы и сжигают большими партиями. 80 % опрошенных семей имеют специально отведенное место или приспособление для сжигания мусора. На третий, на наш взгляд самый главный вопрос большинство 68 % опрошенных знают только частично, а 32 % семей не знают вообще. Цифры показывают, что население недостаточно просвещено в вопросах утилизации мусора. Ответы на четвертый, пятый вопрос вдохновляет, т.к. показывают заботу об окружающей природе. Поступило немало интересных предложений по сокращению площади свалки.

            Анализируя итоги анкетирования, мы пришли к выводу, что надо вести разъяснительную работу среди населения по вопросам утилизации мусора.

Рис.1. Результаты анкетирования

 

                                     

                                     

 

 

 

 

 

 

2.2. Бытовые отходы в семьях

Сколько выбрасывают мусора за неделю жители нашего села? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели наблюдение за накоплением отходов в 10 семьях, количественный состав которых 2, 3, 4, 5 человек  села с разным уровнем благосостояния. В течение недели в этих семьях проводились контрольные срезы. Семьи накапливают мусор  в течение недели, потом взвешивают. При этом учитываются только отходы индивидуального потребления. Сюда не входят ни строительные, ни какие либо железняки и другие твердые бытовые отходы.

            В ходе исследования выяснилось, что основную часть мусора представляют упаковки разного рода: в основном консервные банки, пластмассовые бутылки от растительного масла, кетчупов, флаконы от шампуней, тюбики зубной пасты, крема, макулатура.

Реже выбрасываются в мусор пластмассовые бутылки от напитков, старые батарейки, нестандартные стеклянные бутылки от вина, стеклянные флаконы от одеколонов, духов, корпуса шариковых ручек, одноразовые шприцы, тетрадные обложки, сломанные игрушки, сгоревшие электролампы и др. приборы.

Результаты:

Количество мусора выбрасываемого за неделю:

1

Семья из двух человек

3 килограмм

2

Семья из двух человек

3 килограмм

3

Семья из четырех человек

6килограмм

4

Семья из трех человек

5 килограмм

5

Семья из трех человек

4 килограмм

6

Семья из пяти человек

8 килограмм

7

Семья из двух человек

3 килограмм

8

Семья из четырех человек

4 килограмм

9

Семья из трех человек

4 килограмм

10

Семья из четырех человек

6 килограмм

 

В результате за неделю10 семей выбрасывают 46 килограмм мусора.

За месяц-184 килограмма.

За год-2668 кг.

Исходя из этих данных, мы подсчитали, какое количество мусора выбрасывают семьи учащихся нашей школы.

В нашей школе обучается 86 учащихся, семьи  которых состоят из 3, 4, и более человек.

За неделю выбрасывается мусора- 190 килограмм.

За месяц-760 килограмм.

За год- 36480 килограмм.

Наблюдения за неделю показали, что зависит от размеров количество твердых бытовых отходов бюджета, образа жизни, состава и даже возраста семьи. Как правило, у молодой семьи мусора больше, чем у пожилых, так же как и в том случае, когда денег в семье достаточно.

Во всех семьях  не проводятся рассортировка мусора. Таким образом, мы узнали, что из частных домов выносится огромное количество твердых бытовых отходов, которые утилизируются самыми примитивными способами.

После эксперимента мы провели акцию «Загляни в своё мусорное ведро» и в рамках акции были  предложены варианты, как можно использовать отходы  повторно. В течение нескольких дней ребята нашего класса следили за тем, что выбрасывается в их мусорное ведро, и предложили несколько  вариантов использования отходов повторно.

