Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы"
Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».
Цель проекта: привлечение школьников к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта: | реализации экологического образования |
Срок выполнения проекта: бессрочно
Дата начала: 30.05.2016
Дата завершения: бессрочно
Организации-участники: Администрация школы, учитель биологии-химии,
учащиеся МКОУ СОШ п.Ола, родители,общественность
Телефон, факс, e-mail: Телефон:(41341)2 58 23
География проекта: РФ., Магаданская область, Ольский район, п. Ола,
ул. Ленина, д. 52
Руководитель Директор: Ивченко Валентина Васильевна
организации-участников:
Руководитель проекта: __________ (Фандеева Яна Дмитриевна)
Социально-образовательный проект
«Моя инициатива в сфере образования»
Тема: Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы
Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель
Сухомлинский В.А.
Этап 1. Подготовительный
Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего взаимодействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны.
Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственныех и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.
Важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы – атмосферный воздух, воды, почву и др. – охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые компоненты.
Согласно Федеральному законуот 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей среды»основные принципы охраны окружающей среды следующие:
- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
- рациональное природопользование;
- сохранение биологического разноообразия;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы;
- приоритет сохранения естественныхэкосистем, природных ландшафтов и комплексов;
- соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др.
Кто-то может посчитать, что охрана природы – удел работников заповедников и других организаций. Однако утвержать это – значит делать вид, что мы сами не отвечаем за то, что делается вокруг нас. Но ведь не случайно Конституция Российской Федерации начинается со слов о нашей «ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями». Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения.
Поэтому для каждого из нас охранять природу – это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов.
Для того чтобы школьники учились любить природу, восхищались её красотой, учились защищать и бороться за её сохранение ведётся активная природоохранная деятельность.
Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».
Цель проекта: привлечение школьников к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.
Цель достигается путём решения следующих задач:
- содействовать всестороннему развитию школьников;
- сформировать у них активную жизненную позицию;
- организовать и провести различные мероприятия экологического направления в школе, среди населения;
- вовлечь школьников в научно-исследовательскую деятельность, проекты, связанные с охраной окружающей среды.
В проекте принимают участие следующие стороны:
- Педагоги;
- Ученики;
- Родители;
- Общественность.
Сроки и этапы проекта:
Социально-образовательныйпроект начал свою реализацию с 30 мая 2016 года и является бессрочным.
I этап Подготовительный(май-сентябрь 2016 г.):
- Набор учащихся в экологический отряд;
- Создание нормативно-правовой базы: разработка положения и устава об экологическом отряде«ЭкоГрИн»; календарно-тематических планов дополнительного образования.
II этап Проектировочный(2016-2017 гг.) – апробация модели экологического отряда; создание необходимой развивающей среды, способствующей нравственному становлению личности школьников посредством экологического воспитания.
III этап Заключительный(2018 г.) – анализ и обобщение результатов работы экологического отряда на базе школы, формулировка дальнейших планов.
Основные принципы проекта:
- индивидуальность и учет возрастных особенностей детей;
- преемственность;
- наглядность и доступность;
- сотрудничество;
- систематичность;
- творчество и самостоятельность.
Этап 2. Проектировочный
В настоящее время в нашем обществе происходит осознание важности экологического образования не столько для успешного социально-экономического развития, сколько для сохранения самой жизни человека как биологического вида. Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек (Н.М. Мамедов).
Современное же экологическое состояние территории России определяется как критическое. Экологическая ситуация в стране характеризуется на нынешнем этапе развития дальнейшим расширением антропо-сферы, истощением природных ресурсов, изменением природных процессов, сокращением биоразнообразия, загрязнением окружающей среды. Разрабатываемые с начала перестройки и часто реализуемые экологические государственные и региональные программы не способствуют улучшению экологической обстановки, и с каждым годом на территории России все больше становится регионов, городов и поселков, опасных для проживания населения. По мнению ряда исследователей, население не осознает приближение экологической катастрофы, безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования школьников. По некоторым данным, до 80 % от числа опрошенных учащихся признают, что они неактивны в делах природы, хотя осознают последствия безнравственного отношения к ней. По мнению Н.М. Мамедова, именно деформация экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим, являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению природы, непосредственно окружающей человека (Л.С. Глушкова).
