Рабочая программа по биологии 10 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 10
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по биологии для 10 класса (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф», 2014 г.).
6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучени е по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 10 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф, 2014 г)
- Учебник :И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.)
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
3. Календарно - тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1. | Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе» | 1 | познакомить с содержанием и построением курса общей биологии | 1 неделя |
|
2. | Основные свойства жизни | 1 | охарактеризовать свойства живой материи
| 2 неделя |
|
3. | Структурные уровни организации жизни | 1 | охарактеризовать структурные уровни организации живого | 3 неделя |
|
4. | Значение биологических знаний | 1 | показать основные области применения биологических знаний | 4 неделя |
|
5. | Методы биологических исследований | 1 | назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии | 5 неделя |
|
6. | Живой мир и культура. Семинарское занятие | 1 | проверить и оценить усвоение полученных знаний | 6 неделя |
|
7. | Учение о биосфере.
| 1 | ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского | 7 неделя |
|
8. | Происхождение вещества | 1 | раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы | 8 неделя |
|
9. | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | раскрыть функции живых организмов в биосфере | 9 неделя |
|
10. | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере | 10 неделя |
|
11. | Круговорот веществ в природе | 1 | Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема
| 1 1 неделя |
|
12. | Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» | 1 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека | 12 неделя |
|
13. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле | 1 | раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни
| 13 неделя |
|
14. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы
| 14 неделя |
|
15. | Экологические факторы и их значение | 1 | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
| 15 неделя |
|
16. | Биогеоцен1оз как особый уровень орг1анизации жизни | 1 | раскрыть сущность понятия биогеоценоза | 16 неделя |
|
17. | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | 1 | дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» | 17 неделя |
|
18. | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза | 18 неделя |
|
19. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | 1 | показать многообразие связей в биогеоценозе | 19 неделя |
|
20. | Причины устойчивости биогеоценозов | 1 | Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме | 20 неделя |
|
21. | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | раскрыть понятие сукцессий | 21 неделя |
|
22. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | 1 | раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов | 22 неделя |
|
23. | Экологические законы природопользования | 1 | Законы природопользования | 23 неделя |
|
24. | Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» | 1 | дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии | 24 неделя |
|
25. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | 1 | дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции | 25 неделя |
|
26. | Популяция как основная единица эволюции | 1 | раскрыть сущность популяции как единицы эволюции | 26 неделя |
|
27. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | 1 | определить видообразование, познакомить со способами видообразования | 27 неделя |
|
28. | Этапы происхождения человека | 1 | ознакомить с этапами эволюции человека | 28 неделя |
|
29. | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | познакомить с положением человека в системе живых организмов | 29 неделя |
|
30 | История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы.] | 1 | Познакомить с развитием эволюционных идей. | 30неделя |
|
31. | Современное учение об эволюции | 1 | определение синтетической теории эволюции органического мира | 31 неделя |
|
32 | Результаты эволюции и ее основные закономерности Основные направления эволюции. | 1 | раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | 32 неделя |
|
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | обобщать и делать выводы | 33 неделя |
|
34 | Особенности популяционно-видового уровня жизни Всемирная стратегия охраны природных видов | 1 | характеризовать особенности популяционно-видового уровня жизни Проблемы сохранения биологического разнообразия | 34 неделя |
|
35 | Повторение | 1 | обобщать и делать выводы | 35 неделя |
|
4.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
· основные положения клеточной теории;
· общие признаки живого организма;
· основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
· причины и результаты эволюции;
· законы наследственности;
· примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
· строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
· деление клетки;
· строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
· обмен веществ и превращение энергии;
· роль ферментов и витаминов в организме;
· особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
· иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
· размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
· особенности строения и функционирования вирусов;
· среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); · природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
· искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
· взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
· родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
· особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
· роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
· влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие
; · роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
· необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
· организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
· наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
· приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
· наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
· проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
· бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
· здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
· выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
· излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.
4.Список литературы.
Учебник:
1). Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г.
2). Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г
Методические пособия для учителя:
1). Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.К./ Под.ред. проф. И.Н. Пономаревой/
М., "Вентана-Граф", 2012.
2). Пепеляева О. А. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2011.
Дополнительная литература для учителя:
1. Общая методика обучения биологии в школе / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. ; под ред. Т.В. Ивановой. – М.: Дрофа, 2010. – 271 с. – (Российская академия образования – учителю).
2. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.
3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: " 5 за знания", 2006. – 144 с. – ("Методическая библиотека").
4. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / авт-сост. И. С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201 с: ил.
5. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.сост. Н.В. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011. – 189 с.
6. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.
7. Справочник учителя биологии : законы, правила, принципы, биографии учёных / авт.сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010 . – 167 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_programma_biologiya.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н.)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 10
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по биологии для 10 класса (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф», 2014 г.).
