Программа для подготовительных курсов по биологии.
Программа для подготовки учащихся по биологии, поступающих на специальности естественно-научного цикла в системе СПО, разработана преподавателем биологии и химии Грабиной Н.В. В программу включены темы из курсов ботаники, зоологии, анатомии человека. Разработан тематический план. Огромное внимание уделяется практическим работам, перечислены задания для самостоятельной работы. Указаны условия реализации общеразвивающего курса. В программу включен раздел контроля и оценки знаий, перечислена литература. Программу можно использовать преподавателями подготовительных курсов в системе СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_podgot.kur_.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 2 |
| 3-6 |
| 7 |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Биология. Ботаника. Зоология. Человек и его здоровье.
название курса
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеразвивающего курса является частью дополнительной общеобразовательной программы «Подготовка к поступлению в учреждения среднего профессионального образования» в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Рабочая программа общеразвивающего курса может быть использована дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2. Место общеразвивающего курса в структуре дополнительной общеобразовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи общеразвивающего курса – требования к результатам освоения общеразвивающего курса:
В результате освоения общеразвивающего курса слушатель должен уметь:
- разобраться в наиболее сложных вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий;
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни, а также различных групп растений, животных и человека;
- работать с учебной литературой, составлять план, конспект, доклад, владеть основными биологическими терминами.
В результате освоения общеразвивающего курса слушатель должен знать:
- фундаментальные понятия о строении и систематике растений, животных, человека;
- особенности жизни как формы существования материи, роль физических и химических процессов в живых системах;
- сущность процессов фотосинтеза, транспирации, размножения;
- высокое предназначение каждой человеческой личности и необходимости её постоянного развития и самосовершенствования;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, в строительстве, при охране окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеразвивающего курса:
учебная нагрузка слушателя 64 часа.
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа слушателя (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание общеразвивающего курса «Биология. Ботаника. Зоология. Человек и его здоровье».
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа слушателей. | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. Ботаника. | ||||
Тема 1.1. Строение и жизнедеятельность растений. | Содержание учебного материала | 18 | ||
1. | Введение. Типы корневых систем, их развитие и значение. Строение и рост корня. | |||
2. | Поглощение и транспорт веществ по корню. Выращивание растений. Почва и удобрения. | |||
3. | Побег, его строение и функции. Образование и развитие побега. Разнообразие и видоизменения побегов. | |||
4. | Лист, его внешнее строение и значение. Простые и сложные листья. Жилкование и видоизменение листьев. Листорасположение. | |||
5. | Клеточное строение листа. Фотосинтез – основная функция листа. Испарение воды листьями. Листопад. | |||
6. | Стебель. Разнообразие и значение стеблей. Внутреннее строение стебля. | |||
7. | Передвижение веществ по стеблю. Вегетативное размножение растений, способы и значение. | |||
8. | Цветок и его строение. Формула и диаграмма цветка. Однодомные и двудомные растения. Соцветия, их значение. | |||
9. | Опыление растений, его значение. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Строение семени однодольных и двудольных растений. Типы и распространение плодов и семян. | |||
Практическое занятие№1 «Определение типов корневых систем». Практическое занятие№2 « Изучение видоизменения побегов». Практическое занятие №3 « Определение видов и жилкования листьев». | 6 | |||
Самостоятельная работа слушателей: Составление таблицы « Типы корней»; Составление схемы « Разнообразие стеблей»; Составление таблицы «Способы вегетативного размножения»; выполнение докладов по темам: « Значение фотосинтеза», « Двойное оплодотворение у цветковых растений», « Способы опыления покрытосеменных»; Составление таблицы « Классификация листьев»; Оформление диаграмм цветков; Составление схем соцветий разных растений. | 10 | |||
Тема 1.2 Систематические группы растений. | Содержание учебного материала | 22 | ||
1. | Классификация и систематика растений. Низшие растения. Водоросли. Строение, размножение и значение одноклеточных водорослей. Многоклеточные водоросли, их хозяйственное значение. | |||
2. | Лишайники. Строение, питание и размножение лишайников. Роль лишайников в природе, хозяйственное значение и охрана. | |||
3. | Высшие растения. Мхи. Строение и размножение мхов на примере мха кукушкиного льна. Сфагновый мох. Хозяйственное значение мхов. | |||
4. | Папоротникообразные. Отдел плауновидные. Строение и размножение плаунов. Отдел хвощевидные. Строение и размножение хвощей, их значение. | |||
5. | Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротников. Хозяйственное значение и роль папоротников в природе. Отдел голосеменные. Строение и размножение хвойных. Разнообразие и значение голосеменных. | |||
6. | Отдел покрытосеменные( цветковые) растения. Характерные признаки покрытосеменных. Классификация цветковых. | |||
7. | Характеристика семейств розоцветные, бобовые, пасленовые, крестоцветные класса двудольных. Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и хозяйственное значение. | |||
