"Вы в ответе за тех, кого приручили"
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_potapovoy_n.v._dlya_konkursa_pedagogicheskiy_feyerverk.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ.
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Автор: учитель экологии и биологии МОУ « Гимназия № 89»
Потапова Наталья Владимировна, высшая категория.
г. Саратов, 2014г.
Пояснительная записка.
Эта программа адресована для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Данный курс, объемом 12 часов, направлен на развитие познавательных интересов школьников.
Основной идеей программы является возможность углубить знания учащихся, расширить их кругозор, помочь ребятам найти ответы на многие интересующие их вопросы, связанные с уходом за собакой или кошкой.
Актуальность- тема курса является очень актуальной, т.к. способна объяснить учащимся, как правильно ухаживать, кормить, воспитывать домашнего питомца (собаку или кошку), оказывать им первую помощь, а также как защитить себя от болезней, общих для животных и человека.
Особенность курса: данный курс будет интересен не только для учащихся, у которых уже есть домашнее животное, но и для тех, кто только собирается завести собаку или кошку; курс имеет междисциплинарный характер, что побуждает учащихся к интеграции знаний и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности.
Цель: привлечь внимание учащихся к необходимости правильного, самостоятельного и бережного отношения к домашним животным (собаке, кошке).
Межпредметные связи: данный курс связан с биологией, экологией, гигиеной, ОЗОЖ, ОБЖ, валеологией.
Задачи: 1)углубление знаний учащихся о правилах по уходу и содержанию домашних животных.
2) развитие интереса учащихся
3) развитие мотивации изучения предмета биологии и экологии.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические задания, сбор и анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдения, исследования, применение практических работ.
Логика реализации курса основывается на принципах актуализации и интеграции имеющихся и полученных знаний.
В процессе реализации программы формируются умения анализировать информацию, результаты наблюдений; обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
Ожидаемый результат:
1)развитие познавательного интереса учащихся
2) развитие интеллектуальных способностей
3)приобретение навыков по уходу, содержанию, воспитанию и оказанию первой помощи своим домашним животным (собаке или кошке).
Виды контроля: письменные ответы на вопросы после прохождения темы: доклады, выполнение проектов, итоговое тестирование.
Достижения учащихся оцениваются по результатам итогового тестирования и выполнения презентации.
Курс поможет определиться тем ребятам, кто хочет выбрать себе профессию кинолога, ветврача, а также будет просто интересен для тех, кто является просто владельцем собаки или кошки.
Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе на: | Примечание | |
уроки | Пр. Раб. | ||||
1 | Правила и особенности размещения и содержания домашних животных |
2 |
1 | 1 | |
2 | Кормление собак и кошек | 1 | 1 | ||
3 | Уход за питомцами | 2 | 1 | 1 | |
4 | Домашняя аптечка | 1 | 1 | ||
5 | Профилактика заболеваний | 1 | 1 | ||
6 | Как самому оказать первую помощь животному при несчастных случаях |
2 |
2 | ||
7 | Болезни, общие для человека и домашних животных (собаки или кошки) и их профилактика | 1 | 1 | ||
8 | Советы по дрессировке | 1 | 1 | ||
9 | Итоговое тестирование | 1 | 1 | Показ презентации | |
10 | Презентация творческих работ учащихся | 1 | 1 | ||
11 | ИТОГО | 13 | 11 | 2 |
Правила и особенности размещения и содержания домашних животных
План урока:
1.Кому ухаживать?
2.Оборудование места для питомца
3.Уборка места отдыха животного
4.Инвентарь для содержания животных
5.Практическая работа
6.Домашнее задание
1.Вопрос «кому ухаживать?» нужно обсудить и решить задолго до приобретения домашнего питомца (как собаки, так и кошки). Животным, особенно собаке, необходим один хозяин, который будет кормить, поить, выгуливать, убирать. Если постоянного хозяина не будет, то ваш питомец слушаться и выполнять команды будет плохо. Члены семьи могут и должны принимать участие в уходе, но лишь в отсутствии хозяина.
2.Квартирные условия подходят для содержания и собак, и кошек. Но у животных должно быть определенное место для сна, отдыха. Это место должно быть отдалено от отопительных приборов, сквозняков. Нельзя располагать места для животных в ванне, туалете, на кухне. Кроме того, собак не рекомендуется размещать в спальной комнате. В выбранном месте на пол укладывают теплый коврик. Нельзя приучать ни собаку, ни кошку спать на кровати, диване.
3.Помещение должно проветриваться каждый день. Коврик, на котором спит ваша собака или кошка, нужно или чистить пылесосом или вытряхивать на улице. Во время линьки, особенно у пушистых кошек или длинношерстных собак, чистить коврик нужно 2 раза в день, пол протирать влажной тряпкой и мыть полы 1 раз в неделю. Перед уборкой помещения собак нужно выгуливать.
4.Для содержания кошки не всегда требуется, но можно применять ошейник, поводочек, а для собаки необходимы ошейник, намордник, шлейка и два поводка (длинный и короткий), цепь.
5.Практическая работа: строение скелета кошки.
Оборудование: скелет кошки, таблицы с изображением внешнего вида и скелета кошки и собаки.
Цель: повторить особенности строения скелета кошки.
Выполнение работы:
1.Рассмотреть скелет кошки. Выявить его отделы.
2.Рассмотреть позвоночник. Определить его отделы.
3.Рассмотреть пояс передних конечностей, определить его отделы.
4.Рассмотреть пояс задних конечностей, определить его отделы.
5.Сравнить скелет кошки и собаки по таблице.
6.Результаты наблюдений записать в тетрадь.
6.Домашнее задание. Составить рассказ о домашнем питомце. Если животного в доме нет, то можно составить рассказ «Если бы у меня была собака (кошка)».
Кормление домашних животных
- 1.Кормление котят
- 2.Кормление щенков
- 3.Кормление кошек
- 4.Кормление собак
- 5.Домашнее задание
1.Котята питаются молоком матери 30-40 суток. Подкармливать их нужно с 20-30 дневного возраста свежим цельным, немного подогретым, коровьим или козьим молоком. Когда котята начинают видеть, им можно давать хлеб с молоком, молочные каши, мясо (пропущенное через мясорубку). На обычный рацион взрослых кошек котят переводят в возрасте 5-7 недель, в течение недели постепенно.
2.Подкармливать щенков обычно начинают с 2-х недельного возраста. Кормят так же, как и котят, коровьим или козьим молоком. В первую неделю для щенка достаточно половины стакана, во вторую- стакан, в 3-4 недели- 2-3 стакана молока. С 2-3 недельного возраста щенкам нужно давать мясной фарш: 15-20г, затем 40-50г (3-4 раза в день после сосания матери). Затем можно давать молоко, каши, супы. До 2-х месячного возраста щенков кормят 6 раз в день (200г корма), с 2-4 месяцев- 300-400г корма на пять раз в день; с 4-5 месяцев- 4 раза по 500-600 г. С 5-6 месяцев- 3 раза по 600-1000г, с 8-ми месяцев щенка переводят на 2-х разовое кормление, как и взрослую собаку.
3.Кормление взрослых кошек должно быть полноценным - супы, каши, молоко, хлеб, мясо, печень и т.п. можно применять сухие и консервированные корма. Нельзя резко переходить с одного вида корма на другой.
4.Пища собаки должна быть разнообразной, содержать овощи. Собаку нельзя кормить только сырой или только вареной пищей. Кормят взрослую собаку 2 раза в день. Можно кормить также сухими или консервированными кормами, но для питья всегда должна стоять свежая вода.
5.Домашнее задание. Ответ на вопрос: щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса?
Уход за питомцем
- 1.Что нужно делать сразу? Предметы ухода.
- 2.Выгуливание
- 3.Ежедневный осмотр
- 4.Чистка, стрижка
- 5.Мытье и купание
- 6.Практическая работа
- 7.Домашнее задание
1.После приобретения собаки или кошки, желательно как можно быстрее зарегистрировать животное в ветеринарной лечебнице. Это делается для того, чтобы животному своевременно делали прививки, а в дальнейшем оказывали и лечение. Кроме этого нужно (если этого не делали) провести дегельминтизацию (выведение глистов из организма). Предметы ухода: расческа, щетка, щетка - пуходерка, ножницы, кусачки, тряпки.
2.Кошек выгуливать необязательно, их можно просто отпускать из дома на день. Если вы не хотите чтобы кошка долго была на улице, то ее можно выгуливать на тоненьком ошейнике с поводком. Собак выгуливают 2 раза в день (утром и вечером), щенков 4-5 раз в день. Нельзя выгуливать собак на газонах, в парках. Делать это нужно дальше от мест отдыха людей (на пустырях, полянах). Выгуливать собак нужно на ошейнике с поводком, а если собака нервная, злобная – то и с намордником.
3.Домашнее животное нужно обязательно осматривать для поддержания его здоровья (особенно после прогулок). Осматривают для обнаружения клещей, ран, царапин, заноз. Смотрят на состояние слизистой оболочки глаз; аппетит. В случае изменений обращаются в ветлечебницу.
4. Чистка проводится для удаления пыли, грязи, перхоти, отмерших волос. Для этого используют: тряпки (вытирают лапы после прогулки), вату (удаляют грязь из ушей), щетку - пуходерку, расческу. В период линьки и собак и кошек чистят ежедневно. Стрижку проводят чаще у собак, чем у кошек (особенно у породистых). Форма стрижки, в зависимости от породы, может быть разнообразной.
5. Мыть собак и кошек часто не рекомендуется. Это можно делать, когда животное сильно испачкалось после прогулки, или с лечебной целью (для удаления блох, вшей) мыть нужно теплой водой и затем вытирать.
6.Практическая работа: Наблюдение за кошкой (собакой).
Цель: изучение внешнего облика животного, поведения при различных условиях. Работа выполняется дома. Если у кого- то нет животного, то работа выполняется попарно, группой (с теми, у кого есть кошка, собака)
Ход работы:
1.Рассмотреть внешний облик животного:
- А) Отделы тела;
- Б) Конечности;
- В) Органы головы;
- Д) Шерстный покров
2. Проследить за:
- А) Способом передвижения;
- Б) Кормлением;
- В) Поведением.
3. Результаты наблюдений записать в тетрадь и подготовиться к опросу по внешнему строению кошки, собаки
7. Домашнее задание: Ответ на вопрос: Для чего нужно проводить ежедневный осмотр кошек, собак?
Домашняя аптечка
1.Инструменты
2.Медикаменты
3.Перевязочный материал
4.Домашнее задание
1. Из инструментов необходимы - ножницы, пинцет, щипцы для подрезания ногтей, термометр, пипетка, шприцы, клизма .
2. Медикаменты: Йод, раствор перекиси водорода, анальгин, витамины, глюконат кальция, глистогонные средства, марганцовка.
3. Перевязочный материал: бинты, вата, лейкопластырь, клееночка.
4. Домашнее задание: выучить все, что необходимо для домашней аптечки и объяснить, для чего необходим тот или иной предмет (препарат) из аптечки.
Профилактика заболеваний
1.Основные правила.
2.Что нужно делать самому хозяину.
3.Домашее задание.
1.Содержать животных нужно правильно: правильно, полноценно кормить; ежедневно чистить; ежедневно и своевременно выгуливать; не допускать контакта с бродячими животными; не допускать, чтобы животное лазало по помойке; нужно проводить дегельминтизацию животных и ежегодные прививки; ежедневно убирать за животными.
2.Хозяин должен соблюдать правила и личной гигиены: мыть руки каждый раз после общения со своей собакой или кошкой с мылом; не расчесывать животное своей расческой; не позволять животному облизывать ваше лицо и руки; если животное заболело, то сразу же обращайтесь в лечебницу.
3.Домашнее задание: Ответ на вопрос: Почему нельзя допускать, чтобы животное подбирало еду на улице?
Как самому оказать первую помощь животному при несчастных случаях 1.Обследование животного
2.Как правильно дать лекарство
3.Первая помощь при укусах
4. Первая помощь при занозах
5.Первая помощь при ушибах
6.Первая помощь при повреждениях глаз
7. Первая помощь при кровотечениях
8. Первая помощь при ожогах
9.Первая помощь при отравлениях
1. Если заметили какие-либо изменения во внешнем виде и поведении животного, то нужно провести полный осмотр - у больного животного пропадает аппетит, он становится вялым. Краснеют или бледнеют видимые слизистые оболочки глаз, рта. Нарушается работа кишечника, может появиться кашель, выделения из носа, глаз, рта. Животному нужно обязательно измерить пульс, температуру, дыхание.
2.Лекарство можно дать вместе с кормом. Если животное не может или не хочет принять лекарство, то нужно: открыть рот животного, положить на корень языка таблетку и сразу закрыть рот, не давая тем самым выплюнуть лекарство. Таблетку можно растолочь и смешать с водой и залить в рот.
3. При укусе клеща - его нельзя выдергивать, а нужно капнуть на него маслом, одеколоном, бензином, клещ отпадет сам. При укусах пчел, ос - нужно удалить жало и приложить на 30 минут ватку, смоченную перекисью водорода или в растворе марганцовки. Затем смазать йодом.
