Обобщение по темам "Царство Грибы" и "Царство Бактерии"

Игнашева Ирина Александровна

Конспект и презентация открытого урока для семинара по теме "Контрольно-оценочная деятельность в 5 классах". При выполнении заданий ученики осуществляют самооценку (оценка уровня знаний каждого ученика), оценку знаний и работу каждого ученика в группе, оценку одной группы учеников другой группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»

Цель: обобщить и систематизировать знания о двух царствах живой природы

Планируемые результаты:                                                                                                           1. личностные:  формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися  и учителем  в процессе образовательной деятельности; выполнение творческого задания.

2. метапредметные: умение классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности                     

3. коммуникативные: умение работать в группе

4. регулятивные:  умение высказывать предположение и его доказывать                              5. познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки

6. предметные: выявления отличительных признаков грибов, бактерий,  сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок

Оснащенность урока:  таблички, конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация.

Перед уроком раздать: листы для тестов, цветные карточки, листы для цепочек, оценочные листы, изображения живых организмов, листы для ответов «Узнай меня».

Ход урока

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Тема и цель урока – 3 мин

?: Какие царства живой природы мы изучили? Слайд 1

О: Царство Бактерии и Царство Грибы

У: Разгадав ребус, вы узнаете тему урока. Слайд 2

О: Повторение

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение, питание, размножение, распространение, значение грибов и бактерий.

Слайд 3

  1. Обобщение и систематизация знаний – 32 мин

У: Наш урок будет проходить в виде игры. Вы поделены на команды по 4 человека. Выберите капитанов команд.

?: Как вы думаете, как лучше спланировать работу в группе, чтоб ответить на все вопросы быстро и правильно?

О: Распределить вопросы для каждого члена группы

определить, кто будет отвечать у доски

использовать учебник § 11-16 и записи в тетради

У: Перед вами на столах лежат листки, на которых вы будете выставлять оценки каждому члену группы при выполнении заданий.

Первый этап «Разминка»

У: В начале урока я предлагаю вам лично каждому решить тест, чтоб определить уровень ваших знаний. Слайд 4

Обменяйтесь листочками. Проверьте своего соседа по парте, подсчитайте количество набранных баллов и поставьте оценку в листок напротив фамилии ученика. Слайд 5

Вспомним критерии оценки теста – один правильный ответ дает один балл. Слайд 6

Возьмите свои листочки с ответами, отметьте те вопросы, на которые вы лично дали неверные ответы.

Кто набрал 5 баллов – поднимите зеленую карточку, 4 балла – белую, 3 балла – желтую, меньше 3 баллов – красную. Слайд 7

?: Почему совершили ошибки?

?: Что сделать, чтобы не допускать ошибки и в будущем правильно отвечать на вопросы?

У: Итак, мы переходим к выполнению наших задач.

 «Узнай меня и опиши»

У: Вам выданы конверты с изображением живых организмов. Ваша задача – ответить на вопросы на слайде, заполнить выданные карточки. Слайд 8

?: Где вы можете взять необходимую информацию в случае затруднения?

О: учебник.

У: Перед тем, как начать выполнение задания, я предлагаю вам разработать критерии оценки ваших ответов на вопросы.

О: 1. на все ли вопросы ответили                              Записать на доске

     2. правильность выполнения задания

     3. самостоятельность выполнения задания

Группы 1,3 – «шляпочный гриб», группы 2,4 – «бактерии», 5,6 – «мукор»

Ответы учеников о представленных организмах Слайды 9, 10, 11

Самооценка по предложенным критериям Записаны на доске

Поставьте оценки напротив каждой фамилии в ваших листочках

У: Выполнили мы поставленные задачи? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет, то красную. Слайд 12

О: Не выполнили.

?: Почему вы так считаете?

О: Потому что мы не повторили распространение и значение грибов и бактерий.

Задание «Кто лишний?»

У: Для решения этих задач я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Посмотрите внимательно на слайд. Попробуйте сформулировать задание. Слайд 13

О: «Кто лишний»

У: Решите это задание

О: лишнее – мухомор, т.к. этот гриб ядовитый, а все остальные – съедобные

У: Я предлагаю вам составить подобные цепочки для участников других команд по темам «распространение и значение бактерий и грибов».

Но сначала назовите критерии, по которым можно оценить данное задание и поставить оценки на листке. Слайд 13

Ученики составляют цепочки, обмениваются с другими командами (по кругу), записывают ответы, обмениваются в обратном порядке, проверяют, выставляют оценки в листки.

?: У всех ли получилось выполнить задание (составить цепочки)?

Если не получилось, в чем причина?

Как решить возникшие трудности?

  1. Рефлексия – 4 мин

У: Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

О: Повторить знания о грибах и бактериях.

У: Можем ли мы сказать, что мы достигли цели урока?

О: да, т. к. мы выполнили все поставленные задачи для достижения этой цели.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На выданных листочках подчеркните (обведите) те характеристики, которые подходят вам.

У: Оцените мою работу на уроке. Если вам понравился урок, поднимите зеленые карточки, если не понравился – красные.


Приложение. Раздаточный материал.

Изображения в конвертах

Карточки «Рефлексия»

На уроке я работал

активно, пассивно

Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

Урок показался мне

коротким,  длинным

За урок я

не устал, устал

Мое настроение

стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был

  1. понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПОВТОРЕНИЕ П Н В У О Й Е Т И Х Р О Б Т Л Р Г Н З Е

Слайд 3

Цель – повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов

Слайд 4

Бактерии размножаются: А. только спорами Б. особыми половыми клетками В. делением клетки и некоторые - спорами 2. В клетках грибов отсутствует: А. ядро Б. цитоплазма В. хлоропласты 3. Грибы из корней деревьев получают: А. воду Б. органические вещества В. витамины 4. Положительная роль грибов: А. возбудители заболеваний человека Б. они являются продуктами питания В. порча продуктов питания 5. Болезнетворными бактериями являются: А. синезеленые Б. молочнокислые В. туберкулезные

Слайд 5

Бактерии размножаются: А. только спорами Б. особыми половыми клетками В. делением клетки и некоторые - спорами 2. В клетках грибов отсутствует: А. ядро Б. цитоплазма В. хлоропласты 3. Грибы из корней деревьев получают: А. воду Б. органические вещества В. витамины 4. Положительная роль грибов: А. возбудители заболеваний человека Б. они являются продуктами питания В. порча продуктов питания 5. Болезнетворными бактериями являются: А. синезеленые Б. молочнокислые В. туберкулезные Ответы: 1-В, 2-В, 3-Б, 4-Б, 5-В

Слайд 6

5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» Меньше 3 баллов – «2»

Слайд 7

5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» Меньше 3 баллов – «2» 5 баллов – зеленая 4 балла – белая 3 балла – желтая Меньше 3 баллов - красная

Слайд 8

2. «Узнай меня и опиши» Что изображено? К какому царству относится? 3. Особенности строения. 4. Как и чем питается? 5. Особенности размножения.

Слайд 11

1

Слайд 12

Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов

Слайд 13

Лисичка, мухомор, сыроежка, боровик. «Кто лишний?» правильно названный объект – 1 балл, обоснование – 1 балл

Слайд 14

Цель – повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов

Слайд 15

На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока для меня был активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен