Мини – проект для старшей группы тема: «Зимующие птицы – наши друзья»

Дубровина Марина Валерьевна

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

Вид:                                                                                                     

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно-практик ориентированные проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – краткосрочная (1 месяц).

Установочные цели:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини – проект для старшей группы тема: «Зимующие птицы – наши друзья»

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

Вид:        

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно-практик ориентированные проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – краткосрочная (1 месяц).

Установочные цели:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Схема осуществления проекта «Зимующие птицы – наши друзья"

1. Развитие речи

• «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

• Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

• Заучивание скороговорок о зимующих птицах

• Заучивание дразнилок о птицах

• Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.

2. Игровая деятельность

• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».

• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).

• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Художественная литература

• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей». Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

Экологическое воспитание

• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат).

Изобразительная деятельность

• Рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образе.

• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.

• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.

Ручной труд

• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

Трудовое воспитание

• Труд в природе – чистка кормушек

• Труд в природе – покормить птиц

Наглядная информация.

• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»

• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья»

Работа с родителями домашние задания:

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Заучивание стихотворений про зимующих птиц

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Используемая литература и другие источники.

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html

6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html 7. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

8. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

9. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html

10. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.