Рабочая программа по биологии 9 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 9
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5.Программа по биологии для 9 классов (авторы: И.Н.Пономарева, Вентана - граф, 2015
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 9 классов. Авторы: - И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф» , 2015 г)
Учебник: авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г)
В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Цель и задачи изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»:
изучение курса «Основы общей биологии» направлено на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2 часа в неделю)
2.Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения |
| |||||||||||||||||||||
план | факт |
| ||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Введение (4 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||
1. | Введение | 1 | Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Самостоятельно проводить научное исследование
| 1 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
2. | Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов | 1 | Познакомиться с биологическими науками | 1 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
3 | Общие свойства живых организмов. | 1 | Познакомиться с понятиями: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов
| 2 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
4 | Многообразие форм живых организмов | 1 | Познакомиться с понятиями: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.
| 2 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 2 Основы цитологии. Клетка-единица живого.(10 часов |
| |||||||||||||||||||||||||
5 | Цитология- наука изучающая клетку. Многообразие клеток.Демонстрация моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животны | 1 | Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.
| 3 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
6 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | 1 | Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки.
| 3 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
7 | Химический состав клетки | 1 | Характеризовать биологич. значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.
| 4 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
8 | Белки и нуклеиновые кислоты. | 1 | Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.
| 4 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
9 | Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | 1 | Различать по рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. Называть функции основных органоидов клетки.
| 5 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
10 | Обмен веществ - основа существования клетки | 1 | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в
| 5 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
11 | Биосинтез | 1 | Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.
| 6 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
12 | Биосинтез углеводов – фотосинтез | 1 | Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза.
| 6 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
13 | Обеспечение клеток энергией. |
| Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ.
| 7 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
14 | Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест.
| 1 |
| 7 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов) |
| |||||||||||||||||||||||||
15 | Типы размножения. | 1 | Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения
| 8 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
16 | Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток» | 1 | Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоз
| 8 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
17 | Мейоз. Образование половых леток | 1 | Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.
| 9 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
18 | Индивидуальное развитие организмов- онтогенез. | 1 | Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек
| 9 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
111 19 | Итоговая работа по теме: «Размножение и развитие организмов» | 1 |
| 10 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 4 «Основы учения о нследственности и изменчивости» (10 часов) |
| |||||||||||||||||||||||||
20 | Из истории развития генетики. | 1 | Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
| 10 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
21 | Основные понятия генетики | 1 |
| 11 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
22 | Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и 2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач »
| 1 | Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.
| 11 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
23 | Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя. | 1 | Решать задачи на дигибридное скрещивание | 12 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
24 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих в неодинаковых условиях» | 1 | Решать задачи на сцепленное наследование. | 12 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
25 | Взаимодействие генов и их множественное действие | 1 | Привести примеры на взаимодействие генов | 13 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
26 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Научиться решеать задачи на сцепленное с полом наследование | 13 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
27 | Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости» | 1 | Приводить примеры изменчивости организмов | 14 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
28 | Наследственные болезни сцепленные с полом. | 1 | Анализировать наследственные болезни, сцепленные с полом | 14 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
29 | Итоговая работа по теме: « Основы генетики» | 1 |
| 15 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.(4 часа) |
|
|
| 12 нед |
| |||||||||||||||||||||
30 | Генетические основы селекции. | 1 | Давать понятия терминам: селекция, познакомиться с генетическими основами селекции. | 15 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
31 | Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. | 1 | Давать характеристику особенностям селекции растений, центрам происхождения культурных растений. | 16 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
32 | Особенности селекции животных. | 1 | Давать характеристику особенностям селекции животных. | 16 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
33 | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | Давать характеристику основным направлениям селекции микроорганизмов | 17 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов) |
| 1 |
| 12 нед |
| |||||||||||||||||||||
34 | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | Анализировать этапы возникновения жизни на земле. | 17 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
35 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | Познакомиться с основными направлениями возникновения жизни на земле | 18 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | Выяснить роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 18 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
37 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | Познакомиться с этапами развития жизни на земле. | 19 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
38 | Этапы развития жизни на Земле |
| Познакомиться с этапами развития жизни на земле | 19 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 7 Учение об эволюции (9 часов) |
|
|
| 12 нед |
| |||||||||||||||||||||
39 | Идея развития органического мира в биологии | 1 | Объяснять причины развития органического мира | 20 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
40 | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции. | 1 | Давать сравнительный анализ основных положений Дарвина об эволюции | 20 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
41 | Современные представления об эволюции. | 1 | Объяснять современные представления об эволюции. | 21 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
42 | Вид , его критерии | 1 | Описывать критерии вида | 21 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
43 | Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Познакомиться примерами приспособленности организмов к среде обитания | 22 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
44 | Макроэволюция – результат микроэволюции. | 1 | Дать определение понятию макроэволюция | 22 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
45 | Основные направления эволюции. | 1 | Познакомиться с основными направлениями эволюции : ароморфозом, идиоадаптацией, дегенарацией. | 23 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
46 | Основные закономерности биологической эволюции. | 1 | Познакомиться с основными закономерностями биологгической эволюции : | 23 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
47 | Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции» | 1 |
| 24 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) (6 часов) |
| 1 |
| 12 нед |
| |||||||||||||||||||||
48 | Эволюция приматов | 1 | Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными
| 24 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
49 | Доказательства эволюционного происхождения Человека | 1 | Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими | 25 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
50 | Этапы эволюции Человека | 1 | Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза.
