Лекция 1 Презентация МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Методика изучения биологии как учебный предмет и как наука
Разработана презентация Кафедрой биологии ... МГОУ
Используется накурсе Методика преподавания биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_lektsiya_metodika_kak_nauka.ppt | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные вопросы лекции Методика обучения биологии как наука Связь методики обучения биологии с другими науками Методика обучения биологии как учебный предмет
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предмете и объекте исследования. Главная функция науки — исследование .
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Основные признаки науки: цели объект и предмет исследования методы познания формы выражения знаний, представляемые в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Цель общего образования определяется с учетом факторов: целостность человеческой личности; прогностичность, т. е. ориентация целей образования на современные и будущие ценности; преемственность в системе непрерывного образования.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Цель общего биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют: уровень обученности , т. е. овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность; уровень воспитанности , характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности; уровень развития ученика , определяющий его способности, потребность в саморазвитии, выборе профильного направления обучения и совершенствовании физических и умственных качеств.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Задачи методики обучения биологии: определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников; разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе; определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов; разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук; разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организа-ции кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Объект исследования - выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя. Предметами исследования - являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Объект исследования методики обучения биологии — учебно-воспитательный процесс , связанный с данным учебным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление общих закономерностей позволяет объяснить и предположить ход событий и действовать целенаправленно.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Теоретические обобщения методики биологии : «Развитие биологических понятий» «Система форм обучения биологии» «Развитие системы экологических понятий в курсе биологии» «Развитие методов обучения биологии» «Система материальной базы обучения биологии» «Система обучения биологии в открытом информационном обществе» Система многоуровневого образования будущих учителей биологии» «Система методической подготовки в педвузе студентов-биологов к работе в школе»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА Методика обучения биологии ищет ответы на четыре основных вопроса : Зачем учить? (определяет цели образования) Чему учить? (содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора) Как учить? (оптимальные условия организации процесса) Кого учить? (оптимальные условия организации процесса с учетом типа и профиля учебного заведения)
СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Методика биологии имеет связь с науками : Педагогикой Философией Биологией Психологией
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Структура предмета «Теория и методика обучения биологии» Общая методика обучения биологии Частные методики обучения биологии
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Учебный предмет обычно реализуется через систему организационных форм обучения на лекциях лабораторно-практических занятиях в процессе полевой и педагогической практик
Вопросы для самопроверки Что представляют собой объект и предмет методики обучения биологии? Обоснуйте значение методики обучения биологии как науки. Чем отличается методика обучения биологии как наука от вузовской учебной дисциплины? Назовите организационные формы изучения методики обучения биологии в вузе. С какими науками взаимодействует методика обучения биологии? Какими методами исследования пользуется методика обучения биологии как наука?
Задания для самостоятельной работы Ознакомьтесь с содержанием государственного образовательного стандарта подготовки специалиста «Учитель биологии». Ознакомьтесь с содержанием и основными профессиональными требованиями, предъявляемыми к учителю биологии.
Учебники по методике биологии Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева , В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 280 с. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии —М.: КолосС, 2007. — 304 с: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).