Рабочая программа по биологии 5 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 Ангабаева Т.Н._____                                                           от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 

Класс: 5

Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

 

1.Пояснительная записка.

                                   Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих  нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

        4. Письмо  МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от   28.10.2015 г.

    5..Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)

      6. Программа  по  биологии  для  5 классов (авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

      7.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

 8.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.

9.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

   Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

          1. Пояснительная записка

         2. Содержание учебного предмета, курса   

         3. Календарно-тематическое планирование

        4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

     Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

       1.Программа  по биологии для 5 классов. Авторы:  И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

        2 .Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;

Рабочая тетрадь для 5 класса под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;

    Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии

    в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

              Программа по биологии для 5  класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Цели и задачи учебного курса:

-познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных

знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного

исследования;- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным

знаниям; науки биологии;

-  систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, 

·         начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.  

Настоящая программа разработана на 35 часов  (1 час в неделю).

 

 

2 Содержание учебного предмета.

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

 

 

 

Уроки

Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д.

Контрольные работы/зачеты

1.

«Биология—наука о живом мире»

 

8

8

2

1

2

 «Многообразие живых организмов»

 

 

12

12

2

1

3

 «Жизнь организмов на планете Земля»

 

7

7

 

1

4

.«Человек на планете Земля»

 

5

5

 

1

5

Обобщение и повторение  курса биологии

3

3

 

1

 

Итого:

35

35

4

5

 

 

 

 

 

 

 

3. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные   виды деятельности обучающихся

Дата проведения

 План

Факт.

Тема 1.«Биология—наука о живом мире» (8 часов)

 

1

Наука о живой природе

1

Выявлять взаимосвязи в природе, приводитьпримеры, анализир.

1 неделя

 

2

Свойства живого

1

Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать

2 неделя

 

3

Методы изучения живых организмов: наб-людение,измерение,эксперимент.

Лаб. работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

3 неделя

 

4

Клеточное строение организмов.

Многообразие клеток.

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, сравнение, обобщение

4 неделя

 

5

Методы изучения клетки

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

5  неделя

 

6

.Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

1

Анализировать различные виды информации: опыт, учебник, делать выводы

6  неделя

 

7

Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедетельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

1

Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать

7 неделя

 

8

Биология как наука. Обобщение и систематизация знаний по теме №1

1

Выделять главное, обсуждать, оценивать

8  неделя

 

                                                                                  Тема 2 «Многообразие живых организмов (12 часов)

9

.Разнообразие организмов. Принципы классификации. Отличительные признаки представителей  царств живой природы

1

Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять  особенности

9  неделя

 

10

Бактерии. Многообразие  бактерий

1

Описывать, различать,характеризоватьсравнивать,оценивать

10  неделя

 

11

Бактерии.  Многообразие бактерий. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять,

различать пользу и вред бактерий

11 неделя

 

12

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе ижизни человека.

1

Объяснять, характеризовать, формулировать,

 выделять особенности

12 неделя

 

13

Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение, измерение, эксперимент. Лаб. работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения»

1

Различать, характеризовать сравнивать устанавливать связь строения и функций

13  неделя

 

14

Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности

14 неделя

 

15

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.Лаб. работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

15 неделя

 

16

Грибы. Многообразие грибов.

1

Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности

16  неделя

 

17

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съе-добные и ядовитые грибы.Оказание первой помощи при отравлении грибами

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять,

различать пользу и вред грибов

17 неделя

 

18

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать,

формулировать, вы-делять особенности

18 неделя

 

19

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности

19  неделя

 

20

Значение  живых  организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Приводить убедительные доказательства. Рассматривать изображения животных и растений, определять их

значение.

20 неделя

 

                                                                                 Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля» (7 часов)

 

21

Среды жизни планеты Земля

 

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять среду обитания и особенности организма

21 неделя

 

22

Экологические факторы среды

 

1

Давать определения понятий факторов:

«экологический»,

«неживой природы»,« живой природы»,«антропогенный».

22  неделя

 

23

Приспособления   организмов    к жизни в природе

 

1

Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

23 неделя

 

24

Природные сообщества

1

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

24 неделя

 

25

Природные зоны России

 

1

Объяснять, характеризовать,

формулировать,

выделять особенности природных зон

25 неделя

 

26

Жизнь организмов на разных ма­териках

 

1

Устанавить связь, характеризовать сопоставлять,различать особенности организмов на разных материках

26 неделя

 

27

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Выделять главное, обсуждать, выслушивать мнение,  оценивать

27 неделя

 

                                                                                            Тема 4 .«Человек на планете Земля» (5 часов)

 

28

Как появился человек на Земле.

