Рабочая программа элективного курса "Основы генетики " 11 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»
Класс: 11
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по элективному курсу
Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г
Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека
- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека
- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.
Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.
После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:
- структуре и функционировании систем генома человека;
-о современных достижениях и перспективах геномики человека;
-о практическом значении изучения генома человека;
- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;
Знают:
- историю исследований генетики человека;
- основные методы изучения генетики генома человека;
- типы наследования признака человека;
- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;
Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
| |||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека» (8 часов) | |||||
1 | Из истории развития генетики | 1 | Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип | 1 неделя |
|
2 | Изменчивость признаков организма и ее типы | 1 | На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости | 2 неделя |
|
3 | Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 1 | Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 3 неделя |
|
4 | Дигибридное скрещивание | 1 | Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи | 4 неделя |
|
5 | Взаимодействие генов | 1 | Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры | 5 неделя |
|
6 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | 1 | Решать задачи на наследование, сцепленное с полом | 6 неделя |
|
7 | Наследственные болезни человека | 1 | Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы | 7 неделя |
|
8 | Мутагены, их влияние на живую природу человека | 1 | Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры | 8 неделя |
|
Тема 2 «Методы изучения генетики человека» (7 часов) | |||||
9 | Генеалогический метод изучения наследственности | 1 | Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности | 9 неделя |
|
10 | Аутосомное наследование | 1 | Давать характеристику аутосомному наследованию | 10 неделя |
|
11 | Биохимический метод изучения наследственности | 1 | Характеризовать биохимический метод изучения наследственности | 11 неделя |
|
12 | Неполное доминирование признаков | 1 | Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами | 12 неделя |
|
13 | Кодоминирование | 1 | Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие | 13 неделя |
|
14 | Полимерия, полигенные признаки | 1 | Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки | 14 неделя |
|
15 | Контрольная работа |
| Обобщить и систематизировать полученные знания | 15 неделя |
|
Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов) | |||||
16 | Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом | 1 | Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом | 16 неделя |
|
17 | Популяционная генетика человека. Закон Харди- Вайнберга | 1 | Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга | 17 неделя |
|
18 | Биологическое и социальное в человеке | 1 | Анализировать биологическое и социальное в человеке | 18 неделя |
|
19 | Этические проблемы генетики | 1 | Характеризовать этические проблемы генетики | 19 неделя |
|
20 | Этические и юридические аспекты применения генных технологий | 1 | Познакомиться с этическими и юридическими аспектами применения генных технологий | 20неделя |
|
21 | Сздаст ли наука совершенное общество? | 1 | Работать с информационными ресурсами, делать выводы | 21 неделя |
|
Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов) | |||||
22 | Решение задач на моногибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на моногибридное скрещивание | 22 неделя |
|
23 | Задачи на дигибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на дигибридное скрещивание | 23 неделя |
|
24 | Сцепленное наследование | 1 | Решать задачи на сцепленное наследование | 24 неделя |
|
25 | Задачи на наследование групп крови. | 1 | Решать задачи на наследование групп крови. | 25 неделя |
|
26 | Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 1 | Характеризовать генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 26 неделя |
|
27 | Взаимодействие генов | 1 | Знать: Взаимодействие генов | 27 неделя |
|
28 | Повторение и закрепление знаний | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 28 недееля |
|
29 | Контрольная работа | 1 | Применять полученные знания на практике. | 29 неделя |
|
30 | Составление родословной. Древо жизни. | 1 | Составлять свою родословную. | 30 неделя |
|
31 | Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной» | 1 | Характеризовать понятия: наследственность, изменчивость. | 31 неделя |
|
32 | Повторение и закрепление знаний. | 1 | Применять полученные знания на практике. | 32 неделя |
|
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 33 неделя |
|
34 | Пресс конференция «Перспективы развития генетики» | 1 | Работать с информационными ресурсами | 34 неделя |
|
35 | Обобщение и повторение. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 35 неделя |
|
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
· Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;
· Основные методы генетического анализа;
· Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в F1 и в F2 при разных типах наследования;
· Назначение генетических коллекций;
· Основные требования к постановке генетического скрещивания;
· Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;
· Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;
· О достижениях в области молекулярной генетики.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться генетическими терминами;
· Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;
· Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;
· Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;
· Решать генетические задачи;
· Применять формулу Харди-Вайнберга;
· Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· Использовать текст для работы с натуральными объектами
· Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач
· Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
· Уметь моделировать задачи и ситуации;
· Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
· Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
· Применять на практике сведения о наследовании признаков человека
4.Список литературы:
1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)
2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)
4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)
5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)
7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336
8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234
Список литературы для учителя:
1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118
2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с
3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.
