Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы"

Фандеева Яна Дмитриевна

Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».

Цель проекта: привлечение школьников  к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование проекта:                              

 реализации экологического образования

Срок выполнения проекта:                бессрочно

Дата начала:                30.05.2016                

Дата завершения:                               бессрочно                        

Организации-участники:               Администрация школы, учитель биологии-химии,

учащиеся МКОУ СОШ п.Ола, родители,общественность                                

Телефон, факс, e-mail:                  Телефон:(41341)2 58 23

География проекта:                РФ., Магаданская область, Ольский район, п. Ола,

 ул. Ленина, д. 52        

Руководитель                                        Директор: Ивченко Валентина Васильевна

организации-участников:        

Руководитель проекта:           __________           (Фандеева Яна Дмитриевна)

Социально-образовательный проект

«Моя инициатива в сфере образования»

Тема: Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы

Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель

Сухомлинский В.А.

Этап 1. Подготовительный

Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего взаимодействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны.

Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственныех и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы – атмосферный воздух, воды, почву и др. – охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые компоненты.

Согласно Федеральному законуот 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей среды»основные принципы охраны окружающей среды следующие:

- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

- рациональное природопользование;

- сохранение биологического разноообразия;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

- приоритет сохранения естественныхэкосистем, природных ландшафтов и комплексов;

- соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др.

Кто-то может посчитать, что охрана природы – удел работников заповедников и других организаций. Однако утвержать это – значит делать вид, что мы сами не отвечаем за то, что делается вокруг нас. Но ведь не случайно Конституция Российской Федерации начинается со слов о нашей «ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями». Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения.

Поэтому для каждого из нас охранять природу – это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов.

Для того чтобы школьники учились любить природу, восхищались её красотой, учились защищать и бороться за её сохранение ведётся активная природоохранная деятельность.

Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».

Цель проекта: привлечение школьников  к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.

Цель достигается путём решения следующих задач:

  • содействовать всестороннему развитию школьников;
  • сформировать у них активную жизненную позицию;
  • организовать и провести различные мероприятия экологического направления в школе, среди населения;
  • вовлечь школьников в научно-исследовательскую деятельность, проекты, связанные с охраной окружающей среды.

В проекте принимают участие следующие стороны:

  • Педагоги;
  • Ученики;
  • Родители;
  • Общественность.

Сроки и этапы проекта:

Социально-образовательныйпроект начал свою реализацию с 30 мая 2016 года и является бессрочным.

I этап Подготовительный(май-сентябрь 2016 г.):

- Набор учащихся в экологический отряд;

- Создание нормативно-правовой базы: разработка положения и устава  об экологическом отряде«ЭкоГрИн»; календарно-тематических планов дополнительного образования.

II этап Проектировочный(2016-2017 гг.) – апробация модели экологического отряда; создание необходимой развивающей среды, способствующей  нравственному становлению личности школьников посредством экологического воспитания.

III этап Заключительный(2018 г.) – анализ и обобщение результатов работы экологического отряда на базе школы, формулировка дальнейших планов.

Основные принципы проекта:

- индивидуальность и учет возрастных особенностей детей;

- преемственность;

- наглядность и доступность;

- сотрудничество;

- систематичность;

- творчество и самостоятельность.

Этап 2. Проектировочный

В настоящее время в нашем обществе происходит осознание важности экологического образования не столько для успешного социально-экономического развития, сколько для сохранения самой жизни человека как биологического вида. Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек (Н.М. Мамедов).

Современное же экологическое состояние территории России определяется как критическое. Экологическая ситуация в стране характеризуется на нынешнем этапе развития дальнейшим расширением антропо-сферы, истощением природных ресурсов, изменением природных процессов, сокращением биоразнообразия, загрязнением окружающей среды. Разрабатываемые с начала перестройки и часто реализуемые экологические государственные и региональные программы не способствуют улучшению экологической обстановки, и с каждым годом на территории России все больше становится регионов, городов и поселков, опасных для проживания населения. По мнению ряда исследователей, население не осознает приближение экологической катастрофы, безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования школьников. По некоторым данным, до 80 % от числа опрошенных учащихся признают, что они неактивны в делах природы, хотя осознают последствия безнравственного отношения к ней. По мнению Н.М. Мамедова, именно деформация экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим, являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению природы, непосредственно окружающей человека (Л.С. Глушкова).

