Олимпиада по биологии среди студентов 1-2 курса СПО и НПО, или учащихся 10-11 классов
Конкурс проходит в виде выполнения практических заданий, разработанных по следующим разделам предметной подготовки ГОС НПО и СПО или ФГОС НПО и СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_provedenii_olimpiady_po_biologii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
2 ноября 2012 г. № 2-р
г. Добрянка
Об утверждении Положения и
сметы расходов на проведение
олимпиады по биологии
В соответствии с планом работы предметно (цикловой) комиссии технического, гуманитарного и социально-экономического профилей на 2012-2013 учебный год,
ОБЯЗЫВАЮ:
1. Утвердить положения и смету расходов на проведение олимпиады по биологии согласно приложениям №№ 1, 2.
2. Финансирование произвести за счет средств субсидии на оказание государственной услуги.
3. Контроль за проведением мероприятия возложить на заместителя директора Расторгуеву О. О., контроль за исполнением сметы расходов на заместителя директора по экономике и финансам Денисову Н. А.
Директор Р. Г. Шилов
Приложение № 1 к распоряжению директора от __________г. № __ |
Положение
о проведении олимпиады по биологии среди студентов и учащихся КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И.Сюзева
- Время и место проведения Олимпиады
Биологическая олимпиада проводится 15 ноября 2012 г. В 15.00 ч. в помещении КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И.Сюзева по адресу ул.Трудовые резервы, д.5 каб. №
- Участники.
В Олимпиаде могут принимать участие учащиеся и студенты КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И.Сюзева. Количество участников– не более 6 человек от группы. Первенство в Олимпиаде – личное. Группа выбирает состав учащихся по своему усмотрению и возможности.
3. Распределение мест в личном первенстве
- Места в личном первенстве распределяются на основании суммы набранных баллов.
- Сумма баллов, набранная участником по результатам Олимпиады, определяется по итогам личного первенства.
- Наиболее высокое место занимает участник, сумма баллов которого максимальна, далее распределение мест производится по убыванию сумм набранных баллов.
- При равенстве суммы баллов, набранных двумя или более участниками, оба признаются занявшими одно и то же место. Наличие даже минимальной разницы в сумме баллов является бесспорным и однозначным основанием для помещения участника с меньшей суммой баллов на более низкое место.
4. Практический конкурс
- 06 ноября 2012 г. группам выдается заочное задание по всем разделам биологии, выполненные работы необходимо сдать до 13 ноября 2012г. Катаевой Е.И.
- В ходе конкурса участники должны продемонстрировать навыки практической работы в различных разделах биологии.
- Конкурс проходит в виде выполнения практических заданий, разработанных по следующим разделам предметной подготовки ГОС НПО и СПО или ФГОС НПО и СПО:
- Конкурсные практические задания разрабатываются по следующим раздела предметной подготовки ГОС СПО или ФГОС СПО:
- Зоология (зоология позвоночных, зоология беспозвоночных).
- Ботаника (систематика, анатомия растений, микология, микробиология).
- Анатомия и физиология (анатомия человека и животных, физиология человека и животных, физиология растений).
- Общая биология (цитология, генетика, молекулярная биология, теория эволюции, экология).
- В ходе выполнения практических заданий участникам разрешается пользоваться всеми доступными источниками информации.
- Задание из каждого раздела ГОС НПО и СПО или ФГОС НПО и СПО оценивается независимо каждым членом жюри. При выставлении оценки следует ориентироваться на представленные в нём критерии. Максимальное количество баллов за каждое задание – 10, за конкурс в целом – 40.
- Места команд распределяются в зависимости от округлённой до целого среднеарифметической суммы баллов, выставленных членами жюри.
5. Лично первенство
5.1. Личное первенство проводится в виде тестирования продолжительностью 45 минут.
5.2.Каждому участнику предлагается для решения 40 тестовых заданий. Правильное решение одного задания оценивается в один балл.
5.3.Места участников распределяются в зависимости от суммы набранных ими баллов. Места команд распределяются в зависимости от суммы набранных членами команды баллов, делённой на три и округлённой до целого.
6. Организационный комитет Олимпиады
6.1. В состав организационного комитета Олимпиады входят
- Лисник Любовь Васильева.
- Полушкина Ольга Юрьевна.
- Кугаевская Ольга Владимировна.
- Катаева Елена Ивановна.
ВОПРОСЫ К ЗАОЧНОМУ ТУРУ Олимпиады по БИОЛОГИИ.
1. В календаре Инков существовал один из двух способов определения дневного времени: измерением времени служило время, затрачиваемое на варку одного из известного вам овоща— что приблизительно равнялось одному часу. То есть, в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из данного овоща.
2. Назовите цветковое растение семейства Злаков, растущего в Антарктиде.