4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336
5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
7. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
8. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»
Класс: 11
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по элективному курсу
Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г
Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека
- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека
- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.
Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.
После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:
- структуре и функционировании систем генома человека;
-о современных достижениях и перспективах геномики человека;
-о практическом значении изучения генома человека;
- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;
Знают:
- историю исследований генетики человека;
- основные методы изучения генетики генома человека;
- типы наследования признака человека;
- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;
Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
| |||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека» (8 часов) | |||||
1 | Из истории развития генетики | 1 | Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип | 1 неделя |
|
2 | Изменчивость признаков организма и ее типы | 1 | На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости | 2 неделя |
|
3 | Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 1 | Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 3 неделя |
|
4 | Дигибридное скрещивание | 1 | Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи | 4 неделя |
|
5 | Взаимодействие генов | 1 | Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры | 5 неделя |
|
6 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | 1 | Решать задачи на наследование, сцепленное с полом | 6 неделя |
|
7 | Наследственные болезни человека | 1 | Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы | 7 неделя |
|
8 | Мутагены, их влияние на живую природу человека | 1 | Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры | 8 неделя |
|
Тема 2 «Методы изучения генетики человека» (7 часов) | |||||
9 | Генеалогический метод изучения наследственности | 1 | Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности | 9 неделя |
|
10 | Аутосомное наследование | 1 | Давать характеристику аутосомному наследованию | 10 неделя |
|
11 | Биохимический метод изучения наследственности | 1 | Характеризовать биохимический метод изучения наследственности | 11 неделя |
|
12 | Неполное доминирование признаков | 1 | Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами | 12 неделя |
|
13 | Кодоминирование | 1 | Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие | 13 неделя |
|
14 | Полимерия, полигенные признаки | 1 | Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки | 14 неделя |
|
15 | Контрольная работа |
| Обобщить и систематизировать полученные знания | 15 неделя |
|
Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов) | |||||
16 | Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом | 1 | Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом | 16 неделя |
|
17 | Популяционная генетика человека. Закон Харди- Вайнберга | 1 | Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга | 17 неделя |
|
18 | Биологическое и социальное в человеке | 1 | Анализировать биологическое и социальное в человеке | 18 неделя |
|
19 | Этические проблемы генетики | 1 | Характеризовать этические проблемы генетики | 19 неделя |
|
20 | Этические и юридические аспекты применения генных технологий | 1 | Познакомиться с этическими и юридическими аспектами применения генных технологий | 20неделя |
|
21 | Сздаст ли наука совершенное общество? | 1 | Работать с информационными ресурсами, делать выводы | 21 неделя |
|
Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов) | |||||
22 | Решение задач на моногибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на моногибридное скрещивание | 22 неделя |
|
23 | Задачи на дигибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на дигибридное скрещивание | 23 неделя |
|
24 | Сцепленное наследование | 1 | Решать задачи на сцепленное наследование | 24 неделя |
|
25 | Задачи на наследование групп крови. | 1 | Решать задачи на наследование групп крови. | 25 неделя |
|
26 | Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 1 | Характеризовать генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 26 неделя |
|
27 | Взаимодействие генов | 1 | Знать: Взаимодействие генов | 27 неделя |
|
28 | Повторение и закрепление знаний | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 28 недееля |
|
29 | Контрольная работа | 1 | Применять полученные знания на практике. | 29 неделя |
|
30 | Составление родословной. Древо жизни. | 1 | Составлять свою родословную. | 30 неделя |
|
31 | Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной» | 1 | Характеризовать понятия: наследственность, изменчивость. | 31 неделя |
|
32 | Повторение и закрепление знаний. | 1 | Применять полученные знания на практике. | 32 неделя |
|
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 33 неделя |
|
34 | Пресс конференция «Перспективы развития генетики» | 1 | Работать с информационными ресурсами | 34 неделя |
|
35 | Обобщение и повторение. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 35 неделя |
|
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
· Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;
· Основные методы генетического анализа;
· Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в F1 и в F2 при разных типах наследования;
· Назначение генетических коллекций;
· Основные требования к постановке генетического скрещивания;
· Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;
· Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;
· О достижениях в области молекулярной генетики.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться генетическими терминами;
· Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;
· Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;
· Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;
· Решать генетические задачи;
· Применять формулу Харди-Вайнберга;
· Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· Использовать текст для работы с натуральными объектами
· Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач
· Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
· Уметь моделировать задачи и ситуации;
· Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
· Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
· Применять на практике сведения о наследовании признаков человека
4.Список литературы:
1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)
2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)
4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)
5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)
7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336
8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234
Список литературы для учителя:
1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118
2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с
3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.
