Элективный курс "Основы агрохимии"
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования Агрызском районе
Кучуковская средняя общеобразовательная школа
Программа элективного курса
Основы агрохимии
9 класс, 8 часов
Автор: Гимранова
Раушания Рахимовна
учитель химии
первой категории
Элективный курс
Основы агрохимии
Курс по выбору (элективный) «Основы агрохимии» предназначен для учащихся 9 – го класса основной школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии. Курс знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, вопросами питания растений, современными методами анализа почв, растений и удобрений.
Основываясь на физиологии растений и химии удобрений, курс предусматривает ознакомления учащихся с практическими вопросами земледелия, с основными способами воздействия на почву и растения для получения высоких урожаев. Особое внимание при изучении курса «Основы агрохимии» следует обращать на воспитания у учащихся современного представления о комплексном экономически обоснованном применении средств химизации в сельском хозяйстве в сочетании с высокой агротехникой и механизацией производственных процессов.
При изучении курса значительное место отводится практическим работам учащихся в лабораторных условиях.
Перед выполнением каждой практической работы даются необходимые теоретические сведения по агрохимии в тесной взаимосвязи их неорганической химией, а также с биологией, что обеспечивает более осмысленный подход учащихся к производственным работам в растениеводстве.
Эффективность занятий данного курса зависит от оснащения их учебно-наглядными пособиями химической посудой и специальными химическими реактивами, диа – и видеофильмами, таблицами, схемами.
Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами жизнь. Этот элективный курс дает возможность учителю и учащихся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Основные задачи курса:
-дать учащимся определенный объем агрохимических знаний, умений и навыков для выполнения основных работ в растениеводстве по анализу почв, определению потребностей растений в основных элементах питания;
-дать представление о химических средствах защиты растений, стимуляторах роста;
-ознакомить с современными достижениями агрохимической науки;
-воспитывать у учащихся сознательное отношение к сельскохозяйственному труду.
Тематический план
1.Задачи агрохимии. Состав почвы – 1 ч.
2.Питание растений – 1 ч.
3.Удобрения – 2 ч.
4.Химические средства защиты растений – 2 ч.
5.Мелиорация почв – 1 ч.
6.Основные профессии сельского хозяйства.
Демонстрации: коллекция удобрений и пестицидов.
Лабораторный опыт: ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.
Практическая работа: определение минеральных удобрений.
Содержание курса
Тема 1 (1 ч)
Задачи агрохимии. Краткие сведения об истории ее развития. Агрохимическая характеристика почв.
Тема 2 (1 ч)
Физиологические основы питания растений, роль отдельных химических элементов в жизни растений. Питание растений макроэлементами (азотом, фосфором, калием) и микроэлементами.
Тема 3 (2 ч)
Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Простые и комплексные удобрения. Микроудобрения. Выбор форм удобрении, нормы и дозы удобрений.
Тема 4 (2 ч)
Важнейшие химические средства защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, сорняков их свойства и избирательность действия на растения.
Роль пестицидов и ростовых веществ в повышении урожайности. Как выиграть войну в огороде.
Тема 5 (1 ч)
Понятие о мелиорации почв. Химическая мелиорация.
Тема 6 (1 ч)
Характеристика важнейших профессий, связанных с химизацией сельского хозяйства. Система подготовки кадров: курсы, ПТУ, техникумы, вузы.
Литература
1.Н.Н.Третьяков, Б.А.Ягодин. «Основы агрохимии». Москва Асадемо 2003 г.
2.Н.Н.Орлова, Ш.И.Литвак. «От азота до урожая». Москва «Просвещение» 1983 г.
3.Справочник школьника нового типа 5-11 класс. Санкт-Петербург 2003 г.
4.Энциклопедический словарь юного химика. Москва «Педагогика» 1982 г.
5.Большая школьная энциклопедия Москва «ОЛМА – ПРЕСС» 2001 г.
6.Н.Л.Глинка. общая химия. Ленинград «Химия» 1988 г.