Рабочая программа по биологии 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Ангабаева Т.Н._____ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 5
Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
4. Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
5..Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)
6. Программа по биологии для 5 классов (авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г
7.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
8.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.
9.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Программа по биологии для 5 классов. Авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г
2 .Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;
Рабочая тетрадь для 5 класса под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа по биологии для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Цели и задачи учебного курса:
-познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям; науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
· начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2 Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | ||
|
|
| Уроки | Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д. | Контрольные работы/зачеты |
1. | «Биология—наука о живом мире»
| 8 | 8 | 2 | 1 |
2 | «Многообразие живых организмов»
| 12 | 12 | 2 | 1 |
3 | «Жизнь организмов на планете Земля»
| 7 | 7 |
| 1 |
4 | .«Человек на планете Земля»
| 5 | 5 |
| 1 |
5 | Обобщение и повторение курса биологии | 3 | 3 |
| 1 |
| Итого: | 35 | 35 | 4 | 5 |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
Тема 1.«Биология—наука о живом мире» (8 часов)
| |||||
1 | Наука о живой природе | 1 | Выявлять взаимосвязи в природе, приводитьпримеры, анализир. | 1 неделя |
|
2 | Свойства живого | 1 | Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать | 2 неделя |
|
3 | Методы изучения живых организмов: наб-людение,измерение,эксперимент. Лаб. работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 3 неделя |
|
4 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, сравнение, обобщение | 4 неделя |
|
5 | Методы изучения клетки Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 5 неделя |
|
6 | .Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 | Анализировать различные виды информации: опыт, учебник, делать выводы | 6 неделя |
|
7 | Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедетельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | 1 | Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать | 7 неделя |
|
8 | Биология как наука. Обобщение и систематизация знаний по теме №1 | 1 | Выделять главное, обсуждать, оценивать | 8 неделя |
|
Тема 2 «Многообразие живых организмов (12 часов) | |||||
9 | .Разнообразие организмов. Принципы классификации. Отличительные признаки представителей царств живой природы | 1 | Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности | 9 неделя |
|
10 | Бактерии. Многообразие бактерий | 1 | Описывать, различать,характеризоватьсравнивать,оценивать | 10 неделя |
|
11 | Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять, различать пользу и вред бактерий | 11 неделя |
|
12 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе ижизни человека. | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 12 неделя |
|
13 | Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение, измерение, эксперимент. Лаб. работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения» | 1 | Различать, характеризовать сравнивать устанавливать связь строения и функций | 13 неделя |
|
14 | Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности | 14 неделя |
|
15 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.Лаб. работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 15 неделя |
|
16 | Грибы. Многообразие грибов. | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 16 неделя |
|
17 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съе-добные и ядовитые грибы.Оказание первой помощи при отравлении грибами | 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять, различать пользу и вред грибов | 17 неделя |
|
18 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, вы-делять особенности | 18 неделя |
|
19 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 19 неделя |
|
20 | Значение живых организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Приводить убедительные доказательства. Рассматривать изображения животных и растений, определять их значение. | 20 неделя |
|
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля» (7 часов)
| |||||
21 | Среды жизни планеты Земля
| 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять среду обитания и особенности организма | 21 неделя |
|
22 | Экологические факторы среды
| 1 | Давать определения понятий факторов: «экологический», «неживой природы»,« живой природы»,«антропогенный». | 22 неделя |
|
23 | Приспособления организмов к жизни в природе
| 1 | Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | 23 неделя |
|
24 | Природные сообщества | 1 | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. | 24 неделя |
|
25 | Природные зоны России
| 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности природных зон | 25 неделя |
|
26 | Жизнь организмов на разных материках
| 1 | Устанавить связь, характеризовать сопоставлять,различать особенности организмов на разных материках | 26 неделя |
|
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Выделять главное, обсуждать, выслушивать мнение, оценивать | 27 неделя |
|
Тема 4 .«Человек на планете Земля» (5 часов)
| |||||
28 | Как появился человек на Земле.
| 1 | Приводить доказа-тельства.Описывать внешний вид ран-негочеловека,срав-нивать его с обезья-ной и современным человеком. | 28 неделя |
|
29 | Как человек изменял природу
| 1 | Анализировать пу-ти расселения чело-века, приводить до-казательства изме-нения природы че-ловеком, высказы-вать предположе-ния о путях сохра-нения природы | 29 неделя |
|
30 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Составлять небольшие устные моно-логические выска-зывания, «удержи-вать» логику пове-ствования, приво-дить убедительные доказательства;на- ходить примеры, аргументировать | 30 неделя |
|
31 | Сохраним богатство живого мира
| 1 | Самостоятельное добывание знаний и овладении способа-ми действий. Обсуждать ценность биологического разнообразия. Оценивать роль человека в природе. Рассказывать о своей дея-тельности в природе | 31 неделя |
|
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | Выделять главное, обсуждать, оценивать выступления , показывать знания | 32 неделя |
|
Тема 5 Обобщение и повторение курса биологии (3 часа) | |||||
33 | Проверка знаний по курсу биологии. Контрольная работа | 1 | Приводить убедительные доказательства, слушать, аппонировать, формулировать выводы
| 33 неделя |
|
34 | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». | 1 | Соблюдать правила поведения в приводе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание | 34 неделя |
|
35 | Задания на лето | 1 | Проводить наблюдения в природе | 35 неделя |
|
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Курс биологии на ступени основного общего образования направлено на
формирование у школьников представлений об отличительных
особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа
учебных задач.
