МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО УРОКА по ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ,ФИЗИОЛОГИИ
Автор предлагает проект урока по Возрастной анатомии, физиологии с использованием компетентностного подхода усвоения знаний. Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые не обходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах обучающихся. В современных условиях активно используются разные источники информации: средства Интернета, электронные контенты по разделам дисциплин, учебные пособия и справочники. В преподавании биологических наук автор использует разные методы работы с источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_proekt_uroka.docx | 166.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский педагогический колледж №4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО УРОКА
НОМИНАЦИЯ: Учебное занятие теоретического обучения
ТЕМА: Изучение возрастных особенностей скелета
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ОП03.Возрастная анатомия, физиология и гигиена
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050146 «Преподавание в начальных классах»
Преподаватель: Буздина С.А.
УЛЬЯНОВСК, 2013год
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д. Ушинский
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам относятся: 1. Обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; 2. Открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция обучающихся и, опосредованно, их прежний опыт; 3. Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций; 4. Дискуссия обучающихся, столкновение их субъектных позиций; 5. Игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум; 6. Проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практические работы. Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые не обходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах обучающихся. В современных условиях активно используются разные источники информации: средства Интернета, электронные контенты по разделам дисциплин, учебные пособия и справочники.
В преподавании биологических наук автор использует следующие методы работы с источниками информации: 1.Кластерный анализ текста. Кластер – позволяет:
а) сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст;
б) охватывать избыточный объем информации
Алгоритм создания: а) написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа); б) вокруг «сердца» - «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы (записывать все, что приходит на ум); в) соединить с «сердцем» текста (спутники); г) создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей). 2.Конспектирование информации. Конспект – краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо. Результат конспектирования – краткая запись,
позволяющая восстановить полученную информацию с нужной полнотой. Алгоритм конспектирования: а) восприятие информации устно или письменно; б) запись информации после специфической обработки информации. 3.Прием Д. Огле. Заполнение таблицы: «Знаю» ( после сообщения темы) - «Хочу узнать» ( после постановки задач и целей урока) - «Узнал» ( в конце урока). 4.Таблица – метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации. Алгоритм создания таблицы: а) определить основной смысл статьи (текста); б) выделить основания для классификации; в) определить параметры классификации; г) построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания (одно по горизонтали, другое – по вертикали). 5.Графическая разметка текста. Формы: подчеркивание, выделение текста, маркировка специальными значками. Алгоритм разметки: а) определение системы маркировки текста (^, +, -, ?); б) маркировка на полях абзацев и предложений; в) систематизация информации в таблицу; г) последовательное обсуждение каждого столбца. 6.ТАСК – анализ. ТАСК – аббревиатура слов: «тезис – анализ – синтез –ключ». Это 5- 10 последовательно заданных вопросов, на которые в ходе чтения текста предстоит ответить обучающимся. 7. Синквейн - метод быстрого, эффективного анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Используется в конце урока как рефлексия.
Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание (существительное); 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы; 5-я строка — синоним ключевого слова (существительное). Автор предлагает проект урока по дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальности 050146 « Преподавание в начальных классах». Урок рассчитан на два академических часа, может быть проведен с использованием средств Интернет-ресурсов или готового электронного контента. Группу разделить на 3- 4 подгруппы в зависимости от общего количества студентов. В комплекте с проектом урока автор предлагает таблицу, тест, инструкцию и электронный контент.
