Рабочая программа по биологии по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП"

Матвеевская Марина Николаевна

Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе  основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_master_po_to.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский  Посад»

Рассмотрена на занятии ЦМК                                                Утверждена

Протокол №__ от «__»_________20__г.                                Приказ от «__»_________20__г.

                                                                                                    №___

Председатель ЦМК                                                                  Директор АУ НПО «ПУ №28»

                                                                                                    Минобразования Чувашии

 ___________/Г.А. Стрелкова/                                                _____________/П.Н. Михайлов/

                                                                         

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 со сроком обучения 2 года 5 месяцев

2013


Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе  основного общего образования.

Организация-разработчик: АУ НПО «ПУ №28» Минобразования Чувашии

Разработчик: Матвеевская Марина  Николаевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

                стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка со сроком обучения 2 года и 5 месяцев.

Программа учебной дисциплины может быть использована  в учреждения начального профессионального образования технического  профиля, реализующих среднее (полное) общее образование.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена  для изучения биологии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. Относится к общеобразовательному циклу учебного плана по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. При освоении  профессий НПО технического профиля в учреждениях НПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_117______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __78______ часов;

самостоятельной работы обучающегося _39_____ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

7

     практические занятия

6

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме                                                            зачет                   1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   «Биология»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Биология как наука.

4

Тема 1.1

Методы познания живой природы.

1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы. Уровневая организация. Эволюция.  

1

1

2

Основные уровни организации живой природы. Биологические системы.

Демонстрации: Уровни организации живой природы. Биологические системы.

1

2

3

Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий. Идеи. Гипотезы в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

1

4

Методы познания живой природы. Биологическая роль методов.

Демонстрации: Методы познания живой природы.

1

1

Раздел 2.

Учение о клетке.

12

Тема 2.1

Развитие знаний о клетке.

1

Развитие знаний о клетке. Клеточные теории Р.Гука, Р.Вирхова, К.Бэра, М.Шлейдена и Т.Шванна.

1

2

2

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

1

Тема 2.2

Строение клетки.

1

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке. Клетки организма человека.

2

1

2

Строение клетки. Основные части. Органоиды клетки. Их функции. Доядерные и ядерные клетки.

Демонстрации: Строение клетки.

1

2

3

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрации: Строение вируса.

1

1

4

Строение и функции хромосом. Разновидности хромасом.

Демонстрации: Хромосомы.

1

1

5

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа. Формы хромосом в клетках.

Демонстрации: Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК.

1

1

Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2

3

Практическая работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.  

1

3

Контрольная работа по разделу «Учение о клетке»     

1

          3

Раздел 3.

Организм.

28

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Тема 3.1

Организм – единое целое.

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Демонстрации: Многообразие организмов.

1

2

Обмен веществ и превращения энергии. Свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1

Тема 3.2

Оплодотворение и размножение организмов.

1

Размножение – свойство организмов. Деление клетки.  Развитие и размножение организмов. 

Демонстрации: Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения.

2

2

Половое и бесполое размножение. Способы размножения. Виды клеток.

Демонстрации: Способы бесполого размножения. Половые клетки.

1

3

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление растений. Оплодотворение животных.

Демонстрации: Оплодотворение у растений и животных.

1

Тема 3.3

Индивидуальное развитие организмов.

1

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Причины нарушений развития организмов.

Демонстрации: Индивидуальное развитие организма.

2

2

Индивидуальное развитие человека. Способы развития.

1

3

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрации: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

1

Тема 3.4

Генетика.

1

Наследственность и изменчивость. Свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2

2

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология. Символика. Хромосомная теория наследственности.

Демонстрации: Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание.

2

3

 Современные представления о гене и геноме.

1

4

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Факторы, влияющие на наследственность.

1

5

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Демонстрации: Мутации.

1

6

Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека. Причины и профилактика.

Демонстрации: Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека.

2

7

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции. Гибридизация.  Искусственный отбор.

Демонстрации: Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация.

2

Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Практическая работа:  Решение элементарных генетических задач.