В сложившихся условиях от системы образования общество ожидает подготовки экологически грамотного и воспитанного поколения. Необходимо воспитать человека, обладающего не только экологическими знаниями, но экологически мыслящего, т.е. способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды; глубоко чувствующего, ответственного за судьбу своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной (Л.С. Глушкова).
Для этого и реализуетсясоциально-образовательныйпроект«Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы».Проект представлен следующим перечнем мероприятий:
№п/п | Наименование мероприятия | Срок испол-нения | Награды | Ответственные за проведение мероприятий | Испол-нители |
1. | Акция «Чистый лес» | Июнь 2016 г. | диплом | Фандеева Я.Д. | Учащиеся 6-11 кл. |
2. | Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»: - Конкурс плакатов «О природе с тревогой и надеждой»; - Конкурс композиций из природного материала «Природа и фантазия»; - Фотоконкурс «Осень в Приморье!; - Конкурс сценариев экологических мероприятий «Живи, Земля!»; - Концеренция «Жизнь планеты – в руках человека!»; - Конкурс композиций из бросового материала «Вторая жизнь!». | Август-сентябрь 2016 г. | 3 место 2 место 2 место 2 место 3 место 1 место | Всероссийский детский центр «Океан» | Учащиеся 8-10 кл. Правдивец Анна Кольная Екатерина Покидин Максим Волкова Жанна Волкова Жанна Лопатина Анастасия |
3. | Внеурочное мероприятие «Экологические знаки» | Октябрь 2016 г. | Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн» | Учащиеся 8кл. | |
4. | Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!» | Ноябрь 2016 г. | Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн» | Учащиеся 4-6 кл. | |
5. | Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами» | Ноябрь 2016 г. | Фандеева Я.Д. | Учащиеся 6, 8, 10 кл. | |
6. | Форум «Дети и экология ХХI века»: - Проект «Сохранение биоресурсов Охотского моря при разработке и добыче нефти на территории Магаданской области»; - Конкурс «Сохраним и приумножим!»; - Конкурс «Мода и экология» | Декабрь 2016 г. | Грамота Диплом призёра Диплом призёра | Министерство образования и молодёжной политики Магаданской области | Аникеева Анфиса, Покидин Максим, Лопатина Анастасия |
7. | Акция «Заповедный урок» | Январь 2017 г. | Магаданский заповедник | Учащиеся 7-9 кл. | |
8. | Посвящение в Экогриновцы | Февраль 2017 г. | Фандеева Я.Д. | Учащиеся 5-8 кл. | |
9. | Конкурс экологического плаката «Под небом единым» | Март 2017 г. | Самоуправление школы, отряд «ЭкогрИн» | Учащиеся 5-11 кл. | |
10. | Экологический КВН | Март 2017 | Отряд «ЭкоГрИн», Фандеева Я.Д. | Учащиеся 7 кл. | |
11. | Создание фотогалереи на экологическую тематику | Апрель 2017 г. | Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 1-11 кл, родители, обществен ность | |
12. | Конкурс «Мода за экологию!» | Апрель 2017 г. | Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 5 кл. | |
13. | Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера (к празднованию 9 мая) | Май 2017 г. | Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн» | Учащиеся 6-11 кл, родители, обществен ность | |
14. | Выпуск листовок (памяток) на тему охраны окружающей среды | Май 2017 г. | Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 1-11 кл, родители, обществен ность | |
15. | Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря» | Июнь 2017 г. | Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн» | Учащиеся 6-11 кл, родители, обществен ность | |
16. | Акция «Экология – Безопасность – Жизнь» | Июнь 2017 г. | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», самоуправление школы | Учащиеся 6-11 кл, родители, обществен ность | |
17. | Акция«День действий против незаконной рыбной ловли» | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 6-11 кл, родители, обществен ность | ||
18. | Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола» | Июль – август 2017. | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», Ольское лесничество | Учащиеся 6-11 кл. | |
19. | Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд» | Август 2017. | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 6-11 кл, родители, обществен ность | |
20. | Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов | Сентябрь 2017 г. | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 1-11 кл. | |
21. | Конкурс деткого творчества «Зеркало природы» | Октябрь 2017 г. | Детская библиотека | Учащиеся 4-8 кл. | |
22. | Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области» | Ноябрь 2017. | Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн» | Учащиеся 4-6 кл. | |
23. | Театрализованное представление «Как мы любим природу» | Ноябрь 2017 г. | Фандеева Я.Д., организатор школы | Учащиеся 7-9 кл. | |
24. | Экологический диалог «Колокола тревоги» | Декабрь 2017 г. | Районная библиотека | Учащиеся 7-8 кл. |
Алгоритм подготовки и проведения акций
- Выявление проблемы и определение цели учащимися
- Сбор и анализ информации:
Для сбора информации рекомендуется:
- Посетить интересующие объекты;
- Разработать специальные анкеты и провести опрос по проблеме;
- Отправить письма в те организации, с которыми придется контактировать при проведении акции;
- Выявить в библиотеках (интернете) необходимую литературу;
- Провести анализ всего собранного материала.