Тема: Изучение возрастных особенностей скелета. Цель: Обучения: выработать умение самостоятельно анализировать разные источники информации. Развития: способствовать формированию практического опыта осуществления поиска, анализа и оценки информации. Воспитания: способствовать пропаганде ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме. Формируемые компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами. Тип занятия: комбинированный урок - практикум. Средства обучения: электронные папки с контентом: рисунки, видеофильмы, статьи, электронный учебник, тесты; учебное пособие по анатомии. Приложение: 1. Таблица Д. Огле 2.Инструкция для студента 3.Электронный контент (папки 1 – 4) Студент должен: Знать: - основную терминологию по теме; - возрастные анатомо-физиологические особенности скелета детей; - основы гигиены детей; Уметь: - определять топографическое расположение и строение костей и скелета; - оценивать факторы внешней среды ( питание, движения) с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте. Ход занятия. 1. Организационно - мотивационный этап (10минут). Проблемная ситуация. Два человека спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав? А Вы как считаете? ( Высказывания студентов) Мы вернемся к этому вопросу и решим, кто из вас был прав. Вы уже догадались, что сегодня тема занятия « Возрастные особенности скелета». Заполнение графы « Знаю» в таблице Д.Огле ( приложение1). Выслушать от подгрупп, что они знают по теме. Заполнение графы « Хочу узнать» ( приложение1).Выслушать от подгрупп, что они хотят узнать. Совместная постановка целей занятия путем обобщения ответов подгрупп. Определение плана занятия: 1. Составление 5основных вопросов по строению и квалификации костей ( электронная папка1). 2.Составление терминологического словаря по соединениям костей (папка 2) 3.Самостоятельное составление таблицы по развитию скелета ( папка 3). 4. Графическая разметка текста по вопросу влияния кальция ( папка 4). 5.Составление кластера по всей теме. 2.Этап самостоятельной работы ( 54 минуты). 1. Составление 5основных вопросов по строению и квалификации костей
( электронная папка 1). 2.Совместные ответы и обсуждения. - Весь скелет взрослого человека весит всего 8 кг. Почему он такой легкий? ( Кости внутри полые). Эту особенность используют инженеры при создании различных конструкций: например, великий архитектор Джозеф Пакстон в строительстве своего Хрустального дворца. - Кости образованы органическими и неорганическими веществами. Минеральные соли придают костям прочность, а органические - гибкость и упругость, в чем убеждает простой опыт: если кость подержать в 10% м растворе СНI. Соли кальция постепенно растворяются, вступая во взаимодействие с кислотой, кость становится настолько гибкой, что её можно завязать в узел. Примерные вопросы: 1.В чем заключается сложность состава костей? 2.В чем сходство строения всех костей? 3. Какие пять типов костей в организме? 4. Чем отличается трубчатая кость от плоской? 5. Почему позвонок является сложной костью? 3.Составление терминологического словаря по соединениям костей (электронная папка 2) . 4.Совместное обсуждение. Примерный словарь: Фиброзные соединения - соединения большой прочности и малой подвижности. Связки - толстые пучки или пластины, образованные плотной волокнистой соединительной тканью с большим количеством коллагеновых волокон. Швы черепа - между соединенными костями находятся тонкие прослойки соединительной ткани. Синхондрозы — соединения костей при помощи хрящевой ткани. Синостоз - замещение между костями хрящевой прослойки костной тканью. Суставные соединения — наиболее подвижные соединения костей с большой подвижностью и разнообразием движений с характерными признаками: наличие суставных поверхностей, суставной полости, синовиальной жидкости и капсулы. Суставные диски и мениски - хрящевые пластинки разной формы между суставными поверхностями. Суставная губа - соединение углубляет суставную поверхность, увеличивает площадь сустава, придает большее соответствие формы сочленяющихся поверхностей. 5.Самостоятельное составление таблицы по развитию скелета ( электронная папка 3). Примерная таблица:
Часть скелета | Образована костями | Особенности в детском возрасте | Особенности у взрослого |
Позвоночник | |||
Грудная клетка | |||
Череп | |||
Верх.конечность | |||
Нижн. конечность |
6. Совместное обсуждение. ФИЗМИНУТКА. 1.Тест на гибкость позвоночника. И. П - вертикальное, ноги на ширине плеч. Наклонитесь влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то у вас очень хорошая гибкость. Продолжайте заниматься спортом. Если вы смогли достать до колен и чуть ниже - у вас нормальная гибкость. Помните, что без занятий физкультурой вы её легко потеряете. А если у вас не получается достать до колен - гибкость очень плохая, надо что-то предпринимать, серьезно подумать о смене образа жизни. 2. Повороты влево - вправо. 3.Наклоны вперед- назад, влево - вправо. 7. Графическая разметка текста по вопросу влияния кальция ( папка 4). 8. Совместное обсуждение. - Качественный состав кости меняется в зависимости от пищи. - Но мало кто задумывается о том, что помимо дефицита этого полезного элемента, возможны и избытки кальция в организме, который при этом негативно влияет на наше здоровье. Именно поэтому не стоит поддаваться рекламе, бездумно употребляя препараты кальция, отдавая дань моде.
- При избытке, кальций откладывается в почках, мышцах, кровеносных сосудах.