1

3

Контрольная работа по разделу «Организм»

2

3

Тема 3.5

Биотехнология.

1

Биотехнология и ее достижения.  Перспективы развития.

1

1

2

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Клонирование человека.

Демонстрации: Исследования в области биотехнологии.

1

1

Практическая работа: Проведение анализа и оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

2

3

Раздел 4

Вид

                                                                                

15

Тема 4.1

История эволюционных идей.

1

2

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея. Учение Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

 Естественный отбор. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.  

2

1

2

1

3

Виды в природе. Критерии вида. Образование видов.

Демонстрации: Критерии вида. Образование новых видов в природе.

1

1

Лабораторная работа: Описание особей вида по морфологическому критерию.

1

2

4

5

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Демонстрации: Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Движущие силы эволюции.

Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Доказательства эволюции.

2

1

1

2

6

Сохранение многообразия видов. Основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс.  Биологический регресс.

Демонстрации: Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза.

2

2

Тема 4.2

Гипотезы происхождения жизни.

1

Происхождение жизни на Земле. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

1

2

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  

Демонстрации: Происхождение человека.

2

2

3

Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации: Происхождение человеческих рас.

1

1

Контрольная работа по разделу «Вид»

1

         3

Раздел 5

Экосистемы

18

Тема 5.1

Структура экосистем.

1

Экологические факторы. Их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  

Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы.

1

1

2

Межвидовые отношения. Паразитизм. Хищничество. Конкуренция. Симбиоз.

Демонстрации: Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

1

2

Контрольная работа.

1

2

                                                                                                                                           

3

Видовая и пространственная структура экосистем.

1

1

4

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Демонстрации: Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

1

1

Лабораторная работа: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

2

2

5

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества. Агроэкосистемы.

Демонстрации: Экосистема. Агроэкосистема.

1

1

Тема 5.2

Биосфера – глобальная экосистема.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Демонстрации: Биосфера.

1

1

2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот углерода.

Демонстрации: Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие.

1

1

3

Глобальные экологические проблемы.  Пути их решения. Эволюция биосферы.

Демонстрации: Глобальные экологические проблемы.

2

2

4

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации: Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России.

1

1

Практическая работа: Решение экологических задач.

2

3

Контрольная работа по разделу  «Экосистемы»

1

2

Итоговая контрольная работа по курсу «Биология».

2

2

Зачет

1

3

Всего:

78

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия-Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (25 учащихся);

- комплект учебных наглядных пособий

- рабочее место преподавателя;

- образцы;

- модели;

- макеты;

- плакаты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- телевизор;

- электронные учебники по биологии;

- дидактические материалы (карточки задания, учебные пособия, рекомендации);

- материал для контроля знаний (тестовые задания на бумажном и электронном носителях, предметные диктанты, карточки-вопросники).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. – М. Издательский центр «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Электронные ресурсы:

Формы доступа:

- http://www.kozlenkoa.narod.ru/

- http://.center.fio.ru/method

- http://bio.lseptember.ru/

- http://bio.lseptember.ru/2001/07/5.htm

- http://www.bio.msu.ru/biotest.html

- http://genetics.timacad.ru/works_paperl.htm

- http://www.nsu.ru/education/i4biol/index.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

   Знания:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

Умения:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Контрольная работа по разделу «Учение о клетке»    

Контрольная работа по разделу «Организм»

Контрольная работа по разделу «Вид»

Контрольная работа по разделу  «Экосистемы»

Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

 

Практическая работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Лабораторная работа: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Практическая работа:  Решение элементарных генетических задач.

Лабораторная работа: Описание особей вида по морфологическому критерию

Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Практическая работа: Проведение анализа и оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Практическая работа: Решение экологических задач

Самостоятельная аудиторная работа: демонстрация работы со справочной литературой, тестовый контроль, предметные диктанты.

Разработчик:         

АУ НПО «ПУ №28»                        

Минобразования Чувашии             Преподаватель                  М.Н. Матвеевская

_______________________       __________________       _____________________