Рабочая программа по биологии 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по биологии для 8 классов (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г).
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8..Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 8 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г
- Учебник: авторы: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2015 г.)
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии на ступени среднего (основного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2.часа в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Тема I. Общий обзор организма человека (5 часов) | ||||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | 1 | Познакомиться с методами изучения организма человека, их значением для использования в собственной жизни; ролью биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| 1 неделя |
| |
2 | Структура тела. Место человека в живой природе | 1 | Познакомиться с особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.
| 1 неделя |
| |
3 | Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»
| 1 | Познакомиться с органоидами клетки -процессами жизнедеятельности клетки -ролью ферментов в процессе обмена веществ; -сущностью процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки Сравнивать клетки растений, животных и человека.
| 2 неделя |
| |
4 | Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»
| 1 | Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| 2 неделя |
| |
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | 1 | Познакомиться спонятиями: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
| 3 неделя |
| |
Тема 2. Опорно-двигательная система. (10 часов)
| ||||||
6 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей»
| 1 | Познакомиться с понятиями: -особенности строения скелета человека; -функции ОДС Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: -между строением и функциями костей -между строением и функциями скелета.
| 3 неделя |
| |
7 | Скелет головы и туловища. | 1 | Обосновать понятия: особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.
| 4 неделя |
| |
8 | Скелет конечностей | 1 | Обосновать особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.
| 4 неделя |
| |
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки. -оказания первой помощи при травмах.
| 5 неделя |
| |
10 | Обобщение по теме: Скелет | 1 | Делать выводы и обобщать материал | 5 неделя |
| |
11 | Мышцы. | 1 | Знать: Типы мышц, их строение и значение. Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
| 6 неделя |
| |
12 | Работа мышц.
|
| Знать: принцип работы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц
| 6 неделя |
| |
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 | Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки. Использовать приобретенные знания для: -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -соблюдение мер профилактики нарушения осанки.
| 7 неделя |
| |
14 | Развитие опорно-двигательной системы
| 1 | Знать: основы здорового образа жизни. Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС. Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
| 7 неделя |
| |
15 | Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | Обобщать и систематизировать знания | 8 неделя |
| |
Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 часов)
| ||||||
16 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки
| 1 | Обосновать понятия : признаки биологических объектов: -составляющие внутренней среды организма -составляющие крови (форменные элементы) -составляющие плазмы. -сущность биологического процесса свертывания крови. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.
| 8 неделя |
| |
17 | Иммунитет.
| 1 | Познакомиться с понятиями иммунитет, виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.
| 9 неделя |
| |
18 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Знать: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.
| 9 неделя |
| |
19 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Характеризовать особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца. Распознавать и описывать на таблицах: -систему органов кровообращения -органы кровеносной системы Характеризовать: -сущность биологического процесса – транспорта веществ -сущность кругов кровообращ
| 10 неделя |
| |
20 | Движение лимфы. | 1 | Знать: - особенности строения органов лимфатической системы - сущность биологического процесса- транспорта веществ. - сущность биологического процесса – лимфообращения.Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.
| 10 неделя |
| |
21 | Движение крови по сосудам. | 1 | Устанавливать сущность биологического процессов: -движение крови по сосудам -регуляция жизнедеятельности организма -автоматизма сердечной мышцы; Роль гормонов в организме.
| 11 неделя |
| |
22 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | 1 | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 11 неделя |
| |
23 | Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Использовать приобретенные знания для -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -профилактика вредных привычек Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов
| 12 неделя |
| |
24 | Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение | 1 | Обобщать и систематизировать знания | 12 неделя |
| |
Тема 4. Дыхательная система (5 часов) | ||||||
25 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
| 1 | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Характеризовать сущность биологического процесса дыхани
| 13 неделя |
| |
26 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса
| 1 | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.
| 13 неделя |
| |
27 | Регуляция дыхания | 1 | Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.
| 14 неделя |
| |
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
| 14 неделя |
| |
29 | Урок-зачет по теме «Дыхательная система» | 1 |
| 15 неделя |
| |
Тема 5 Пищеварительная система (7 часов)
| ||||||
30 | Значение и состав пищи | 1 | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания.