МУСОР В ВЕДРЕ

ГДЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВТОРИЧНО

1

Кости от домашних животных

Можно накормить собак в поселке

2

Пластиковая бутылка

Сделать кормушку для птиц

3

Фантики от конфет

Сделать поделки

4

Коробки из-под молока

Использовать для выращивания рассады

5

Черствый хлеб

Накормить птиц

6

Кожура от цитрусовых

Можно использовать, как средство от моли

7

Скорлупа от яиц

Сделать поделки. Использовать на огороде, как удобрение

8

Консервные банки

Сделать мебель для кукол, украсить ворота оград и гаражей

9

Перегоревшая лампочка

Использовать для штопки носков

10

Кожура от апельсинов

Добавить в тесто, получиться торт со вкусом апельсина

11

Стеклянные бутылки

Сдать и получить деньги

12

Заварка (старая)

Удобрение для огорода

13

Старая одежда

Сшить мягкие игрушки. Отдать людям, которые в этом нуждаются

14

Пластиковые бутылки

Сделать воронку, поделку, теплицу

 

После проведенной работа, мы пришли к выводу, что на школьном уровне необходимо создать кружок «Сделай сам», где учащиеся будут заниматься конструированием изделий из вторичного сырья. В своей работе учащиеся могут использовать: кожу (перчатки, сапоги, кошельки, и др.), фольгу (от конфет), фантики, тетрапак (из под сока), коробки из под конфет (служат для рамки), опилки (игрушка, набитая опилками  в капроновые чулки, придавая форму), остатки трикотажных изделий (распустившихся ниток нарезая, создаю картины), из остатков ниток (кукольный театр), из яичной скорлупы (новогодние игрушки, панно), из использованного бисера (бонсай), лоскутное шитье (из кусочков ткани прихватки, жилеты, коврики и т.д.), мягкая игрушка (старые шубки, сетка импортная для фруктов для набивки), цветы из ткани (шелковые ткани), панно из семян, рамка из картона, ткани, бисера, салфетки, картонное кружево и др.

Конструирование изделий из разных по цвету, форме и размерам уже использованных упаковок, обложек, кусочков поролона развивает не только воображение, но и аналитическое и конструктивное мышление, творческие способности, формирует общетрудовые умения. Кроме того, работа с этими материалами дает возможность формировать художественную культуру, развивать эстетическое чувство и творческую инициативу.

Большое внимание уделяется экологическому, экономическому, эстетическому образованию учащихся. На уроках технологии, на реальных примерах видела, как учительница показывала возможность рационального использования отходов швейной, текстильной и обувной промышленности. Мы выполняли из отходов вторичного сырья полезные вещи. Это – отделочные детали к одежде, кошельки, прихватки, футляры для очков и ключей, игрушки, сувениры и т.п.

Работая с отходами, мы научились сортировать их, ознакомились с образцами отдельных изделий, можем предложить свои варианты, выполнять эскизы и готовые вещи.

Мы научились использовать старые, вышедшие из моды или кое – где проносившиеся и ставшие негодными по размеру изделия. Из старых вещей большого размера, лучше перекроить поменьше размер, особенно для своих сестренок. Кусочки тесьмы, оставшиеся после обработки, использую как петельки при шитье прихваток, подушечек для иголок или для отделки кукольной одежды

Пуговицы со старой одежды использую при выполнении подставки, мягкой игрушки, для отделки, обтягиваю также пуговицы тканью.

На занятиях в кружке можно придумывать и творить разные вещи, например:

1)    Мозаика из яичной скорлупы.

Эта работа позволит развивать эстетический вкус, творческую фантазию, и показать, как из бытовых отходов можно создать красивые вещи.

Для создания мозаики понадобятся: яичная скорлупа, цветной картон или кусок ДВП, простой карандаш, клей ПВА, кисти, гуашь. На цветной основе карандашом выполняю эскиз рисунка. Яичную скорлупу красим гуашью, даем высохнуть и измельчаем. Затем выкладываем контур рисунка, после чего заполняем весь рисунок. Фон может быть выполнен нитрокраской, гуашью или цветной скорлупой. В качестве рамки используем коробку из – под конфет.

2)  Из природных материалов.

Интересно придумать цветы, которые не существует в природе. Пригодиться лепестки разных цветов, листья, колосья. Незаменимыми окажутся летучка ясеня, клена, шишки, семена злаков, коробочки мака, болотные растения… Новые лепестки можно вырезать из любого материала – деревянной стружки, тонких кусков коры, луковой шелухи. Одни элементы станут центром нового цветка, другие – его лепестками.