В сложившихся условиях от системы образования общество ожидает подготовки экологически грамотного и воспитанного поколения. Необходимо воспитать человека, обладающего не только экологическими знаниями, но экологически мыслящего, т.е. способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды; глубоко чувствующего, ответственного за судьбу своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной (Л.С. Глушкова).

Для этого и реализуетсясоциально-образовательныйпроект«Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы».Проект представлен следующим перечнем мероприятий:

№п/п

Наименование

мероприятия

Срок

испол-нения

Награды

Ответственные

за проведение мероприятий

Испол-нители

1.

Акция «Чистый лес»

Июнь 2016 г.

диплом

Фандеева Я.Д.

Учащиеся

6-11 кл.

2.

Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»:

- Конкурс плакатов «О природе с тревогой и надеждой»;

- Конкурс композиций из природного материала «Природа и фантазия»;

- Фотоконкурс «Осень в Приморье!;

- Конкурс сценариев экологических мероприятий «Живи, Земля!»;

- Концеренция «Жизнь планеты – в руках человека!»;

- Конкурс композиций из бросового материала «Вторая жизнь!».

Август-сентябрь 2016 г.

3 место

2 место

2 место

2 место

3 место

1 место

Всероссийский детский центр «Океан»

Учащиеся

8-10 кл.

Правдивец Анна

Кольная Екатерина

Покидин Максим

Волкова Жанна

Волкова Жанна

Лопатина Анастасия

3.

Внеурочное мероприятие «Экологические знаки»

Октябрь 2016 г.

Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн»

Учащиеся

8кл.

4.

 Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!»

Ноябрь 2016 г.

Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн»

Учащиеся

4-6 кл.

5.

Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

Ноябрь 2016 г.

Фандеева Я.Д.

Учащиеся

6, 8, 10 кл.

6.

Форум «Дети и экология ХХI века»:

- Проект «Сохранение биоресурсов Охотского моря при разработке и добыче нефти на территории Магаданской области»;

- Конкурс «Сохраним и приумножим!»;

- Конкурс «Мода и экология»

Декабрь 2016 г.

Грамота

Диплом призёра

Диплом призёра

Министерство образования и молодёжной политики Магаданской области

Аникеева Анфиса,

Покидин Максим,

Лопатина Анастасия

7.

Акция «Заповедный урок»

Январь 2017 г.

Магаданский заповедник

Учащиеся

7-9 кл.

8.

Посвящение в Экогриновцы

Февраль 2017 г.

Фандеева Я.Д.

Учащиеся

5-8 кл.

9.

Конкурс экологического плаката «Под небом единым»

Март 2017 г.

Самоуправление школы, отряд «ЭкогрИн»

Учащиеся

5-11 кл.

10.

Экологический КВН

Март 2017

Отряд «ЭкоГрИн», Фандеева Я.Д.

Учащиеся

7 кл.

11.

Создание фотогалереи на экологическую тематику

Апрель 2017 г.

Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

1-11 кл, родители, обществен

ность

12.

Конкурс «Мода за экологию!»

Апрель 2017 г.

Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

5 кл.

13.

Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера (к празднованию 9 мая)

Май

2017 г.

Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн»

Учащиеся

6-11 кл, родители, обществен

ность

14.

Выпуск листовок (памяток)  на тему охраны окружающей среды

Май

 2017 г.

Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

1-11 кл, родители, обществен

ность

15.

Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря»

Июнь 2017 г.

Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн»

Учащиеся

6-11 кл, родители, обществен

ность

16.

Акция «Экология – Безопасность – Жизнь»

Июнь 2017 г.

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», самоуправление школы

Учащиеся

6-11 кл, родители, обществен

ность

17.

Акция«День действий против незаконной рыбной ловли»

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

6-11 кл, родители, обществен

ность

18.

Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола»

Июль – август 2017.

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», Ольское лесничество

Учащиеся

6-11 кл.

19.

Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд»

Август 2017.

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

6-11 кл, родители, обществен

ность

20.

Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов

Сентябрь 2017 г.

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

1-11 кл.

21.

Конкурс деткого творчества «Зеркало природы»

Октябрь 2017 г.

Детская библиотека

Учащиеся

4-8 кл.

22.

Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области»

Ноябрь 2017.

Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

Учащиеся

4-6 кл.

23.

