Рабочая программа по биологии 7 класс (базовый уровень)

Лилякова Альбина Владимировна

Рабочая программа по биологии 7 класс  (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_poyas_nit_2014.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                            Директор ____________                            

                                                                                                           

                                                                                                            ___________________

                       

             

                     Рабочая программа

_____________________                                                                       _____________________

             

по биологии

7 класс

(базовый уровень)

                                                                                       Учитель   А. В. Лилякова

                             

2014/2015 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и  программы для общеобразовательных учреждений по биологии                               для 5-11-го классов к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.     Сост. Г. М. Пальдяева  М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельно животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Предъявленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной  программой.  Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа), 2003. - 144с: ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачу требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений.         - М.: Дрофа, 2005. - 304с;

а также методических пособий для учителя:

  1. В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с;
  2. УМК Л. Д. Парфилова  «Тематическое и поурочное планирование по биологии» к учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биолгия. Животные 7 класс» Изд. «Экзамен» -М: 2006
  3. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.:

    Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы);

  1. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белы М.: Издательский Дом

   "ГЕНДЖЕР", 1997. - 56с;

           3) Шапкин В. А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

           4) Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004.-160 с;

       5) Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель1996.- 174с;

           6) Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. –М.: АCT-ПРЕСС,  

             1999. - 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);

 7)  Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.:    

     Дрофа, 2004. - 272с;

    8) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

 дополнительной литературы для  обучающихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.Специальная Литература, 1996. .;

  2) Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО издательство АСТ»,

     2003. - 624с: ил.;

           3) Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс - М.: Дрофа, 2003. - 144с: ил.;

          4) Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас - М.: Росмэн, 1998. - 88с;

  1. Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с;

6)Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН. ,-183с: с ил.;

   7)        Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН.Щ.-144с: с ил.;

 8)         Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с
              ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

9)        Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Ак-
                  сёнова,- М.: Аванта+, 1998. - 704с: ил.;

       10) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев. - М.: ООO «Фирма  

            "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с: ил.;

       11) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»;  

             ООО   «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

12)        Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма
            Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 480с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.zooland.ru - сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий» www.zoo.ru/moscow - сайт Московского зоопарка

Видеоматериал: видеокассеты и видеоиллюстрации

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

-признаки организма как целостной системы;

-основные свойства животных организмов;

-сходство и различия между растительными и животными организмами;

-что такое зоология, и какова её структура;

-признаки одноклеточного организма;                                                                                                                        

-основные систематические группы одноклеточных и их представителей;                         

-значение одноклеточных животных в экологических системах;

-паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;

-современные представления о возникновении многоклеточных животных;

-общую характеристику типа Губки;

-общую характеристику типа Иглокожие;

-общую характеристику типа Кишечнополостные;

- общую характеристику типа Плоские черви;

- общую характеристику типа Круглые черви;

- общую характеристику типа Кольчатые черви;

- общую характеристику типа Моллюски;

- общую характеристику типа Членистоногие;

-современные представления о возникновении Хордовых животных;

-общую характеристику надкласса Рыбы;

- общую характеристику класса Земноводные;

- общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

- общую характеристику класса Птицы;

- общую характеристику класса Млекопитающие;

-гипотезу о происхождении эукариотических организмов;

-основные черты организации представителей всех групп животных;

-крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

-значение животных в природе и жизни человека;

-воздействие человека на природу;

-сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;

-особенности жизнедеятельности домашних животных.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

-представлять эволюционный путь развития животного мира;

-классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

-применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

-объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

-раскрывать значение многоклеточных животных в природе и жизни человека;

-применять полученные знания в практической жизни;

-наблюдать за поведением животных в природе;

-определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

-работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

-объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

-использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

-характеризовать экологическую роль хордовых животных;

-характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

-наблюдать за поведением животных в природе;

-оказывать первую медицинскую помощи при укусе опасным или ядовитым животным;

-характеризовать основные направления эволюции животных;

-объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;

-описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;

-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

-выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;

-обращаться с домашними животными;

-разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;

-оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.

