Рабочая программа по биологии 9 класс (базовый уровень)

Лилякова Альбина Владимировна

Рабочая программа  по биологии 9 класс  (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_biologii_9.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                            Директор ____________                            

                                                                                                           

                                                                                                            ___________________

                       

             

                     Рабочая программа

________________________                                                                      ____________________

             

по биологии

9 класс

(базовый уровень)

                                                                                       Учитель   А. В. Лилякова

                             

2014/2015 учебный год.

9 КЛАСС 

Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы для основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой  (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника),, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11  классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от  уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого  объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью  целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие  от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве  домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А.Коменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию, класс»: Учеб. для общеобразовательных   учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 304 с;

 а также методических пособий для учителя:

  1. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
  2. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии» 9 класс.- М.: «ВАКО» 2009г.
  3. Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков, А. А. Медведева «Биология. Человек. Общая биология.8-11 классы» (Дидактические материалы).- М:Дрофа, 2002г.

4)         Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров,                                          

             А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа,2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник  

    для школьников, поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

  1. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы.      

    М.: «Оникс 21 »«Мир и образование», 2005;

 3)        Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное  

    пособие.М.:Дрофа , 2002;

       4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум»,    

         1998;

       5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к  

         разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

      6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения

          биологии. М.: Просвещение, 1997;

      7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному  

          экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

     8) Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»: пособие для учителей.-  

         М.: Просвещение, 1981

для  обучающихся:

  1. В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка

курса «Биология. Введение в общую биологию»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Дидактический и раздаточный материал. Биология. 9-11 классы.  Волгоград. Изд. Учитель
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,  

     Физикон, 2006

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Видеоматериалы: видеокассеты и  видеоиллюстрации.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.

Учащиеся должны знать:

-свойства живого;

-методы исследования в биологии;

-значение биологических знаний в современной жизни;

-профессии, связанные с биологией;

-уровни организации живой природы;

-состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

-представления о молекулярном уровне организации живого;

-особенности вирусов как неклеточных форм жизни;

-основные методы изучения клетки;

-особенности строения клетки эукариот и прокариот;

-функции органоидов клетки;

-основные положения клеточной теории;

-химический состав клетки;

-клеточный уровень организации живого;

-строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

-обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

-рост, развитие и жизненный цикл клеток;

-особенности митотического деления клетки;

-сущность биогенетического закона;

-мейоз;

-особенности индивидуального развития организмов;

-основные закономерности передачи наследственной информации;

-закономерности наследственности;

-основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

-особенности развития половых клеток;

-критерии вида и его популяционную структуру;

-экологические факторы и условия среды;

-основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;

-движущие силы эволюции;

-пути достижения биологического прогресса;                                                                                                            

-популяционно-видовой уровень организации живого;

-развитие эволюционных представлений;

-синтетическую теорию эволюции;

Определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

-структуру разных сообществ;

-процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;

-основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

-особенности антропогенного воздействия на биосферу;

-основы рационального природопользования;

-основные этапы развития жизни на Земле;

-взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

-круговороты веществ в биосфере;

-этапы эволюции биосферы;

-экологические кризисы;

-развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

-значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, , защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

-проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов;

-использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов;

-описывать организменный уровень организации живого;

-раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

-характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;

-использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов;

-выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

-характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов;

-характеризовать биосферный уровень организации живого;

-рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

-приводить доказательства эволюции;

-демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

                                                                                                                                                                                       

                                         СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

               

Название раздела

Количество часов

Введение

3

1

Уровни организации живой природы

  1.  Молекулярный уровень
  2.  Клеточный уровень
  3.  Организменный уровень
  4.  Популяционно-видовой
  5.  Экосистемный
  6.  Биосферный

49

8

14

15

2

5

5

2

Эволюция

6

3

Возникновение и развитие жизни

5

4

Обобщение

5

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема курса

(кол-во часов)

№ №

урока

Тема урока

Лабораторная или практическая работа

контроль

Плановые сроки прохождения

Фактическиий срок прохождения программы

Введение

(2 часа)

Биология – наука о жизни

Методы исследования

  1. 3

Сущность жизни и свойства живого

1.Уровни организации живой природы

1.1. Молекулярный уровень  (8часов)

  1. 4

Молекулярный уровень

  1. 5

Углеводы. Липиды.

  1. 6

Состав и строение белков.

  1. 7

Функции белков.

  1. 8

Нуклеиновые кислоты.

  1. 9

АТФ и другие органические вещества.

  1. 1

Биологические катализаторы.

Лаб. раб. № 1 «Расщепление пироксида водорода ферментом каталазой». 

  1. 1

Вирусы.

Диагностическая работа «Молекулярный уровень»

1.2. Клеточный уровень

(14 часов)

  1. 1

Основные положения клеточной теории.

  1. 1

Общие сведения            о клетках. Клеточная мембрана.

  1. 14

Органоиды цитоплазмы.

  1. 15

Органоиды цитоплазмы (продолжение).

  1. 16

Ядро.

  1. 17

Изучение клеток растений и  животных.

Лаб. раб. № 2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»

  1. 18

Строение прокариот.

  1. 19

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

  1. 20

Энергетический обмен.

  1. 21

Питание клетки. Хемосинтез.

  1. 22

Фотосинтез.

  1. 23

Биосинтез белков.

  1. 24

Деление клетки. Митоз.

  1. 25

Обобщающий урок по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень».

Диагностическая работа «Клеточный уровень»

1.3. Организмен-ный уровень (15 часов)

  1. 26

Размножение организмов. Бесполое размножение.

  1. 27

Половое размножение. Развитие половых клеток.

  1. 28

Онтогенез. Эмбриональный период.

  1. 29

Постэмбриональный период.

  1. 30

Закономерности наследования, установленные    

Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

  1. 31

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

  1. 32

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

  1. 33

Взаимодействие генов.

  1. 34

Сцепленное наследование.

  1. 35

Генетика пола. Сцепленное

с полом наследование.

  1. 36

Модификационная изменчивость.

Лаб. раб. № 3 «Выявление изменчивости у организмов»

  1. 37

Мутационная изменчивость.

  1. 38

Основы селекции. Работы    Н. И. Вавилова.

  1. 39

Основные методы селекции.

  1. 40

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»

Диагностическая работа «Организменный уровень»

1.4. Популяционно-видовой уровень(2часа)

  1. 41

Критерии вида.

  1. 42

Популяции.

1.5. Экосистемный уровень

(5 часов)

  1. 43

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

  1. 44

Состав и структура сообществ.

  1. 45

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

  1. 46

Саморазвитие экосистемы.

  1. 47

Экскурсия «Изучение и описание экосистем своей местности. Типы взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

1.6. Биосферный уровень

(5 часов)

  1. 48

Биосфера. Эволюция биосферы.

  1. 49

Круговорот веществ                         в биосфере.

  1. 50

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользова-ния.

  1. 51

Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека                            в экосистемах.

Практическая  работа  «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

  1. 52

Обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

Диагностическая работа «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни».

2. Эволюция  

(6 часов)

  1. 53

Развитие эволюционного учения. Работы                   Ч. Дарвина.

  1. 54

Борьба за существование и естественный отбор.

  1. 55

Формы естественного отбора.

  1. 56

Результат эволюции – приспособлен-ность организмов к среде обитания.

Лаб. раб. № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

  1. 57

Видообразование.

  1. 58

Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.

Диагностическая работа «Эволюция органического мира»

3. Возникнове-ние и развитие жизни (5 час.)

  1. 59

Современные гипотезы происхождения жизни.

  1. 60

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.

  1. 61

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

  1. 62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

  1. 63

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Диагностическая работа «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Обобщение

(5 часов)

  1. 64

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

  1. 65

Закономерности наследственности и изменчивости.

  1. 66

Становление современной теории эволюции.

  1. 67

Взаимодействие организма и среды обитания.

  1. 68

Обобщающий урок по курсу «Введение в общую биологию и экологию».

Итоговая контрольная работа.

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                                        

Председатель ШМО                                                                   Заместитель директора (УВР)                                                                                                                               

                                                                                                                                                                    ____________________                                                                 ________________                                                                                                                                                                                          

Протокол №__ от _________.