Рабочая программа по биологии 11,12 класс в вечерней школе.

Юлия Сергеевна Русакова

Данная рабочая прграмма предназначена для изучения предмета «Биология» в вечерней школе в 11-12 классахна базовом уровне.

и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения предмета «Биология» в вечерней школе в 11-12 классах

на базовом уровне.

Рабочая программа

соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»,который входит в образовательную область «Естествознание»;

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.  Закон РФ  «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Последнее обновление: 27.12.2009)

2.   Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне(приказ МОРФ от 05.03.2004г №1089)

3.  Авторская программа Н.Е.Кузнецовой .Химия 8-11 кл. «Вентана-Граф»,2007

4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

6.Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году:

  1. Химия 10 класс. Кузнецова Н.Е. и др.-М: Вентана-Граф, 2007
  2. Химия 11 класс. Кузнецова Н.Е. и др.-М: Вентана-Граф, 2007

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, обеспечивает биологическую, экологическую и природоохранную грамотность;

составлена на основе примерной программе по биологии основного общего образования, изложенной на сайте Министерства образования с учётом рекомендаций авторскойпрограммы«Программа основного общего образования по биологии  10-11 классы» (авторы:В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова) (Биология.5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа,  2010. – 92,[4]с.).

Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В связи с тем, что учебный материал старшей школы распределёна три года,  последовательность изучения тем следующая: в 10 класс вынесены темы«Биология как наука»,«Клетка» и часть темы «Организм» ;  в 11классе изучаются темы  «Организм» и «Вид», в 12 класс вынесены темы«Эволюция», «Экология» и обобщающее повторение по всему курсу общей биологии.

Общая характеристика учебного процесса.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков:

0 тип.Вводноеучебное занятие.

1тип. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

2 тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности.

3тип. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

4тип. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

5тип. Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

В методике обучения биологии используются такие формы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждой формы познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие формы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей). Но в условиях ВК экскурсии не возможны, поэтому они заменяются фильмами с последующим обсуждением.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного)  общего

образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате изучения биологии на базовом уровне среднего(полного)  общего

образования ученик должензнать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять:роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описыватьособей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оцениватьразличные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучатьизменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находитьинформацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание изучаемого курса 10-12 классов

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

Требования к уровню подготовки по теме (должен знать и уметь).

1

Введение

1

Биология как наука. Методы научного познания.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Знать/понимать:понятия

Биология. Общая биология. Цели и задачи курса;

Методы изучения организмов.

Уметь:

объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы;

Показывать значение биологических знаний в жизни человека.

2

Основы цитологии

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн)[1]. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код

ОРГАНИЗМ

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом
  • строение биологических объектов: клетки;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • объяснять: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

3.

Размножение и индивидуальное развитие  организмов

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;

Знать/понимать

  • основные положения биологических теорий  и законов (биогенетический закон); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

4

Основы

генетики

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм че-ловека. Значение генетики для медицины и селекции.Наслед-ственные болезни человека, их причины и профилактика.

Проведение биологических исследований: составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач;

5

Основы

селекции

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

6

Эволюция

ВИД

История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: процессы (естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

7

Основы

экологии

ЭКОСИСТЕМЫ

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Знать/понимать

  • основные положения учение В.И.Вернадского о биосфере;
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать составлять элементарные схемы схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в природной среде;

Календарно – тематический план 11 класса

№п/п

№ в те-ме

Содержание учебного материала

Количество часов

Форма урока

Дата

  1. Повторение темы «Размножение и индивидуальное развитие  организмов»– 7часов

1

1

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Митоз, его основные фазы.

1

Рассказ

2

2

Половое и бесполое размножение.

Формы  размножения организмов: половое  и  бесполое.

1

Рассказ

3

3

Мейоз. Сравнительная  характеристика  митоза  и мейоза.

1

Рассказ,

4

5

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Развитие  зародыша  (на  примере зародыша  животного). Эмбриональное  и  постэмбриональное  развитие  организма.

1

Рассказ

5

6

Зачет № 1 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

Контр.рработа

  1. Основы генетики – 21 час

6

1

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Генетика  -  наука  о  наследственности  и изменчивости,  её  основные  методы. Гибридологический  метод.

