Рабочая программа учебной дисциплины "Экология".
Рабочая программа учебной дисциплины "Экология" разработана на основе ФГОС СПО с максимальной учебной нагрузки обучающегося 53часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе;
теоретические занятия – 18 часа;
- лабораторные и практические занятия – 18 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины "Экология". | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
« ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА ДИЗАЙНА и ТЕХНОЛОГИЙ»
(ГАПОУ Архангельской области «ТСДиТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «ТСДиТ»
___________________Т.С.Пятовская
«______»__________________2015 г.
Регистрационный номер___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 ЭКОЛОГИЯ
Северодвинск 2015г.
Рабочая учебная программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО для профессии:
080118 — электромонтажник электрических цепей и электрообордования;
290129 — мастер столярного и мебельного производства;
430201 — организация обслуживания в общественном питании.
Организация – разработчик: Государственное профессиональное автономное учреждение среднего Архангельской области «ТСДиТ»
Разработчик: Кудрявцева О.В. , преподаватель.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии:
Протокол заседания МК преподавателей № ____
от «____»______________2015г.
Председатель МК Уланова Лидия Константиновна
________________________
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины Экология является:
1) сформировать представления об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";
2) сформировать экологическое мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
3) овладеть умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
4) овладеть знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
5) сформировать личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6) сформировать способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-решать простейшие экологические задачи;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- охранять пресноводных рыб в период нереста,
охранять полезных насекомых; подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
- охранять и подкармливать охотничьих промысловых животных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-определения основных экологических понятий;
- разнообразие биотических связей;
- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообщества, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и подэкосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере),
- о месте человека в экосистеме Земли;
- о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использования и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и ох ране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов)
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 53часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе;
теоретические занятия – 18 часа;
- лабораторные и практические занятия – 18 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часа.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 53 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
22ч. | |||
Тема 1. Организмы и среда их обитания (4 часов) |
| 2 | 2 |
Практическое занятие:
| 2 | 3 | |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Выполнение домашнего задания | |||
Тема 2. Экология популяций (2 часа) |
Популяционное обилие и его показатели
Динамика популяций | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Выполнение домашнего задания | |||
Тема 3. Экологические взаимоотношения организмов (2 часа) |
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Выполнение докладов и домашнего задания | |||
Тема 4. Организация и функционирование сообществ (9 часов) |
| 4 | 2 |
Практическое занятие:
| 5 | 3 | |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Выполнение домашнего задания | |||
Контрольная работа №1 по темам 1-4 | 1 | 3 | |
Тема 5. Антропогенное воздействие на биосферу (8 часов) |
| 2 | 2 |
Практическое занятие:
| 6 | 3 | |
Самостоятельная работа | 3 | ||
| |||
Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека (5 часов) |
| 3 | 2 |
Практические занятия
| 2 | 3 | |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Подготовка домашнего задания | |||
Тема 7. Растительные и животные ресурсы Архангельской области (3 ч) | Практические занятия:
| 3 | 3 |
Самостоятельная работа | 3 | ||
Подготовка сообщений | |||
| 1 | 3 | |
Дифференцированный зачет по всем разделам программы. | 1 | 3 |
- 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 No 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
- информационно-коммуникационные средства;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
- 3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 клас- сы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А.Ягодина. — М., 2011.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 No 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 No 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 No 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 No 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».
Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз- витие». — М., 2011.
Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем. | Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование. |
Решать элементарные экологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). | Выполнение лабораторных работ, решение задач. |
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. | Выполнение лабораторных работ, подготовка сообщений, докладов. |
Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, и делать выводы на основе сравнения. | Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, выполнение практических работ. |
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. | Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов. |
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. | Проведение практических работ, подготовка сообщений. |
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. | Подготовка сообщений, составление рефератов, докладов. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение | Устные и письменные ответы, решение задач, выполнение лабораторных и практических работ. |
Знать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере. | Устные и письменные ответы, тестирование, терминологические диктанты. |
Знать структуру экосистем. | Устные и письменные ответы, выполнение практических и лабораторных работ, контрольные работы. |
Знать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере. | Контрольные работы, физические и терминологические диктанты, устные и письменные опросы, решение задач, выполнение лабораторных работ, тестирование. |
Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику. | Подготовка докладов, рефератов, устные и письменные ответы. |