Занятие по теме "Встреча с первоцветом"
Данный учебный материал формирует у обучающихся представления о первоцветах Кемеровской области и мер по их сохранению в природе.На занятии "Встреча с первоцветом" ребята знакомятся с красотой и многообразием первоцветов, развивают коммуникативные навыки, воспитывают бережное отношение к объектам живой природы на примере раннецветущих растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervotsvety.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Встреча с первоцветом».
Цель: формирование представления о первоцветах Кемеровской области и мер по их сохранению в природе.
Задачи:
- Образовательные:
познакомить обучающихся с красотой и многообразием первоцветов Кемеровской области;
- Развивающие:
развить коммуникативные навыки;
- Воспитательные:
воспитать бережное отношение к объектам живой природы на примере первоцветов.
Методы обучения:
- Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
- Наглядный (показ рисунков, презентация).
- Проектный (разработка альбома о первоцветах).
Оборудование: раздаточный печатный материал, шаблоны, слайдовая презентация, ноутбук, проектор, канцелярские принадлежности (бумага, ножницы, клей).
План занятия:
- Организационный момент. Вступительная беседа.
- Работа над проектом.
I этап: Постановка проблемы;
II этап: Организационный;
III этап: Поисково-исследовательский;
IV этап: Оформление результата работы;
V этап: Презентация работы.
- Заключение.
Ход занятия.
- Организационный момент. Вступительная беседа.
Слайд 1.Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Беседа с детьми:
Какие изменения в природе происходят весной?
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы) Слайд 2.
- Работа над проектом.
I этап: Постановка проблемы. Определение задач, демонстрация презентации, беседа с обучающимися.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Зачастую такие растения становятся объектами массового сбора и продажи, что местами приводит к их исчезновению.
Слайд 3. Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Это довольно редкие растения для России. А мы называем подснежниками, или первоцветами, другие цветы.
Слайд 4. Пришла весна и изменения, начавшиеся в природе, не всегда заметны невооруженным взглядом.
- Что можно сказать о почве в это время?
- Как же появилось растение, если почва еще не оттаяла?
Слайд 5. Мать-и-мачеха. Оказывается, в земле у этого растения находится толстое корневище с богатым запасом питательных веществ (картинка 1). Этот запас растение сделало летом. Корневище расположено неглубоко в земле. (Картинка 2) Весной, как только прогреется верхний слой почвы, из цветочных почек корневища развиваются цветочные побеги и появляются желтенькие цветочки мать-и-мачехи. (Картинка 3) Когда цветы отцветают, на их месте появляются шарики-пуховики, как у одуванчика, только поменьше. (Картинка 4) После увядания цветов уже из других почек корневища вырастают новые побеги с большими зелеными листьями. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
Слайд 6. Медуница.
В лесу зима, как зверь, таится,
А в соснячке вокруг села
Уже лесная медуница,
Как в доброй сказке расцвела.
Ранней весной цветет не совсем обычный цветок, который можно принять за разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветы только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме, розовых появляются голубые, синие, фиолетовые цветы. Оказывается, цветы медуницы изменяют свою окраску. Все дело в пигментах. Это растение – прекрасный медонос, недаром оно названо медуницей.
- Почему она не замерзает?
А медуница приспособилась к такой погоде. Листья медуницы покрыты особыми волосками - оттого они и кажутся шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
Все цветки примулы смотрят в разные стороны. В России этот цветок часто называют баранчиком: его листья волнистые по краям, немного морщинистые и покрыты легким пушком – «шерсткой», отсюда и «баранчик». Называют его еще ключиком. Как вы думаете, почему? – цветки собраны в соцветие, немного напоминают связку ключей. Легенда говорит, что это ключи, открывающие дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам. Это лекарственное растение, его собирают в больших количествах, поэтому первоцвет нуждается в охране.
Слайд 8. Сон-трава.
Только-только растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные цыеты – сон-трава. Это удивительное изобретение природы! Цветет, даже если температура воздуха нулевая, а внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка – это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Согласно поверьям цветок способен навевать сны. Старые живописцы из цветков этой травы получали зеленую краску (Почему растение покрыто волосками?)
Слайд 9. Гусиный лук.
Небольшое скромное растеньице, которое часто теряется в прошлогодней траве, покрывающей еще голую землю. Но, приглядевшись, все-таки увидишь эту милую улыбку весны – хрупкий нежный цветок с небольшими желтыми лучистыми цветами. Луком это растение называют потому, что оно имеет крошечную луковичку, а гусиным – оттого, что его охотно поедают гуси. Так же это растение используют в кулинарии, листья имеют чесночный запах и добавляется в салаты, а луковицу едет в варенном или печеном виде.
Слайд 10. Кандык сибирский.
Одно из самых раноцветущих растений. Зацветает сразу после стаивания снега. Цветущие растения подвергаются сравнительно низким температурам (иногда ниже −10 °С) и переносят их без повреждений. На ночь и во время похолоданий кандык закрывает цветки, после восхода солнца, если температура поднимается выше 0°С, растение вновь раскрывает цветки. Занесен в красную книгу России. (Что такое красная книга?)
- Но вот растение отцвело. Можно ли сказать, что растение погибло?
В земле остается корневище, клубень, от которого будет расти растение следующей весной. Растение набирает питательные вещества все лето, чтобы быть сильным весной.
Слайд 11. Береза.
Ребята, как вы считаете, какое отношение береза имеет к первоцветам? (беседа с детьми).
Слайд 12. Ива (верба) тоже является первоцветом.
Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
С каждой весной первоцветов становится все меньше и меньше. Растение беззащитно. Накрепко связанное с почвой, оно не может ни убежать, ни постоять за себя. Их рвут на букеты для продажи или просто так тысячи людей, часто вырывают с клубнями и луковицами. Чтобы хоть как-то помочь этим растениям попытаемся запомнить некоторые правила(Слайд 13).
II этап: Организационный.
А сейчас мы с вами попробуем создать альбом с первоцветами. Для этого мы разделимся на пары и выполним аппликации.
III этап: Поисковый и исследовательский.
Необходимо собрать из полученных шаблонов цветок.
IV этап: Оформление результата работы.
Ребята приклеивают на лист бумаги получившееся растение, а также его краткое описание.
V этап: Презентация проекта и его продукта.
Пары по очереди демонстрируют свои работы и кратко рассказывают о своем растении.
- Заключение.
Аппликационные работы в конце занятия складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В итоге получается альбом.
– Вот наш альбом о первоцветах готов. Все сегодня очень хорошо поработали. А с этим альбомом я познакомлю ребят других классов, чтобы они дополняли материал и делали его ещё лучше и красочнее.