| 25 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
51 | Первые и современные люди. | 1 | Описывать признаки первых и современных людей. | 26 нед |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
52 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | Характеризовать человеческие расы, их родство и происхождение | 26 нед |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
53 | Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | Давать характеристику человеку как жителю планеты | 27 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
Тема 9 Основы экологии (11 часов) |
| 1 |
| |||||||||||||||||||||||
54 | Условия жизни на Земле. | 1 | Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию эко
| 27 нед |
|
| ||||||||||||||||||||
55 | Общие закономерности действия факторов среды на организмы. | 1 | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | 28 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
56 | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | 1 | Выявлять приспособления организмов к среде обитания | 28 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
57 | Биотические связи в природе. | 1 | Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп
| 29 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
58 | Функционирование популяций. | 1 | Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.
| 29 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
59 | Динамика численности популяций. | 1 | Объяснять динамику численности популяций. | 30 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
60 | Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей.
| 30 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
61 | Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | Познакомиться с развитием и сменой биогеоценозов | 31 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
62 | Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего мест» | 1 | Давать характеристику законам устойчивости живой природы. | 31 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
63 | Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование | 1 | Познакомиться с рациональным использованием природы и ее охраной | 32 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
64 | Итоговая работа за курс 9 класса. | 1 | Использовать информационные ресурсы | 32 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
Тема 10 Повторение (6 часов) |
|
|
| 12 нед | ||||||||||||||||||||||
65 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 33 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
66 | Повторение | 1 | Работать с дополнительной литературой | 33 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
67 | Повторение | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 34 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
68 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 34 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
69 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 35 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
70 | Повторение | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 35 нед |
|
|
| |||||||||||||||||||
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен: Знать\ понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов;
генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
- экосистем и агроэкосистем;
-биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь: объяснять:
-роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
-зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
-Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе,
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.
-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
-Использовать приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
4.Список литературы:
Основная литература:
1.«Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана - Граф , 2015 г
2.Программа по биологии. Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2014 г.
3.«Поурочные разработки по биологии. 9 класс» О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2016г
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин, В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2014г.
