Рабочая программа по экологии 9 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Класс: 9
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
2 .Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
1 Программа по экологии для 9 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )
2.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
3.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
4.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии для 8- 11 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)
Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.
Основная цель курса: - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;
· овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Концептуальной основой данного курса являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика).
- гуманизации образования;
-соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельности характера образования и направленности содержания на развитие
Общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической , творческой, исследовательской и проектной деятельности:
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование. | ||||||||
№ | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
1 | Введение. История развития экологии | 1 | Называть компоненты живой и неживой природы. Высказывать предположение, кто – первобытные или развитые охотники и собиратели – оказывали большее влияние на окружающую среду. Объяснять, что означает присваивающее, производящее хозяйство. Выделять изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Делать выводы о необходимости бережного отношения к окружающей среде. Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Проверять свои знания
| 1 неделя |
| |||
2 | Потенциальные возможности размножения организмов | 1 | Объяснять потенциальные возможности размножения организмов | 2 неделя |
| |||
3 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | 1 | Познакомиться с механизмами действия закона оптимума и практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. | 3 неделя |
| |||
4 | Основные пути приспособления организмов к среде | 1 | Характеризовать физиолого-физические основы адаптации организмов к среде, делать выводы. | 4 неделя |
| |||
5 | Среды жизни | 1 | Называть условия среды обитания, которые «диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов ее населяющих. | 5 неделя |
| |||
6 | Пути воздействия организмов на среду | 1 | Обосновать пути воздействия на среду обитания живыми организмами. | 6 неделя |
| |||
7 | Приспособительные формы организмов | 1 | Давать характеристику приспособительным особенностям тела и его внешних органов | 7 неделя |
| |||
8 | Приспособительные ритмы жизни. | 1 | Объяснить отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер от множество других биологических ритмов. | 8 неделя |
| |||
9 | Урок повторения изученного материала по теме «Организм и среда» | 1 | Уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать | 9 неделя |
| |||
10 | Обобщающий урок по теме «Организм и среда» | 1 | Обобщать и делать выводы по теме | 10 неделя |
| |||
11 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Организм и среда» | 1 | Делать тестовые задания, обосновать и делать выводы | 11 неделя |
| |||
12 | Типы взаимодействия организмов | 1 | Давать характеристику типам взаимодействия организмов | 12 неделя |
| |||
13 | Законы пищевых отношений | 1 | Знать, что пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систему и являются одним из важнейших факторов естественного отбора. | 13 неделя |
| |||
14 | Законы конкуренстных отношений в природе | 1 | Знать, что такое конкуренция, и какова ее роль в природе. | 14 неделя |
| |||
15 | Популяции | 1 | Знать, что популяция – это не просто сумма особей вида на определенной территории, а достаточно закономерно организованная система, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения. | 15 неделя |
| |||
16 | Демографическая структура | 1 | Знать, что такое демографическая структура популяции. Уметь прогнозировать изменение ее численности. | 16 неделя |
| |||
17 | Рост численности и плотность популяций | 1 | Изучить рост численности и плотности популяций и уметь применять свои знания на практике. | 17 неделя |
| |||
18 | Численность популяций и ее регуляция в природе | 1 | Знать, как регулируется численность популяций в природе. Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего | 18 неделя |
| |||
19 | Урок повторения и закрепления знаний | 1 | Научить решать экологические задачи по определению численности и плотности отдельных популяций. | 19 неделя |
| |||
20 | Биоценоз и его устойчивость | 1 | Знать структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь объяснить значение видового разнообразия. | 20 неделя |
| |||
21 | Урок повторения и закрепления знаний | 1 | Повторять и закреплять знания | 21 неделя |
| |||
22 | Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции» | 1 | Учащиеся выбирают по 3 вопроса (любых), и в зависимости от выбранных тем формируются группы. Обсуждение идет по | 22 неделя |
| |||
23 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Сообщества и популяции» | 1 | Делать тестовые задания | 23 неделя |
| |||
24 | Законы организации экосистем | 1 | Знать, почему круговорот веществ необходим для поддержания жизни и что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот. | 24 неделя |
| |||
25 | Законы биологической продуктивности | 1 | Знать законы биологической продуктивности. Уметь объяснить причины быстрой потери энергии в цепях питания и связать это явление с практическими вопросами жизни. | 25 неделя |
| |||
26 | Агроценозы и агроэкосистемы | 1 | Знать особенности агроценозов и агросистем. Знать, что несмотря на специфику агроценозов, они функционируют по природным законам. | 26 неделя |
| |||
27 | Урок повторения и закрепления знаний | 1 |
| 27 неделя |
| |||
28 | Саморазвитие экосистем | 1 | Знать закономерности формирования устойчивых экосистем в природе | 28 неделя |
| |||
29 | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем | 1 | Знать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие; проблемы влияния человека на биологическое разнообразие. Уметь сформулировать представление о необходимости разработки экологической и экономической стратегии сохранения жизни в биосфере. | 29 неделя |
| |||
30 | Биосфера - глобальная экосистема. | 1 | Знать о роли живого вещества в преобразовании Земли. | 30 неделя |
| |||
31 | Экология как научная основа природопользования. | 1 | Знать особенности и причины сложности экологизации производств | 31 неделя |
| |||
32 | Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции» | 1 | Обобщить знания учащихся по теме «сообщества и популяции» | 32 неделя |
| |||
33 | Урок контроля и коррекции знаний | 1 |
| 33 неделя |
| |||
34 | Урок итогового повторения | 1 | Повторять тему сообщества и популяции | 34 неделя |
| |||
35 | Подведение итогов | 1 | Решать тест | 35 неделя |
| |||
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
· о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
· законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);
Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи;
-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
· объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
· строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
4. Список литературы:
Учебник:
1.Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -
6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2008. – 302[2]с: ил.
Литература для учителя:
1.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.
проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.
2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.
Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,
экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -
Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_ekologiya_2.docx | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Класс: 9
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
2 .Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
1 Программа по экологии для 9 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )
2.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
3.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
4.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии для 8- 11 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)
Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.
Основная цель курса: - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Концептуальной основой данного курса являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика).
- гуманизации образования;
-соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельности характера образования и направленности содержания на развитие
Общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической , творческой, исследовательской и проектной деятельности:
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);
Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи;
-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
4. Список литературы:
Учебник:
1.Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -
6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2008. – 302[2]с: ил.
Литература для учителя:
1.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.
проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.
2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.
Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,
экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -
Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-