4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336
5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
7. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
8. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_genetika.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»
Класс: 11
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по элективному курсу
Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г
Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека
- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека
- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.
Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.
После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:
- структуре и функционировании систем генома человека;
-о современных достижениях и перспективах геномики человека;
-о практическом значении изучения генома человека;
- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;
Знают:
- историю исследований генетики человека;
- основные методы изучения генетики генома человека;
- типы наследования признака человека;
- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;
Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование. | |||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека» (8 часов) | |||||
1 | Из истории развития генетики | 1 | Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип | 1 неделя | |
2 | Изменчивость признаков организма и ее типы | 1 | На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости | 2 неделя | |
3 | Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 1 | Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем | 3 неделя | |
4 | Дигибридное скрещивание | 1 | Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи | 4 неделя | |
5 | Взаимодействие генов | 1 | Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры | 5 неделя | |
6 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | 1 | Решать задачи на наследование, сцепленное с полом | 6 неделя | |
7 | Наследственные болезни человека | 1 | Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы | 7 неделя | |
8 | Мутагены, их влияние на живую природу человека | 1 | Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры | 8 неделя | |
Тема 2 «Методы изучения генетики человека» (7 часов) | |||||
9 | Генеалогический метод изучения наследственности | 1 | Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности | 9 неделя | |
10 | Аутосомное наследование | 1 | Давать характеристику аутосомному наследованию | 10 неделя | |
11 | Биохимический метод изучения наследственности | 1 | Характеризовать биохимический метод изучения наследственности | 11 неделя | |
12 | Неполное доминирование признаков | 1 | Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами | 12 неделя | |
13 | Кодоминирование | 1 | Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие | 13 неделя | |
14 | Полимерия, полигенные признаки | 1 | Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки | 14 неделя | |
15 | Контрольная работа | Обобщить и систематизировать полученные знания | 15 неделя | ||
Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов) | |||||
16 | Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом | 1 | Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом | 16 неделя | |
17 | Популяционная генетика человека. Закон Харди- Вайнберга | 1 | Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга | 17 неделя | |
18 | Биологическое и социальное в человеке | 1 | Анализировать биологическое и социальное в человеке | 18 неделя | |
19 | Этические проблемы генетики | 1 | Характеризовать этические проблемы генетики | 19 неделя | |
20 | Этические и юридические аспекты применения генных технологий | 1 | Познакомиться с этическими и юридическими аспектами применения генных технологий | 20неделя | |
21 | Сздаст ли наука совершенное общество? | 1 | Работать с информационными ресурсами, делать выводы | 21 неделя | |
Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов) | |||||
22 | Решение задач на моногибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на моногибридное скрещивание | 22 неделя | |
23 | Задачи на дигибридное скрещивание | 1 | Решать задачи на дигибридное скрещивание | 23 неделя | |
24 | Сцепленное наследование | 1 | Решать задачи на сцепленное наследование | 24 неделя | |
25 | Задачи на наследование групп крови. | 1 | Решать задачи на наследование групп крови. | 25 неделя | |
26 | Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 1 | Характеризовать генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека | 26 неделя | |
27 | Взаимодействие генов | 1 | Знать: Взаимодействие генов | 27 неделя | |
28 | Повторение и закрепление знаний | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 28 недееля | |
29 | Контрольная работа | 1 | Применять полученные знания на практике. | 29 неделя | |
30 | Составление родословной. Древо жизни. | 1 | Составлять свою родословную. | 30 неделя | |
31 | Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной» | 1 | Характеризовать понятия: наследственность, изменчивость. | 31 неделя | |
32 | Повторение и закрепление знаний. | 1 | Применять полученные знания на практике. | 32 неделя | |
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 33 неделя | |
34 | Пресс конференция «Перспективы развития генетики» | 1 | Работать с информационными ресурсами | 34 неделя | |
35 | Обобщение и повторение. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 35 неделя |
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;
- Основные методы генетического анализа;
- Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в F1 и в F2 при разных типах наследования;
- Назначение генетических коллекций;
- Основные требования к постановке генетического скрещивания;
- Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;
- Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;
- О достижениях в области молекулярной генетики.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться генетическими терминами;
- Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;
- Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;
- Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;
- Решать генетические задачи;
- Применять формулу Харди-Вайнберга;
- Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Использовать текст для работы с натуральными объектами
- Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
- Уметь моделировать задачи и ситуации;
- Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
- Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
- Применять на практике сведения о наследовании признаков человека
4.Список литературы:
1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)
2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)
4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)
5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)
7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336
8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234
Список литературы для учителя:
- Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118
- Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с
- Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.
- Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336
- Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
- Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
- Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
- Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234