Программа для подготовительных курсов по биологии.

Грабина Наталья Владимировна

Программа для подготовки учащихся по биологии, поступающих на специальности естественно-научного цикла в системе СПО, разработана преподавателем биологии и химии Грабиной Н.В. В программу включены темы из курсов ботаники, зоологии, анатомии человека. Разработан тематический план. Огромное внимание уделяется практическим  работам, перечислены задания для самостоятельной работы. Указаны условия реализации общеразвивающего курса. В программу включен раздел контроля и оценки знаий, перечислена литература. Программу можно использовать преподавателями подготовительных курсов в системе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_podgot.kur_.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

2

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

3-6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Биология. Ботаника. Зоология. Человек и его здоровье.

название курса

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа общеразвивающего курса является частью дополнительной общеобразовательной программы «Подготовка к поступлению в учреждения среднего профессионального образования» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Рабочая программа общеразвивающего курса может быть использована дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

1.2. Место общеразвивающего курса в структуре дополнительной общеобразовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный  цикл.

1.3. Цели и задачи общеразвивающего курса – требования к результатам освоения общеразвивающего курса:

В результате освоения общеразвивающего курса слушатель должен уметь:

      - разобраться в наиболее сложных вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий;

      - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни, а также различных групп растений, животных и человека;

      - работать с учебной литературой, составлять план, конспект, доклад, владеть основными биологическими терминами.

В результате освоения общеразвивающего курса слушатель должен знать:

      - фундаментальные понятия о строении и систематике растений, животных, человека;

      - особенности жизни как формы существования материи, роль физических и химических процессов в живых системах;

      - сущность процессов фотосинтеза, транспирации, размножения;

      - высокое предназначение каждой человеческой личности и необходимости её постоянного развития и самосовершенствования;

      - основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, в строительстве, при охране окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеразвивающего курса:

учебная нагрузка слушателя  64 часа.

                                                                                                                                          2


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа слушателя (всего)

30

Итоговая аттестация в форме   дифференцированного зачета.  



2.2. Тематический план и содержание общеразвивающего курса    «Биология. Ботаника. Зоология. Человек и его здоровье».

                                                                                                     наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа слушателей.

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Ботаника.

Тема 1.1.

Строение и жизнедеятельность растений.

Содержание учебного материала

18

1.

Введение. Типы корневых систем, их развитие и значение. Строение и рост корня.

2.

Поглощение и транспорт веществ по корню. Выращивание растений. Почва и удобрения.

3.

Побег, его строение и функции. Образование и развитие побега.  Разнообразие и видоизменения побегов.

4.

Лист, его внешнее строение и значение. Простые и сложные листья. Жилкование и видоизменение листьев. Листорасположение.

5.

Клеточное строение листа. Фотосинтез – основная функция листа. Испарение воды листьями. Листопад.

6.

Стебель. Разнообразие и значение стеблей. Внутреннее строение стебля.

7.

Передвижение веществ по стеблю. Вегетативное размножение растений, способы и значение.

8.

Цветок и его строение. Формула и диаграмма цветка. Однодомные  и двудомные растения. Соцветия, их значение.

9.

Опыление растений, его значение. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Строение семени однодольных и двудольных растений. Типы и распространение плодов и семян.

Практическое занятие№1 «Определение типов корневых систем».

Практическое занятие№2  « Изучение видоизменения побегов».

Практическое занятие №3 « Определение видов и жилкования листьев».

6

Самостоятельная работа слушателей:

Составление таблицы « Типы  корней»;  Составление схемы « Разнообразие стеблей»;  Составление таблицы «Способы вегетативного размножения»; выполнение докладов по темам: « Значение фотосинтеза», « Двойное оплодотворение у цветковых растений», « Способы опыления покрытосеменных»;  Составление таблицы « Классификация  листьев»; Оформление диаграмм цветков;  Составление схем соцветий разных растений.

10

Тема 1.2

Систематические группы растений.

Содержание учебного материала

22

1.

Классификация и систематика растений. Низшие растения. Водоросли. Строение, размножение и значение одноклеточных водорослей. Многоклеточные водоросли, их хозяйственное значение.

2.

Лишайники. Строение, питание и размножение лишайников. Роль лишайников в природе, хозяйственное значение и охрана.

3.

Высшие растения. Мхи. Строение и размножение мхов на примере мха кукушкиного льна. Сфагновый мох. Хозяйственное значение мхов.

4.

Папоротникообразные. Отдел плауновидные. Строение и размножение плаунов. Отдел хвощевидные. Строение и размножение хвощей, их значение.

5.

Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротников. Хозяйственное значение и роль папоротников в природе. Отдел голосеменные. Строение и размножение хвойных. Разнообразие и значение голосеменных.

6.

Отдел покрытосеменные( цветковые) растения. Характерные признаки покрытосеменных. Классификация цветковых.

7.

Характеристика семейств розоцветные, бобовые, пасленовые, крестоцветные класса двудольных. Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и хозяйственное значение.

8.

Характеристика семейств сложноцветные, зонтичные. лютиковые, губоцветные класса двудольных.

Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и хозяйственное значение.

9.

