Рабочая программа по биологии 7 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 7 класс (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_poyas_nit_2014.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________
___________________
Рабочая программа
_____________________ _____________________
по биологии
7 класс
(базовый уровень)
Учитель А. В. Лилякова
2014/2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5-11-го классов к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Сост. Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельно животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Предъявленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа), 2003. - 144с: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачу требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 304с;
а также методических пособий для учителя:
- В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с;
- УМК Л. Д. Парфилова «Тематическое и поурочное планирование по биологии» к учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биолгия. Животные 7 класс» Изд. «Экзамен» -М: 2006
- Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.:
Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы);
- Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белы М.: Издательский Дом
"ГЕНДЖЕР", 1997. - 56с;
3) Шапкин В. А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;
4) Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004.-160 с;
5) Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель1996.- 174с;
6) Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. –М.: АCT-ПРЕСС,
1999. - 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);
7) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.:
Дрофа, 2004. - 272с;
8) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;
дополнительной литературы для обучающихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.Специальная Литература, 1996. .;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО издательство АСТ»,
2003. - 624с: ил.;
3) Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс - М.: Дрофа, 2003. - 144с: ил.;
4) Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас - М.: Росмэн, 1998. - 88с;
- Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с;
6)Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН. ,-183с: с ил.;
7) Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН.Щ.-144с: с ил.;
8) Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с
ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;
9) Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Ак-
сёнова,- М.: Аванта+, 1998. - 704с: ил.;
10) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев. - М.: ООO «Фирма
"Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с: ил.;
11) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»;
ООО «Астрель», 2001 - 400с: ил.;
12) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма
Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 480с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.zooland.ru - сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий» www.zoo.ru/moscow - сайт Московского зоопарка
Видеоматериал: видеокассеты и видеоиллюстрации
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
-признаки организма как целостной системы;
-основные свойства животных организмов;
-сходство и различия между растительными и животными организмами;
-что такое зоология, и какова её структура;
-признаки одноклеточного организма;
-основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
-значение одноклеточных животных в экологических системах;
-паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
-современные представления о возникновении многоклеточных животных;
-общую характеристику типа Губки;
-общую характеристику типа Иглокожие;
-общую характеристику типа Кишечнополостные;
- общую характеристику типа Плоские черви;
- общую характеристику типа Круглые черви;
- общую характеристику типа Кольчатые черви;
- общую характеристику типа Моллюски;
- общую характеристику типа Членистоногие;
-современные представления о возникновении Хордовых животных;
-общую характеристику надкласса Рыбы;
- общую характеристику класса Земноводные;
- общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
- общую характеристику класса Птицы;
- общую характеристику класса Млекопитающие;
-гипотезу о происхождении эукариотических организмов;
-основные черты организации представителей всех групп животных;
-крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
-значение животных в природе и жизни человека;
-воздействие человека на природу;
-сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
-особенности жизнедеятельности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
-представлять эволюционный путь развития животного мира;
-классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
-применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
-объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
-раскрывать значение многоклеточных животных в природе и жизни человека;
-применять полученные знания в практической жизни;
-наблюдать за поведением животных в природе;
-определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
-работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
-объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
-использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
-характеризовать экологическую роль хордовых животных;
-характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
-наблюдать за поведением животных в природе;
-оказывать первую медицинскую помощи при укусе опасным или ядовитым животным;
-характеризовать основные направления эволюции животных;
-объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
-описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
-выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
-обращаться с домашними животными;
-разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
-оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.
Содержание тем учебного курса «Биология – 7. Животные».
№ п/п | Наименование разделов, темы | Всего часов. |
Введение. | 2 | |
1. | Многообразие животных. | 37 |
1.1 | Простейшие. | 2 |
1.2 | Многоклеточные животные. Беспозвоночные. | 17 |
1.3 | Многоклеточные животные. Позвоночные. | 18 |
2. | Эволюция строения и функций органов и их систем | 12 |
2.1 | Эволюция строения и функций органов и их систем. | 12 |
3. | Индивидуальное развитие животных | 4 |
4. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 5 |
4.1 | Развитие животного мира на Земле | 3 |
4.2 | Закономерности размещения животных на Земле. | 2 |
5. | Биоценозы. | 4 |
6. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 4 |
Обобщение по курсу «Биология. Животные». | 2 | |
Итого: | 70 |
Перечень лабораторных работ.
№ п/п | Название лабораторной работы | № урока | План. дата | Фактич. дата |
1. | Изучение одноклеточных животных | 3 | ||
2 | Изучение дождевого червя. | 10 | ||
3. | Многообразие ракообразных | 14 | ||
4. | Многообразие насекомых | 16 | ||
5. | Изучение строения рыб. | 23 | ||
6. | Изучение внешнего строения птиц. | 30 | ||
7. | Изучение особенностей различных покровов тела | 42 | ||
8 | Особенности строения скелета птиц в связи с полётом | 43 | ||
9. | Изучение строения куриного яйца | 54 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема курса (кол-во часов) | № урока | Тема урока | Лабораторная или практическая работа | контроль | Плановые сроки прохожде-ния программы | срок прохож-дения программы по факту |
Введение (2 часа) | 1 | История развития зоологии | ||||
2 | Современная зоология | |||||
1.Многообразие животных. (39 часов) 1.1. Простейшие. (2 часа) | 1 (3) | Общая характеристика простейших. Многообразие простейших. | Лаб. раб. № 1 « Изучение однокле-точных животных» | Отчёт о лаб. работе. | ||
2 (4) | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | |||||
1.2. Многоклеточные организмы. (37 часов) 1.2.1. Беспозвоночные. (17 часов) | 1(5) | *Губки. | Диагност. работа «Простей-шие» | |||
2(6) | Тип Кишечно-полостные. Общая характеристика. | |||||
3(7) | Тип Плоские черви. | Диагност. работа «Кишечно-полостные» | ||||
4(8) | Тип Круглые черви | |||||
5(9) | Тип Кольчатые черви. Полихеты. | |||||
6(10) | Многообразие кольчатых червей. Олигохеты. Пиявки | Лаб. раб. № 2 «Изучение дождевого червя» | Отчёт о лаб. работе. | |||
7(11) | Тип Моллюски | Диагност. работа «Черви» | ||||
8(12) | Многообразие моллюсков | |||||
9(13) | *Тип Иглокожие | |||||
10(14) | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Лаб. раб. № 3 «Многооб-разие ракообраз-ных» | Отчёт о лаб. работе. | |||
11(15) | Класс Паукообразные. Клещи. | |||||
12(16) | Класс Насекомые. Общая характеристика. Значение. | Лаб. раб. № 4 «Многооб-разие насекомых» | Отчёт о лаб. работе. | |||
13(17) | Отряды Насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, поденки. | |||||
14(18) | Стрекозы, вши, жуки, клопы. | |||||
15(19) | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | |||||
16(20) | Перепончато-крылые насекомые | |||||
17(21) | Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные животные. Беспозвоночные» или (Экскурсия в музей «Разнообразие и роль членистоногих в природе») | Тренировочная работа (ЕГЭ) в Рабочих тетрадях «Беспозвоночные» (Отчёт об экскурсии) | ||||
1.2.2. Хордовые. (20 часов) | 18(22) | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. | ||||
19(23) | Подтип Черепные. Классы рыб. Костные рыбы. | Лаб. раб. № 5 «Изучение строения рыб» | Отчёт о лаб. работе. | |||
20(24) | Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | |||||
21(25) | Многообразие костных рыб. Отряды: Осётровые, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | |||||
22(26) | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | Диагност. работа «Рыбы» | ||||
23(27) | Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Отряды Пресмыкающих-ся: Чешуйчатые | |||||
24(28) | Отряды Пресмыкающихся:Крокодилы и Черепахи. | |||||
25(29) | Обобщающий урок по темам «Земноводные», «Пресмыкающие-ся» | Диагност. работа «Земновод-ные», «Пресмыка-ющиеся» | ||||
26(30) | Класс Птицы. Отряд Пингвины. | Лаб. раб. № 6 «Изучение внешнего строения птиц» | Отчёт о лаб. работе. | |||
27(31) | Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | |||||
28(32) | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. | |||||
29(33) | Отряды птиц. Воробьинообраз-ные, Голенастые. | |||||
30(34) | Обобщающий урок по теме «Класс Птицы» или (Экскурсия «Изучение многообразия птиц» в природе или в музее) | Диагност. работа «Птицы» (Отчёт об экскурсии) | ||||
31(35) | Класс млекопитающие (Звери). Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные , Рукокрылые, | |||||
32(36) | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные | |||||
33(37) | Отряд Хищные | |||||
34(38) | Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные. | |||||
35(39) | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопыт-ные | |||||
36(40) | Отряд Приматы. | |||||
37 (41) | Обобщающий урок по теме, «Млекопитаю-щие» или (Экскурсия «Изучение многообразия млекопитающих» в музее) | Диагност. работа «Млекопи-тающие» (Отчёт об экскурсии) | ||||
2. Эволюция строения и функций органов и их систем. (12 часов) | 1(42) | Покровы тела | Лаб. раб. № 7 «Изучение особенностей различных покровов тела» | Отчёт о лаб. работе. | ||
2(43) | Опорно-двигательная система | Лаб. раб. № 8 «Особенно-сти строения скелета птиц в связи с полётом» | Отчёт о лаб. работе. | |||
3(44) | Способы передвижения. Полости тела. | |||||
4(45) | Органы дыхания и газообмена. | |||||
5(46) | Органы пищеварения. | |||||
6(47) | Обмен веществ и превращение энергии. | |||||
7(48) | Кровеносная система. Кровь. | |||||
8(49) | Органы выделения. | |||||
9(50) | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | |||||
10(51) | Органы чувств. Регуляция деятельности. | |||||
11(52) | Продление рода. Органы размножения. | |||||
12(53) | Обобщающий урок по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем». | Диагност. работа «Эволюция систем органов животных» | ||||
3. Индивидуальное развитие животных (3часа) | 1(54) | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Лаб. раб. № 9 «Изучение строения куриного яйца» | Отчёт о лаб. работе. | ||
2 (55) | Развитие животных с превращением и без превращения. | |||||
3(56) | Периодизация и продолжитель-ность жизни животных. | |||||
4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (5 часов) | 1(57) | Доказательства эволюции животных | ||||
2(58) | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | |||||
3(59) | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | |||||
4(60) | Ареалы обитания животных.. Миграции | |||||
5(61) | Обобщающий урок. | Диагн. раб. «Развитие и закономер-ности размещения животных на Земле. | ||||
6. Биоценозы (4 часа) | 1(62) | Естественные и искусственные биоценозы. | ||||
2(63) | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |||||
3(64) | Цепи питания и поток энергии. | |||||
4(65) | Экскурсия «Взаимосвязь компонентов биоценозов». | (Отчёт об экскурсии) | ||||
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) | 1(66) | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | ||||
2(67) | Одомашнивание животных. | |||||
3(68) | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||||
4(69) | Охрана и рациональное использование животного мира | |||||
5(70) | Экскурсия на выставку сельскохозяйст-венных и домашних животных». | (Отчёт об экскурсии) |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО Заместитель директора (УВР)
_______________ ___________________
Протокол № ___ от ___________