2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
4. «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_biologiya.docx | 65.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 9
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5.Программа по биологии для 9 классов (авторы: И.Н.Пономарева, Вентана - граф, 2015
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 9 классов. Авторы: - И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф» , 2015 г)
Учебник: авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г)
В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Цель и задачи изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»:
изучение курса «Основы общей биологии» направлено на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2 часа в неделю)
2.Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Введение (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Введение | 1 | Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Самостоятельно проводить научное исследование | 1 нед | ||||||||||||||||||||||
2. | Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов | 1 | Познакомиться с биологическими науками | 1 нед | ||||||||||||||||||||||
3 | Общие свойства живых организмов. | 1 | Познакомиться с понятиями: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов | 2 нед | ||||||||||||||||||||||
4 | Многообразие форм живых организмов | 1 | Познакомиться с понятиями: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. | 2 нед | ||||||||||||||||||||||
Тема 2 Основы цитологии. Клетка-единица живого.(10 часов | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Цитология- наука изучающая клетку. Многообразие клеток.Демонстрация моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животны | 1 | Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | 3 нед | ||||||||||||||||||||||
6 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | 1 | Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. | 3 нед | ||||||||||||||||||||||
7 | Химический состав клетки | 1 | Характеризовать биологич. значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. | 4 нед | ||||||||||||||||||||||
8 | Белки и нуклеиновые кислоты. | 1 | Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | 4 нед | ||||||||||||||||||||||
9 | Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | 1 | Различать по рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. Называть функции основных органоидов клетки. | 5 нед | ||||||||||||||||||||||
10 | Обмен веществ - основа существования клетки | 1 | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | 5 нед | ||||||||||||||||||||||
11 | Биосинтез | 1 | Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | 6 нед | ||||||||||||||||||||||
12 | Биосинтез углеводов – фотосинтез | 1 | Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | 6 нед | ||||||||||||||||||||||
13 | Обеспечение клеток энергией. | Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | 7 нед | |||||||||||||||||||||||
14 | Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест. | 1 | 7 нед | |||||||||||||||||||||||
Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||
15 | Типы размножения. | 1 | Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения | 8 нед | ||||||||||||||||||||||
16 | Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток» | 1 | Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоз | 8 нед | ||||||||||||||||||||||
17 | Мейоз. Образование половых леток | 1 | Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | 9 нед | ||||||||||||||||||||||
18 | Индивидуальное развитие организмов- онтогенез. | 1 | Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек | 9 нед | ||||||||||||||||||||||
111 19 | Итоговая работа по теме: «Размножение и развитие организмов» | 1 | 10 нед | |||||||||||||||||||||||
Тема 4 «Основы учения о нследственности и изменчивости» (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||
20 | Из истории развития генетики. | 1 | Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 10 нед | ||||||||||||||||||||||
21 | Основные понятия генетики | 1 | 11 нед | |||||||||||||||||||||||
22 | Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и 2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач » | 1 | Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | 11 нед | ||||||||||||||||||||||
23 | Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя. | 1 | Решать задачи на дигибридное скрещивание | 12 нед | ||||||||||||||||||||||
24 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих в неодинаковых условиях» | 1 | Решать задачи на сцепленное наследование. | 12 нед | ||||||||||||||||||||||
25 | Взаимодействие генов и их множественное действие | 1 | Привести примеры на взаимодействие генов | 13 нед | ||||||||||||||||||||||
26 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Научиться решеать задачи на сцепленное с полом наследование | 13 нед | ||||||||||||||||||||||
27 | Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости» | 1 | Приводить примеры изменчивости организмов | 14 нед | ||||||||||||||||||||||
28 | Наследственные болезни сцепленные с полом. | 1 | Анализировать наследственные болезни, сцепленные с полом | 14 нед | ||||||||||||||||||||||
29 | Итоговая работа по теме: « Основы генетики» | 1 | 15 нед | |||||||||||||||||||||||
Тема 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.(4 часа) | 12 нед | |||||||||||||||||||||||||
30 | Генетические основы селекции. | 1 | Давать понятия терминам: селекция, познакомиться с генетическими основами селекции. | 15 нед | ||||||||||||||||||||||
31 | Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. | 1 | Давать характеристику особенностям селекции растений, центрам происхождения культурных растений. | 16 нед | ||||||||||||||||||||||
32 | Особенности селекции животных. | 1 | Давать характеристику особенностям селекции животных. | 16 нед | ||||||||||||||||||||||
33 | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | Давать характеристику основным направлениям селекции микроорганизмов | 17 нед | ||||||||||||||||||||||
Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов) | 1 | 12 нед | ||||||||||||||||||||||||
34 | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | Анализировать этапы возникновения жизни на земле. | 17 нед | ||||||||||||||||||||||
