Рабочая программа по экологии 11 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Экология и жизнь»

 

Класс: 11

Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

    Программа элективного курса «Экология и жизнь» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5. Программа  по  экологии для 11 классов  (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по экологии (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

 

УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.  для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)

  . Цель данного курса - повышение уровня экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.

 Основные задачи курса:

- овладение основами экологии;

-формирование научных взглядов на природу;

- воспитание любви и бережного отношения к природе и биологическим ресурсам;

- применение правил природоохранного поведения  в повседневной жизни;

- ознакомление с проблемами использования природных ресурсов;

- освоение умениями характеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей;

 Лабораторные и практические работы

 - выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

-анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

  Примерные экскурсии

-«Среда жизни и ее обитатели»;

- «Антропогенное воздействие на природную среду»;

  Ожидаемые результаты

Усвоение учащимся содержания курса;

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

2. Календарно - тематическое планирование.

 

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

Факт.

Тема 1 Введение (1 час)

1

Введение. Что изучает экология?

1

Познакомиться с объектом изучения экологии.Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

1 неделя

 

                                                                                                                          Тема 2 Организм и среда (8 часов)

2

Организм и среда. Экологические факторы

1

Давать характеристику экологическим факторам среды, учатся объянять экологическое разнообразие видов.

2 неделя

 

3

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

1

Выяснить общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

3 неделя

 

4

Экологические ресурсы

1

Познакомиться с экологическими ресурсами

4 неделя

 

5

Адаптация организмов к различным условиям существования

1

Приводить примеры адаптации организмов к различным условиям существования

5 неделя

 

6-7

Межвидовые отношения организмов

1

Познакомиться смежвидовыми отношениями организмов

6 неделя

 

1

Приводить примеры и делать выводы

7 неделя

 

8

Колебания численности организмов. Экологические регуляции

1

Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.

8 неделя

 

9

Обобщение материала по теме «Организм и среда»

1

Делать выводы

9 неделя

 

                                                                                                                          Тема 3 Популяции ( 4 часа)

10

Популяции и ее основные характеристики

1

Давать характеристику популяциям

10 неделя

 

11

Популяционное обилие и его показатели

1

Узнают популяционное обилие и его показатели

11 неделя

 

12

Рождаемость и смертность

1

Характеризовать понятия рождаемость и смертность

12 неделя

 

13

Возрастная структура популяции.Динамика популяций

 

Знакомятся с возрастной структурой популяции и динамикой.

13 неделя

 

                                                                                                       Тема 5 Сообщества, экосистемы  (4 часа)

14

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера

1

Сравнивать видовой состав сообществ. Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Выделятьразличные группы организмов в природном сообществе и объяснять круговорот органических веществ в сообществе. Описывать природные и искуственные экосистемы. Давать характеристику городской экосистемы. Выявлять влияние деятельности людей на окружающую среду в городе и влияние городской среды на здоровье людей.

14 неделя

 

15

Структура соообщества

1

Формулируют понятия струтура сообщества

15 неделя

 

16

Потоки энергии и вещества в экосистеме

1

Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме.

16 неделя

 

17

Пастбищные и детритные цепи

1

 

17 неделя

 

Тема 6 Биосфера и рациональное использование (4 часа)

18

Биосфера и человек. Эволюция биосферы

1

Узнают понятия биосфера, эволюция, делают выводы

18 неделя

 

19

Антропогенное воздействие на природу

1

Знать основные экологические требования к компо­нентам окружающей человека среды.

19 неделя

 

20

Основы рационального природопользования

1

Познакомиться с основами рационального природопользования

20 неделя

 

21

Изучение экологической ситуации в регионе

1

Изучить экологическую ситуацию в регионе

21 неделя

 

                                                                                                                  Тема 7 Ресурсы и виды загрязнений (13 часов)

22

Биологические ресурсы   их состояние и охрана

1

Приводят примеры биологических ресурсов

22 неделя

 

23

Особо охраняемые природные территории

1

Дают характеристику особо охраняемым территориям

23 неделя

 

24

Анализ состояния здоровья населения

1

Делают анализ состояния здоровья населения

24 неделя

 

25

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

1

Приводят примеры химического загрязнения, делают анализ, вывод

25 неделя

 

26

Биологическое загрязнение и болезни человека

1

Дают характеристику биологическим загрязнениям

26 неделя

 

27

Влияние звуков на человека

1

Изучить влияние звуков на здоровье населения.

27 неделя

 

28

Физические факторы среды и саамочувствие человека

1

Познакомиться с физическими  факторами среды и саамочувствием человека

28 неделя

 

29

Питание и здоровье человека

1

Характеризовать питание и делать выводы по здоровью человека

29 неделя

 

30

Ландшафт как фактор здоровья

1

Познакомиться с понятием ландшафт как фактор здоровья

30 неделя

 

 

31

Проблема адаптации человека к окружающей среде

1

Познакомиться с проблемами  адаптации человека к окружающей среде

31 неделя

 

 

32

Мониторинг экологического состояния водных объектов

 

1

 Выявлять региональные экологические про­блемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду   Познакомиться с понятием  экологический состав воды

32 неделя

 

 

33

Мониторинг загрязнения

 

1

Познакомиться с понятием  предельно допустимые концентрации

33неделя

 

 

34

Обобщение и повторение темы. Защита проектов.

 

1

 Обобщать и систематизировать полученные знания

34 неделя

 

 

35

Повторение.

 

1

Обобщать и систематизировать полученные знания

35 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать

  1. взаимосвязь здоровья и образа жизни;
  2. воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
  3. влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
  4. основные условия сохранения здоровья;
  5. факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
  6. необходимости участия в охране окружающей среды.

Уметь:

  1. оценивать состояние здоровья;
  2. находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
  3. соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
  4. применять способы закаливания и ухода за кожей;
  5. уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
  6. проводить наблюдения и самонаблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Список литературы:

УМК для учащихся:

  • Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
  • Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
  • Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
  • Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)

-Дополнительная литература:

  • Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя. -М.: Школа-Пресс, 1996
  • Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
  • Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
  • Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
  • Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
  • Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
  • Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
  • Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
  • Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
  • Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
  • Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
  • Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.

Интернет-ресурсы:

http://www.art-con.ru/

http://ecology.alpud.ru/

http://bugabooks.com/book/237-socialnaya-yekologiya/55-sredstva-massovoj-informacii-v-oblasti-zashhity-prirody.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_ekologiya_.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Экология и жизнь»

Класс: 11

Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

    Программа элективного курса «Экология и жизнь» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5. Программа  по  экологии для 11 классов  (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по экологии (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.  для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)

  . Цель данного курса - повышение уровня экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.

 Основные задачи курса:

- овладение основами экологии;

-формирование научных взглядов на природу;

- воспитание любви и бережного отношения к природе и биологическим ресурсам;

- применение правил природоохранного поведения  в повседневной жизни;

- ознакомление с проблемами использования природных ресурсов;

- освоение умениями характеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей;

 Лабораторные и практические работы

 - выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

-анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

  Примерные экскурсии

-«Среда жизни и ее обитатели»;

- «Антропогенное воздействие на природную среду»;

  Ожидаемые результаты

Усвоение учащимся содержания курса;

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)


2. Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

Факт.

Тема 1 Введение (1 час)

1

Введение. Что изучает экология?

1

Познакомиться с объектом изучения экологии.Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

1 неделя

                                                                                                                          Тема 2 Организм и среда (8 часов)

2

Организм и среда. Экологические факторы

1

Давать характеристику экологическим факторам среды, учатся объянять экологическое разнообразие видов.

2 неделя

3

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

1

Выяснить общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

3 неделя

4

Экологические ресурсы

1

Познакомиться с экологическими ресурсами

4 неделя

5

Адаптация организмов к различным условиям существования

1

Приводить примеры адаптации организмов к различным условиям существования

5 неделя

6-7

Межвидовые отношения организмов

1

Познакомиться смежвидовыми отношениями организмов

6 неделя

1

Приводить примеры и делать выводы

7 неделя

8

Колебания численности организмов. Экологические регуляции

1

Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.