- Продукты, особенно богатые кальцием: абрикосы, смородина, виноград, крыжовник, ежевика, свекла, морковь, земляника, вишня, огурцы, апельсины, персики, ананасы, клубника, укроп, петрушка, сельдерей, лук, мед, миндаль, кисломолочные продукты. 9.Составление кластера по всей теме. 10. Защита кластера подгруппами. Примерный кластер:
Заключение . В детском и юношеском возрасте кости легче деформируются. Об этом знали уже в Древнем Китае, используя эту особенность в страшных целях. Зачитаю вам отрывок из книги В. Гюго “Человек, который смеется”: “В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двулетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из неё выходило человеческое существо, принявшее её форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика, какой угодно формы”. Рекомендация: следите за своей осанкой при письме, ходьбе. Занимайтесь спортом, который укрепляет еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат. Обратите внимание на свое питание, употребляйте кальцесодержащие продукты в достаточном количестве. 3.Рефлексивный этап (26минут). 1. Демонстрация усвоения. Тестирование. Примерные вопросы теста: Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а). Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами. Максимальное количество баллов – 10.
1. | Швы | а | Соединения костей пучками с волокнами |
2. | Связки | б | Соединения между костями широкой прослойкой соединит.ткани |
3. | перепонки | в | Соединения костей тонкой прослойкой соединит. ткани |
4. | Диартроз | г | Соединения костей с помощью хрящевой ткани |
5. | Синхондроз | д | Прерывное соединение костей |
Задание №2.Выберите правильный ответ: Диски - это: а) хрящевые валики по краям суставов б) образования плотной соединит. ткани, связывающие кость в) пластинки хряща. Связки - это: а) хрящевые валики по краям суставов б) образования плотной соединит. ткани, связывающие кость в) пластинки хряща. Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимально - 2. Задание №3. В каком возрасте формируются физиологический изгиб грудного отдела позвоночника? а) 3 – 4 месяца б) 4 – 6 месяцев в) 9 – 12 месяцев Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом. Задание №4. У кого лицевой отдел черепа вытягивается в длину? а) у мужчин б) у женщин Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Задание №5. К какому типу костей относится лопатка? а) трубчатые б) плоские в) губчатые Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
14 - 15 | 90-100 | 5 | отлично |
12 - 13 | 80-89 | 4 | хорошо |
9 - 11 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 9 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Ответы: 1. 1в,2а, 3б,4д,5г 2.в,б 3.б 4.а 5.б
2.Заполнение графы « Узнал» в таблице Д.Огле. Обсуждение результатов заполнения, динамики результатов развития студентов относительно самих себя. 3. Синквейн. Примерный синквейн. 1.Скелет. 2.Прочный, надежный. 3.Защищает, развивается, перемещается. 4.Скелет - основа, опора человеческого организма. 5.Каркас. 4.Обсуждение проблемного вопроса : Кто прав? Кость - живой орган или нет? Докажите! Вывод: Кость - сложный живой орган, и для его жизни необходимы определенные условия питания, движения, ЗОЖ. 5.Оценка педагога, итоги занятия. ЛИТЕРАТУРА 1. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. - М.: Просвещение, 1984. 2. Гоголев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.: Просвещение, 1991. 3. Гусев А.С., Сергеев Ю.П. Анатомия. - М.: Медицина, 1986. 4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: Медицина, 1984. 5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. 6.Интернет- ресурсы: http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/ http://www.thefirst.net.ua/halth/vitamins/146-mikroyelement-kalcij-soli-kalciya-produkty-soderzhashhie-kalcij-nedostatok-kalciya.html http://biofile.ru/chel/1839.html
Приложение 1. Примерная таблица Д. Огле ( 2-4 графы заполняются студентами на разных этапах урока).
Вопросы темы | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Строение костей | Кости состоят из неорганических и органических веществ, кости длинные и короткие | Разные типы костей, их функции | Органических веществ у детей больше, поэтому кости гибкие. Неорганических больше у пожилых, поэтому кости хрупкие. |
2.Соединения костей | Суставы | Как соединяются кости черепа | При рождении кости черепа не примыкают близко друг к другу, соединены соед.тканью-роднички. После 30 лет череп - это единая черепная коробка. |
3.Развитие скелета | У детей кости мягкие, растут неравномерно | У детей костей меньше или больше | У детей костей-300, у взрослых- 220. Изгибы позвоночника формируются в процессе развития движений. На кости влияет состав пищи, двигательная активность |
4.Роль кальция | Необходимо употреблять кальций постоянно всем людям | Кальций может принести вред или только полезен | Ошибался в своих предположениях. Кальций может принести вред, особенно в БАДах. Всегда необходим предварительный анализ крови на содержание кальция в организме. |
Приложение 2.Инстукция для студентов. Тема: Изучение возрастных особенностей скелета. Этап самостоятельной работы (54 минуты). I.Повторите цели занятия, внимательно прочитайте - какие компетенции, знания, умения должны формироваться Цель: Обучения: выработать умение самостоятельно анализировать разные источники информации. Развития: способствовать формированию практического опыта осуществления поиска, анализа и оценки информации. Воспитания: способствовать пропаганде ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме. Формируемые компетенции: ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами. Вы должны: Знать: - основную терминологию по теме; - возрастные анатомо-физиологические особенности скелета детей; - основы гигиены детей; Уметь: - определять топографическое расположение и строение костей и скелета; - оценивать факторы внешней среды ( питание, движения) с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте. II. Внимательно читайте задания (5). Выполняйте их поочередно. После каждого выполнения совместное обсуждение. 1. Составление 5основных вопросов по строению и квалификации костей ( электронная папка1). Изучите содержание электронной папки №1: рисунки, текст, просмотрите видеофильм и составьте 5 основных последовательных вопроса. Вопросы запишите. 2.Совместные ответы и обсуждения. 3.Составление терминологического словаря по соединениям костей (электронная папка 2). Изучите содержание электронной папки №2: рисунки, текст. Составьте словарь из основных терминов, запишите. 4.Совместное обсуждение 5.Самостоятельное составление таблицы по развитию скелета ( папка 3). Алгоритм создания таблицы: а) определить основной смысл текста паки №3; б) выделить основания для классификации; в) определить параметры классификации; г) построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания (одно по горизонтали, другое – по вертикали). 6. Совместное обсуждение. ФИЗМИНУТКА. 7. Графическая разметка текста по вопросу влияния кальция (папка 4). Формы: подчеркивание, выделение текста другим цветом, маркировка специальными значками. Алгоритм разметки: а) определение системы маркировки текста ; б) маркировка основного;
в) систематизация ; г) запись выводов. 8. Совместное обсуждение. 9.Составление кластера по всей теме. Алгоритм создания: а) написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа); б) вокруг «сердца» - «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы); в) соединить с «сердцем» текста (спутники); г) создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей). 10. Защита кластера подгруппами. Рефлексивный этап (26минут). 1. Демонстрация усвоения. Тестирование. Ответьте на вопросы теста. ( Преподаватель выдает тест перед выполнением). 2.Заполнение графы « Узнал» в таблице Д.Огле. 3. Синквейн. Напишите текст на 5 строках. 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание (существительное); 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы; 5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Приложение 3. Тест по теме «Возрастные особенности скелета»
Указания к работе:
Проанализируйте содержание заданий.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
Актуализируйте знания по теме.
Выполните задания работы с использованием бланка-отчёта.
Желаем успехов!
БЛАНК ОТЧЁТА О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Группа:
ФИО обучающегося ___________________________________________________________________
Дата выполнения работы ______________________________________________________________
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 10.
1. | Швы | а | Соединения костей пучками соединительной ткани с волокнами |
2. | Связки | б | Соединения между костями широкой прослойкой соединит.ткани |
3. | перепонки | в | Соединения костей тонкой прослойкой соединит. ткани |
4. | Диартроз | г | Соединения костей с помощью хрящевой ткани |
5. | Синхондроз | д | Прерывное соединение костей |
Ответ:_________________________________
Задание №2.Выберите правильный ответ: Диски - это: а) хрящевые валики по краям суставов б) образования плотной соединит. ткани, связывающие кость в) пластинки хряща.
Связки - это: а) хрящевые валики по краям суставов б) образования плотной соединит. ткани, связывающие кость в) пластинки хряща.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимально - 2.
Ответ:_________________________________
Задание №3. В каком возрасте формируются физиологический изгиб грудного отдела позвоночника? а) 3 – 4 месяца б) 4 – 6 месяцев в) 9 – 12 месяцев
Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:_________________________________
Задание №4. У кого лицевой отдел черепа вытягивается в длину?
а) у мужчин б) у женщин
Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:_________________________________
Задание №5. К какому типу костей относится лопатка?
а) трубчатые б) плоские в) губчатые
Критерии оценки: правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:_________________________________
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
14 - 15 | 90-100 | 5 | отлично |
12 - 13 | 80-89 | 4 | хорошо |
9 - 11 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 9 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |