Царство грибов (конспект урока с использованием ИКТ)
Урок разработан в соответствии с ФГОС. В работе представлены план - конспект урока, презентация и самоанализ. Разработка содержит занимательную информацию о грибах, яркие иллюстрации, много загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tsarstvo_gribov.docx | 56.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского района Воронежской области
Конспект урока по биологии в 6 классе
Царство Грибов
Подготовила учитель биологии 1кк
Медведева Татьяна Викторовна
Хвощеватое 2014
Тема урока: «Царство грибов»
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации грибов и отличиями от организации других царств живой природы.
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: биологические задачи, метод исследования
Базовый учебник: Пономарева И.Н. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник. для общеобразоват. учебных. заведений;
План –конспект урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Правила на доске: | Организация рабочих мест, приветствие, изучение правил на доске | Личностные: настрой на урок |
2. Актуализация знаний | Учитель загадывает загадки ,а ответы показывает на экране 1Спрятался за пень – шляпка набекрень, кто проходит близко кланяется низко (гриб) 2Есть грибы, но не в лесу - в тесте, пиве и квасу (дрожжи) 3Без зубов ,а дерево грызет(гриб-трутовик) 4Выросли на полочке кисточки - метелочки , кисточки зелены-лекари хваленые (пеницилл) 5Маленький ,удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (гриб) ( Слайд№3) Ученики совместно с учителем записывают представителей царства грибов | Ответы: Вместе с учителем записывают представителей царства грибов. Классифицируют предложенные варианты на доске. | Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов |
3. Изучение новой темы Целеполагание Вводный настрой на изучение нового материала Объяснение нового материала Физ. Минутка | Учитель: Ребята, легко предположить о ком пойдет речь на уроке. Давайте подумаем, какова тема нашего урока? На экране : Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою Что нам шепчешь на заре. Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи: Чтоб узнали точно мы – как в лесу растут….. „Грибы”. (слайд№4) , Теперь давайте сформулируем цель нашего урока (На экране написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова. • Задача «Чудо-юдо» В столе затерялся кусок хлеба, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли дверцу стола, то увидели пушистую "вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм) .(В воздухе всегда присутствуют споры плесени) • Задача: Собрали плоды малины и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил .Что могло вызвать брожение сока.(В благоприятных условиях споры дрожжей начали активно размножаться) Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (Слайд №7и 6.) Учитель: Подумайте и скажите, какие признаки растений характерны для грибов?
Учитель: Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Учитель: Какие грибы растут в нашей окрестности? Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? (Пояснение: Ответы на вопросы ученики дают в результате работы с учебником, с помощью информации, полученной на уроке).
Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? (слайд№10 и9) Учитель :давайте рассмотрим съедобные и не съедобные грибы .Чем они отличаются.(Слайды11 и 12) Учитель читает загадки ,а дети отгадывают их и проводят классификацию :Какой гриб трубчатый или пластинчатый и съедобный и не съедобный. 2Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят(лисички)(Слайд№14) 3Бугровато,а не воз, ноздревато ,а не нос, сверху слизь, не червяк, жил в земле , а не хомяк.(масленок)(слайд№15) 4 Шапочка красная ,пуговки белые ,работа напрасная; осталось все целое-никто не берет.(мухомор)(Слайд16) 5Зацвели сережки-первый гриб в лукошке(сморчок)(слайд№17)
Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся? Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?
Рост грибов.
Шекспир писал: «Вы, низкорослый народ карликов, Что на лугу, при свете луны, Вычерчиваете эти волшебные круги» Как вы поняли, речь идет о «ведьминых кольцах». Что это и откуда они берутся.. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм). Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров. Закачалось деревцо( вправо-влево наклоны туловища) Ветер тише,тише.тише (полуприседание) Деревцо все выше , выше(полуприседание) Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?(Слайд21и 20)
Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?(Слайд 22 и 23) Вместе с учителем, с помощью учебника и знаний из практики формулируют полезные и вредные признаки грибов для человека: 1) грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы – возбудители заболеваний сельскохозяйственных животных(стригущий лишай) 3) грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться. Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов: 2) Грибы можно собирать только вдали от автомобильных дорог. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. | Дети отвечают: «грибы» Высказывают предположения, вставляют пропущенные слова в предложение, формулируют цель урока.(Царства)
Решают творческие задачи, высказывают предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы. (В воздухе всегда присутствуют споры плесени) .(В благоприятных условиях споры дрожжей начинают активно размножаться)
Самостоятельная работа с учебником, зарисовка строения шляпочного гриба с помощью цветных карандашей Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Отвечают на вопрос учителя: Для грибов характерны следующие признаки животных: Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.