6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8.Положение о рабочей программе, реализующей обучени е по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по биологии для 10 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф, 2014 г)
- Учебник :И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.)
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
3. Календарно - тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1. | Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе» | 1 | познакомить с содержанием и построением курса общей биологии | 1 неделя | |
2. | Основные свойства жизни | 1 | охарактеризовать свойства живой материи | 2 неделя | |
3. | Структурные уровни организации жизни | 1 | охарактеризовать структурные уровни организации живого | 3 неделя | |
4. | Значение биологических знаний | 1 | показать основные области применения биологических знаний | 4 неделя | |
5. | Методы биологических исследований | 1 | назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии | 5 неделя | |
6. | Живой мир и культура. Семинарское занятие | 1 | проверить и оценить усвоение полученных знаний | 6 неделя | |
7. | Учение о биосфере. | 1 | ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского | 7 неделя | |
8. | Происхождение вещества | 1 | раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы | 8 неделя | |
9. | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | раскрыть функции живых организмов в биосфере | 9 неделя | |
10. | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере | 10 неделя | |
11. | Круговорот веществ в природе | 1 | Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема | 1 1 неделя | |
12. | Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» | 1 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека | 12 неделя | |
13. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле | 1 | раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни | 13 неделя | |
14. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы | 14 неделя | |
15. | Экологические факторы и их значение | 1 | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу | 15 неделя | |
16. | Биогеоцен1оз как особый уровень орг1анизации жизни | 1 | раскрыть сущность понятия биогеоценоза | 16 неделя | |
17. | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | 1 | дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» | 17 неделя | |
18. | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза | 18 неделя | |
19. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | 1 | показать многообразие связей в биогеоценозе | 19 неделя | |
20. | Причины устойчивости биогеоценозов | 1 | Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме | 20 неделя | |
21. | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | раскрыть понятие сукцессий | 21 неделя | |
22. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | 1 | раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов | 22 неделя | |
23. | Экологические законы природопользования | 1 | Законы природопользования | 23 неделя | |
24. | Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» | 1 | дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии | 24 неделя | |
25. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | 1 | дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции | 25 неделя | |
26. | Популяция как основная единица эволюции | 1 | раскрыть сущность популяции как единицы эволюции | 26 неделя | |
27. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | 1 | определить видообразование, познакомить со способами видообразования | 27 неделя | |
28. | Этапы происхождения человека | 1 | ознакомить с этапами эволюции человека | 28 неделя | |
29. | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | познакомить с положением человека в системе живых организмов | 29 неделя | |
30 | История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы.] | 1 | Познакомить с развитием эволюционных идей. | 30неделя | |
31. | Современное учение об эволюции | 1 | определение синтетической теории эволюции органического мира | 31 неделя | |
32 | Результаты эволюции и ее основные закономерности Основные направления эволюции. | 1 | раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | 32 неделя | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | обобщать и делать выводы | 33 неделя | |
34 | Особенности популяционно-видового уровня жизни Всемирная стратегия охраны природных видов | 1 | характеризовать особенности популяционно-видового уровня жизни Проблемы сохранения биологического разнообразия | 34 неделя | |
35 | Повторение | 1 | обобщать и делать выводы | 35 неделя |
4.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
∙ основные положения клеточной теории;
∙ общие признаки живого организма;
∙ основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
∙ причины и результаты эволюции;
∙ законы наследственности;
∙ примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
∙ строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
∙ деление клетки;
∙ строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
∙ обмен веществ и превращение энергии;
∙ роль ферментов и витаминов в организме;
∙ особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
∙ иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
∙ размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
∙ особенности строения и функционирования вирусов;
∙ среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); ∙ природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
∙ искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
∙ взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
∙ родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
∙ особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
∙ роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
∙ влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие
; ∙ роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
∙ необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
∙ организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
∙ наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
∙ приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
∙ наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
∙ проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
∙ бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
∙ здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
∙ выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
∙ излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.
4.Список литературы.
Учебник:
1). Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г.
2). Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г
Методические пособия для учителя:
1). Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.К./ Под.ред. проф. И.Н. Пономаревой/
М., "Вентана-Граф", 2012.
2). Пепеляева О. А. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2011.
Дополнительная литература для учителя:
- Общая методика обучения биологии в школе / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. ; под ред. Т.В. Ивановой. – М.: Дрофа, 2010. – 271 с. – (Российская академия образования – учителю).
- Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: " 5 за знания", 2006. – 144 с. – ("Методическая библиотека").
- Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / авт-сост. И. С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201 с: ил.
- Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.сост. Н.В. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011. – 189 с.
- Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.
- Справочник учителя биологии : законы, правила, принципы, биографии учёных / авт.сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010 . – 167 с.