                                                       

                                         

Содержание тем учебного курса «Биология – 7. Животные».

п/п

Наименование разделов, темы

Всего часов.

Введение.

2

1.

Многообразие животных.

37

1.1

Простейшие.

2

1.2

Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

17

1.3

Многоклеточные животные. Позвоночные.

18

2.

Эволюция строения и функций органов и их систем

12  

2.1

Эволюция строения и функций органов и их систем.

12

3.

Индивидуальное развитие животных

4

4.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

5

4.1

Развитие животного мира на Земле

3

     4.2

Закономерности размещения животных на Земле.

2

5.

Биоценозы.

4

      6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

4

Обобщение по курсу «Биология. Животные».

2

Итого:

70

        

Перечень лабораторных работ.

№ п/п

Название лабораторной работы

№ урока

План. дата

Фактич. дата

1.

Изучение одноклеточных животных

3

2

Изучение  дождевого червя.

10

3.

Многообразие ракообразных

14

4.

Многообразие насекомых

16

5.

Изучение  строения  рыб.

23

6.

Изучение внешнего строения птиц.

30

7.

Изучение особенностей различных покровов тела

42

8

Особенности строения скелета птиц в связи с полётом

43

9.

Изучение строения куриного яйца

54

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема      курса

(кол-во часов)

урока

Тема      урока

Лабораторная или практическая работа

контроль

Плановые сроки прохожде-ния программы

срок прохож-дения программы по факту

Введение                                        (2 часа)

1

История развития зоологии

2

Современная зоология

1.Многообразие животных.                              (39 часов)                                        

1.1. Простейшие.                                   (2 часа)

1 (3)

Общая характеристика простейших. Многообразие простейших.

Лаб. раб.                    № 1                          « Изучение однокле-точных животных»

Отчёт о лаб. работе.

2 (4)

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

1.2. Многоклеточные организмы.                                (37 часов)                 1.2.1. Беспозвоночные.   (17 часов)

1(5)

*Губки.

Диагност. работа «Простей-шие»

2(6)

Тип  Кишечно-полостные.  Общая характеристика.

3(7)

Тип  Плоские черви.

Диагност. работа «Кишечно-полостные»

4(8)

Тип Круглые черви

5(9)

Тип  Кольчатые черви. Полихеты.

6(10)

Многообразие кольчатых червей.    Олигохеты. Пиявки

Лаб. раб.              № 2

«Изучение   дождевого червя»

Отчёт о лаб. работе.

7(11)

Тип Моллюски

Диагност. работа          «Черви»

8(12)

Многообразие моллюсков

9(13)

*Тип  Иглокожие

10(14)

Тип Членистоногие. Класс  Ракообразные.

Лаб. раб.              № 3 «Многооб-разие ракообраз-ных» 

Отчёт о лаб. работе.

11(15)

Класс Паукообразные. Клещи.

12(16)

Класс Насекомые. Общая характеристика. Значение.                    

Лаб. раб.              № 4 «Многооб-разие насекомых» 

Отчёт о лаб. работе.

13(17)

Отряды Насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, поденки.

14(18)

Стрекозы, вши, жуки, клопы.

15(19)

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

16(20)

Перепончато-крылые насекомые

17(21)

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные животные. Беспозвоночные»    

или

(Экскурсия  в музей «Разнообразие и роль членистоногих в природе»)

Тренировочная работа (ЕГЭ) в Рабочих тетрадях   «Беспозвоночные»

(Отчёт об экскурсии)

1.2.2.  Хордовые.

(20 часов)

18(22)

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

19(23)

 Подтип Черепные.                     Классы   рыб. Костные   рыбы.

Лаб. раб.                № 5 «Изучение строения рыб»

Отчёт о лаб. работе.

