Рабочая программа по экологии 9 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

 

Класс: 9

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

2 .Пояснительная записка

 

   Рабочая программа по экологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

1 Программа  по  экологии для  9 классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )

2.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

3.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

4.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по экологии для 8- 11  классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.  для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)

    Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

    В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.

Основная цель курса: - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

·        овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

·        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Концептуальной основой данного курса являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика).

- гуманизации образования;

-соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельности характера образования и направленности содержания на развитие

Общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической , творческой, исследовательской и проектной деятельности:

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

  Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

2. Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. История развития экологии

1

Называть компоненты живой и неживой природы. Высказывать предположение, кто – первобытные или развитые охотники и собиратели – оказывали большее влияние на окружающую среду. Объяснять, что означает присваивающее, производящее хозяйство. Выделять изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.

Делать выводы о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Проверять свои знания

 

1 неделя

 

2

Потенциальные возможности размножения организмов

1

Объяснять потенциальные возможности размножения организмов

2  неделя

 

3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1

Познакомиться с  механизмами действия закона оптимума и практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека.

3  неделя

 

4

Основные пути приспособления организмов к среде

1

Характеризовать физиолого-физические основы адаптации организмов к среде, делать выводы.

4 неделя

 

5

Среды жизни

1

 Называть условия среды обитания, которые  «диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов ее населяющих.

5 неделя

 

6

Пути воздействия организмов на среду

1

Обосновать пути воздействия на среду обитания живыми организмами. 

6 неделя

 

7

Приспособительные формы организмов

1

Давать характеристику приспособительным особенностям тела и его внешних органов

7 неделя

 

8

Приспособительные ритмы жизни.

1

Объяснить отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер от множество других биологических ритмов.

8 неделя

 

9

Урок повторения изученного материала по теме  «Организм и среда»

1

Уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать

9 неделя

 

10

Обобщающий урок по теме «Организм и среда»

1

Обобщать и делать выводы по теме

10 неделя

 

11

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Организм и среда»

1

Делать тестовые задания, обосновать и делать выводы

11 неделя

 

12

Типы взаимодействия организмов

1

Давать характеристику  типам взаимодействия организмов

12 неделя

 

13

Законы пищевых отношений

1

Знать, что пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систему и являются одним из важнейших факторов естественного отбора.

13 неделя

 

14

Законы конкуренстных отношений в природе

1

Знать, что такое конкуренция, и какова ее роль в природе.

14 неделя

 

15

Популяции

1

Знать, что популяция – это не просто сумма особей вида на определенной территории, а достаточно закономерно организованная система, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.

15 неделя

 

16

Демографическая структура

1

Знать, что такое демографическая структура популяции. Уметь прогнозировать изменение ее численности.

16 неделя

 

17

Рост численности и плотность популяций

1

Изучить рост численности и плотности популяций и уметь применять свои знания на практике.

17 неделя

 

18

Численность популяций и ее регуляция в природе

1

Знать, как регулируется численность популяций в природе. Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего

18 неделя

 

19

Урок повторения и закрепления знаний

1

Научить решать экологические задачи по определению численности и плотности отдельных популяций.

19 неделя

 

20

Биоценоз и его устойчивость

1

Знать структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь объяснить значение видового разнообразия.

20 неделя

 

21

Урок повторения и закрепления знаний

1

Повторять и закреплять знания

21 неделя

 

22

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции»

1

Учащиеся выбирают по 3 вопроса (любых), и в зависимости от выбранных тем формируются группы. Обсуждение идет по 

22 неделя

 

23

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Сообщества и популяции»

1

Делать тестовые задания

23 неделя

 

24

Законы организации экосистем

1

Знать, почему круговорот веществ необходим для поддержания жизни и что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот.

24 неделя

 

25

Законы биологической продуктивности

1

Знать законы биологической продуктивности. Уметь объяснить причины быстрой потери энергии в цепях питания и связать это явление с практическими вопросами жизни.

25 неделя

 

26

Агроценозы и агроэкосистемы

1

Знать особенности агроценозов и агросистем. Знать, что несмотря на специфику агроценозов, они функционируют по природным законам.

26 неделя

 

27

Урок повторения и закрепления знаний

1

 

27 неделя

 

28

Саморазвитие экосистем

1

Знать закономерности формирования устойчивых экосистем в природе

28 неделя

 

29

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем

1

Знать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие; проблемы влияния человека на биологическое разнообразие. Уметь сформулировать представление о необходимости разработки экологической и экономической стратегии сохранения жизни в биосфере.

29 неделя

 

30

Биосфера - глобальная экосистема.

1

Знать о роли живого вещества в преобразовании Земли.

30 неделя

 

31

Экология как научная основа природопользования.

1

Знать особенности и причины сложности экологизации производств

31 неделя

 

32

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции»

1

Обобщить знания учащихся по теме «сообщества и популяции»

32  неделя

 

33

Урок контроля и коррекции знаний

1

Контроль и коррекция знаний

 

 

33  неделя

 

34

Урок итогового повторения

1

Повторять тему сообщества и популяции

34 неделя

 

35

Подведение итогов

1

Решать тест

35 неделя

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

·        о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

·        законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

·        объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

·        строить графики простейших экологических зависимостей;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

 

4. Список литературы:

Учебник:

1.Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2008. – 302[2]с: ил.

