Рабочая программа по биологии по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП"
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_master_po_to.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад»
Рассмотрена на занятии ЦМК Утверждена
Протокол №__ от «__»_________20__г. Приказ от «__»_________20__г.
№___
Председатель ЦМК Директор АУ НПО «ПУ №28»
Минобразования Чувашии
___________/Г.А. Стрелкова/ _____________/П.Н. Михайлов/
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию
и ремонту машинно-тракторного парка
со сроком обучения 2 года 5 месяцев
2013
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования.
Организация-разработчик: АУ НПО «ПУ №28» Минобразования Чувашии
Разработчик: Матвеевская Марина Николаевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 14 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка со сроком обучения 2 года и 5 месяцев.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждения начального профессионального образования технического профиля, реализующих среднее (полное) общее образование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. Относится к общеобразовательному циклу учебного плана по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. При освоении профессий НПО технического профиля в учреждениях НПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_117______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __78______ часов;
самостоятельной работы обучающегося _39_____ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 7 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме зачет 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Биология как наука. | 4 | ||||||
Тема 1.1 Методы познания живой природы. | 1 | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы. Уровневая организация. Эволюция. | 1 | 1 | |||
2 | Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Демонстрации: Уровни организации живой природы. Биологические системы. | 1 | 2 | ||||
3 | Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий. Идеи. Гипотезы в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 1 | 1 | ||||
4 | Методы познания живой природы. Биологическая роль методов. Демонстрации: Методы познания живой природы. | 1 | 1 | ||||
Раздел 2. Учение о клетке. | 12 | ||||||
Тема 2.1 Развитие знаний о клетке. | 1 | Развитие знаний о клетке. Клеточные теории Р.Гука, Р.Вирхова, К.Бэра, М.Шлейдена и Т.Шванна. | 1 | 2 | |||
2 | Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | 1 | 1 | ||||
Тема 2.2 Строение клетки. | 1 | Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке. Клетки организма человека. | 2 | 1 | |||
2 | Строение клетки. Основные части. Органоиды клетки. Их функции. Доядерные и ядерные клетки. Демонстрации: Строение клетки. | 1 | 2 | ||||
3 | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Демонстрации: Строение вируса. | 1 | 1 | ||||
4 | Строение и функции хромосом. Разновидности хромасом. Демонстрации: Хромосомы. | 1 | 1 | ||||
5 | ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа. Формы хромосом в клетках. Демонстрации: Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | 2 | 3 | |||||
Практическая работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 1 | 3 | |||||
Контрольная работа по разделу «Учение о клетке» | 1 | 3 | |||||
Раздел 3. Организм. | 28 | 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 | |||||
Тема 3.1 Организм – единое целое. | 1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Демонстрации: Многообразие организмов. | 1 | ||||
2 | Обмен веществ и превращения энергии. Свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. | 1 | |||||
Тема 3.2 Оплодотворение и размножение организмов. | 1 | Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Развитие и размножение организмов. Демонстрации: Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. | 2 | ||||
2 | Половое и бесполое размножение. Способы размножения. Виды клеток. Демонстрации: Способы бесполого размножения. Половые клетки. | 1 | |||||
3 | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление растений. Оплодотворение животных. Демонстрации: Оплодотворение у растений и животных. | 1 | |||||
Тема 3.3 Индивидуальное развитие организмов. | 1 | Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Причины нарушений развития организмов. Демонстрации: Индивидуальное развитие организма. | 2 | ||||
2 | Индивидуальное развитие человека. Способы развития. | 1 | |||||
3 | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Демонстрации: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. | 1 | |||||
Тема 3.4 Генетика. | 1 | Наследственность и изменчивость. Свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 2 | ||||
2 | Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология. Символика. Хромосомная теория наследственности. Демонстрации: Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. | 2 | |||||
3 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | |||||
4 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Факторы, влияющие на наследственность. | 1 | |||||
5 | Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Демонстрации: Мутации. | 1 | |||||
6 | Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека. Причины и профилактика. Демонстрации: Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. | 2 | |||||
7 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции. Гибридизация. Искусственный отбор. Демонстрации: Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация. | 2 | |||||
Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | |||||||
Практическая работа: Решение элементарных генетических задач. | 1 | 3 | |||||
Контрольная работа по разделу «Организм» | 2 | 3 | |||||
Тема 3.5 Биотехнология. | 1 | Биотехнология и ее достижения. Перспективы развития. | 1 | 1 | |||
2 | Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Клонирование человека. Демонстрации: Исследования в области биотехнологии. | 1 | 1 | ||||
Практическая работа: Проведение анализа и оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 2 | 3 | |||||
Раздел 4 Вид |
| 15 | |||||
Тема 4.1 История эволюционных идей. | 1 2 | История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея. Учение Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 2 1 | 2 1 | |||
3 | Виды в природе. Критерии вида. Образование видов. Демонстрации: Критерии вида. Образование новых видов в природе. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа: Описание особей вида по морфологическому критерию. | 1 | 2 | |||||
4 5 | Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Демонстрации: Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Движущие силы эволюции. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Доказательства эволюции. | 2 1 | 1 2 | ||||
6 | Сохранение многообразия видов. Основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс. Биологический регресс. Демонстрации: Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. | 2 | 2 | ||||
Тема 4.2 Гипотезы происхождения жизни. | 1 | Происхождение жизни на Земле. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | 1 | |||
2 | Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Демонстрации: Происхождение человека. | 2 | 2 | ||||
3 | Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Демонстрации: Происхождение человеческих рас. | 1 | 1 | ||||
Контрольная работа по разделу «Вид» | 1 | 3 | |||||
Раздел 5 Экосистемы | 18 | ||||||
Тема 5.1 Структура экосистем. | 1 | Экологические факторы. Их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. | 1 | 1 | |||
2 | Межвидовые отношения. Паразитизм. Хищничество. Конкуренция. Симбиоз. Демонстрации: Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | 1 | 2 | ||||
Контрольная работа. | 1 | 2 | |||||
| |||||||
3 | Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 | 1 | ||||
4 | Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Демонстрации: Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | 2 | 2 | |||||
5 | Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества. Агроэкосистемы. Демонстрации: Экосистема. Агроэкосистема. | 1 | 1 | ||||
Тема 5.2 Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Демонстрации: Биосфера. | 1 | 1 | |||
2 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот углерода. Демонстрации: Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие. | 1 | 1 | ||||
3 | Глобальные экологические проблемы. Пути их решения. Эволюция биосферы. Демонстрации: Глобальные экологические проблемы. | 2 | 2 | ||||
4 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Демонстрации: Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России. | 1 | 1 | ||||
Практическая работа: Решение экологических задач. | 2 | 3 | |||||
Контрольная работа по разделу «Экосистемы» | 1 | 2 | |||||
Итоговая контрольная работа по курсу «Биология». | 2 | 2 | |||||
Зачет | 1 | 3 | |||||
Всего: | 78 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия-Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 учащихся);
- комплект учебных наглядных пособий
- рабочее место преподавателя;
- образцы;
- модели;
- макеты;
- плакаты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- телевизор;
- электронные учебники по биологии;
- дидактические материалы (карточки задания, учебные пособия, рекомендации);
- материал для контроля знаний (тестовые задания на бумажном и электронном носителях, предметные диктанты, карточки-вопросники).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. – М. Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Электронные ресурсы:
Формы доступа:
- http://www.kozlenkoa.narod.ru/
- http://.center.fio.ru/method
- http://bio.lseptember.ru/2001/07/5.htm
- http://www.bio.msu.ru/biotest.html
- http://genetics.timacad.ru/works_paperl.htm
- http://www.nsu.ru/education/i4biol/index.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; Умения: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; | Контрольная работа по разделу «Учение о клетке» Контрольная работа по разделу «Организм» Контрольная работа по разделу «Вид» Контрольная работа по разделу «Экосистемы» Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Практическая работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Лабораторная работа: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Практическая работа: Решение элементарных генетических задач. Лабораторная работа: Описание особей вида по морфологическому критерию Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Практическая работа: Проведение анализа и оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Практическая работа: Решение экологических задач Самостоятельная аудиторная работа: демонстрация работы со справочной литературой, тестовый контроль, предметные диктанты. |
Разработчик:
АУ НПО «ПУ №28»
Минобразования Чувашии Преподаватель М.Н. Матвеевская
_______________________ __________________ _____________________