4. При ушибах - применяют холодный компресс.
5.При занозах - удаляют ее и смазывают ранку йодом или зеленкой.
6.При кровотечениях - шерсть выстригают, рану промывают раствором перекиси. Края раны смазывают йодом. При глубоких ранах и сильном кровотечении после оказания первой помощи обращаться в ветлечебницу.
7. при ожогах - больное место смазать подсолнечным маслом
8. При отравлении - нужно будет вызвать рвоту, либо залить животному в рот больше простой воды и не медлить с вызовом специалиста, т.к. это может быть опасно для жизни животного
Болезни, общие для человека и животных
1.Какие болезни животных опасны для человека
2.Профилактика этих болезней
1. Болезни - общие для человека и животных называются антропозоонозами. Это: инфекционные болезни (бешенство), инвазионные болезни (аскаридоз, трихинеллез, описторхоз), стригущий лишай.
2. Профилактика: нельзя целовать собак, кошек, брать с собой их в постель. Нужно мыть руки с мылом после общения с ними. Нельзя гладить бездомных, бродячих животных.
Советы по дрессировке.
Дрессировать кошек не нужно, достаточно их приучить пользоваться туалетом и не лазать по кроватям и столу. Собак приучают к месту, кличке с первого же дня появления их в доме. Дрессировка собак с полной нагрузкой начинается с 8 месяцев. Для хорошей дрессировки нужен специалист. Если хотите заниматься дрессурой сами, то нужно запомнить: а) Нельзя бить и кричать на собаку, если она не сразу выполнила команду; б) для поощрения нужно использовать поглаживания и лакомства; в) заниматься собакой всегда должен только хозяин и только либо перед кормлением, либо через 3 ч после; г) нельзя говорить команды слишком ласково и угрожающе, нельзя увлекаться игрой. Для начала нужно приучить собаку к кличке, ошейнику, поводку.
Итоговое тестирование
1. Где можно выбрать место для домашнего животного
А) в ванной комнате
Б) на кухне
В) на диване
Г) коврик в комнате
2. Как часто выгуливают взрослых собак?
А) 3 раза в день
Б) 2 раза в день
В) 4 раза в день
Г) 1 раз в день
3. Какова температура кошек? А) 37-38 градусов
Б) 38 градусов
В) 38-39 градусов
Г) 39-40 градусов
4. С какого возраста нужно начинать подкармливать
щенят?
А) с 1 месяца
Б) с 2 месяцев
В) с недельного возраста
Г) вообще не нужно
5. Что такое дегельминтизация? А) выведение из организма глистов Б) удаление блох
В) удаление клещей
Г) осмотр домашнего животного
Презентация творческих работ учащихся
1) Выбор методов и ресурсов
2) Форма презентации
3) Предложенные темы
1)Спектр методов для выполнения проекта широк - это могут быть изучение литературы, исследование, наблюдение, поиск информации в сети интернет.
2)Проект может быть представлен в виде реферата или компьютерной программы. Презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя.
3)Темы:
~ Происхождение собаки
~ Содержание собак
~ Содержание кошек
~ Методы дрессировки собак
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физиологические параметры дыхания, температуры, пульса у собак и кошек.
Частота дыхания (в минуту) | ||
Котята | . | 22-24 |
Взрослые кошки | . | 17-23 |
Щенки | . | 20-22 |
Взрослые собаки | . | 14-18 |
Температура (оС) | ||
Щенки | . | 38,2-39,3 |
Собаки взрослые: | . | |
Малые | . | 38,5-39,0 |
Средние | . | 38,0-38,6 |
Большие | . | 37,4-38,4 |
Кошки | . | 38,0-39,5 |
Пульс | ||
Котята | . | 130-140 |
Кошки | . | 100-120 |
Щенки | . | 100-140 |
Собаки | . | 70-125 |
Список литературы
1.Болезни мелких животных: диагностика, лечение, профилактика. - СПб.: «Лань», 1999.
2.Все о собаке. Сборник. В.Н.Зубко. - М.: Эра,1992.
3.Преподавание зоологии в школе. И.Х.Шарова, С.П.Шаталова, К.В.Макаров- М.: Айрис-пресс,2006.
4.Справочник « Болезни собак». И.М. Беляков, В.А. Лукьяновский.- «Нива России», 1996