35 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | Познакомиться с основными направлениями возникновения жизни на земле | 18 нед | ||||||||||||||||||||||
36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | Выяснить роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 18 нед | ||||||||||||||||||||||
37 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | Познакомиться с этапами развития жизни на земле. | 19 нед | ||||||||||||||||||||||
38 | Этапы развития жизни на Земле | Познакомиться с этапами развития жизни на земле | 19 нед | |||||||||||||||||||||||
Тема 7 Учение об эволюции (9 часов) | 12 нед | |||||||||||||||||||||||||
39 | Идея развития органического мира в биологии | 1 | Объяснять причины развития органического мира | 20 нед | ||||||||||||||||||||||
40 | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции. | 1 | Давать сравнительный анализ основных положений Дарвина об эволюции | 20 нед | ||||||||||||||||||||||
41 | Современные представления об эволюции. | 1 | Объяснять современные представления об эволюции. | 21 нед | ||||||||||||||||||||||
42 | Вид , его критерии | 1 | Описывать критерии вида | 21 нед | ||||||||||||||||||||||
43 | Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Познакомиться примерами приспособленности организмов к среде обитания | 22 нед | ||||||||||||||||||||||
44 | Макроэволюция – результат микроэволюции. | 1 | Дать определение понятию макроэволюция | 22 нед | ||||||||||||||||||||||
45 | Основные направления эволюции. | 1 | Познакомиться с основными направлениями эволюции : ароморфозом, идиоадаптацией, дегенарацией. | 23 нед | ||||||||||||||||||||||
46 | Основные закономерности биологической эволюции. | 1 | Познакомиться с основными закономерностями биологгической эволюции : | 23 нед | ||||||||||||||||||||||
47 | Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции» | 1 | 24 нед | |||||||||||||||||||||||
Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) (6 часов) | 1 | 12 нед | ||||||||||||||||||||||||
48 | Эволюция приматов | 1 | Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | 24 нед | ||||||||||||||||||||||
49 | Доказательства эволюционного происхождения Человека | 1 | Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими | 25 нед | ||||||||||||||||||||||
50 | Этапы эволюции Человека | 1 | Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | 25 нед | ||||||||||||||||||||||
51 | Первые и современные люди. | 1 | Описывать признаки первых и современных людей. | 26 нед | ||||||||||||||||||||||
52 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | Характеризовать человеческие расы, их родство и происхождение | 26 нед | ||||||||||||||||||||||
53 | Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | Давать характеристику человеку как жителю планеты | 27 нед | ||||||||||||||||||||||
Тема 9 Основы экологии (11 часов) | 1 | |||||||||||||||||||||||||
54 | Условия жизни на Земле. | 1 | Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию эко | 27 нед | ||||||||||||||||||||||
55 | Общие закономерности действия факторов среды на организмы. | 1 | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | 28 нед | ||||||||||||||||||||||
56 | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | 1 | Выявлять приспособления организмов к среде обитания | 28 нед | ||||||||||||||||||||||
57 | Биотические связи в природе. | 1 | Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | 29 нед | ||||||||||||||||||||||
58 | Функционирование популяций. | 1 | Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | 29 нед | ||||||||||||||||||||||
59 | Динамика численности популяций. | 1 | Объяснять динамику численности популяций. | 30 нед | ||||||||||||||||||||||
60 | Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. | 30 нед | ||||||||||||||||||||||
61 | Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | Познакомиться с развитием и сменой биогеоценозов | 31 нед | ||||||||||||||||||||||
62 | Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего мест» | 1 | Давать характеристику законам устойчивости живой природы. | 31 нед | ||||||||||||||||||||||
63 | Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование | 1 | Познакомиться с рациональным использованием природы и ее охраной | 32 нед | ||||||||||||||||||||||
64 | Итоговая работа за курс 9 класса. | 1 | Использовать информационные ресурсы | 32 нед | ||||||||||||||||||||||
Тема 10 Повторение (6 часов) | 12 нед | |||||||||||||||||||||||||
65 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 33 нед | ||||||||||||||||||||||
66 | Повторение | 1 | Работать с дополнительной литературой | 33 нед | ||||||||||||||||||||||
67 | Повторение | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 34 нед | ||||||||||||||||||||||
68 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 34 нед | ||||||||||||||||||||||
69 | Повторение | 1 | Использовать информационные ресурсы | 35 нед | ||||||||||||||||||||||
70 | Повторение | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 35 нед |
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен: Знать\ понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов;
генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
- экосистем и агроэкосистем;
-биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь: объяснять:
-роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
-зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
-Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе,
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.
-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
-Использовать приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
4.Список литературы:
Основная литература:
1.«Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана - Граф , 2015 г
2.Программа по биологии. Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2014 г.
3.«Поурочные разработки по биологии. 9 класс» О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2016г
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин, В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2014г.
2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
4. «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.