Обобщение по темам "Царство Грибы" и "Царство Бактерии"
Конспект и презентация открытого урока для семинара по теме "Контрольно-оценочная деятельность в 5 классах". При выполнении заданий ученики осуществляют самооценку (оценка уровня знаний каждого ученика), оценку знаний и работу каждого ученика в группе, оценку одной группы учеников другой группой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение "Грибы" и "Бактерии" | 231.5 КБ |
обобщение "Грибы" и "Бактерии" | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»
Цель: обобщить и систематизировать знания о двух царствах живой природы
Планируемые результаты: 1. личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности; выполнение творческого задания.
2. метапредметные: умение классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности
3. коммуникативные: умение работать в группе
4. регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать 5. познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
6. предметные: выявления отличительных признаков грибов, бактерий, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.
Вид урока: обобщающий урок
Оснащенность урока: таблички, конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация.
Перед уроком раздать: листы для тестов, цветные карточки, листы для цепочек, оценочные листы, изображения живых организмов, листы для ответов «Узнай меня».
Ход урока
- Организационный момент – 1 мин
- Тема и цель урока – 3 мин
?: Какие царства живой природы мы изучили? Слайд 1
О: Царство Бактерии и Царство Грибы
У: Разгадав ребус, вы узнаете тему урока. Слайд 2
О: Повторение
?: Поставьте цель урока
О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы.
У: Какие вопросы мы должны повторить?
О: Строение, питание, размножение, распространение, значение грибов и бактерий.
Слайд 3
- Обобщение и систематизация знаний – 32 мин
У: Наш урок будет проходить в виде игры. Вы поделены на команды по 4 человека. Выберите капитанов команд.
?: Как вы думаете, как лучше спланировать работу в группе, чтоб ответить на все вопросы быстро и правильно?
О: Распределить вопросы для каждого члена группы
определить, кто будет отвечать у доски
использовать учебник § 11-16 и записи в тетради
У: Перед вами на столах лежат листки, на которых вы будете выставлять оценки каждому члену группы при выполнении заданий.
Первый этап «Разминка»
У: В начале урока я предлагаю вам лично каждому решить тест, чтоб определить уровень ваших знаний. Слайд 4
Обменяйтесь листочками. Проверьте своего соседа по парте, подсчитайте количество набранных баллов и поставьте оценку в листок напротив фамилии ученика. Слайд 5
Вспомним критерии оценки теста – один правильный ответ дает один балл. Слайд 6
Возьмите свои листочки с ответами, отметьте те вопросы, на которые вы лично дали неверные ответы.
Кто набрал 5 баллов – поднимите зеленую карточку, 4 балла – белую, 3 балла – желтую, меньше 3 баллов – красную. Слайд 7
?: Почему совершили ошибки?
?: Что сделать, чтобы не допускать ошибки и в будущем правильно отвечать на вопросы?
У: Итак, мы переходим к выполнению наших задач.
«Узнай меня и опиши»
У: Вам выданы конверты с изображением живых организмов. Ваша задача – ответить на вопросы на слайде, заполнить выданные карточки. Слайд 8
?: Где вы можете взять необходимую информацию в случае затруднения?
О: учебник.
У: Перед тем, как начать выполнение задания, я предлагаю вам разработать критерии оценки ваших ответов на вопросы.
О: 1. на все ли вопросы ответили Записать на доске
2. правильность выполнения задания
3. самостоятельность выполнения задания
Группы 1,3 – «шляпочный гриб», группы 2,4 – «бактерии», 5,6 – «мукор»
Ответы учеников о представленных организмах Слайды 9, 10, 11
Самооценка по предложенным критериям Записаны на доске
Поставьте оценки напротив каждой фамилии в ваших листочках
У: Выполнили мы поставленные задачи? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет, то красную. Слайд 12
О: Не выполнили.
?: Почему вы так считаете?
О: Потому что мы не повторили распространение и значение грибов и бактерий.
Задание «Кто лишний?»
У: Для решения этих задач я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Посмотрите внимательно на слайд. Попробуйте сформулировать задание. Слайд 13
О: «Кто лишний»
У: Решите это задание
О: лишнее – мухомор, т.к. этот гриб ядовитый, а все остальные – съедобные
У: Я предлагаю вам составить подобные цепочки для участников других команд по темам «распространение и значение бактерий и грибов».
Но сначала назовите критерии, по которым можно оценить данное задание и поставить оценки на листке. Слайд 13
Ученики составляют цепочки, обмениваются с другими командами (по кругу), записывают ответы, обмениваются в обратном порядке, проверяют, выставляют оценки в листки.
?: У всех ли получилось выполнить задание (составить цепочки)?
Если не получилось, в чем причина?
Как решить возникшие трудности?
- Рефлексия – 4 мин
У: Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
О: Повторить знания о грибах и бактериях.
У: Можем ли мы сказать, что мы достигли цели урока?
О: да, т. к. мы выполнили все поставленные задачи для достижения этой цели.
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На выданных листочках подчеркните (обведите) те характеристики, которые подходят вам.
У: Оцените мою работу на уроке. Если вам понравился урок, поднимите зеленые карточки, если не понравился – красные.
Приложение. Раздаточный материал.
Изображения в конвертах
Карточки «Рефлексия»
На уроке я работал | активно, пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен, недоволен |
Урок показался мне | коротким, длинным |
За урок я | не устал, устал |
Мое настроение | стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был |
интересен, скучен полезен, бесполезен |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОВТОРЕНИЕ П Н В У О Й Е Т И Х Р О Б Т Л Р Г Н З Е
Цель – повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов
Бактерии размножаются: А. только спорами Б. особыми половыми клетками В. делением клетки и некоторые - спорами 2. В клетках грибов отсутствует: А. ядро Б. цитоплазма В. хлоропласты 3. Грибы из корней деревьев получают: А. воду Б. органические вещества В. витамины 4. Положительная роль грибов: А. возбудители заболеваний человека Б. они являются продуктами питания В. порча продуктов питания 5. Болезнетворными бактериями являются: А. синезеленые Б. молочнокислые В. туберкулезные
Бактерии размножаются: А. только спорами Б. особыми половыми клетками В. делением клетки и некоторые - спорами 2. В клетках грибов отсутствует: А. ядро Б. цитоплазма В. хлоропласты 3. Грибы из корней деревьев получают: А. воду Б. органические вещества В. витамины 4. Положительная роль грибов: А. возбудители заболеваний человека Б. они являются продуктами питания В. порча продуктов питания 5. Болезнетворными бактериями являются: А. синезеленые Б. молочнокислые В. туберкулезные Ответы: 1-В, 2-В, 3-Б, 4-Б, 5-В
5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» Меньше 3 баллов – «2»
5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» Меньше 3 баллов – «2» 5 баллов – зеленая 4 балла – белая 3 балла – желтая Меньше 3 баллов - красная
2. «Узнай меня и опиши» Что изображено? К какому царству относится? 3. Особенности строения. 4. Как и чем питается? 5. Особенности размножения.
1
Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов
Лисичка, мухомор, сыроежка, боровик. «Кто лишний?» правильно названный объект – 1 балл, обоснование – 1 балл
Цель – повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы Задачи: Повторить Строение Питание Размножение Распространение Значение бактерий и грибов
На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока для меня был активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен