Рабочая программа по экологии 11 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экология и жизнь»
Класс: 11
Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Экология и жизнь» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5. Программа по экологии для 11 классов (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)
. Цель данного курса - повышение уровня экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.
Основные задачи курса:
- овладение основами экологии;
-формирование научных взглядов на природу;
- воспитание любви и бережного отношения к природе и биологическим ресурсам;
- применение правил природоохранного поведения в повседневной жизни;
- ознакомление с проблемами использования природных ресурсов;
- освоение умениями характеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей;
Лабораторные и практические работы
- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
-анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Примерные экскурсии
-«Среда жизни и ее обитатели»;
- «Антропогенное воздействие на природную среду»;
Ожидаемые результаты
Усвоение учащимся содержания курса;
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование.
| ||||||
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
план | Факт. | |||||
Тема 1 Введение (1 час) | ||||||
1 | Введение. Что изучает экология? | 1 | Познакомиться с объектом изучения экологии.Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 1 неделя |
| |
Тема 2 Организм и среда (8 часов) | ||||||
2 | Организм и среда. Экологические факторы | 1 | Давать характеристику экологическим факторам среды, учатся объянять экологическое разнообразие видов. | 2 неделя |
| |
3 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 1 | Выяснить общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 3 неделя |
| |
4 | Экологические ресурсы | 1 | Познакомиться с экологическими ресурсами | 4 неделя |
| |
5 | Адаптация организмов к различным условиям существования | 1 | Приводить примеры адаптации организмов к различным условиям существования | 5 неделя |
| |
6-7 | Межвидовые отношения организмов | 1 | Познакомиться смежвидовыми отношениями организмов | 6 неделя |
| |
1 | Приводить примеры и делать выводы | 7 неделя |
| |||
8 | Колебания численности организмов. Экологические регуляции | 1 | Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране. | 8 неделя |
| |
9 | Обобщение материала по теме «Организм и среда» | 1 | Делать выводы | 9 неделя |
| |
Тема 3 Популяции ( 4 часа) | ||||||
10 | Популяции и ее основные характеристики | 1 | Давать характеристику популяциям | 10 неделя |
| |
11 | Популяционное обилие и его показатели | 1 | Узнают популяционное обилие и его показатели | 11 неделя |
| |
12 | Рождаемость и смертность | 1 | Характеризовать понятия рождаемость и смертность | 12 неделя |
| |
13 | Возрастная структура популяции.Динамика популяций |
| Знакомятся с возрастной структурой популяции и динамикой. | 13 неделя |
| |
Тема 5 Сообщества, экосистемы (4 часа) | ||||||
14 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера | 1 | Сравнивать видовой состав сообществ. Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Выделятьразличные группы организмов в природном сообществе и объяснять круговорот органических веществ в сообществе. Описывать природные и искуственные экосистемы. Давать характеристику городской экосистемы. Выявлять влияние деятельности людей на окружающую среду в городе и влияние городской среды на здоровье людей. | 14 неделя |
| |
15 | Структура соообщества | 1 | Формулируют понятия струтура сообщества | 15 неделя |
| |
16 | Потоки энергии и вещества в экосистеме | 1 | Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме. | 16 неделя |
| |
17 | Пастбищные и детритные цепи | 1 |
| 17 неделя |
| |
Тема 6 Биосфера и рациональное использование (4 часа) | ||||||
18 | Биосфера и человек. Эволюция биосферы | 1 | Узнают понятия биосфера, эволюция, делают выводы | 18 неделя |
| |
19 | Антропогенное воздействие на природу | 1 | Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. | 19 неделя |
| |
20 | Основы рационального природопользования | 1 | Познакомиться с основами рационального природопользования | 20 неделя |
| |
21 | Изучение экологической ситуации в регионе | 1 | Изучить экологическую ситуацию в регионе | 21 неделя |
| |
Тема 7 Ресурсы и виды загрязнений (13 часов) | ||||||
22 | Биологические ресурсы их состояние и охрана | 1 | Приводят примеры биологических ресурсов | 22 неделя |
| |
23 | Особо охраняемые природные территории | 1 | Дают характеристику особо охраняемым территориям | 23 неделя |
| |
24 | Анализ состояния здоровья населения | 1 | Делают анализ состояния здоровья населения | 24 неделя |
| |
25 | Химическое загрязнение среды и здоровье человека | 1 | Приводят примеры химического загрязнения, делают анализ, вывод | 25 неделя |
| |
26 | Биологическое загрязнение и болезни человека | 1 | Дают характеристику биологическим загрязнениям | 26 неделя |
| |
27 | Влияние звуков на человека | 1 | Изучить влияние звуков на здоровье населения. | 27 неделя |
| |
28 | Физические факторы среды и саамочувствие человека | 1 | Познакомиться с физическими факторами среды и саамочувствием человека | 28 неделя |
| |
29 | Питание и здоровье человека | 1 | Характеризовать питание и делать выводы по здоровью человека | 29 неделя |
| |
30 | Ландшафт как фактор здоровья | 1 | Познакомиться с понятием ландшафт как фактор здоровья | 30 неделя |
|
|
31 | Проблема адаптации человека к окружающей среде | 1 | Познакомиться с проблемами адаптации человека к окружающей среде | 31 неделя |
|
|
32 | Мониторинг экологического состояния водных объектов
| 1 | Выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду Познакомиться с понятием экологический состав воды | 32 неделя |
|
|
33 | Мониторинг загрязнения
| 1 | Познакомиться с понятием предельно допустимые концентрации | 33неделя |
|
|
34 | Обобщение и повторение темы. Защита проектов.
| 1 | Обобщать и систематизировать полученные знания | 34 неделя |
|
|
35 | Повторение.
| 1 | Обобщать и систематизировать полученные знания | 35 неделя |
|
|
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать
- взаимосвязь здоровья и образа жизни;
- воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
- влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- основные условия сохранения здоровья;
- факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
- необходимости участия в охране окружающей среды.
Уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
- применять способы закаливания и ухода за кожей;
- уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
- проводить наблюдения и самонаблюдения.
4 Список литературы:
УМК для учащихся:
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
- Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)
-Дополнительная литература:
- Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя. -М.: Школа-Пресс, 1996
- Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
- Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
- Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
- Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
- Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
- Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
- Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.
Интернет-ресурсы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_ekologiya_.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экология и жизнь»
Класс: 11
Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Экология и жизнь» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5. Программа по экологии для 11 классов (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. )
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по экологии (авторы Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)
УМК по экологии (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г)
. Цель данного курса - повышение уровня экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.
Основные задачи курса:
- овладение основами экологии;
-формирование научных взглядов на природу;
- воспитание любви и бережного отношения к природе и биологическим ресурсам;
- применение правил природоохранного поведения в повседневной жизни;
- ознакомление с проблемами использования природных ресурсов;
- освоение умениями характеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей;
Лабораторные и практические работы
- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
-анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Примерные экскурсии
-«Среда жизни и ее обитатели»;
- «Антропогенное воздействие на природную среду»;
Ожидаемые результаты
Усвоение учащимся содержания курса;
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Календарно - тематическое планирование. | ||||||
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
план | Факт. | |||||
Тема 1 Введение (1 час) | ||||||
1 | Введение. Что изучает экология? | 1 | Познакомиться с объектом изучения экологии.Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 1 неделя | ||
Тема 2 Организм и среда (8 часов) | ||||||
2 | Организм и среда. Экологические факторы | 1 | Давать характеристику экологическим факторам среды, учатся объянять экологическое разнообразие видов. | 2 неделя | ||
3 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 1 | Выяснить общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 3 неделя | ||
4 | Экологические ресурсы | 1 | Познакомиться с экологическими ресурсами | 4 неделя | ||
5 | Адаптация организмов к различным условиям существования | 1 | Приводить примеры адаптации организмов к различным условиям существования | 5 неделя | ||
6-7 | Межвидовые отношения организмов | 1 | Познакомиться смежвидовыми отношениями организмов | 6 неделя | ||
1 | Приводить примеры и делать выводы | 7 неделя | ||||
8 | Колебания численности организмов. Экологические регуляции | 1 | Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране. | 8 неделя | ||
9 | Обобщение материала по теме «Организм и среда» | 1 | Делать выводы | 9 неделя | ||
Тема 3 Популяции ( 4 часа) | ||||||
10 | Популяции и ее основные характеристики | 1 | Давать характеристику популяциям | 10 неделя | ||
11 | Популяционное обилие и его показатели | 1 | Узнают популяционное обилие и его показатели | 11 неделя | ||
12 | Рождаемость и смертность | 1 | Характеризовать понятия рождаемость и смертность | 12 неделя | ||
13 | Возрастная структура популяции.Динамика популяций | Знакомятся с возрастной структурой популяции и динамикой. | 13 неделя | |||
Тема 5 Сообщества, экосистемы (4 часа) | ||||||
14 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера | 1 | Сравнивать видовой состав сообществ. Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Выделятьразличные группы организмов в природном сообществе и объяснять круговорот органических веществ в сообществе. Описывать природные и искуственные экосистемы. Давать характеристику городской экосистемы. Выявлять влияние деятельности людей на окружающую среду в городе и влияние городской среды на здоровье людей. | 14 неделя | ||
15 | Структура соообщества | 1 | Формулируют понятия струтура сообщества | 15 неделя | ||
16 | Потоки энергии и вещества в экосистеме | 1 | Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме. | 16 неделя | ||
17 | Пастбищные и детритные цепи | 1 | 17 неделя | |||
Тема 6 Биосфера и рациональное использование (4 часа) | ||||||
18 | Биосфера и человек. Эволюция биосферы | 1 | Узнают понятия биосфера, эволюция, делают выводы | 18 неделя | ||
19 | Антропогенное воздействие на природу | 1 | Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. | 19 неделя | ||
20 | Основы рационального природопользования | 1 | Познакомиться с основами рационального природопользования | 20 неделя | ||
21 | Изучение экологической ситуации в регионе | 1 | Изучить экологическую ситуацию в регионе | 21 неделя | ||
Тема 7 Ресурсы и виды загрязнений (13 часов) | ||||||
22 | Биологические ресурсы их состояние и охрана | 1 | Приводят примеры биологических ресурсов | 22 неделя | ||
23 | Особо охраняемые природные территории | 1 | Дают характеристику особо охраняемым территориям | 23 неделя | ||
24 | Анализ состояния здоровья населения | 1 | Делают анализ состояния здоровья населения | 24 неделя | ||
25 | Химическое загрязнение среды и здоровье человека | 1 | Приводят примеры химического загрязнения, делают анализ, вывод | 25 неделя | ||
26 | Биологическое загрязнение и болезни человека | 1 | Дают характеристику биологическим загрязнениям | 26 неделя | ||
27 | Влияние звуков на человека | 1 | Изучить влияние звуков на здоровье населения. | 27 неделя | ||
28 | Физические факторы среды и саамочувствие человека | 1 | Познакомиться с физическими факторами среды и саамочувствием человека | 28 неделя | ||
29 | Питание и здоровье человека | 1 | Характеризовать питание и делать выводы по здоровью человека | 29 неделя | ||
30 | Ландшафт как фактор здоровья | 1 | Познакомиться с понятием ландшафт как фактор здоровья | 30 неделя | ||
31 | Проблема адаптации человека к окружающей среде | 1 | Познакомиться с проблемами адаптации человека к окружающей среде | 31 неделя | ||
32 | Мониторинг экологического состояния водных объектов | 1 | Выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду Познакомиться с понятием экологический состав воды | 32 неделя | ||
33 | Мониторинг загрязнения | 1 | Познакомиться с понятием предельно допустимые концентрации | 33неделя | ||
34 | Обобщение и повторение темы. Защита проектов. | 1 | Обобщать и систематизировать полученные знания | 34 неделя | ||
35 | Повторение. | 1 | Обобщать и систематизировать полученные знания | 35 неделя |
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать
- взаимосвязь здоровья и образа жизни;
- воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
- влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- основные условия сохранения здоровья;
- факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
- необходимости участия в охране окружающей среды.
Уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
- применять способы закаливания и ухода за кожей;
- уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
- проводить наблюдения и самонаблюдения.
4 Список литературы:
УМК для учащихся:
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
- Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)
-Дополнительная литература:
- Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя. -М.: Школа-Пресс, 1996
- Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
- Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
- Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
- Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
- Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
- Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
- Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.
Интернет-ресурсы: