урок биологии в 6 классе
урок биологии в 6 классе " Семя.Строение семени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_skulbedina_na.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии «Семя. Строение семени.»
Задачи урока:
Образовательные:
-закрепить знания об органах цветковых растений,
-дать представление о репродуктивных органах,
-дать представление о строении семени,
-познакомить учащихся с особенностями семян однодольных и двудольных растений,
-расширить знания о разнообразии семян, преимуществе семян перед спорами.
Развивающие:
-формировать умение выделять главное в изучаемом материале,
-анализировать результаты наблюдений, опытов и делать выводы, формировать умение давать сравнительные характеристики двудольных и однодольных растений, умение работать с текстом, составлять схемы, заполнять таблицы.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе, посредством стихов, пословиц , поговорок, воспитывать чувство прекрасного, умение выделить в обычных предметах необычное и красивое, воспитывать бережное отношение к природе, к Родине.
Таблица «Строение семени», гербарные экземпляры, проектор, компьютер, экран, чашки Петри, препар. Иглы, семена фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы(сухие и набухшие), линейка, коллекция семян, ящик с семенем внутри.
Ход урока:
I.Орг. момент .
Приветствие.
Подготовка класса к работе.
II. Проверка знаний фронтальная:
-Назовите органы цветкового растения. Рис.
-Какие органы относятся к вегетативным?
- Каике к генеративным? (слайд)
Определение темы урока (актуализация субъективного опыта)
ВЫЗОВ: Перед вами черный ящик, попробуйте отгадать , что в нем находится, используя описание. (слайд)
Вопросы:
-Это орган растения, который ему жизненно необходим.
-Этот орган появляется в определенный период жизни растения
С помощью него растения распространяться по Земле.
Ответ : это СЕМЯ. (коллекция семян, слайд).
Определение темы урока (слайд).
Учитель: У меня в руке будущая жизнь! Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит,
А пока осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет,
Спит и дышит у меня в руке-
Будущий побег и могучий корень!
Вопросы к классу: -как вы думаете- почему у автора сказано-«Будущая жизнь» (Ответы детей).
-А что вы знаете о семенах?
Работа с коллекцией составления таблицы в тетрадях на доске. (слайд)
знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Вопрос : Что собой представляет семя? Нарисуйте семя такое каким вы его себе представляете.(Рисунок в тетради).
Давайте заполним таблицу, которую мы с вами уже заполняли не один раз.
знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Семена бывают разной величины, имеют различную окраску, находятся в плодах, покрыты оболочкой, пища для птиц, животных , человека | У каких растений семена самые мелкие, а у каких самые крупные? Как долго могут храниться семена? Почему не все семена прорастают? | Семя состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Зародыш состоит из зародышевого стебелька, корешка, Поченки, семядолей. Семена имеют запас питательных веществ. Семена бывают однодольные и двудольные. Запас питательных веществ находится в зидосперме или семядолях. |
Обсуждение записей.
Жизнь цветкового растения начинается с семени.
Посмотрите на семена(работа с коллекцией).
В чем их сходство, в чем различие?
СЕМЕНА | форма |
Цвет | |
Размер | |
Вес |
Осмысливание: Все разнообразны, но имеют сходное строение. Познакомимся со строением семян на примере зерновке пшеницы и семени фасоли.
Инструктаж по ТБ по выполнению работы.
Лабораторная работа: «Строение двудольных и однодольных растений» ,«Строение семени пшеницы» , ,«Строение семени фасоли».
Выполняется каждым учащимся по инструктивной карточке. Каждый работает со своим семенем самостоятельно. Зерновку пшеницы изучают в парах.
Вывод: Семена однодольных (фасоль) и двудольных (пшеница) отличаются Кожура двудольных легко отделяется, у однодольных околоплодник и семенная кожура плотно срослись друг с другом.
Давайте еще раз посмотрим на семена и их части.
Чем покрыто семя, какое значение имеет семенная кожура?
Что находится под кожурой? (Зародыш -главная часть семени. Он представляет зачаток будущего растения).
Словарная работа ( с учебником ,доп. литературой, интернет ресурсами).
ЭНДОСПЕРМ- найти определение и значение. У всех ли семян есть?
Обобщим, что мы узнали о семенах?
СЕМЯ
Кожура Зародыш эндосперм
(пит-ные вещ-ва,
запасающие ткань).
Корешок стебелек поченка 1 или 2 семядоля
Растения, зародыш которых имеет 1 семядолу относятся к однодольным растениям.
Цветковые растения
Двудольные Однодольные
(2 семядоли в зародыше) (1 семядоле в зародыше).
Задание:Работа с текстом учебника , интернет ресурсами, доп. литературой, гербарным материалом.
Найдите примеры растений относящимся к однодольным и двудольным растениям.
Итак мы сегодня познакомимся с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами изучили на практике строение семян, поработали с коллекцией , узнали новое понятие «эндосперм». А чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшний урок мы с вами поиграем в игру «Верно-неверно».
Прочитав предложение, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное тогда в карточке ставим «+», если оно не верное, поставьте «-».
КАРТОЧКА
Ф.И.__________________________________
+/-.
- У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
- Все семена имеют две семядоли и эндосперм.
- Строение всех семян растений одинаково.
- Строение семян всех двудольных растений одинаково.
- Первым у проростка появляется корешок.
- Все семена имеют кожуру.
- Молодое растение называется заростком.
- Через семявход в семя проникает вода.
- Семена могут иметь одну или две семядоли.
- Эндосперм-запасающая ткань.
- Семена растений, имеющих 1 семядолю называют двудольными.
- Семя это вегетативный орган.
- Зародыш семени это корешок, стебелек, почечка, семядоли.
- Зародыш главная часть семени.
Задание проверил «Оценка».
А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте , проверьте и оцените. Каждый правильный ответ 1 бал.
А теперь мы поработаем с материалом лаб. работы и з чашек Петри :
-кожуру семени фасоли
-семядоли
-зародышевый корешок
-зародышевый стебелек
И показать по таблице по цепочке:
-эндосперм
-семядоли
-зародышевый стебелек и корешок и т.д..
Рефлексия.
Достигли ли мы цели урока? Какие? Что вызвало затруднение? Что понравилось? Чему научились? Комментарии.
Д\З Изучить параграф учебника, дополнить логическую схему. Отельным учащимся дается задание найти в доп. литературе информацию о семенах.
Используемая литература: Биология 6 класс, Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Жизнь растений.Знакомые незнакомцы. Занимательная ботаника. Кросворды и ребусы по ботанике. Интернет ресурсы http:// studproekt.ru