1

Рассказ,

7

2

Моногибридное  скрещивание.  1 и 2 законы  Менделя.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Решение задач  на  моногибридное скрещивание.

1

беседа

8

4

Решение  задач  на  моногибридное  скрещивание.

1

Решение  задач

9

6

Дигибридное  скрещивание. Цитологические основы  закона  расщепления  во  втором  поколении.3 закон  Менделя

1

беседа

10

7

Решение генетических задач на  дигибридное  скрещивание.

1

Решение  задач

11

9

Анализирующее  скрещивание. Проведение биологических исследований: составление простейших схем скрещивания;

1

Беседа

12

10

Современные представления о гене и геноме.

1

Рассказ

13

12

Генетика  пола.  Решение  задач  на  наследование  сцепленное  с  полом.

1

Рассказ

14

13

Зачет  № 2 по решению генетических  задач.

1

Контр.

работа

15

15

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

Беседа

3. Основы селекции – 5 часов.

16

1

Достижения  в  селекции  растений. Кировский зональный  институт  северовостока.

1

Рассказ, Практическая работа

16

Зачет № 3 по теме «Основы селекции».

1

Рассказ.

Календарно – тематический план 12 класса

п/п

№ в теме

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма урока

Дата

  1. Эволюционное учение –22 часа.

1

1

История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

1

Рассказ

2-3

2

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Синтетическая теория эволюции.

2

Рассказ

4

3

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.Отличительные признаки живого.

1

Беседа

5

4

Практическая работа №1 «Описание вида по морфологическому, экологическому, географическому критериям».

1

Практическая работа

6-7

5

Движущие силы эволюции. Наследственность.

2

Беседа

8-9

6

Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.

Практическая работа №2 «Выявление изменчивости у особей  одного вида».

2

Практическая работа

10

7

Борьба за существование.

1

Работа с уч-ком

11-12

8

Естественныйотбор.

2

Беседа

13

9

Искусственный отбор.

1

Беседа

13

10

Формы адаптации организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

1

Рассказ

15-16

11

Микроэволюция.  Образование новых видов в природе. Видообразование экологическое и географическое.

2

Рассказ

17

12

Контрольный тест №1по теме Микроэволюция»

1

Контр.р.

18

13

Анализ контрольной работы №1

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

1

Рассказ

19

14

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Практическая работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

Рассказ

Практ.

работа

20

15

Гипотезы происхождения человека. Движущие силы антропогенеза

Практическая работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека»

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека.

1

Рассказ

Практ.

работа

21

16

Расы. Происхождение человеческих рас.

1

Рассказ

22

17

Контрольный тест №2 по теме Макроэволюция» и «Антропогенез»

1

Контр.р.

  1. Основы экологии – 15 часов.

23-24

1

Анализ контрольной работы №2

Факторы эволюции: биотические, абиотические, антропогенные. Ограничивающие  факторы. Предел выносливости.

2

Рассказ

25-26

2

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

2

Рассказ

27

3

Структура сообщества.

1

Рассказ

28-29

4-5

Биотические  факторы (Взаимно-нейтральные,  взаимно-полезные,  полезно-вредные, взаимно-вредные).

2

Рассказ

30

6

Продуктивность сообщества. Причины устойчивости и смены экосистем.

1

Рассказ

31-32

7

Пищевые связи, круговорот  веществ и превращения энергии в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); Экологическая пирамида.

2

Рассказ

33

8

Практическая  работа  № 5 «Составление  схемы схем цепей питания организмов»

1

Практич.

работа

34

9

Практическая  работа  № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

Практич.

работа

35-36

10

Обобщающее повторение по теме «Основы экологии».

2

Беседа.

37

11

Контрольный тест № 3  по теме «Основы экологии».

1

Контр.р.

3.Основы  учения  о  биосфере – 13 часов

3.04.13

38-39

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биосфера  и  её границы. Структура  биосферы.

2

Рассказ,

40-41

2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса  поверхности  суши  и  мирового  океана. Функции живого вещества.

