Статья МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ
методические аспекты РАЗВИТИЯ
У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.ageeva_zhidkova.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Х.В. Жидкова
Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина
г. Нижний Новгород
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования важное значение придается деятельностным компонентами содержания образования, ключевым элементом которых являются умения. Учитывая практико-ориентированный характер школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» проблема формирования у учащихся умений обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе оказанию первой помощи при неотложных состояниях приобретает особую актуальность.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составили психолого-педагогические исследования, посвященные теории учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); психологические аспекты и педагогические основы формирования умений у учащихся (В.П. Беспалько, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.В. Усова), общетеоретические вопросы содержания образования и возрастающая роль умений в содержании образования (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, М.Н. Скаткин).
В определении сущности умения оказания первой помощи при неотложных состояниях, как деятельностного компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, мы опираемся на классическую трактовку этого понятия. В данном контексте умения рассматриваются, как возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых человеку приходится ориентироваться [3].
Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях мы опирались на следующие принципы:
- превентивности, опирающийся на опережающий характер образования, способствующий подготовки учащихся к возможным жизненным ситуациям, требующим быстрой реакции в оказании первой помощи себе или другим людям;
- фундаментальности, характеризующийся опорой исключительно на научно обоснованные медицинские теории оказания первой помощи;
- алгоритмизации и технологичности, подразумевающий освоение четкой последовательности в освоении приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях с многократным их повторением для превращения в навык;
- сотрудничества в обучении, учитывающий специфику дидактического процесса освоения приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях, при котором ученики работают в парах или в малых группах, постоянно меняясь ролями «медик» - «пострадавший».
С методической точки зрения процесс освоения учащимися умений оказания перовой помощи при неотложных состояниях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» характеризуется этапностью. Процесс (процедура) деятельности рассматривается нами как «технология (способ, метод) получения желаемого продукта» [1, с.27]. Непосредственно формирование выше обозначенных умений происходит через работу с различными видами перевязочных материалов, дезинфицирующих средств, манекенов и тренажеров. При определении этапов формирования умений мы опирались на общедидактический подход Е.Н. Кабановой - Меллер, которой были выделены и обоснованы следующие этапы формирования умений: введение умения; этап тренировочных упражнений; этап систематизации и обобщения; самостоятельное применение умения в жизни [2].
Раскроем методическую сущность обозначенных этапов развития у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях.
На первом этапе – введение умения учитываются «внешние» и «внутренние» условия, связанные с формированием данного умения. Исходя из характера данного исследования, к «внешним» условиям относят особенности содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», методы обучения; «внутренние» условия связаны с имеющимся субъектным опытом учащихся, их возрастными особенностями и индивидуальными различиями.
Этот этап начинается с разъяснения учащимся значения, которое имеет умение и составляющие его приемы учебной работы, чтобы вызвать у них познавательный интерес, сделать работу более целенаправленной. Затем выявляются опорные медицинские знания и умения учащихся и создается ситуация уверенности в овладении приемом оказания первой помощи при неотложных состояниях. Следующий шаг связан с определением состава умения (приемов) оказания первой помощи. Учитель дедуктивным путем знакомит учащихся с системой действий, имеющих четкий алгоритм.
Этап тренировочных упражнений предполагает усвоение, осознание умения и составляющих его приемов в ходе выполнения системы заданий по соответствующей теме раздела «Основы медицинских знаний». На этом этапе происходит тренировка на заданиях по образцу или в заданиях, которые требуют элементарного переноса, то есть изменения в действиях. Перенос способствует активизации внимания учащихся, поскольку в каждом задании может содержаться требование не механического применения умения (приемов), а его перестройки (исключение некоторых действий и включение новых), поиска на его основе новой системы действий.
Этап систематизации и обобщения. Этот этап реализуется при обобщающем повторении как отдельных тем содержательной линии «Основы медицинских знаний», где применяются определенные умения (приемы) оказания первой помощи при неотложных состояниях, так и всего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом. Овладение этим приемом проверяется с помощью заданий, выполняемых по образцу, или требующих переноса приема.
Самостоятельное использование умения при дальнейшем изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Литература:
[1] Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Издательство Московского Университета, 1988. – 255 с.
[2] Кабанова – Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 376 с.
[3] Усова А.В. Формирование общеучебных умений и навыков. – М.: Просвещение, 1976. – 127 с.
© Е.Л.Агеева, 2015
© Х.В. Жидкова, 2015