3. Какое злаковое растение применялись японскими военными во время Второй мировой войны в качестве жестокой пытки? Ответ поясните с биологической точки зрения.
4. Один из первых весенних цветов, у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с этим цветком, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов. По одной легенде, этот цветок так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, он вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление этого цветка связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. О каком цветочном растении идет речь?
5. Вой волчьей стаи не прибавляет оптимизма тому, кто его слышит. Тоскливая музыка. Впрочем, как и собачий вой. Так почему же волки воют на луну? Ответ поясните с биологической точки зрения.
6. Как называют младенца летучей мыши?
7. Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Граденбурге проходили выборы бургомистра, — пишет Павел Иустинович Мариковский. — Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. Посередине стола помещалось данное насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду она выберет. О каком насекомом идет речь?
8. Что мы видим, когда смотрим на окружающих нас людей? В первую очередь нам в глаза бросается внешний вид кожи других людей. У одних она темная, у других светлая. От чего это зависит?
9. Люди с каким цветом волос имеют в среднем наименьшее число волос на голове?
10. Действительно ли ахиллово сухожилие является самым слабым сухожилием в нашем теле?
11. Где находится самая твердая ткань нашего организма?
Задания для очного этапа олимпиады по биологии среди студентов и учащихся КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И. Сюзевав 2012-2013 учебном году.
На выполнение заданий отводится 45 минут.
Задание 1. Задание включает 19 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.
1. Мицелий гриба рода Пеницилл:
а) неклеточного строения;
б) одноклеточный одноядерный;
в) одноклеточный многоядерный;
г) многоклеточный.
2. Формула цветка крестоцветных:
а) Ч4Л4Т6П(2)
б)*Ч4Л4Т4П(2);
в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);
г) *Ч4Л4Т8П(2).
3. Основной хозяин малярийного плазмодия:
а) человек;
б) личинка малярийного комара;
в) малярийный комар;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
4. Заражение дизентерией происходит:
а) через укус насекомого, переносчика заболевания;
б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
в) воздушно-капельным путем;
г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
5. Ядовитые железы паука находятся:
а) у основания хелицер;
б) у основания ног;
в) в передней части брюшка;
г) в задней части брюшка.
6. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя;
б) печень;
в) кишечник;
г) плавательный пузырь.
7. Температура тела тритона зависит от:
а) характера пищи;
б) содержания жира в тканях тела;
в) содержания воды в тканях тела;
г) температуры окружающей среды.
8. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня;
г) образование брачной пары.
9. Мышечная ткань образована:
а) только одноядерными клетками;
б) только многоядерными мышечными волокнами;
в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;
г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.
10. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:
а) костной;
б) хрящевой;
в) рыхлой волокнистой;
г) плотной волокнистой.
11. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
а) сморщиваются;
б) набухают и лопаются;
в) слипаются друг с другом;
г) остаются без внешних изменений.
12. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
а) жиры и нуклеиновые кислоты;
б) углеводы и аммиак;
в) жиры и углеводы;
г) углекислый газ и воду.
13. В клетке транспорт веществ осуществляет:
а) аппарат Гольджи;
б) клеточный центр;
в) эндоплазм этическая сеть;
г) ядрышко.
14. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:
а) профазу;
б) метафазу;
в) анафазу;
г) телофазу.
15. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:
а) вирус гриппа;
б) вирус оспы;
в) ВИЧ;
г) вирус герпеса.
16. Примером ароморфоза является:
а) теплокровность;
б) волосяной покров млекопитающих;
в) наружный скелет беспозвоночных;
г) роговой клюв у птиц.
17. Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
18. Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
19. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:
а) комнатная муха;
б) постельный клоп;
в) медведка;
г) рыжий муравей.
Задание 2. Задание включает 4 вопроса, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.
1. Четырехкамерное сердце имеют:
а) ящерицы;
б) черепахи;
в) крокодилы;
г) птицы;
д) млекопитающие.
2. В состав среднего уха входит:
а) молоточек;
б) слуховая (евстахиева) труба;
в) полукружные каналы;
г) наружный слуховой проход;
д) стремя.
3. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:
а) естественный отбор;
б) дрейф генов;
в) популяционные волны;
г) изоляция;
д) борьба за существование.
4. К плоским костям скелета человека относят:
а) надколенник;
б) лопатку;
в) грудину;
г) тазовую кость;
д) позвонки.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений).
1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.
2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.
4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.
5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.
6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.
7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.
8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.
9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.
11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.
12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.
13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.
14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.
Задание 4. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.
1) чума
2) туляремия
3) малярия
4) эпидемический сыпной тиф
5) бешенство
A) собаки, шакалы, летучие мыши
Б) комары
B) клещи
Г) вши
Д) блохи
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя |