Рабочая программа по биологии 9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 9 класс (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_biologii_9.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________
___________________
Рабочая программа
________________________ ____________________
по биологии
9 класс
(базовый уровень)
Учитель А. В. Лилякова
2014/2015 учебный год.
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы для основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника),, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию, класс»: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 304 с;
а также методических пособий для учителя:
- В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
- О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии» 9 класс.- М.: «ВАКО» 2009г.
- Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков, А. А. Медведева «Биология. Человек. Общая биология.8-11 классы» (Дидактические материалы).- М:Дрофа, 2002г.
4) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров,
А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа,2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник
для школьников, поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы.
М.: «Оникс 21 »«Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное
пособие.М.:Дрофа , 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум»,
1998;
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к
разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения
биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
8) Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»: пособие для учителей.-
М.: Просвещение, 1981
для обучающихся:
- В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка
курса «Биология. Введение в общую биологию»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Дидактический и раздаточный материал. Биология. 9-11 классы. Волгоград. Изд. Учитель
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,
Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
Видеоматериалы: видеокассеты и видеоиллюстрации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
-свойства живого;
-методы исследования в биологии;
-значение биологических знаний в современной жизни;
-профессии, связанные с биологией;
-уровни организации живой природы;
-состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
-представления о молекулярном уровне организации живого;
-особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
-основные методы изучения клетки;
-особенности строения клетки эукариот и прокариот;
-функции органоидов клетки;
-основные положения клеточной теории;
-химический состав клетки;
-клеточный уровень организации живого;
-строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
-обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
-рост, развитие и жизненный цикл клеток;
-особенности митотического деления клетки;
-сущность биогенетического закона;
-мейоз;
-особенности индивидуального развития организмов;
-основные закономерности передачи наследственной информации;
-закономерности наследственности;
-основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
-особенности развития половых клеток;
-критерии вида и его популяционную структуру;
-экологические факторы и условия среды;
-основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
-движущие силы эволюции;
-пути достижения биологического прогресса;
-популяционно-видовой уровень организации живого;
-развитие эволюционных представлений;
-синтетическую теорию эволюции;
Определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
-структуру разных сообществ;
-процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
-основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
-особенности антропогенного воздействия на биосферу;
-основы рационального природопользования;
-основные этапы развития жизни на Земле;
-взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
-круговороты веществ в биосфере;
-этапы эволюции биосферы;
-экологические кризисы;
-развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
-значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, , защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
-проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов;
-использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов;
-описывать организменный уровень организации живого;
-раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
-характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;
-использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов;
-выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
-характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов;
-характеризовать биосферный уровень организации живого;
-рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
-приводить доказательства эволюции;
-демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ |
Название раздела | Количество часов |
Введение | 3 | |
1 | Уровни организации живой природы
| 49 8 14 15 2 5 5 |
2 | Эволюция | 6 |
3 | Возникновение и развитие жизни | 5 |
4 | Обобщение | 5 |
ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема курса (кол-во часов) | № № урока | Тема урока | Лабораторная или практическая работа | контроль | Плановые сроки прохождения | Фактическиий срок прохождения программы | |
Введение (2 часа) | Биология – наука о жизни | ||||||
Методы исследования | |||||||
| Сущность жизни и свойства живого | ||||||
1.Уровни организации живой природы 1.1. Молекулярный уровень (8часов) |
| Молекулярный уровень | |||||
| Углеводы. Липиды. | ||||||
| Состав и строение белков. | ||||||
| Функции белков. | ||||||
| Нуклеиновые кислоты. | ||||||
| АТФ и другие органические вещества. | ||||||
| Биологические катализаторы. | Лаб. раб. № 1 «Расщепление пироксида водорода ферментом каталазой». | |||||
| Вирусы. | Диагностическая работа «Молекулярный уровень» | |||||
1.2. Клеточный уровень (14 часов) |
| Основные положения клеточной теории. | |||||
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | ||||||
| Органоиды цитоплазмы. | ||||||
| Органоиды цитоплазмы (продолжение). | ||||||
| Ядро. | ||||||
| Изучение клеток растений и животных. | Лаб. раб. № 2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание» | |||||
| Строение прокариот. | ||||||
| Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | ||||||
| Энергетический обмен. | ||||||
| Питание клетки. Хемосинтез. | ||||||
| Фотосинтез. | ||||||
| Биосинтез белков. | ||||||
| Деление клетки. Митоз. | ||||||
| Обобщающий урок по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень». | Диагностическая работа «Клеточный уровень» | |||||
1.3. Организмен-ный уровень (15 часов) |
| Размножение организмов. Бесполое размножение. | |||||
| Половое размножение. Развитие половых клеток. | ||||||
| Онтогенез. Эмбриональный период. | ||||||
| Постэмбриональный период. | ||||||
| Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | ||||||
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | ||||||
| Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | ||||||
| Взаимодействие генов. | ||||||
| Сцепленное наследование. | ||||||
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | ||||||
| Модификационная изменчивость. | Лаб. раб. № 3 «Выявление изменчивости у организмов» | |||||
| Мутационная изменчивость. | ||||||
| Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | ||||||
| Основные методы селекции. | ||||||
| Обобщающий урок по теме «Организменный уровень» | Диагностическая работа «Организменный уровень» | |||||
1.4. Популяционно-видовой уровень(2часа) |
| Критерии вида. | |||||
| Популяции. | ||||||
1.5. Экосистемный уровень (5 часов) |
| Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | |||||
| Состав и структура сообществ. | ||||||
| Потоки вещества и энергии в экосистеме. | ||||||
| Саморазвитие экосистемы. | ||||||
| Экскурсия «Изучение и описание экосистем своей местности. Типы взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». | ||||||
1.6. Биосферный уровень (5 часов) |
| Биосфера. Эволюция биосферы. | |||||
| Круговорот веществ в биосфере. | ||||||
| Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользова-ния. | ||||||
| Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | |||||
| Обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | Диагностическая работа «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни». | |||||
2. Эволюция (6 часов) |
| Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | |||||
| Борьба за существование и естественный отбор. | ||||||
| Формы естественного отбора. | ||||||
| Результат эволюции – приспособлен-ность организмов к среде обитания. | Лаб. раб. № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | |||||
| Видообразование. | ||||||
| Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. | Диагностическая работа «Эволюция органического мира» | |||||
3. Возникнове-ние и развитие жизни (5 час.) |
| Современные гипотезы происхождения жизни. | |||||
| Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни. | ||||||
| Развитие жизни в протерозое и палеозое. | ||||||
| Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | ||||||
| Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Диагностическая работа «Возникновение и развитие жизни на Земле» | |||||
Обобщение (5 часов) |
| Клетка – структурная и функциональная единица живого. | |||||
| Закономерности наследственности и изменчивости. | ||||||
| Становление современной теории эволюции. | ||||||
| Взаимодействие организма и среды обитания. | ||||||
| Обобщающий урок по курсу «Введение в общую биологию и экологию». | Итоговая контрольная работа. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО Заместитель директора (УВР)
____________________ ________________
Протокол №__ от _________.