Рабочая программа по экологии 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по экологии для 8- 11 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии
- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )
Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.
Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».
Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и
человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения курса:
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи курса:
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Что изучает экология человека. | 1 | Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов. | 1 неделя |
|
2 | Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». | 1 | Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы | 2 неделя |
|
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни | 1 | Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни | 3 неделя |
|
4 | Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой | 1 | Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. | 4 неделя |
|
5 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях | 1 | Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный. | 5 неделя |
|
6 | Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства | 6 неделя |
|
7 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 1 | знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок | 7 неделя |
|
8 | Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье | 1 | Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», | 8 неделя |
|
9 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 1 | Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека | 9 неделя |
|
10 | Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека | 1 | знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений | 10 неделя |
|
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»
| 1 | знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови | 11 неделя |
|
12 | Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку» | 1 | Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы | 12 неделя |
|
13 | Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | 1 | Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы | 13 неделя |
|
14 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор | 1 | Знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме; | 14 неделя |
|
15 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка» | 1 | Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами | 15 неделя |
|
16 | Рациональное питание и культура здоровья | 1 | знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам. | 16 неделя |
|
17 | Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем» | 1 | Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы. | 17 неделя |
|
18 | Воздействие солнечных лучей на кожу | 1 | знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и | 18 неделя |
|
19 | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы | 1 | Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания | 19 неделя |
|
20 | Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы | 1 | Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление | 20 неделя |
|
21 | Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | 1 | Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения | 21 неделя |
|
22 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений» | 1 | Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации | 22 неделя |
|
23 | Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности | 1 | Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности | 23 неделя |
|
24 | Биоритмы и причины их нарушения. | 1 | Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов. | 24 неделя |
|
25 | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 1 | Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна | 25 неделя |
|
26 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1 | знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека. | 26 неделя |
|
27 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы» | 1 | знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы. | 27 неделя |
|
28 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | 1 | знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте | 28 неделя |
|
29 | Проблемы взросления и культура здоровья | 1 | знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов | 29 неделя |
|
30 | Факторы риска внутриутробного развития. | 1 | Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска. | 30 неделя |
|
31 | Гендерные роли. | 1 | Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин | 31 неделя |
|
32 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. | 1 | знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем | 32 неделя |
|
33 | Ответственное поведение как социальный фактор | 1 | знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях | 33неделя |
|
34 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье» | 1 | знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы | 34 неделя |
|
35 | Повторение | 1 |
| 35 неделя |
|
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:
• о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
• влияние климатических факторов на здоровье;
• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;
• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
• основные принципы лекарственной помощи;
• факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:
• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
• давать оценку диетам;
• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• выполнения основных видов физических упражнений;
• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
• предупреждения переутомления;
• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
• уходе за больными.
4.Список литературы:
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.
2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012
3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей
7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.
8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.
11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.
14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по экологии для 8- 11 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии
- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )
Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.
Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».
Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и
человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения курса:
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи курса:
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Что изучает экология человека. | 1 | Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов. | 1 неделя |
|
2 | Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». | 1 | Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы | 2 неделя |
|
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни | 1 | Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни | 3 неделя |
|
4 | Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой | 1 | Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. | 4 неделя |
|
5 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях | 1 | Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный. | 5 неделя |
|
6 | Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства | 6 неделя |
|
7 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 1 | знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок | 7 неделя |
|
8 | Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье | 1 | Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», | 8 неделя |
|
9 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 1 | Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека | 9 неделя |
|
10 | Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека | 1 | знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений | 10 неделя |
|
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»
| 1 | знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови | 11 неделя |
|
12 | Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку» | 1 | Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы | 12 неделя |
|
13 | Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | 1 | Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы | 13 неделя |
|
14 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор | 1 | Знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме; | 14 неделя |
|
15 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка» | 1 | Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами | 15 неделя |
|
16 | Рациональное питание и культура здоровья | 1 | знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам. | 16 неделя |
|
17 | Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем» | 1 | Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы. | 17 неделя |
|
18 | Воздействие солнечных лучей на кожу | 1 | знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и | 18 неделя |
|
19 | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы | 1 | Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания | 19 неделя |
|
20 | Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы | 1 | Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление | 20 неделя |