 

1

Приводить  доказа-тельства.Описывать внешний вид ран-негочеловека,срав-нивать его с обезья-ной и современным человеком.

28  неделя

 

29

Как человек изменял природу

 

1

Анализировать пу-ти расселения чело-века, приводить до-казательства изме-нения природы че-ловеком, высказы-вать предположе-ния о путях сохра-нения природы

29 неделя

 

30

Важность  охраны  живого   мира планеты

1

Составлять небольшие устные моно-логические выска-зывания, «удержи-вать» логику пове-ствования, приво-дить убедительные доказательства;на- ходить примеры, аргументировать

30 неделя

 

31

Сохраним богатство живого мира

 

1

Самостоятельное  добывание знаний и овладении способа-ми действий. Обсуждать ценность биологического разнообразия. Оценивать роль  человека в природе. Рассказывать о своей дея-тельности в природе

31  неделя

 

32

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

Выделять главное, обсуждать, оценивать выступления , показывать знания

32 неделя

 

                                                                                      Тема 5 Обобщение и повторение  курса биологии (3 часа)

33

Проверка знаний по курсу биологии. Контрольная работа

1

Приводить убедительные доказательства, слушать, аппонировать, формулировать выводы

 

33 неделя

 

34

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

1

Соблюдать правила поведения в приводе. Выбирать задание на лето, анализировать его   содержание

34  неделя

 

35

Задания на лето

1

Проводить наблюдения в природе

35 неделя

 

 

 

        4.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».

           Курс биологии на ступени основного общего образования направлено на

формирование у школьников представлений об отличительных

особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке

как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом

культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся

должны освоить содержание, значимое для формирования

познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения

окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и

практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области

«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента

целостности научной карты мира;

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования

лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной

оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа

учебных задач.

Личностными результатами являются следующие умения:

овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно

средства достижения цели.-

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки.

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций; строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных

характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и

т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются

следующие умения:

                                                     5-й класс

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:

безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы

растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и

цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых

организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,

папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,

результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной

гигиены;

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их

·         различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ.

   Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

    Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_biologiya.docx59.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 Ангабаева Т.Н._____                                                           от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс: 5

Учитель: Шоботкина Э.Б., учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1.Пояснительная записка.

                                   Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих  нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

        4. Письмо  МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от   28.10.2015 г.

    5..Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)

      6. Программа  по  биологии  для  5 классов (авторы: И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

      7.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

 8.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.

9.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

   Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

          1. Пояснительная записка

         2. Содержание учебного предмета, курса  

         3. Календарно-тематическое планирование

        4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

     Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

       1.Программа  по биологии для 5 классов. Авторы:  И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

        2 .Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;

Рабочая тетрадь для 5 класса под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -240с.;

    Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии

    в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

              Программа по биологии для 5  класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса биологии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Биология». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом Федерального государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Цели и задачи учебного курса: 

-познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных

знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного

исследования;- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным

знаниям; науки биологии;

-  систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, 

  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.  

Настоящая программа разработана на 35 часов  (1 час в неделю).


2 Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Уроки

Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д.

Контрольные работы/зачеты

1.

«Биология—наука о живом мире»

 

8

8

2

1

2

 «Многообразие живых организмов»

12

12

2

1

3

 «Жизнь организмов на планете Земля»

7

7

1

4

.«Человек на планете Земля»

5

5

1

5

Обобщение и повторение  курса биологии

3

3

1

Итого:

35

35

4

5


3. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные   виды деятельности обучающихся

Дата проведения

 План

Факт.

Тема 1.«Биология—наука о живом мире» (8 часов)

1

Наука о живой природе

1

Выявлять взаимосвязи в природе, приводитьпримеры, анализир.

1 неделя

2

Свойства живого

1

Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать

2 неделя

3

Методы изучения живых организмов: наб-людение,измерение,эксперимент.

Лаб. работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

3 неделя

4

Клеточное строение организмов.

Многообразие клеток.