Можно использовать пух. Из нее можно сделать цветы, панно и т.п. Также понравится работа разными видами семян. Эта работа поможет развивать творческую фантазию, эстетический вкус, мелкую ручную моторику. Выполняя работу, знакомится с композицией, цветовыми сочетаниями, ролью декоративных изделий в интерьере. Разрабатывать эскизы, владеть техникой их вкладывания. Причем панно можно выложить семенами не только бахчевых, но и других культур.

Для выполнения панно, кроме семян, используем в качестве основы ДВП, а также песок, кусок поролона, клей ПВА и гуашь. Инструментом послужит пинцет.

3)  Плетем деревья из бисера.

Деревья из бисера.

Плетение на проволоке, которое чаще всего используем при изготовлении брошек, декоративных изделий, украшений, букетов цветов, веточек, деревьев и т.п. поделки и сувениры из бисера радуют глаз сочными, немеркнущими красками и ярким блеском, они удачно вписываются в интерьер дома или квартиры и придают ему неповторимую индивидуальность. А деревья, сплетенные из бисера, являются прекрасным подарком на любой праздник. Они могут быть любого цвета и формы. Для закрепления на подставки лучше подходит гипс: он быстро застывает и не осыпается.

4)  Аппликации из трикотажных ниток (картины)

 Изготовление картин из нарезанных ниток, распущенного трикотажного полотна. Картины, выполненные  этой техникой, получаются необычно интересные.

Мелко нарезанные и приклеенные нитки придают картине не только объёмность, но и передают качество снега. Для её изготовления требуются всего лишь кусочки трикотажа (это старые вязаные вещи, которые уже не используются: перчатки, варежки, шапки, шарфы, кофточки), ножницы, клей ПВА, ватман или картон, копировальная бумага, калька, карандаши, коробка из под конфет с ячейками или баночки для хранения нарезанных ниток, а коробка из под конфет послужит нам рамкой.

Как видно, все эти вещи можно найти у себя дома. Значит- это очень экономно. А главное - красиво.

5)   Композиция: цветки из ткани.

Работа над созданием цветка воспитывает любовь к природе, развивают память, воображение, художественное мышление. В процессе выполнения эскизов композиций, при поиске колористического решения можно пользоваться цветовым кругом, добиваться максимальной выразительности. Цветы можно делать из разных тканей, но более красивыми они получатся из шелка. Для работы над цветком, кроме ткани, потребуются картон, желатин, вата, проволока, подушка с песком, ножницы, плоскогубцы, клей «Момент», булки, т.е. инструменты для придания выпуклой или вогнутой формы лепесткам и листьям цветка.

Такие цветочные картины получаются очень красивыми, подходят ко всем видам интерьера. И длинные осенние, зимние вечера всегда будет присутствовать в комнате «кусочек лета».

6)   Вторичное использование кожи.

Кожа - удивительный по своим качествам материал, позволяющий добиться необычного эффекта при её использовании в изготовлении разного вида изделий. При работе с кожей мы учимся бережливости, так как используем, как правило, бывшие в употреблении изделия: старые перчатки, сапоги, сумки.

Даже из маленьких на первый взгляд обрезков кожи можно выполнить много красивых и полезных изделий - закладки для книг, заколки для волос, ключницы, сумки, цветы и панно их них. Многие  кожаные изделия, в том числе сумки, кошельки, ключницы. Часто украшают декоративными оплетками, кисточками, подвесками «Фонарик». Из обрезков кожи можно изготовить поясок в виде цепочки.

Кожа – один из самых модных, экологически чистых, но и дорогих материалов.

 

7)   Театр кукол.

                  

Кукольный театр воздействует на воображение ребёнка, словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Он расширяет кругозор, способствует развитию речи, умению выражать свои чувства. Ведь если ребенок, в раннем возрасте окунулся в волшебную атмосферу театра, то в нем пробудится тяга к прекрасному и душа его не очерствеет.

Из разнообразных видов кукольного театра популярностью в детских садах пользуется театр кукол «Петрушка» - теневой, картонный и пальчиковый.

Больше всего учащихся заинтересует выполнение пальчикового театра, для изготовления кукол нужны нитки разной толщины, разных расцветок.

