Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_2014g.docx | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________
___________________
Рабочая программа
________________________ ____________________
по биологии
5 класс
(базовый уровень)
Учитель А. В. Лилякова
2014/2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.), рассчитанной на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, РГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования. Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч. в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 3
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им
объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. объяснение мира с точки зрения биологии:
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. понимание смысла биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов.
6. оценивание поведения человека с точки зрения здорового образа жизни:
_ использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»
№ | раздел | Количество часов |
1 | Введение | 6 |
2 | Клеточное строение организмов | 11 |
3 | Царство Бактерии | 2 |
4 | Царство грибы | 5 |
5 | Царство растения | 11 |
ИТОГО | 35 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 1. Введение (6 часов)
1. Личностные результаты
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, факторы, биотические факторы, антропогенный; почва как
среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,
«экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа;
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро»,
«ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»,
«химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества»,
«ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей.
Учащиеся могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;
- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
- макро- и микроэлементы,
- космическую роль зеленых растений
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;
- объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
- Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение.
- Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
- Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся могут узнать:
- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
- жизнедеятельность грибов-хищников
Учащиеся смогут научиться:
- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;
выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
Тема 4. Царство Растения (11 часов)
- Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение.
- Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
- Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Московской области.
Учащиеся смогут научиться:
- выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
- Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2013 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы.
Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004 9
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006г. Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися результатов. следующих
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема курса (кол-во часов) | № урока | Тема урока | Лабораторная или практическая работа | контроль | Плановые сроки прохожде-ния программы | срок прохо-ждения программы по факту |
1.Введение (6 часов) | 1 | Биология — наука о живой природе | ||||
2 | Методы исследования в биологии | Пр.раб. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | ||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Ведение дневника наблюдений» | ||||
4 | Среды обитания живых организмов. | Ведение дневника наблюдений» | ||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Ведение дневника наблюдений | ||||
6 | Обобщающий урок Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | Ведение дневника наблюдений» | ||||
2. Клеточное строение организмов (11 часов) | 1 (7) | Устройство увеличительных приборов | Лаб. раб. № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | Отчёт о лаб. работе. | ||
2 (8) | Строение клетки | Лаб.раб. № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | Отчёт о лаб. работе. | |||
3(9) | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лаб.раб. № 3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | Отчёт о лаб. работе. | |||
4(10) | Пластиды | Лаб.раб. № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Отчёт о лаб. работе. | |||
5(11) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | |||||
6(12) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещ - ва | |||||
7(13) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Лаб.раб. № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Отчёт о лаб. работе. | |||
8(14) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | |||||
9(15) | Деление клетки | |||||
10(16) | Понятие «ткань» | Лаб.раб. № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных клеток» | Отчёт о лаб. работе. | |||
11(17) | Обобщающий урок | |||||
3.Царство Бактерии (2 часа) | 1(18) | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | ||||
2(19) | Роль бактерий в природе и жизни человека | |||||
4.Царство Грибы (5 часов) | 1(20) | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность Роль грибов в природе и жизни человека. | ||||
2(21) | Шляпочные грибы. | Практ. раб. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | ||||
3(22) | Плесневые грибы и дрожжи | Лаб.раб. № 7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | Отчёт о лаб. работе. | |||
4(23) | Грибы-паразиты | |||||
5(24) | Обобщающий урок | |||||
5.Царство растения (11часов) | 1(25) | Ботаника — наука о растениях |
| |||
2 (26) | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Лаб. раб. № 8 «Строение зелёных водорослей» | Отчёт о лаб. работе. | |||
3(27) | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | |||||
4(28) | Лишайники | |||||
5(29) | Мхи | Лаб. раб. № 9 «Строение мха (на примере местных видов)» | Отчёт о лаб. работе. | |||
6 (30) | Папоротники, хвощи, плауны | Лаб. раб. № 10 «Строение спороносящего хвоща» Лаб. раб. № 11 «Строение спороносящего папоротника» | Отчёт о лаб. работе. | |||
7(31) | Голосеменные растения | Лаб. раб. № 12 «Строение хвои и шишек хвойных на примере местных видов» | Отчёт о лаб. работе. | |||
8(32) | Покрытосеменные растения | Лаб. раб. № 13 «Строение цветкового растения». | Отчёт о лаб. работе. | |||
9(33) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | |||||
10(34) | Обобщающий урок | |||||
11(35) | Обобщающий урок |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО Заместитель директора (УВР)
_______________ ___________________
Протокол № __ от ___________
Перечень лабораторных работ, проводимых в 5 классе.
№ п/п | Тема работы | № урока | Планир. дата | Факт. дата |
1. | Л/р № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | № 7 | ||
2. | Л/р № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | № 8 | ||
3. | Л/р № 3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | № 9 | ||
4. | Л/р № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | № 10 | ||
5. | Л/р № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи» | № 13 | ||
6. | Л/р № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных клеток» | № 16 | ||
7. | Л/р № 7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | № 22 | ||
8. | Л/р № 8 «Строение зелёных водорослей» | № 26 | ||
9. | Л/р № 9 «Строение мха (на примере местных видов)» | № 29 | ||
10. | Л/р № 10 «Строение спороносящего хвоща» | № 30 | ||
11. | Л/р № 11 «Строение спороносящего папоротника» | № 30 | ||
12. | Л/р № 12 «Строение хвои и шишек хвойных на примере местных видов» | № 31 | ||
13. | Л/р № 13 «Строение цветкового растения». | № 32 |