20(24)

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

21(25)

Многообразие костных рыб. Отряды: Осётровые, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

22(26)

Класс  Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Диагност. работа    «Рыбы»

23(27)

Класс Пресмыкающиеся   (Рептилии).       Отряды  Пресмыкающих-ся: Чешуйчатые

24(28)

Отряды Пресмыкающихся:Крокодилы и Черепахи.

25(29)

Обобщающий урок по темам «Земноводные», «Пресмыкающие-ся»

Диагност. работа «Земновод-ные», «Пресмыка-ющиеся»

26(30)

Класс  Птицы. Отряд Пингвины.

Лаб. раб.               № 6  «Изучение внешнего строения птиц»

Отчёт о лаб. работе.

27(31)

Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

28(32)

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

29(33)

Отряды птиц. Воробьинообраз-ные, Голенастые.

30(34)

Обобщающий урок  по теме «Класс Птицы»  или     (Экскурсия «Изучение многообразия птиц» в природе или в музее)

Диагност. работа «Птицы»

(Отчёт об экскурсии)

31(35)

Класс млекопитающие (Звери).  Отряды:                       Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные , Рукокрылые,

32(36)

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные

33(37)

Отряд  Хищные

34(38)

Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные.

35(39)

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопыт-ные

36(40)

Отряд  Приматы.

37 (41)

Обобщающий урок по теме, «Млекопитаю-щие»   или      (Экскурсия «Изучение многообразия  млекопитающих»   в музее)

Диагност. работа «Млекопи-тающие»

(Отчёт об экскурсии)

2.  Эволюция строения и функций органов и их систем.

(12 часов)

1(42)

Покровы тела

Лаб. раб.                  № 7 «Изучение особенностей различных покровов тела»

Отчёт о лаб. работе.

2(43)

Опорно-двигательная система

Лаб. раб.                  № 8 «Особенно-сти  строения скелета птиц в связи с полётом»

Отчёт о лаб. работе.

3(44)

Способы передвижения. Полости  тела.

4(45)

Органы дыхания и газообмена.

5(46)

Органы пищеварения.

6(47)

Обмен веществ и превращение энергии.

7(48)

Кровеносная система. Кровь.

8(49)

Органы  выделения.

9(50)

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

10(51)

Органы чувств. Регуляция деятельности.

11(52)

Продление  рода. Органы размножения.

12(53)

Обобщающий урок по теме                            « Эволюция строения и функций органов и их систем».

Диагност. работа «Эволюция систем органов животных»

3. Индивидуальное развитие животных (3часа)

1(54)

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Лаб. раб.                  №  9 «Изучение строения куриного яйца»

Отчёт о лаб. работе.

2 (55)

Развитие животных с превращением и без превращения.

3(56)

Периодизация и продолжитель-ность жизни животных.

4. Развитие и закономерности размещения  животных на Земле.                       (5 часов)

1(57)

Доказательства эволюции  животных

2(58)

Чарльз  Дарвин о причинах  эволюции животного мира

3(59)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

4(60)

Ареалы обитания животных.. Миграции

5(61)

Обобщающий урок.

Диагн.  раб. «Развитие и закономер-ности размещения животных на Земле.

6. Биоценозы

(4 часа)

1(62)

Естественные и искусственные биоценозы.

2(63)

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

3(64)

Цепи питания и поток энергии.

4(65)

Экскурсия «Взаимосвязь компонентов биоценозов».

(Отчёт об экскурсии)

7.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека    (5 часов)

1(66)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

2(67)

Одомашнивание животных.

3(68)

Законы России об охране животного мира.   Система мониторинга.

4(69)

Охрана и рациональное использование животного мира

5(70)

Экскурсия  на выставку сельскохозяйст-венных и домашних животных».

(Отчёт об экскурсии)

СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

Председатель ШМО                                                                      Заместитель директора (УВР)

                                                                                                                 

 _______________                                                                                   ___________________

Протокол № ___ от ___________