8)     Цветок из «Тетрапака».

Декоративное панно из использованных упаковок «Тетрапак», коробок из-под конфет и темных коробок из-под обуви. Многим изделиям найдется место и дома, и в школе в качестве декоративных предметов интерьера. Технология их изготовления достаточно проста и в то же время включает обучение некоторым необходимым трудовым операциям и развивает конструктивные мышление. Материалы и инструменты: коробка из-под обуви, упаковки «Тетрапак» из-под сока и молочных продукта, коробки из-под конфет – для рамок, клей ПВА, пшено, простой карандаш, линейка, ножницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

                           

В заключение хотелось бы подвести итоги проделанной работы:   

1. Существует три пути утилизации мусора: организация свалок, сжигание их, захоронение, вторичное использование отходов. Но, как мы узнали, ни одно из них не является абсолютно экологически приемлемым.

2. Несанкционированные свалки придают неэстетичный вид селу, загрязняют воздух, почву, а также являются местом размножения болезнетворных бактерий, которые затем разносятся животными;

3. Чистота села зависит только от нас самих. Для этого, на наш взгляд, необходимо повышать экологическую культуру  населения разнообразными средствами. Мы за время работы над докладом проводили классные часы в школе, а также в детском саду, в котором принимали активное участие одноклассники  (рекламой, агитбригадами);

            В результате практической работы, проведенной в местных условиях, мы выявили интересные факты. Оказывается, семьи учащихся нашей школы выбрасываются в среднем 36480 кг твердого бытового мусора, который утилизируется примитивными способами. Настораживает то, что общественность недостаточно информирована об разрушающих последствиях чрезмерного скопления мусора. Отдельные жители, которые сжигают пластмассовый мусор в печках и подворьях, подвергают свое здоровье к действию токсичных веществ.

4. Было подсчитано количество мусора выбрасываемого семьями наших учеников – это достаточно внушительная цифра.

5. В ходе данных исследований было доказано, что мусор, выбрасываемый в мусорное ведро можно использовать вторично.

6. Идея  организация  кружка «Сделай сам» является весьма актуальной и требует немедленной реализации для формирования художественной культуры, развития эстетического чувства и творческой инициативы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Голубев И.Р. Окружающая среда и её охрана. М., Просвещение, 1985

2.     Железнякова Ю. В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии. Химия в школе 1999, №3

3.     Жилин Д.М. Современные утилизации мусора. Химия в школе1998, №1

4.     Журналы «Школа и производство» 2006, 2007,2008.

5.     Журналы « Делаем сами» 2007.

6.      Кемп П., Армс К. Введение в биологию М., Мир,1998

7.     МихеевА.В. И др. Охрана природы М., Просвещение, 1987

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyashchennye_mesta.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и Республики Бурятия

Курумканское районное управление образования

МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени  В.С.Анищенко»

Научно- исследовательская работа:

Секция: Экология

Тема: «Священные места села Могойто»

                                                                                         Выполнила: ученица 10  класса

                                                                                                                   Буштаренко Екатерина

                                                                                                 Руководитель: учитель биологии

                                                                                                                                 Шоботкина Э.Б

                                               

с. Могойто

2013 г

Оглавление:

Введение

Основная часть:
Методика исследования:

  1.  Священные места села Могойто

а) Боровой лес

б)  Обоо

 в)  Сосна

1.2   Мои исследования:

а)  История возникновения священных мест

 б)  Легенды

 в) Составление памяток для населения

Заключение

Список использованной литературы

 Приложения

                                           

Введение

Один из самых отдаленных и молодых районов Бурятии  Курумканский  район расположен в восточной части Баргузинской долины и простирается между двумя хребтами – Баргузинским и Икатским. Площадь района – 12 450 кв.км. Численность населения, проживающего в 28 населенных пунктах, – 15 590 человек (по состоянию на 01.01.2007). Национальный состав населения: буряты, русские, эвенки, татары. Плотность населения – 1,24 человека на 1 кв. км. Расстояние от административного центра с. Курумкан до г. Улан-Удэ – 411 км.