Характеристика семейств лилейные, злаковые, орхидные. осоковые класса однодольных. Многообразие растений данных семейств, их экологическая роль и  хозяйственное значение. Охрана растений.

10.

Царство бактерий. Строение, питание  и размножение бактерий. Распространение в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий и бобовых растений. Роль бактерий в природе, значение в жизни человека.

11.

Царство грибов. Классификация грибов. Строение, питание и размножение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и их хозяйственное значение.

Практическое занятие№1 « Определение растений разных семейств  класса двудольных».

Практическое занятие№2 « Определение растений разных семейств  класса однодольных».

4

Самостоятельная работа слушателей:

 Составление схемы « Классификация и систематика растений»;  составление таблицы « Характеристика различных водорослей»; заполнение таблицы « Черты отличия мхов и водорослей»; выполнение доклада по теме «Растительность каменноугольного периода»; составление схемы «Папоротникообразные Красной книги России»; составление таблицы  «Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных»; выполнение графической схемы «Цикл развития сосны и ели»; заполнение таблицы « Черты различия папоротникообразных и голосеменных растений»; составление тестов «Низшие и высшие растения»; составление схемы « Двудольные и однодольные растения, их отличительные черты»; выполнение рисунков цветков и плодов растений разных семейств; выполнение докладов по теме  «Хозяйственное значение растений выбранных семейств класса  двудольных и однодольных»; заполнение таблицы «Сравнительная характеристика семейств класса двудольных и однодольных»; оформление схемы « Значение бактерий»; выполнение доклада по теме «Болезнетворные бактерии»; составление таблицы « Представители царства грибов, их значение в природе и жизни человека»; составление схемы « Многообразие и значение лишайников».

12

Раздел 2.

Зоология.

Тема 2.1.

Беспозвоночные животные.

Содержание учебного материала

12

1.

Одноклеточные животные. Тип простейшие. Краткая характеристика типа, представители. Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные. Общая характеристика, представители, значение.

2.

Тип плоские черви. Строение, развитие и значение. Тип круглые черви. Общая характеристика. Строение, развитие и значение. Тип кольчатые черви. Строение и размножение дождевого червя. Значение и охрана кольчатых червей. Тип моллюски. Краткая характеристика.

3.

Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс ракообразные. Строение,  размножение и значение.

Класс паукообразные. Строение, размножение, многообразие и значение паукообразных. Класс насекомые.

Строение, размножение и развитие насекомых. Полезные и вредные насекомые. Борьба с вредными насекомыми.

Самостоятельная работа слушателей:

Составление схемы « Классификация животных»; выполнение докладов « Значение дождевых червей», « Интересные факты из жизни пауков», « Многообразие полезных насекомых, их охрана»; заполнение таблицы « Тип членистоногие».

3

Тема 2.2.

Хордовые животные.

 Содержание учебного материала

1.

Тип хордовые животные. Подтип бесчерепные. Ланцетник. Подтип позвоночные, или черепные. Класс рыбы. Краткая характеристика, строение и размножение рыб. Значение рыб. Класс земноводные. Общая характеристика, строение и размножение. Значение и охрана земноводных.

2.

Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика. Строение и размножение. Многообразие и значение пресмыкающихся, их охрана. Класс птицы. Общая характеристика. Строение, размножение и развитие птиц. Значение и охрана птиц.

3.

Класс млекопитающие. Общая характеристика и классификация. Особенности строения и размножения низших и высших млекопитающих. Характеристика основных отрядов плацентарных. Народнохозяйственное значение и охрана млекопитающих.

Самостоятельная работа слушателей:

Составление таблицы « Многообразие и значение рыб»; выполнение докладов по темам « Редкие и охраняемые виды земноводных и пресмыкающихся»; « Птицы и млекопитающие Красной книги России»; составление схемы « Значение хордовых животных в природе и в жизни человека».

3

Раздел 3.

Человек и его здоровье.

Тема 3.1.

Общий обзор организма человека.

12

1.

.

Элементарные сведения о строении и функциях тканей. Строение скелета человека. Мышцы. Работа мышц. 

Внутренняя    среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Свертывание крови как защитная  

реакция.  Иммунитет. Органы кровообращения: сердце и сосуды.     Большой и малый круги кровообращения.  

Строение сердечнососудистой системы. Работа сердца.

2.

Значение дыхания. Строение органов дыхания и газообмен в легких. Голосовой аппарат. Питательные вещества.    

Пищеварительная система – строение и функции. Пищеварение и расщепление. Витамины и их значение для  

организма. Значение желез внутренней секреции. Органы выделительной системы. Значение выделения продуктов

обмена веществ

Тема 3.2.

Нервная система. Анализаторы. Органы чувств.

1.

Рефлекс. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система. Значение органов чувств. Функции органов слуха и зрения. Органы равновесия, обоняния и вкуса.

Самостоятельная работа слушателей:

Составление  таблицы « Строение и функции отделов скелета человека»; выполнение докладов « Форменные элементы крови», « Иммунитет», «Значение витаминов для человека»; составление схемы « Железы внутренней секреции»; заполнение таблицы « Органы чувств человека, их значение».

2

Всего:

64