8 неделя

9

Обобщение материала по теме «Организм и среда»

1

Делать выводы

9 неделя

                                                                                                                          Тема 3 Популяции ( 4 часа)

10

Популяции и ее основные характеристики

1

Давать характеристику популяциям

10 неделя

11

Популяционное обилие и его показатели

1

Узнают популяционное обилие и его показатели

11 неделя

12

Рождаемость и смертность

1

Характеризовать понятия рождаемость и смертность

12 неделя

13

Возрастная структура популяции.Динамика популяций

Знакомятся с возрастной структурой популяции и динамикой.

13 неделя

                                                                                                       Тема 5 Сообщества, экосистемы  (4 часа)

14

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера

1

Сравнивать видовой состав сообществ. Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Выделятьразличные группы организмов в природном сообществе и объяснять круговорот органических веществ в сообществе. Описывать природные и искуственные экосистемы. Давать характеристику городской экосистемы. Выявлять влияние деятельности людей на окружающую среду в городе и влияние городской среды на здоровье людей.

14 неделя

15

Структура соообщества

1

Формулируют понятия струтура сообщества

15 неделя

16

Потоки энергии и вещества в экосистеме

1

Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме.

16 неделя

17

Пастбищные и детритные цепи

1

17 неделя

Тема 6 Биосфера и рациональное использование (4 часа)

18

Биосфера и человек. Эволюция биосферы

1

Узнают понятия биосфера, эволюция, делают выводы

18 неделя

19

Антропогенное воздействие на природу

1

Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

19 неделя

20

Основы рационального природопользования

1

Познакомиться с основами рационального природопользования

20 неделя

21

Изучение экологической ситуации в регионе

1

Изучить экологическую ситуацию в регионе

21 неделя

                                                                                                                  Тема 7 Ресурсы и виды загрязнений (13 часов)

22

Биологические ресурсы   их состояние и охрана

1

Приводят примеры биологических ресурсов

22 неделя

23

Особо охраняемые природные территории

1

Дают характеристику особо охраняемым территориям

23 неделя

24

Анализ состояния здоровья населения

1

Делают анализ состояния здоровья населения

24 неделя

25

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

1

Приводят примеры химического загрязнения, делают анализ, вывод

25 неделя

26

Биологическое загрязнение и болезни человека

1

Дают характеристику биологическим загрязнениям

26 неделя

27

Влияние звуков на человека

1

Изучить влияние звуков на здоровье населения.

27 неделя

28

Физические факторы среды и саамочувствие человека

1

Познакомиться с физическими  факторами среды и саамочувствием человека

28 неделя

29

Питание и здоровье человека

1

Характеризовать питание и делать выводы по здоровью человека

29 неделя

30

Ландшафт как фактор здоровья

1

Познакомиться с понятием ландшафт как фактор здоровья

30 неделя

31

Проблема адаптации человека к окружающей среде

1

Познакомиться с проблемами  адаптации человека к окружающей среде

31 неделя

32

Мониторинг экологического состояния водных объектов

1

 Выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду   Познакомиться с понятием  экологический состав воды

32 неделя

33

Мониторинг загрязнения

1

Познакомиться с понятием  предельно допустимые концентрации

33неделя

34

Обобщение и повторение темы. Защита проектов.

1

 Обобщать и систематизировать полученные знания

34 неделя

35

Повторение.

1

Обобщать и систематизировать полученные знания

35 неделя

 


3. Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать

  1. взаимосвязь здоровья и образа жизни;
  2. воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
  3. влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
  4. основные условия сохранения здоровья;
  5. факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
  6. необходимости участия в охране окружающей среды.

Уметь:

  1. оценивать состояние здоровья;
  2. находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
  3. соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
  4. применять способы закаливания и ухода за кожей;
  5. уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
  6. проводить наблюдения и самонаблюдения.

4 Список литературы:

УМК для учащихся:

  • Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
  • Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
  • Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
  • Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)

-Дополнительная литература:

  • Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя. -М.: Школа-Пресс, 1996
  • Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
  • Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
  • Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
  • Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
  • Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
  • Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
  • Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
  • Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
  • Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
  • Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
  • Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.

Интернет-ресурсы:

http://www.art-con.ru/

http://ecology.alpud.ru/

http://bugabooks.com/book/237-socialnaya-yekologiya/55-sredstva-massovoj-informacii-v-oblasti-zashhity-prirody.html