| 15 неделя |
| |
31 | Органы пищеварения. | 1 | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.
| 16 неделя |
| |
32 | Зубы. | 1 | Распознавать и описыватьформы и функции различных зубов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.
| 16 неделя |
| |
33 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.
| 17 неделя |
| |
34 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Давать определение понятиям: фермент Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.
| 17 неделя |
| |
35 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 1 | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
| 18 неделя |
| |
36 | Заболевания органов пищеварения. | 1 |
| 18 неделя |
| |
Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 ч.)
| ||||||
37 | Обменные процессы в организме. | 1 | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
| 19 неделя |
| |
38 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов | 1 | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена вещест
| 19 неделя |
| |
39 | Витамины. | 1 | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.
| 20 неделя |
| |
40 | Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ» | 1 |
| 20 неделя |
| |
Тема 7 Мочевыделительная система (2 часа) | ||||||
41 | Строение и работа почек | 1 | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.
| 21 неделя |
| |
42 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек | 21 неделя |
| |
Тема 8. Кожа (2 часа) | ||||||
43 | Кожа. Строение и значение кожи | 1 | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.
| 22 неделя |
| |
44 | Роль кожи в терморегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах
| 1 | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.
| 22 неделя |
| |
Тема 9 Эндокринная система (3 часа) | ||||||
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Обосновать понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
| 23 неделя |
| |
46 | Нейрогормональная регуляция. | 1 | Обосновать понятия: Гипоталамо-гипофизарная система. Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная регуляция, самостоятельно делать выводы | 23 неделя |
| |
47 | Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система | 1 | Обобщать и делать выводы | 24 неделя |
| |
Тема 10 Нервная система (4 часа) | ||||||
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 | Познакомиться с понятием рефлекса, особенностями строения нервной системы, принципом деятельности нервной системы, функциями нервной системы Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
| 24 неделя |
| |
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.
| 1 | Познакомиться с отделами нервной системы, их функциями; подотделами вегетативной нервной системы, их функциями. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме
| 25 неделя |
| |
50 | Спинной мозг.
| 1 | Обосновать особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
| 25 неделя |
| |
51 | Головной мозг: строение и функции. | 1 | Называть особенности строения и отделы головного мозга а так же функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
| 26 неделя |
| |
Тема 11 Органы чувств Анализаторы (5 часов) | ||||||
52 | Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализато | 1 | Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека; Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.
| 26 неделя |
| |
53 | Заболевания и повреждения глаз. | 1 | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек
| 27 неделя |
| |
54 | Орган слуха и равновесия.
| 1 | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха
| 27 неделя |
| |
55 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.
| 28 неделя |
| |
56 | Урок-зачёт по темам «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 |
| 28 неделя |
| |
Тема 12 Поведение и психика. (5 ч.)
| ||||||
57 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1 | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма
| 29 неделя |
| |
58 | Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.
| 1 | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма -значение сна Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| 29 неделя |
| |
59 | Особенности ВНД. Познавательные процессы. | 1 | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).
| 30 неделя |
| |
60 | Воля и эмоции. Внимание | 1 | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).
| 30 неделя |
| |
61 | Работоспособность. Режим дня. | 1 | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| 31 неделя |
| |
Тема 13 Индивидуальное развитие человека (4 ч.)
| ||||||
62 | Половая система человека | 1 | Называть особенности строения половой системы. Объяснять причины наследственности Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| 31 неделя |
| |
63 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.
| 32 неделя |
| |
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
| 1 | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
| 32 неделя |
| |
65 | О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность. | 1 | Называть психологические особенности личностиИспользовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | 33 неделя |
| |
Тема 14 Повторене и обобщение знаний (5 часов) | ||||||
66 | Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека» | 1 | Повторить и обощить материал | 33 неделя |
| |
67 | Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»
| 1 | Повторить и обощить материал | 34 неделя |
| |
68 | Повторение | 1 | Повторить и обощить материал | 34 неделя |
| |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторить и обощить материал | 35 неделя |
| |
70 | Задания на лето | 1 |
| 35 неделя |
| |
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
4. Список литературы.
1.Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2015 год.
2.«Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2015
3.Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2015;
4.Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2015. - 72с.;
5.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
6.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2015
Дополнительная литература для учащихся:
1Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 -11
классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
2.Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_biologiya.docx | 74.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по биологии для 8 классов (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г).
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8..Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 8 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г
- Учебник: авторы: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2015 г.)
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии на ступени среднего (основного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2.часа в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Тема I. Общий обзор организма человека (5 часов) | ||||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | 1 | Познакомиться с методами изучения организма человека, их значением для использования в собственной жизни; ролью биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 1 неделя | ||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе | 1 | Познакомиться с особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. | 1 неделя | ||
3 | Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | 1 | Познакомиться с органоидами клетки -процессами жизнедеятельности клетки -ролью ферментов в процессе обмена веществ; -сущностью процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки Сравнивать клетки растений, животных и человека. | 2 неделя | ||
4 | Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 2 неделя | ||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | 1 | Познакомиться спонятиями: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | 3 неделя | ||
Тема 2. Опорно-двигательная система. (10 часов) | ||||||
6 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей» | 1 | Познакомиться с понятиями: -особенности строения скелета человека; -функции ОДС Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: -между строением и функциями костей -между строением и функциями скелета. | 3 неделя | ||
7 | Скелет головы и туловища. | 1 | Обосновать понятия: особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | 4 неделя | ||
8 | Скелет конечностей | 1 | Обосновать особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | 4 неделя | ||
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки. -оказания первой помощи при травмах. | 5 неделя | ||
10 | Обобщение по теме: Скелет | 1 | Делать выводы и обобщать материал | 5 неделя | ||
11 | Мышцы. | 1 | Знать: Типы мышц, их строение и значение. Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | 6 неделя | ||
12 | Работа мышц. | Знать: принцип работы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц | 6 неделя | |||
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 | Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки. Использовать приобретенные знания для: -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -соблюдение мер профилактики нарушения осанки. | 7 неделя | ||
14 | Развитие опорно-двигательной системы
| 1 | Знать: основы здорового образа жизни. Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС. Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. | 7 неделя | ||
15 | Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | Обобщать и систематизировать знания | 8 неделя | ||
Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 часов) | ||||||
16 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки | 1 | Обосновать понятия : признаки биологических объектов: -составляющие внутренней среды организма -составляющие крови (форменные элементы) -составляющие плазмы. -сущность биологического процесса свертывания крови. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | 8 неделя | ||
17 | Иммунитет. | 1 | Познакомиться с понятиями иммунитет, виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний. | 9 неделя | ||
18 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Знать: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | 9 неделя | ||
19 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Характеризовать особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца. Распознавать и описывать на таблицах: -систему органов кровообращения -органы кровеносной системы Характеризовать: -сущность биологического процесса – транспорта веществ -сущность кругов кровообращ | 10 неделя | ||
20 | Движение лимфы. | 1 | Знать: - особенности строения органов лимфатической системы - сущность биологического процесса- транспорта веществ. - сущность биологического процесса – лимфообращения.Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | 10 неделя | ||
21 | Движение крови по сосудам. | 1 | Устанавливать сущность биологического процессов: -движение крови по сосудам -регуляция жизнедеятельности организма -автоматизма сердечной мышцы; Роль гормонов в организме. | 11 неделя | ||
22 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | 1 | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 11 неделя | ||
23 | Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Использовать приобретенные знания для -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -профилактика вредных привычек Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов | 12 неделя | ||
24 | Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение | 1 | Обобщать и систематизировать знания | 12 неделя | ||
Тема 4. Дыхательная система (5 часов) | ||||||
25 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Характеризовать сущность биологического процесса дыхани | 13 неделя | ||
26 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса | 1 | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | 13 неделя | ||
27 | Регуляция дыхания | 1 | Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | 14 неделя | ||
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | 14 неделя | ||
29 | Урок-зачет по теме «Дыхательная система» | 1 | 15 неделя | |||