|
21 | Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | 1 | Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения | 21 неделя |
|
22 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений» | 1 | Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации | 22 неделя |
|
23 | Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности | 1 | Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности | 23 неделя |
|
24 | Биоритмы и причины их нарушения. | 1 | Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов. | 24 неделя |
|
25 | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 1 | Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна | 25 неделя |
|
26 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1 | знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека. | 26 неделя |
|
27 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы» | 1 | знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы. | 27 неделя |
|
28 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | 1 | знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте | 28 неделя |
|
29 | Проблемы взросления и культура здоровья | 1 | знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов | 29 неделя |
|
30 | Факторы риска внутриутробного развития. | 1 | Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска. | 30 неделя |
|
31 | Гендерные роли. | 1 | Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин | 31 неделя |
|
32 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. | 1 | знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем | 32 неделя |
|
33 | Ответственное поведение как социальный фактор | 1 | знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях | 33неделя |
|
34 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье» | 1 | знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы | 34 неделя |
|
35 | Повторение | 1 |
| 35 неделя |
|
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:
• о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
• влияние климатических факторов на здоровье;
• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;
• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
• основные принципы лекарственной помощи;
• факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:
• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
• давать оценку диетам;
• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• выполнения основных видов физических упражнений;
• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
• предупреждения переутомления;
• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
• уходе за больными.
4.Список литературы:
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.
2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012
3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей
7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.
8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.
11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.
14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_ekologiya.docx | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по экологии для 8- 11 классов «Экология» (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии
- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )
Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.
Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».
Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и
человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения курса:
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи курса:
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Что изучает экология человека. | 1 | Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов. | 1 неделя | |
2 | Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». | 1 | Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы | 2 неделя | |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни | 1 | Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни | 3 неделя | |
4 | Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой | 1 | Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. | 4 неделя | |
5 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях | 1 | Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный. | 5 неделя | |
6 | Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства | 6 неделя | |
7 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 1 | знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок | 7 неделя | |
8 | Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье | 1 | Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», | 8 неделя | |
9 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 1 | Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека | 9 неделя | |
10 | Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека | 1 | знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений | 10 неделя | |
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | 1 | знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови | 11 неделя | |
12 | Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку» | 1 | Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы | 12 неделя | |
13 | Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | 1 | Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы | 13 неделя | |
14 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор | 1 | Знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме; | 14 неделя | |
15 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка» | 1 | Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами | 15 неделя | |
16 | Рациональное питание и культура здоровья | 1 | знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам. | 16 неделя | |
17 | Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем» | 1 | Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы. | 17 неделя | |
18 | Воздействие солнечных лучей на кожу | 1 | знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и | 18 неделя | |
19 | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы | 1 | Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания | 19 неделя | |
20 | Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы | 1 | Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление | 20 неделя | |
21 | Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | 1 | Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения | 21 неделя | |
22 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений» | 1 | Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации | 22 неделя | |
23 | Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности | 1 | Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности | 23 неделя | |
24 | Биоритмы и причины их нарушения. | 1 | Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов. | 24 неделя | |
25 | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 1 | Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна | 25 неделя | |
26 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1 | знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека. | 26 неделя | |
27 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы» | 1 | знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы. | 27 неделя | |
28 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | 1 | знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте | 28 неделя | |
29 | Проблемы взросления и культура здоровья | 1 | знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов | 29 неделя | |
30 | Факторы риска внутриутробного развития. | 1 | Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска. | 30 неделя | |
31 | Гендерные роли. | 1 | Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин | 31 неделя | |
32 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. | 1 | знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем | 32 неделя | |
33 | Ответственное поведение как социальный фактор | 1 | знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях | 33неделя | |
34 | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье» | 1 | знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы | 34 неделя | |
35 | Повторение | 1 | 35 неделя |
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:
• о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
• влияние климатических факторов на здоровье;
• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;
• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
• основные принципы лекарственной помощи;
• факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:
• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
• давать оценку диетам;
• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• выполнения основных видов физических упражнений;
• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
• предупреждения переутомления;
• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
• уходе за больными.
4.Список литературы:
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.
2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012
3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей
7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.
8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.
11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.
14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.