Ответы: шляпочные, дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, паразиты и др.). Ответ: трубчатые и пластинчатые. Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов. Записывают примеры съедобных и не съедобных грибов в тетрадь. (белый гриб , лисички , масленок , мухомор, сморчок ) Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).
Виды размножения записывают в тетрадь в виде схемы. Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.
Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава.
Дети выполняют физ.минутку. Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные "грибные сады”, они пережёвывают листья и "засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).
Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.
Формулируют правила сбора грибов, опираясь на полученные знания и прошлый опыт из жизни. 1) Надо собирать только те грибы ,которые мы знаем 2) Грибы можно собирать только вдали от автомобильных дорог. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. |
Познавательные: знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы. Регулятивные: целеполагание.
Личностные: мотивация и интерес к уроку. Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей. Познавательные: общеучебные: самостоятельный поиск информации, смысловое чтение, Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: формулировка выводов. Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей. Общеучебные: знаково-символические действия: представить в виде рисунка. Познавательные: общеучебные: самостоятельный поиск информации, умение структурировать знания в устной форме. Логические: анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез.
Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение работать с информацией, структурировать знания в устной и письменной форме; моделирование (представить в виде схемы).
Познавательные: общеучебные: умение работать с информацией, структурировать знания в устной форме; Логические: анализ и синтез. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: творческое решение задач. Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: самостоятельное формулирование правил. Личностные: ориентация на практику, бережное отношение к природе, сохранение здоровья. Логические: анализ и синтез. Коммуникативные: владение устной речью.
|
4. Закрепление изученного материала и подведение итогов | - На экране приготовлен тест ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАПИШИ БУКВУ ЕСЛИ ОТВЕТИЛ ПРАВИЛЬНО, ТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО . Поставьте себе оценку, за свои знания по теме «Грибы». 1.По способу питания грибы похожи на животных, так как: А) способны к фотосинтезу Г) питаются готовыми органическими веществами У) поглощают пищу путём всасывания 2.Оболочка клеток большинства грибов содержит: Р) хитин О) целлюлозу Т) муреин 3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется Ж) мицелий Д) плодовое тело И) микориза 4.Дрожжи размножаются А) спорами Б) почкованием В) мицелием 5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором: К) выгодно одному из организмов О) не выгодно обоим Н) выгодно обоим 6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов М) мукор И) трутовик К) фитофтора 7.К пластинчатым грибам относится Ц) лисичка О) подосиновик М) маслёнок 8.Половое размножение у грибов происходит А) при слиянии специализированных клеток Г) с помощью спор У) почкованием Слайд№24- 27)ОТВЕТ «ГРИБНИЦА» - А теперь давайте проверим, соответствует ли ваша оценка действительности. Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания. | Выполняют тест Оценивают себя ОТВЕТ «ГРИБНИЦА» Выполняют индивидуальные задания. Проверяют работы друг друга, выставляют оценки за тест. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. |
5. Домашнее задание | 1. Учебник стр. 194-198 (Слайд-28) 2. Творческое задание: Ученики делятся на две творческие группы. 1 группа детей работают над проблемными задачами: 2 группа учеников выполняет творческую работу «Грибы, растущие в нашей местности»: | Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.
Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочная литература, знания из собственного жизненного опыта. 1 Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза! 2Ответ: Отравление грибом спорыньёй. 3Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.