Тема 5 Пищеварительная система (7 часов) | ||||||
30 | Значение и состав пищи | 1 | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | 15 неделя | ||
31 | Органы пищеварения. | 1 | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. | 16 неделя | ||
32 | Зубы. | 1 | Распознавать и описыватьформы и функции различных зубов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | 16 неделя | ||
33 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | 17 неделя | ||
34 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Давать определение понятиям: фермент Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | 17 неделя | ||
35 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 1 | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | 18 неделя | ||
36 | Заболевания органов пищеварения. | 1 | 18 неделя | |||
Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 ч.) | ||||||
37 | Обменные процессы в организме. | 1 | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | 19 неделя | ||
38 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов | 1 | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена вещест | 19 неделя | ||
39 | Витамины. | 1 | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов. | 20 неделя | ||
40 | Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ» | 1 | 20 неделя | |||
Тема 7 Мочевыделительная система (2 часа) | ||||||
41 | Строение и работа почек | 1 | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. | 21 неделя | ||
42 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек | 21 неделя | ||
Тема 8. Кожа (2 часа) | ||||||
43 | Кожа. Строение и значение кожи | 1 | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. | 22 неделя | ||
44 | Роль кожи в терморегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах | 1 | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. | 22 неделя | ||
Тема 9 Эндокринная система (3 часа) | ||||||
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Обосновать понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | 23 неделя | ||
46 | Нейрогормональная регуляция. | 1 | Обосновать понятия: Гипоталамо-гипофизарная система. Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная регуляция, самостоятельно делать выводы | 23 неделя | ||
47 | Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система | 1 | Обобщать и делать выводы | 24 неделя | ||
Тема 10 Нервная система (4 часа) | ||||||
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 | Познакомиться с понятием рефлекса, особенностями строения нервной системы, принципом деятельности нервной системы, функциями нервной системы Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | 24 неделя | ||
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. | 1 | Познакомиться с отделами нервной системы, их функциями; подотделами вегетативной нервной системы, их функциями. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме | 25 неделя | ||
50 | Спинной мозг. | 1 | Обосновать особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | 25 неделя | ||
51 | Головной мозг: строение и функции. | 1 | Называть особенности строения и отделы головного мозга а так же функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | 26 неделя | ||
Тема 11 Органы чувств Анализаторы (5 часов) | ||||||
52 | Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализато | 1 | Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека; Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. | 26 неделя | ||
53 | Заболевания и повреждения глаз. | 1 | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек | 27 неделя | ||
54 | Орган слуха и равновесия. | 1 | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха | 27 неделя | ||
55 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов. | 28 неделя | ||
56 | Урок-зачёт по темам «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | 28 неделя | |||
Тема 12 Поведение и психика. (5 ч.) | ||||||
57 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1 | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма | 29 неделя | ||
58 | Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма -значение сна Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 29 неделя | ||
59 | Особенности ВНД. Познавательные процессы. | 1 | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | 30 неделя | ||
60 | Воля и эмоции. Внимание | 1 | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | 30 неделя | ||
61 | Работоспособность. Режим дня. | 1 | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 31 неделя | ||
Тема 13 Индивидуальное развитие человека (4 ч.) | ||||||
62 | Половая система человека | 1 | Называть особенности строения половой системы. Объяснять причины наследственности Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 31 неделя | ||
63 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции. | 32 неделя | ||
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | 32 неделя | ||
65 | О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность. | 1 | Называть психологические особенности личностиИспользовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | 33 неделя | ||
Тема 14 Повторене и обобщение знаний (5 часов) | ||||||
66 | Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека» | 1 | Повторить и обощить материал | 33 неделя | ||
67 | Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека» | 1 | Повторить и обощить материал | 34 неделя | ||
68 | Повторение | 1 | Повторить и обощить материал | 34 неделя | ||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторить и обощить материал | 35 неделя | ||
70 | Задания на лето | 1 | 35 неделя |
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
4. Список литературы.
1.Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2015 год.
2.«Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2015
3.Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2015;
4.Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2015. - 72с.;
5.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
6.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2015
Дополнительная литература для учащихся:
1Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 -11
классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
2.Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. - Подборка интернет-материалов
для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.