Лекция 1 Презентация МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Солдатова Екатерина Викторовна

Методика изучения биологии как учебный предмет и как наука

Разработана презентация Кафедрой биологии ... МГОУ

Используется накурсе Методика преподавания биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 01_lektsiya_metodika_kak_nauka.ppt277 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Слайд 2

Основные вопросы лекции Методика обучения биологии как наука Связь методики обучения биологии с другими науками Методика обучения биологии как учебный предмет

Слайд 3

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предмете и объекте исследования. Главная функция науки — исследование .

Слайд 4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Основные признаки науки: цели объект и предмет исследования методы познания формы выражения знаний, представляемые в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов.

Слайд 5

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Слайд 6

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Цель общего образования определяется с учетом факторов: целостность человеческой личности; прогностичность, т. е. ориентация целей образования на современные и будущие ценности; преемственность в системе непрерывного образования.

Слайд 7

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Цель общего биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют: уровень обученности , т. е. овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность; уровень воспитанности , характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности; уровень развития ученика , определяющий его способности, потребность в саморазвитии, выборе профильного направления обучения и совершенствовании физических и умственных качеств.

Слайд 8

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Задачи методики обучения биологии: определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников; разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе; определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов; разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук; разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организа-ции кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Слайд 9

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Объект исследования - выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя. Предметами исследования - являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта.

Слайд 10

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Объект исследования методики обучения биологии — учебно-воспитательный процесс , связанный с данным учебным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Слайд 11

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление общих закономерностей позволяет объяснить и предположить ход событий и действовать целенаправленно.

Слайд 12

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Теоретические обобщения методики биологии : «Развитие биологических понятий» «Система форм обучения биологии» «Развитие системы экологических понятий в курсе биологии» «Развитие методов обучения биологии» «Система материальной базы обучения биологии» «Система обучения биологии в открытом информационном обществе» Система многоуровневого образования будущих учителей биологии» «Система методической подготовки в педвузе студентов-биологов к работе в школе»

Слайд 13

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения биологии ищет ответы на четыре основных вопроса : Зачем учить? (определяет цели образования) Чему учить? (содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора) Как учить? (оптимальные условия организации процесса) Кого учить? (оптимальные условия организации процесса с учетом типа и профиля учебного заведения)

Слайд 14

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Методика биологии имеет связь с науками : Педагогикой Философией Биологией Психологией

Слайд 16

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Структура предмета «Теория и методика обучения биологии» Общая методика обучения биологии Частные методики обучения биологии

Слайд 17

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Учебный предмет обычно реализуется через систему организационных форм обучения на лекциях лабораторно-практических занятиях в процессе полевой и педагогической практик

Слайд 18

Вопросы для самопроверки Что представляют собой объект и предмет методики обучения биологии? Обоснуйте значение методики обучения биологии как науки. Чем отличается методика обучения биологии как наука от вузовской учебной дисциплины? Назовите организационные формы изучения методики обучения биологии в вузе. С какими науками взаимодействует методика обучения биологии? Какими методами исследования пользуется методика обучения биологии как наука?

Слайд 19

Задания для самостоятельной работы Ознакомьтесь с содержанием государственного образовательного стандарта подготовки специалиста «Учитель биологии». Ознакомьтесь с содержанием и основными профессиональными требованиями, предъявляемыми к учителю биологии.

Слайд 20

Учебники по методике биологии Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева , В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 280 с. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии —М.: КолосС, 2007. — 304 с: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студен­тов высш. учеб. заведений).