2

Рассказ,

42-43

3

Круговорот  веществ  и  энергии  в  биосфере

Практическая  работа  № 1 «Составление  схемы  круговорота воды  и  другого  вещества(азота, углекислого газа, кислорода  и др».

2

практическая работа

44-45

4

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.  Ноосфера. Эволюция биосферы.

2

Рассказ, Беседа

46-47

5

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2

Беседа

48

6

Обобщающее повторение по темам « Основы экологии» и «Биосфера». Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1

Беседа

49

7

Контрольная  работа  № 4 по  теме  «Биосфера».

1

Контр.работа

50

8

Анализ контрольной работы №4

1

Беседа

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Для учителя:

Основная  литература

1.  Программа по биологии  для средней (10 - 11 кл.) общеобразовательной школы.   Автор В.В. Пасечник.Москва,          «Дрофа»         2004 г., стр. 171.

2.  Учебники:

1). Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология, 10-11. кл.» Учебник для     общеобразовательных   учреждений - М., Дрофа. 2005 .

2). Общая биология,10-11. / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

3.  Рабочая тетрадь: В.Б.Захаров Рабочая тетрадь по общей  биологии  10-11 классы. К учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.    Агафоновой, Е.Т.Захаровой « Общая биология» (М.:Дрофа). Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва. 2008.

4.  Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 10 кл. - Саратов, «Лицей»,1997г.,80с.

5.  Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 кл. - Саратов, «Лицей»,1997г.,80с.

Дополнительная литература

6.  Жизнь животных. В 7 т. /Редкол. В.Е.Соколов (гл. ред.) Ж71 и др.. – М.: Просвещение,1989.

7.  Научно-популярное издание. Я познаю мир. «Удивительные животные». Автор основного текста С.В.Сабунаев. АСТ «АСТРЕЛЬ» 1999г.

8.  Я познаю мир: Тайны природы: Энцикл.  /Я11  Ал. А. Леонович. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2004. – 491,:с. ил.

9. Я познаю мир:  Рекорды животных: Дет.энцикл./ Н.Р. Рубинштейн, Т.В. Воронина, – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2002. – 397,:с. ил.

10. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

11. Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.

12. Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.

14. Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.

16. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.

17. Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.

18. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.

19. Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.

20. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

Для ученика:

Основная  литература

  1. Программа по биологиидля средней (10 - 11 кл.) общеобразовательной школы.   Автор В.В.

Пасечник. Москва, «Дрофа»         2004 г., стр. 171.

2.  Учебники:

1). Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология,10-11. кл.» Учебник для  общеобразовательных   учреждений - М., Дрофа. 2005 .

2). Общая биология,10-11. / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

3.  Рабочая тетрадь: Захаров «Общая биология».

4.  Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 10 кл. - Саратов, «Лицей»,1997г.,80с.

5.  Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 кл. - Саратов, «Лицей»,1997г.,80с.

6.  Хабарова Е.И., Панова С.А.Экология в таблицах. 10(11) кл.: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 128

Дополнительная литература

1.  Жизнь животных. В 7 т. /Редкол. В.Е.Соколов (гл. ред.) Ж71 и др.. – М.: Просвещение,1989.

2.  Научно-популярное издание. Я познаю мир. «Удивительные животные». Автор основного текста С.В.Сабунаев. АСТ «АСТРЕЛЬ» 1999г.

3.  Я познаю мир: Тайны природы: Энцикл.  /Я11  Ал. А. Леонович. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО         «Издательство  Астрель»,2004. – 491,:с. ил.

4. Я познаю мир:  Рекорды животных: Дет.энцикл./ Н.Р. Рубинштейн, Т.В. Воронина, – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2002. – 397,:с. ил.

5.  Талызин Ф.Ф. Секреты природы. М., «Мысль», 1969.191с. с илл. И 8л.Илл.( Рассказы о природе).

6.Акимушкин И.И. Невидимые нити природы.-М.: Мысль, 1985.

7. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).-М.: Мысль, 1988.

8. Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль. 1992.

9. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 1993.

10. Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 1982.

11. Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 1988.

12.Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 1984.

13. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.-М.: Мир,1990.

14. Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 1977.

15. Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 1988.

16. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 1983.

17.Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

18.Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред.Проф. В.Н.Ярыгина.-М.:Медицина, 1987.


[1]        Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.