- Формирование возможных вариантов решения:
- Разработать несколько вариантов решения проблемы.
- Определение критериев эффективности:
- Отобрать существующие или разработать новые (в случае необходимости) критериии эффективности каждого варианта решения проблемы.
- Оценка альтернативных вариантов решения:
- Дать оценку альтернативных вариантов решения по выбранным критериям.
- Выбор оптимального варианта решения и источников его финансирования:
- Выбрать тот вариант, который позволит наиболее успешно решить проблему;
- Определить пути и источники финансирования акции.
- Организационная деятельность:
- Установить сроки прохождения отдельных этапов;
- Определить ответственных исполнителей и участников;
- Определить формы отчетности по итогам деятельности;
- Написать заявку в органы местного самоуправления на получение разрешения акции (в случае необходимости);
- Написать объявление для участников акции;
- Подготовить необходимое оборудование и инвентарь;
- Пригласить представителей СМИ (по возможности).
- Реализация (внедрение) акции:
- Выезд на место проведения акции, «развертывание» оформления, начало распространения специальной литературы, листовок, включение «зазывающего» или сопровождающего музыкального и звукового сопровождения;
- Осуществление непосредственного действия по реализации акции, анализ последствий.
- Аналитический этап:
- Составление итогового отчета о проведении экологической акции с подробным анализом положительных и отрицательных сторон;
- Составление финансового отчета;
- Подготовка статьи в печатные СМИ, школьные газеты и т. п.
Этап 3. Заключительный
Смета расходов по проекту
№ п/п | Планируемые расходы по мероприятиям | Расчеты и обоснования | Сумма в руб. |
1. | Акция «Чистый лес» | 1) Мешки под мусор пластиковые 10 шт.*15,0 = 150,0; 2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора 1 ч. = 3000,0; 3) Перчатки 10 шт. * 20,0 = 200,0 | 3350,0 |
2. | Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!» | 1)Изготовление электронного логотипа «ЭкоГрИн» = 1500,0; 2)Покупка футболок и нанесение на них эмблемы 5 шт.*850,0 = 4250 | 5750,0 |
3. | Внеурочное мероприятие «Экологические знаки» | Грамоты 3 шт. *10,0 = 30,0 | 30,0 |
4. | Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!» |
| 405,0 |
5. | Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами» | Финансирование не требуется | - |
6. | Форум «Дети и экология ХХI века» | Финансирование не требуется | - |
7. | Акция «Заповедный урок» | Финансирование не требуется | - |
8. | Посвящение в Экогриновцы | Бумага «Снегурочка» 1 шт. *380,0 = 380,0 | 380,0 |
9. | Конкурс экологического плаката «Под небом единым» | Грамота 3 шт. *10,0 = 30,0 | 30,0 |
10. | Экологический КВН |
| 450,0 |
11. | Создание фотогалерии на экологическую тематику | Финансирование не требуется | - |
12. | Конкурс «Мода за экологию!» | Дипломы 3 шт. *25,0 = 75,0 | 75,0 |
13. | Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера, к празднованию 9 мая. |
| 425,0 |
14. | Выпуск листовок (памяток) на тему охраны окружающей среды |
| 1080,0 |
15. | Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря» | 1) Мешки под мусор пластиковые
2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора 1 ч. = 3000,0; 3) Перчатки 10 шт. * 20,0 = 200,0 | 3575,0 |
16. | Акция «Экология – Безопасность – Жизнь» | Бумага «Снегурочка» 1 шт. *380,0 = 380,0; | 380,0 |
17. | Акция «День действий против рыбной ловли» | Финансирование не требуется | - |
18. | Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола» |
0,5 кг * 130,0 = 65,0 | 965,0 |
19. | Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд» | Финансирование не требуется | - |
20. | Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов |
3 шт. *25,0 = 75,0 | 175,0 |