Личностными результатами являются следующие умения:
•овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и
т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
· различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_biologiya.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Ангабаева Т.Н._____ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс: 5
Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
4. Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
5..Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)
6. Программа по биологии для 5 классов (авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г
7.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
8.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.
9.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Программа по биологии для 5 классов. Авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г
2 .Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;
Рабочая тетрадь для 5 класса под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа по биологии для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Цели и задачи учебного курса:
-познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям; науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2 Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | ||
Уроки | Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д. | Контрольные работы/зачеты | |||
1. | «Биология—наука о живом мире»
| 8 | 8 | 2 | 1 |
2 | «Многообразие живых организмов» | 12 | 12 | 2 | 1 |
3 | «Жизнь организмов на планете Земля» | 7 | 7 | 1 | |
4 | .«Человек на планете Земля» | 5 | 5 | 1 | |
5 | Обобщение и повторение курса биологии | 3 | 3 | 1 | |
Итого: | 35 | 35 | 4 | 5 |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
Тема 1.«Биология—наука о живом мире» (8 часов) | |||||
1 | Наука о живой природе | 1 | Выявлять взаимосвязи в природе, приводитьпримеры, анализир. | 1 неделя | |
2 | Свойства живого | 1 | Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать | 2 неделя | |
3 | Методы изучения живых организмов: наб-людение,измерение,эксперимент. Лаб. работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 3 неделя | |
4 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, сравнение, обобщение | 4 неделя | |
5 | Методы изучения клетки Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 5 неделя | |
6 | .Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 | Анализировать различные виды информации: опыт, учебник, делать выводы | 6 неделя | |
7 | Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедетельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | 1 | Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать | 7 неделя | |
8 | Биология как наука. Обобщение и систематизация знаний по теме №1 | 1 | Выделять главное, обсуждать, оценивать | 8 неделя | |
Тема 2 «Многообразие живых организмов (12 часов) | |||||
9 | .Разнообразие организмов. Принципы классификации. Отличительные признаки представителей царств живой природы | 1 | Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности | 9 неделя | |
10 | Бактерии. Многообразие бактерий | 1 | Описывать, различать,характеризоватьсравнивать,оценивать | 10 неделя | |
11 | Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять, различать пользу и вред бактерий | 11 неделя | |
12 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе ижизни человека. | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 12 неделя | |
13 | Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение, измерение, эксперимент. Лаб. работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения» | 1 | Различать, характеризовать сравнивать устанавливать связь строения и функций | 13 неделя | |
14 | Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности | 14 неделя | |
15 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.Лаб. работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом | 15 неделя | |
16 | Грибы. Многообразие грибов. | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 16 неделя | |
17 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съе-добные и ядовитые грибы.Оказание первой помощи при отравлении грибами | 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять, различать пользу и вред грибов | 17 неделя | |
18 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, вы-делять особенности | 18 неделя | |
19 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности | 19 неделя | |
20 | Значение живых организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Приводить убедительные доказательства. Рассматривать изображения животных и растений, определять их значение. | 20 неделя | |
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля» (7 часов) | |||||
21 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять среду обитания и особенности организма | 21 неделя | |
22 | Экологические факторы среды | 1 | Давать определения понятий факторов: «экологический», «неживой природы»,« живой природы»,«антропогенный». | 22 неделя | |
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | 23 неделя | |
24 | Природные сообщества | 1 | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. | 24 неделя | |
25 | Природные зоны России | 1 | Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности природных зон | 25 неделя | |
26 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Устанавить связь, характеризовать сопоставлять,различать особенности организмов на разных материках | 26 неделя | |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Выделять главное, обсуждать, выслушивать мнение, оценивать | 27 неделя | |
Тема 4 .«Человек на планете Земля» (5 часов) | |||||
28 | Как появился человек на Земле. | 1 | Приводить доказа-тельства.Описывать внешний вид ран-негочеловека,срав-нивать его с обезья-ной и современным человеком. | 28 неделя | |
29 | Как человек изменял природу | 1 | Анализировать пу-ти расселения чело-века, приводить до-казательства изме-нения природы че-ловеком, высказы-вать предположе-ния о путях сохра-нения природы | 29 неделя | |
30 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Составлять небольшие устные моно-логические выска-зывания, «удержи-вать» логику пове-ствования, приво-дить убедительные доказательства;на- ходить примеры, аргументировать | 30 неделя | |
31 | Сохраним богатство живого мира | 1 | Самостоятельное добывание знаний и овладении способа-ми действий. Обсуждать ценность биологического разнообразия. Оценивать роль человека в природе. Рассказывать о своей дея-тельности в природе | 31 неделя | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | Выделять главное, обсуждать, оценивать выступления , показывать знания | 32 неделя | |
Тема 5 Обобщение и повторение курса биологии (3 часа) | |||||
33 | Проверка знаний по курсу биологии. Контрольная работа | 1 | Приводить убедительные доказательства, слушать, аппонировать, формулировать выводы | 33 неделя | |
34 | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». | 1 | Соблюдать правила поведения в приводе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание | 34 неделя | |
35 | Задания на лето | 1 | Проводить наблюдения в природе | 35 неделя |
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Курс биологии на ступени основного общего образования направлено на
формирование у школьников представлений об отличительных
особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа
учебных задач.
Личностными результатами являются следующие умения:
•овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и
т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.