Театрализованное представление «Как мы любим природу»

Ноябрь 2017 г.

Фандеева Я.Д., организатор школы

Учащиеся

7-9 кл.

24.

Экологический диалог «Колокола тревоги»

Декабрь 2017 г.

Районная библиотека

Учащиеся

7-8 кл.

Алгоритм подготовки и проведения акций

  1. Выявление проблемы и определение цели учащимися
  2. Сбор и анализ информации:

Для сбора информации рекомендуется:

  • Посетить интересующие объекты;
  • Разработать специальные анкеты и провести опрос по проблеме;
  • Отправить письма в те организации, с которыми придется контактировать при проведении акции;
  • Выявить в библиотеках (интернете) необходимую литературу;
  • Провести анализ всего собранного материала.
  1. Формирование возможных вариантов решения:
  • Разработать несколько вариантов решения проблемы.
  1. Определение критериев эффективности:
  • Отобрать существующие или разработать новые (в случае необходимости) критериии эффективности каждого варианта решения проблемы.
  1. Оценка альтернативных вариантов решения:
  • Дать оценку альтернативных вариантов решения по выбранным критериям.
  1. Выбор оптимального варианта решения и источников его финансирования:
  • Выбрать тот вариант, который позволит наиболее успешно решить проблему;
  • Определить пути и источники финансирования акции.
  1. Организационная деятельность:
  • Установить сроки прохождения отдельных этапов;
  • Определить ответственных исполнителей и участников;
  • Определить формы отчетности по итогам деятельности;
  • Написать заявку в органы местного самоуправления на получение разрешения акции (в случае необходимости);
  • Написать объявление для участников акции;
  • Подготовить необходимое оборудование и инвентарь;
  • Пригласить представителей СМИ (по возможности).
  1. Реализация (внедрение) акции:
  • Выезд на место проведения акции, «развертывание» оформления, начало распространения специальной литературы, листовок, включение «зазывающего» или сопровождающего музыкального и звукового сопровождения;
  • Осуществление непосредственного действия по реализации акции, анализ последствий.
  1. Аналитический этап:
  • Составление итогового отчета о проведении экологической акции с подробным анализом положительных и отрицательных сторон;
  • Составление финансового отчета;
  • Подготовка статьи в печатные СМИ, школьные газеты и т. п.

Этап 3. Заключительный

Смета расходов по проекту

№ п/п

Планируемые расходы по мероприятиям

Расчеты и обоснования

Сумма

в руб.

1.

Акция «Чистый лес»

1) Мешки под мусор пластиковые

10 шт.*15,0 = 150,0;

2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора

1 ч. = 3000,0;

3) Перчатки

10 шт. * 20,0 = 200,0

3350,0

2.

Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»

1)Изготовление электронного логотипа «ЭкоГрИн» = 1500,0;

2)Покупка футболок и нанесение  на них эмблемы

5 шт.*850,0 = 4250

5750,0

3.

Внеурочное мероприятие «Экологические знаки»

Грамоты

3 шт. *10,0 = 30,0

30,0

4.

 Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!»

  1. Грамоты18 шт. *10,0 = 180,0;
  2. Шоколадки                  3шт. *25,0 = 75,0;
  3. Конфеты15 шт. *10,0 = 150,0

405,0

5.

Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

Финансирование не требуется

-

6.

Форум «Дети и экология ХХI века»

Финансирование не требуется

-

7.

Акция «Заповедный урок»

Финансирование не требуется

-

8.

Посвящение в Экогриновцы

Бумага «Снегурочка»

1 шт. *380,0 = 380,0

380,0

9.

Конкурс экологического плаката «Под небом единым»

Грамота

3 шт. *10,0 = 30,0

30,0

10.

Экологический КВН

  1. Грамота                             3 шт. *10,0 = 30,0;
  2. Кубок1 шт. *420,0 = 420,0

450,0

11.

Создание фотогалерии на экологическую тематику

Финансирование не требуется

-

12.

Конкурс «Мода за экологию!»

Дипломы

3 шт. *25,0 = 75,0

75,0

13.

Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера, к празднованию 9 мая.

  1. Мешки под мусор пластиковые      15шт.*15,0 = 225,0;
  2. Перчатки10 шт. * 20,0 = 200,0

425,0

14.

Выпуск листовок (памяток)  на тему охраны окружающей среды

  1. Бумага «Снегурочка»1 шт. *380,0 = 380,0;
  2. Заправка цветного картриджа = 700,0

1080,0

15.

Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря»

1) Мешки под мусор пластиковые

  1. шт.*15,0 = 375,0;

2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора   1 ч. = 3000,0;

3) Перчатки

10 шт. * 20,0 = 200,0

3575,0

16.

Акция «Экология – Безопасность – Жизнь»

Бумага «Снегурочка»

1 шт. *380,0 = 380,0;

380,0

17.

Акция «День действий против рыбной ловли»

Финансирование не требуется

-

18.

Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола»

  1. Доска 4 м.                          3 шт.*300,0 = 900,0;
  2. Гвозди

0,5 кг * 130,0 = 65,0

965,0

19.

Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд»

Финансирование не требуется

-

20.

Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов

  1. Грамота10 шт. *10,0 = 100,0;
  2. Дипломы

3 шт. *25,0 = 75,0

175,0

21.

Конкурс деткого творчества «Зеркало природы»

Дипломы

3 шт. *25,0 = 75,0

75,0

22.

Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области»

  1. Дипломы3 шт. *25,0 = 75,0;
  2. Цветная бумага

1шт. * 65,0 = 65,0

65,0

23.

Театрализованное представление «Как мы любим природу»

Финансирование не требуется

-

24.

Экологический диалог «Колокола тревоги»

Финансирование не требуется

-

Итого:

Из них спонсорские деньги:

17210,0

12275,0

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня знаний по экологии у школьников;
  • Создание на пришкольной территории экологически благоприятной среды;
  • Улучшение экологической обстановки в поселке Ола и прилегающей территории при непосредственном участии отряда «ЭкоГрИн»,привлечение общественности к работе по сохранению окружающей среды;
  • Разработка дидактического комплекса (конспектов непосредственно образовательной деятельности, проектов, акций, рекомендаций, игр, театрализованных представлений и др.).

Партнерские отношения

Реализация социально-образовательного проекта осуществляется в тесном взаимодействии с Администрацией Ольского городского округа, партией «Единая Россия»,  Государственным природным заповедником «Магаданский», Магаданским региональным отделением общественной организации «Российский союз молодежи», Северо-Восточным государственным университетом, Ольским лесничеством, Ольской центральной библиотекой имени  И.А. Варрена.

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность проекта, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий.

Критериями оценивания эффективности реализации проекта могут быть следующие показатели:

- активное участие учащихся в организации и проведении мероприятий;

- информирование общественности о работе экологического отряда «ЭкоГрИн»;

- динамика количества конкурсов, акций и количества участников в них;

- результаты научно-исследовательской деятельности.

Работая над проектом, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологической направленности решает конкретные задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, организацию позитивной деятельности школьников по охране окружающей среды.

Оценка рисков проекта.Учитывая вышеизложенные цели, задачи, план реализации и смету расходов риски проекта могут заключаться в следующем:

- Недостаточноематериально-техническое, финансовое обеспечение для покупки необходимых составляющих с целью проведения каких-либо мероприятий, акций (перчаток, мешков для мусора, аренда автотранспорта,  изготовление печатной продукции);

- Отсутствие информации о местах проведения экологических мероприятий, их правовой принадлежности;

- Риски заболеваний и травм учащихся при реализации проектов, акций.

Минимизация рисков:

  1. Привлечение большего количества спонсоров;
  2. Консультирование со специалистами;
  3. Обязательный инструктаж по ТБ,  наличие медицинской аптечки, при масштабных акциях(по возможности) присутствиемедицинского работника.

Список  используемой литературы:

  1. Программа экологического воспитания и образования «Мы – дети Земли». – МБОУ СОШ № 36 г. Пензы. – 2012.
  2. Программа экологического проекта 2Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». – МБДОУ детский сад № 12 «Белочка».
  3. Проект «Экология глазами молодежи» / М.Н. Песенко, Е.С. Кравченко и др. – п. Комсомольский, 2009.
  4. Социальный проект «Юные защитники природы Воронежской области» / П.С. Халимова. – МБОУЛ «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П.Киселева», 2013.
  5. Электронная статья. Практическая природоохранная деятельность школьников.
  6. Электронная статья Ялаш Я. О защите окружающей среды.
  7. Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников / Л.С. Глушкова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Калининград, 1999. –232 с.