21. | Конкурс деткого творчества «Зеркало природы» | Дипломы 3 шт. *25,0 = 75,0 | 75,0 |
22. | Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области» |
1шт. * 65,0 = 65,0 | 65,0 |
23. | Театрализованное представление «Как мы любим природу» | Финансирование не требуется | - |
24. | Экологический диалог «Колокола тревоги» | Финансирование не требуется | - |
Итого: Из них спонсорские деньги: | 17210,0 12275,0 |
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня знаний по экологии у школьников;
- Создание на пришкольной территории экологически благоприятной среды;
- Улучшение экологической обстановки в поселке Ола и прилегающей территории при непосредственном участии отряда «ЭкоГрИн»,привлечение общественности к работе по сохранению окружающей среды;
- Разработка дидактического комплекса (конспектов непосредственно образовательной деятельности, проектов, акций, рекомендаций, игр, театрализованных представлений и др.).
Партнерские отношения
Реализация социально-образовательного проекта осуществляется в тесном взаимодействии с Администрацией Ольского городского округа, партией «Единая Россия», Государственным природным заповедником «Магаданский», Магаданским региональным отделением общественной организации «Российский союз молодежи», Северо-Восточным государственным университетом, Ольским лесничеством, Ольской центральной библиотекой имени И.А. Варрена.
Оценка эффективности реализации проекта
Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность проекта, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий.
Критериями оценивания эффективности реализации проекта могут быть следующие показатели:
- активное участие учащихся в организации и проведении мероприятий;
- информирование общественности о работе экологического отряда «ЭкоГрИн»;
- динамика количества конкурсов, акций и количества участников в них;
- результаты научно-исследовательской деятельности.
Работая над проектом, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологической направленности решает конкретные задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, организацию позитивной деятельности школьников по охране окружающей среды.
Оценка рисков проекта.Учитывая вышеизложенные цели, задачи, план реализации и смету расходов риски проекта могут заключаться в следующем:
- Недостаточноематериально-техническое, финансовое обеспечение для покупки необходимых составляющих с целью проведения каких-либо мероприятий, акций (перчаток, мешков для мусора, аренда автотранспорта, изготовление печатной продукции);
- Отсутствие информации о местах проведения экологических мероприятий, их правовой принадлежности;
- Риски заболеваний и травм учащихся при реализации проектов, акций.
Минимизация рисков:
- Привлечение большего количества спонсоров;
- Консультирование со специалистами;
- Обязательный инструктаж по ТБ, наличие медицинской аптечки, при масштабных акциях(по возможности) присутствиемедицинского работника.
Список используемой литературы:
- Программа экологического воспитания и образования «Мы – дети Земли». – МБОУ СОШ № 36 г. Пензы. – 2012.
- Программа экологического проекта 2Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». – МБДОУ детский сад № 12 «Белочка».
- Проект «Экология глазами молодежи» / М.Н. Песенко, Е.С. Кравченко и др. – п. Комсомольский, 2009.
- Социальный проект «Юные защитники природы Воронежской области» / П.С. Халимова. – МБОУЛ «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П.Киселева», 2013.
- Электронная статья. Практическая природоохранная деятельность школьников.
- Электронная статья Ялаш Я. О защите окружающей среды.
- Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников / Л.С. Глушкова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Калининград, 1999. –232 с.