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, сравнение, обобщение

4 неделя

5

Методы изучения клетки

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

5  неделя

6

.Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

1

Анализировать различные виды информации: опыт, учебник, делать выводы

6  неделя

7

Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедетельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

1

Характеризовать, сранивать, анализировать, формулировать

7 неделя

8

Биология как наука. Обобщение и систематизация знаний по теме №1

1

Выделять главное, обсуждать, оценивать

8  неделя

                                                                                  Тема 2 «Многообразие живых организмов (12 часов)

9

.Разнообразие организмов. Принципы классификации. Отличительные признаки представителей  царств живой природы

1

Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять  особенности

9  неделя

10

Бактерии. Многообразие  бактерий

1

Описывать, различать,характеризоватьсравнивать,оценивать

10  неделя

11

Бактерии.  Многообразие бактерий. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять,

различать пользу и вред бактерий

11 неделя

12

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе ижизни человека.

1

Объяснять, характеризовать, формулировать,

 выделять особенности

12 неделя

13

Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение, измерение, эксперимент. Лаб. работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения»

1

Различать, характеризовать сравнивать устанавливать связь строения и функций

13  неделя

14

Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать,формулировать, выделять особенности

14 неделя

15

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.Лаб. работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

15 неделя

16

Грибы. Многообразие грибов.

1

Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности

16  неделя

17

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съе-добные и ядовитые грибы.Оказание первой помощи при отравлении грибами

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять,

различать пользу и вред грибов

17 неделя

18

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать,

формулировать, вы-делять особенности

18 неделя

19

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

1

Объяснять, характеризовать, формулировать, выделять особенности

19  неделя

20

Значение  живых  организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Приводить убедительные доказательства. Рассматривать изображения животных и растений, определять их

значение.

20 неделя

                                                                                 Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля» (7 часов)

21

Среды жизни планеты Земля

1

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять среду обитания и особенности организма

21 неделя

22

Экологические факторы среды

1

Давать определения понятий факторов:

«экологический»,

«неживой природы»,« живой природы»,«антропогенный».

22  неделя

23

Приспособления   организмов    к жизни в природе

1

Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

23 неделя

24

Природные сообщества

1

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

24 неделя

25

Природные зоны России

1

Объяснять, характеризовать,

формулировать,

выделять особенности природных зон

25 неделя

26

Жизнь организмов на разных материках

1

Устанавить связь, характеризовать сопоставлять,различать особенности организмов на разных материках

26 неделя

27

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Выделять главное, обсуждать, выслушивать мнение,  оценивать

27 неделя

                                                                                            Тема 4 .«Человек на планете Земля» (5 часов)

28

Как появился человек на Земле.

1

Приводить  доказа-тельства.Описывать внешний вид ран-негочеловека,срав-нивать его с обезья-ной и современным человеком.

28  неделя

29

Как человек изменял природу

1

Анализировать пу-ти расселения чело-века, приводить до-казательства изме-нения природы че-ловеком, высказы-вать предположе-ния о путях сохра-нения природы

29 неделя

30

Важность  охраны  живого   мира планеты

1

Составлять небольшие устные моно-логические выска-зывания, «удержи-вать» логику пове-ствования, приво-дить убедительные доказательства;на- ходить примеры, аргументировать

30 неделя

31

Сохраним богатство живого мира

1

Самостоятельное  добывание знаний и овладении способа-ми действий. Обсуждать ценность биологического разнообразия. Оценивать роль  человека в природе. Рассказывать о своей дея-тельности в природе

31  неделя

32

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

Выделять главное, обсуждать, оценивать выступления , показывать знания

32 неделя

                                                                                      Тема 5 Обобщение и повторение  курса биологии (3 часа)

33

Проверка знаний по курсу биологии. Контрольная работа

1

Приводить убедительные доказательства, слушать, аппонировать, формулировать выводы

33 неделя

34

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

1

Соблюдать правила поведения в приводе. Выбирать задание на лето, анализировать его   содержание

34  неделя

35

Задания на лето

1

Проводить наблюдения в природе

35 неделя


        4.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».

           Курс биологии на ступени основного общего образования направлено на

формирование у школьников представлений об отличительных

особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке

как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом

культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся

должны освоить содержание, значимое для формирования

познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения

окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и

практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области

«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента

целостности научной карты мира;

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования

лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной

оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа

учебных задач.

Личностными результатами являются следующие умения: 

овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно

средства достижения цели.-

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки.

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций; строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных

характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и

т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются

следующие умения:

                                                     5-й класс

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:

безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы

растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и

цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых

организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,

папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,

результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной

гигиены;

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Познавательные УУД: 

Коммуникативные УУД:

по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 

эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их

  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе и в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В 5 классе 12 лабораторных работ.

   Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

    Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.