Выполняют творческую работу. | Познавательные: общеучебные: самостоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение структурировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Логические: анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах)
Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать. Познавательные: общеучебные: умение работать с литературой, умение структурировать знания в письменной форме, моделирование (представление в виде рисунка, карты, презентации). Логические: анализ и синтез. |
Самоанализ урока.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Место урока в теме:
Урок в теме: «Бактерии, грибы, лишайники». Первый урок по теме «Царство грибы».
Все этапы урока были взаимосвязаны.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.
Были представлены направления моей методической работы: активное использование ИКТ, гуманитаризация биологического образования, метапредметность.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
При планировании данного урока были учтены возрастные особенности учащихся: вводились игровые элементы, смена видов деятельности, психологическая и физическая разрядка.
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации грибов и отличиями от организации других царств живой природы, принятии информации о съедобных и ядовитых грибах.
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Во время урока осуществлялась смена видов деятельности с целью здоровьесбережения.
Во время урока ясно прослеживаются признаки творческой деятельности:
1. Умение переносить знания в новую ситуацию.
2. Умение видеть функцию объекта.
3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.
4. Комбинирование известных способов деятельности (решение биологических творческих задач).
5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).
Урок полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения.
Тема урока | Методическая сущность | Планируемые результаты | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные | Личностные УУД | ||
Царство грибы | Тип урока: объяснение нового материала; Технологии: информационно -коммуникативная, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесбережение. Приемы, методы и формы: биологические задачи, использование возможности интерактивной доски, самостоятельное изучение материала, работа со схемами, ориентация на творчество, ориентация на применение знаний на практике. | Грибы: шляпочные, плесневые, дрожжи. Грибница (мицелий), гифы, споры. Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Гетеротрофный способ питания.
| В познавательной сфере: Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: организмов растений, грибов, животных и бактерий). Приведение доказательств, что грибы – это отдельное царство живой природы. Классификация. Объяснение роли грибов в практической деятельности человека. Работа с таблицами и схемами. Различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов. Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения. Выявление приспособления грибов к среде обитания. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов, В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе: сбора грибов. Ориентация на сохранение здоровья: знание отличий съедобных грибов от несъедобных. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы: грибы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка, элементы волевой саморегуляции. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации, применение методов, знаково-символические действия ( работа со схемами, рисунками), умение структурировать знания в устной и письменной форме, смысловое чтение, выделение главного и второстепенного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. | Мотивация и интерес к уроку, ориентация на сохранение здоровья, ориентация на эстетическое отношение к природе и живым объектам. |
Элементы урока изучения нового материала
Структура урока | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
|
I Организационный этап | Создание позитивного эмоционального настроя учащихся. Обеспечение мотивации к изучению новой темы. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | |
II Актуализация знаний | Повторение изученного материала | Активное воспроизведение изученного материала с помощью классификации объектов и построения схемы | |
III Изучение новой темы
Постановка цели: Усвоения новых знаний |
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и определяют её место в разделе. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний |
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и определяют её место в разделе. Учащиеся находят логичные объяснения, опираясь на биологические, экологические закономерности, изученные ранее, а также на знания из собственного опыта. | |
Здоровьесберегающий компонент. | Смена видов деятельности. Психологическая и физическая разрядка. |
| |
Соотнесение новых знаний с практикой (применением их в жизни) | Сформулированы правила сбора грибов, значение грибов в природе и жизни человека, рассмотрены примеры и признаки съедобных и несъедобных грибов. |
| |
IV Этап закрепления новых знаний | Обеспечение закрепления знаний по теме: «Царство грибы» | Позволило учащимся на каждом этапе изучения материала закреплять, корректировать и применять знания в новой ситуации. | |
V Подведение итогов | Оценить работу на уроке и усвоение материала | Проведена самостоятельная оценка усвоения знаний учащимися, контроль и оценка со стороны учителя. |
Список используемой литературы
-Пономарева И.Н. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений
-Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 2009.
.-Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии для 6-7 классов. М.: Вако, 2009.
-Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 2010.
-Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: 2010.
-Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 2010.
-Зверева И.В. Нестандартные уроки по биологии. -Волгоград: ИТД «Корифей»