8. | Характеристика семейств сложноцветные, зонтичные. лютиковые, губоцветные класса двудольных. Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и хозяйственное значение. | |||
9. | Характеристика семейств лилейные, злаковые, орхидные. осоковые класса однодольных. Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и хозяйственное значение. Охрана растений. | |||
10. | Царство бактерий. Строение, питание и размножение бактерий. Распространение в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий и бобовых растений. Роль бактерий в природе, значение в жизни человека. | |||
11. | Царство грибов. Классификация грибов. Строение, питание и размножение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и их хозяйственное значение. | |||
Практическое занятие№1 « Определение растений разных семейств класса двудольных». Практическое занятие№2 « Определение растений разных семейств класса однодольных». | 4 | |||
Самостоятельная работа слушателей: Составление схемы « Классификация и систематика растений»; составление таблицы « Характеристика различных водорослей»; заполнение таблицы « Черты отличия мхов и водорослей»; выполнение доклада по теме «Растительность каменноугольного периода»; составление схемы «Папоротникообразные Красной книги России»; составление таблицы «Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных»; выполнение графической схемы «Цикл развития сосны и ели»; заполнение таблицы « Черты различия папоротникообразных и голосеменных растений»; составление тестов «Низшие и высшие растения»; составление схемы « Двудольные и однодольные растения, их отличительные черты»; выполнение рисунков цветков и плодов растений разных семейств; выполнение докладов по теме «Хозяйственное значение растений выбранных семейств класса двудольных и однодольных»; заполнение таблицы «Сравнительная характеристика семейств класса двудольных и однодольных»; оформление схемы « Значение бактерий»; выполнение доклада по теме «Болезнетворные бактерии»; составление таблицы « Представители царства грибов, их значение в природе и жизни человека»; составление схемы « Многообразие и значение лишайников». | 12 | |||
Раздел 2. Зоология. | ||||
Тема 2.1. Беспозвоночные животные. | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Одноклеточные животные. Тип простейшие. Краткая характеристика типа, представители. Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные. Общая характеристика, представители, значение. | |||
2. | Тип плоские черви. Строение, развитие и значение. Тип круглые черви. Общая характеристика. Строение, развитие и значение. Тип кольчатые черви. Строение и размножение дождевого червя. Значение и охрана кольчатых червей. Тип моллюски. Краткая характеристика. | |||
3. | Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс ракообразные. Строение, размножение и значение. Класс паукообразные. Строение, размножение, многообразие и значение паукообразных. Класс насекомые. Строение, размножение и развитие насекомых. Полезные и вредные насекомые. Борьба с вредными насекомыми. | |||
Самостоятельная работа слушателей: Составление схемы « Классификация животных»; выполнение докладов « Значение дождевых червей», « Интересные факты из жизни пауков», « Многообразие полезных насекомых, их охрана»; заполнение таблицы « Тип членистоногие». | 3 | |||
Тема 2.2. Хордовые животные. | Содержание учебного материала | |||
1. | Тип хордовые животные. Подтип бесчерепные. Ланцетник. Подтип позвоночные, или черепные. Класс рыбы. Краткая характеристика, строение и размножение рыб. Значение рыб. Класс земноводные. Общая характеристика, строение и размножение. Значение и охрана земноводных. | |||
2. | Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика. Строение и размножение. Многообразие и значение пресмыкающихся, их охрана. Класс птицы. Общая характеристика. Строение, размножение и развитие птиц. Значение и охрана птиц. | |||
3. | Класс млекопитающие. Общая характеристика и классификация. Особенности строения и размножения низших и высших млекопитающих. Характеристика основных отрядов плацентарных. Народнохозяйственное значение и охрана млекопитающих. | |||
Самостоятельная работа слушателей: Составление таблицы « Многообразие и значение рыб»; выполнение докладов по темам « Редкие и охраняемые виды земноводных и пресмыкающихся»; « Птицы и млекопитающие Красной книги России»; составление схемы « Значение хордовых животных в природе и в жизни человека». | 3 | |||
Раздел 3. Человек и его здоровье. Тема 3.1. Общий обзор организма человека. | 12 | |||
1. . | Элементарные сведения о строении и функциях тканей. Строение скелета человека. Мышцы. Работа мышц. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Свертывание крови как защитная реакция. Иммунитет. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Строение сердечнососудистой системы. Работа сердца. | |||
2. | Значение дыхания. Строение органов дыхания и газообмен в легких. Голосовой аппарат. Питательные вещества. Пищеварительная система – строение и функции. Пищеварение и расщепление. Витамины и их значение для организма. Значение желез внутренней секреции. Органы выделительной системы. Значение выделения продуктов обмена веществ | |||
Тема 3.2. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств. | 1. | Рефлекс. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система. Значение органов чувств. Функции органов слуха и зрения. Органы равновесия, обоняния и вкуса. | ||
Самостоятельная работа слушателей: Составление таблицы « Строение и функции отделов скелета человека»; выполнение докладов « Форменные элементы крови», « Иммунитет», «Значение витаминов для человека»; составление схемы « Железы внутренней секреции»; заполнение таблицы « Органы чувств человека, их значение». | 2 | |||
Всего: | 64 |