Литература для учителя:

1.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.

проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.

Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,

экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -

Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_ekologiya_2.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

Класс: 9

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

2 .Пояснительная записка

   Рабочая программа по экологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

1 Программа  по  экологии для  9 классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )

2.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

3.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

4.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по экологии для 8- 11  классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.  для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)

    Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

    В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.

Основная цель курса: - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Концептуальной основой данного курса являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика).

- гуманизации образования;

-соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельности характера образования и направленности содержания на развитие

Общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической , творческой, исследовательской и проектной деятельности:

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

  Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)


2. Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. История развития экологии

1

Называть компоненты живой и неживой природы. Высказывать предположение, кто – первобытные или развитые охотники и собиратели – оказывали большее влияние на окружающую среду. Объяснять, что означает присваивающее, производящее хозяйство. Выделять изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.

Делать выводы о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Проверять свои знания

1 неделя

2

Потенциальные возможности размножения организмов

1

Объяснять потенциальные возможности размножения организмов

2  неделя

3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1

Познакомиться с  механизмами действия закона оптимума и практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека.

3  неделя

4

Основные пути приспособления организмов к среде

1

Характеризовать физиолого-физические основы адаптации организмов к среде, делать выводы.

4 неделя

5

Среды жизни

1

 Называть условия среды обитания, которые  «диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов ее населяющих.

5 неделя

6

Пути воздействия организмов на среду

1

Обосновать пути воздействия на среду обитания живыми организмами. 

6 неделя

7

Приспособительные формы организмов

1

Давать характеристику приспособительным особенностям тела и его внешних органов

7 неделя

8

Приспособительные ритмы жизни.

1

Объяснить отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер от множество других биологических ритмов.

8 неделя

9

Урок повторения изученного материала по теме  «Организм и среда»

1

Уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать

9 неделя

10

Обобщающий урок по теме «Организм и среда»

1

Обобщать и делать выводы по теме

10 неделя

11

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Организм и среда»

1

Делать тестовые задания, обосновать и делать выводы

11 неделя

12

Типы взаимодействия организмов

1

Давать характеристику  типам взаимодействия организмов

12 неделя

13

Законы пищевых отношений

1

Знать, что пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систему и являются одним из важнейших факторов естественного отбора.

13 неделя

14

Законы конкуренстных отношений в природе

1

Знать, что такое конкуренция, и какова ее роль в природе.

14 неделя

15

Популяции

1

Знать, что популяция – это не просто сумма особей вида на определенной территории, а достаточно закономерно организованная система, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.

15 неделя

16

Демографическая структура

1

Знать, что такое демографическая структура популяции. Уметь прогнозировать изменение ее численности.

16 неделя

17

Рост численности и плотность популяций

1

Изучить рост численности и плотности популяций и уметь применять свои знания на практике.

17 неделя

18

Численность популяций и ее регуляция в природе

1

Знать, как регулируется численность популяций в природе. Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего

18 неделя

19

Урок повторения и закрепления знаний

1

Научить решать экологические задачи по определению численности и плотности отдельных популяций.

19 неделя

20

Биоценоз и его устойчивость

1

Знать структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь объяснить значение видового разнообразия.

20 неделя

21

Урок повторения и закрепления знаний

1

Повторять и закреплять знания

21 неделя

22

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции»

1

Учащиеся выбирают по 3 вопроса (любых), и в зависимости от выбранных тем формируются группы. Обсуждение идет по 

22 неделя

23

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Сообщества и популяции»

1

Делать тестовые задания

23 неделя

24

Законы организации экосистем

1

Знать, почему круговорот веществ необходим для поддержания жизни и что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот.

24 неделя

25

Законы биологической продуктивности

1

Знать законы биологической продуктивности. Уметь объяснить причины быстрой потери энергии в цепях питания и связать это явление с практическими вопросами жизни.

25 неделя

26

Агроценозы и агроэкосистемы

1

Знать особенности агроценозов и агросистем. Знать, что несмотря на специфику агроценозов, они функционируют по природным законам.

26 неделя

27

Урок повторения и закрепления знаний

1

27 неделя

28

Саморазвитие экосистем

1

Знать закономерности формирования устойчивых экосистем в природе

28 неделя

29

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем

1

Знать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие; проблемы влияния человека на биологическое разнообразие. Уметь сформулировать представление о необходимости разработки экологической и экономической стратегии сохранения жизни в биосфере.

29 неделя

30

Биосфера - глобальная экосистема.

1

Знать о роли живого вещества в преобразовании Земли.

30 неделя

31

Экология как научная основа природопользования.

1

Знать особенности и причины сложности экологизации производств

31 неделя

32

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции»

1

Обобщить знания учащихся по теме «сообщества и популяции»

32  неделя

33

Урок контроля и коррекции знаний

1

Контроль и коррекция знаний

33  неделя

34

Урок итогового повторения

1

Повторять тему сообщества и популяции

34 неделя

35

Подведение итогов

1

Решать тест

35 неделя


3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
  • законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  • строить графики простейших экологических зависимостей;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

4. Список литературы:

Учебник:

1.Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2008. – 302[2]с: ил.

Литература для учителя:

1.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.

проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.

Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,

экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -

Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-