Рабочая программа по экологии

Щербакова Ирина Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.02_ekologiya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

 «Люберецкий политехнический техникум имени Ю.А.Гагарина»

(ГБОУ СПО МО «ЛПТ им. Ю.А.Гагарина»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО МО

«ЛПТ им. Ю.А.Гагарина»

_______________С.Н.Кисуркина

«___»_______________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

Преподаватель: Щербакова И.А.

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

 естественнонаучного цикла

№ протокола _____ от «___»____________2014г.

Председатель МК_________________ Береснева И.С.

Люберцы, 2013 год.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии  СПО 

260807 Технология продукции общественного питания (базовой подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принцип мониторинга окружающей среды;
  • правовые и  социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природно-ресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  54 часа;

самостоятельной работы обучающегося  27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     практические занятия

2

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе: составление таблицы, проведение анализа, выполнение сообщения, составление схемы, изучение природоохранных нормативно-правовых документов.

Итоговая аттестация в форме зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экологию

15

Тема 1.1. Основы экологии

Содержание учебного материала

Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни. Водная и почвенная среды обитания

Организмы как среда обитания. Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем.

Популяция и ее основные характеристики. В.И. Вернадский о биосфере. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

10

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщений на индивидуальные темы

5

Раздел 2. Особенности взаимодействия общества и природы

42

Тема 2.1. Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

14

2

Природа и общество. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Современные  экологические связи человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние и охрана атмосферы.

Рациональное использование и охрана  водных ресурсов. Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

Использование и охрана недр. Использование и охрана растительности. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

Практическая работа №1.

-Составление сравнительной таблицы антропогенного воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества

1

Самостоятельная работа:

- Подготовка докладов и сообщений на тему: «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии; научно-техническая революция и экологическая проблема современности. Пути решения проблем».

6

Тема 2.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

6

2

Природные ресурсы и их классификация. Принципы и методы рационального природопользования.

Промышленная экология.  Общая характеристика природоохранной деятельности на промышленных предприятиях. Принципы размещения производств различного типа.

Влияние различных отраслей сельского хозяйства на природную окружающую среду.

Самостоятельная работа:

-Составление схемы по классификации природных ресурсов;

-Подготовка сообщений  «Обсуждение ресурсного потенциала России и его использование. Проблемы сохранения человеческих ресурсов».

4

Тема 2.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и  радиоактивными веществами

Содержание учебного материала

6

2

Основные загрязнители и их классификация. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования.

Понятие и принцип мониторинга окружающей среды.

 Прогноз экологических последствий различных видов деятельности.

Практическое занятие  № 2.

- Анализ  и прогноз экологических последствий различных видов деятельности  (индивидуальное задание)

1

Самостоятельная работа:

-Составление диаграммы  «Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы токсичными отходами, в том числе пищевой промышленности. Мониторинг окружающей среды районов проживания студентов».

4

Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования

24

Тема 3.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Содержание учебного материала

11

3

Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Органы управления и надзора по охране природы. Цели, задачи и основные направления природоохранной деятельности Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Прогнозирование последствий природопользования. Регламент экологической безопасности. Правовые и  социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. Методы экологического регулирования.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Самостоятельная работа:

-Подготовка сообщения  «Участие России в деятельности международных организаций по охране окружающей среды»,

 -Изучение Федерального закона «Об охране окружающей среды» и природоохранных нормативно-правовых документов.

4

Тема 3.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 Содержание учебного материала

5

2

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушения экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

 Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории.

Самостоятельная работа:

- Подготовка доклада  «Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды». Подготовка и обсуждение сообщений по вопросам природоохранной деятельности в области защиты органического мира, планеты.

4

Всего:

81


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:

Экологических основ природопользования

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы.

Технические средства обучения: аудиовизуальные, мультимедийные и телекоммуникационные;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: учебники и учебные пособия

  1. Экологические основы природопользования: учебник / В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе  – М.: Издательский центр «Академия» 2008г.
  2. Экология и экологическая безопасность: учебник / Ю.Л. Хатунцев – М.: Издательский центр «Академия» 2006г.
  3. Экология России: учебник / Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова - М.: АО «МДС»2005г.
  4. Экологические основы природопользования: сборник вопросов и заданий  / Н.В. Болдырева,  - Московский гуманитарный институт 2005г.
  5. Экологические основы природопользования: Э.А. Арустамов, Н.В.Баркалова учебное пособие– М.: Издательско-торговая «Дашков и К» 2006г
  6. Экологические основы природопользования: учебно-методическое пособие / : Е.И.Тупикин, Л.Ф.Лукашева- УМЦ Москва 2008г.

Дополнительные источники:

  1. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов: учебное пособие / И. С. Масленникова, В.В. Горбунова - редакционно-издательский совет СПбГИЭУ,  Санкт-Петербург 2007г.
  2. Общая экология: электронное учебное пособие / В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин – Якутск 2000г.
  3. Проблемы экологии России: / учебное пособие - под редакцией Данилова – Данильяна –М»Винити» 2003г.

Интернет-ресурсы / сайты:

http://www.verhovye.ru/rb/ - Красная книга Московской Области

http://mep.mosreg.ru/ – Министерство экологии и природопользования Московской Области

http://www.priroda.ru/ - Природа России. Национальный портал

http://www.ecoguild.ru/ - Гильдия экологов

http://www.ecology-94.narod.ru/ - Экология России

http://www.mnr.gov.ru/ - министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Практические занятия

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

Решение ситуационных задач, внеаудиторная самостоятельная работа

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

Решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных заданий

Знания:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

Тестирование, индивидуальные задания

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

Контрольная работа, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

Контрольная работа, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы и методы рационального природопользования

Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

методы экологического регулирования

Контрольная работа, решение ситуационных задач

принципы размещения производств различного типа;

Контрольная работа, выполнение индивидуальных заданий

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

Контрольная работа

понятие и принцип мониторинга окружающей среды;

Контрольная работа, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

правовые и  социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

Контрольная работа, решение ситуационных задач

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

природно-ресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории;

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа